Коррекция агрессивных форм поведения детей дошкольного возраста посредством игротерапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:37, реферат

Описание работы

В последнее время проблема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является проблема детской агрессивности, а именно агрессивности дошкольников. Это связанно с тем, что исследования и многочисленные наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека.

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………….3

2. Тематическое планирование……………………………………………7

3. Содержание занятий……………………………………………………..9

4. Список использованной литературы………………………………….21

5. Приложение 1……………………………………………………………22

6. Приложение 2……………………………………………………………25

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской федерации.docx

— 46.29 Кб (Скачать)
  1. Какая книжка вы понравилась больше, черная или зеленая?
  2. В какую из них хотелось бы больше записывать? Почему?

     Психолог  делает предложение - запоминать хорошие  поступки, которые сделает ребенок, а на следующем занятии тот, кто  больше всего привнесет в содержание зеленой книги Добра, тот получит  право быть «Феей (волшебником) сна», которые появляются в конце занятия.

  1. Вам понравилось здороваться друг с другом в кругу? Почему?
  2. А в другой ситуации можно здороваться так же как мы сегодня?
  3. Хотелось бы вам это попробовать самим дома или в садике?

     Продолжительность – 5-7 мин. 

     Занятие №2.

     Упражнение 1«Здоровалки»

     Упражнение 2 «Веретено»

     Цель: Пробуждение активности каждого ребенка, они учатся подчинятся определенным правилам, что организует, дисциплинирует и сплачивает играющих.

     Ход игры: Играющие делятся на две группы и становятся друг за другом. По команде «Начинаем!» дети, стоящие первыми должны быстро, как веретено, обернуться вокруг себя. Потом соседи берут их за талию и оборачиваются уже вдвоем и т.д. пока не дойдут до последнего в ряду.

     Побеждает та группа, дети которой обернулись быстрее. Музыкальное сопровождение: «Лезгинка»

     Данная  игра проводится несколько раз. Необходимо, что бы каждая из подгрупп была победителем.

     Продолжительность: 1-2 мин. 

     Упражнение 3 «А я …»

     Цель: напоминание детям о том, что они должны делать добрые дела, обучить детей более четко дифференцировать добрые и злые поступки, усвоение моральных норм.

     Ход упражнения: Выяснение поступков, которые дети совершили в период между занятиями. Совместное обсуждение этих поступков с занесением их в книги. Выделение ребенка, который больше всех сделал хороших поступков.

     Продолжительность – 5 мин. 

     Упражнение№4 «Мама устала»

     Цель: Закрепить способность дифференцировать понятия «добро» и «зло», осознание моральной стороны поступков, научить детей способам выражения сопереживания и сострадания.

     Ход упражнения: Дети становятся в круг, в центре которого ставиться стул. Выбирается ребенок на роль матери и садится или становиться в круг. Все дети получают задание: представить, что «мама» пришла уставшая с работы. Вы хотите ей помочь. Как вы это сделаете? С какими словами вы обратитесь к «маме»? ребенок, выбранный на роль матери, должен выразить ее состояние с помощью мимики и пантомимики. Если дети затрудняются, психолог предлагает возможные варианты помощи родителям: что-нибудь принести (тапочки, одежду), накрыть на стол, убрать со стола, помыть посуду и др.

     Продолжительности – 7-10 мин. 

     Упражнение№5 «Рисуем эмоции пальцами»

     Цель: Выражение осознания своего эмоционального состояния.

     Ход игры: Детям предлагается нарисовать свои эмоции пальцами. Для этого необходимо использовать баночки с гуашевой краской. После того, когда все дети закончат выполнение задания, психолог ведет обсуждение рисунков.

     Продолжительность – 10 мин.

     Рефлексия:

     - Ребята, чем мы с вами сегодня  занимались?

     - Чем отличается «добро» от  «зла»? 

     Занятие №3.

     Упражнение 1 «Лохматый пес»

     Цель: Психофизиологическая мобилизация.

     Ход игры: Выбирают «пса», который сидит в стороне. Дети медленно идут к нему. Психолог читает:

     Вот сидит лохматый пес,

     В лапки свои, уткнувши нос.

     Тихо, мирно он сидит.

     Подойдем  к нему, разбудим

     И посмотрим, что же будет?!

     Дети  тихонько подходят и хлопают в  ладоши. «Пес» вскакивает и ловит  детей. Игра повторяется 3-4 раза.

     Продолжительность – 2-3 мин. 

     Упражнение 2 «А я…» 

     Упражнение 3 "Попроси игрушку" — вербальный вариант

     Цель: Обучить детей эффективным способам общения.

     Ход упражнения: Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя, ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

     Продолжительность – 10 - 12 мин. 

     Упражнение 4 «Что это…?»

     Цель: осознание детьми чувств испытываемых на занятии, эффективного поведения  во взаимодействии.

     Ход упражнения: далее происходит обсуждение этой игры. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: когда было легче просить игрушку (или другой предмет); когда вам действительно хотелось ее отдать; какие нужно было произносить слова? Какие чувства вы испытывали, играя добрых эльфов, тружеников?

     Продолжительность – 5-6 мин.

     Рефлексия Упражнение 5 «Фея (волшебник) сна»

     Цель: Поощрения выделившегося участника группы, плавное завершение занятия.

     Ход упражнения: Дети сидят на стульях, стоящих по кругу на достаточно большом расстоянии друг от друга. Звучит «Колыбельная». К детям подходит девочка с тоненькой палочкой в руке – это фея (мальчик – волшебник). Фея касается плеча одного из детей палочкой, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза), фея обходит всех детей, касаясь их волшебной палочкой,… фея смотрит на них: все спят, она улыбается и уходит. Затем психолог говорит: «Доброе утро!» и все просыпаются.

     Продолжительность – 1-2мин.  

     Занятие №4.

     Упражнение 1 «Своя тень»

     Цель: Психофизическая мобилизация детей, сплочение группы.

     Ход игры: Дети делятся на пары, в каждой, из которой один ребенок играет сам себя, а другой - его тень. Тот, кто играет сам себя по сигналу бегает по кругу. Не далее чем в шаге от него бежит его «тень». Первый ребенок стремится уйти от преследователя («тени»), который старается от него не отстать. Первый ребенок может делать обманные остановки, замедлять или ускорять движения, путая свою «тень».

     Затем дети меняют ролями и проигрывают  еще раз.

     Продолжительность - 3 мин. 

     Упражнение 2 "Два барана"

     Цель: Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность "легальным образом" выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

     Ход упражнения: Психолог разбивает детей на пары и читает текст: Рано-рано два барана повстречались на мосту. Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки "Бе-е-е". Необходимо соблюдать "технику безопасности", внимательно следить, чтобы "бараны" не расшибли себе лбы.

     Продолжительность- 2-3 мин.  

     Упражнение 3 «Где мы были не скажем, а что делали покажем»

     Цель: Развитие внимания и сопричастности к партнеру, закрепление умения выражать свои мысли, чувства и понимать чувства и мысли другого.

     Ход игры: Дети делятся на подгруппы. Договорившись с помощью психолога, какое действие каждая группа будет представлять, дети самостоятельно придумывают сюжет и представляют его. Каждая группа прежде, чем разыграть действо, предваряет его фразой: «Где мы были не скажем, а что делали покажем». Зрители должны отгадать, что они делают и где находятся. Если задача выполняется, на сцену выходит следующая группа.

     Продолжительность – 10-12 мин. 

     Упражнение 4 "Попроси игрушку" — невербальный вариант

     Цель: Закрепление у детей эффективных способов общения.

     Ход упражнения: Упражнение выполняется аналогично упражнению №3 из занятия №3, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д.).

     Продолжительность – 8-10 мин.

     Рефлексия: Упражнение 5 «Каждый  спит»

     Цель: Снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемам саморасслабления.

       Ход упражнения: В зал входит психолог и видит…

     На  дворе встречает он

     Тьму  людей и каждый спит:

     Тот, как вкопанный, сидит,

     Тот, не двигаясь, идет,

     Тот стоит, раскравши рот.

     Психолог  подходит к фигурам детей, застывшим  в различных позах. Он пытается их разбудить, беря за руки. Он поднимает  чью-то руку, но рука опускается.

     Продолжительность – 1 мин. 
 
 

     Занятие №5.

     Упражнение 1. «Будь внимателен!»

     Цель: Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы, стимулирование готовности к работе на занятии.

     Ход игры: дети шагают под «Марш». Затем на слово «зайчики», произнесенное психологом, дети должны начать прыгать, на слово «лошадки» - как бы ударять «копытом» об пол, «раки» - пятиться назад, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «аист» - стоять на одной ноге.

     Продолжительность – 2-3 мин. 

     Упражнение 2 «А я…» 

     Упражнение 3 «Передай настроение»

     Цель: Закрепить внимание на сверстнике, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выражать свое.

     Ход упражнения: Дети, образуя круг, закрывают глаза. Взрослый – ведущий «будит» своего соседа и передает ему свое настроение (грустное, веселое, тоскливое и др.). Это настроение ребенок показывает следующему, и так – по кругу. Дети, передав настроение по кругу, обсуждают, что загадал ведущий. Затем ведущим становится любой желающий. Если он испытывает затруднения, психолог ему помогает. Действия детей не оцениваются и не обсуждаются. Важно одно: все играющие должны внимательно наблюдать за партнерами и воспроизводить их настроение.

     Продолжительность – 10-13 мин. 

     Упражнение 4 «Головомяч»

     Цель: Развивать навыки сотрудничества в парах, научить детей доверять друг другу.

     Ход упражнения: Скажите следующее: "Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате".

     Продолжительность- 3-4 мин. 

     Рефлексия: Упражнение 5«Что такое  быть злюкой?»

     Цель: вербализация испытываемых чувств, закрепление положительной черты характера (миролюбия).

Информация о работе Коррекция агрессивных форм поведения детей дошкольного возраста посредством игротерапии