Контрольные задания по «Психогенетика»

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 22:05, контрольная работа

Описание работы

Перечислите основные методы психогенетики.
Популяционный метод в психогенетике и его разрешающие способности.

Работа содержит 1 файл

Контрольные задания ответы!.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

Ген - участок молекулы нуклеиновой кислоты, характеризующийся определенной последовательностью нуклеотидов и содержащий информацию о первичной структуре одной полипептидной последовательности.

ДНК - дезоксирибонуклеиновая кислота - это сложная молекула, содержащая генетическую информацию, и являющаяся строительным материалом хромосом.

Наследственность  - степень различия между индивидуумами, обусловленная генами.

Изменчивость  - свойство всех организмов приобретать новые признаки и утрачивать прежние.

Геном - совокупность всех генов, локализованных в ядре клетки.

Генотип - совокупность всех генов особи, наследственных признаков, полученных от родителей.

Гетерозигота  - когда зигота содержит разные аллели одного гена: Аа, Вв, Сс.

Гомозигота  - когда зигота содержит одинаковые аллели одного гена и не дает расщепления в потомстве.

Диплоидные  организмы - организмы или клетки, имеющие двойной набор хромосом (имеются две гомологичные хромосомы), всегда кратный 2.

Доминантный признак - признак, проявляющийся у гибридных особей в гетерозиготном состоянии.

Генетика  - наука о наследственности и изменчивости живых организмов и методах управления ими.

Кариотип  - набор хромосом в соматической клетке организма с учетом особенностей их форм, размеров, строения, числа.

Мейоз - деление в зоне созревания половых клеток, сопровождающиеся уменьшением числа хромосом вдвое.

Митоз - непрямое деление, которое лежит в основе деления всех неполовых клеток и обеспечивает равномерное распределение генетической информации родительской клетки между дочерними.

Локус - место локализации (нахождения) гена в хромосоме.

Мутации - внезапно возникающие стойкие изменения в генах и хромосомах.

Рецессивный признак - признак, внешне не проявляющийся в гетерозиготе.

Фенотип - совокупность внешних и внутренних признаков особи, обусловленная генотипом и проявляющаяся под действием окружающей среды.

Инсайт  - внезапное и зачастую новаторское решение задачи. Противопоставляется решением, основанным на определенных стратегий.

Хромосомы - органоиды клеточного ядра эукариот, являющиеся носителями генетической информации и определяющие наследственные свойства клеток и организмов. Способны к самоудвоению (самовоспроизведению).

Хромотиды - нити ДНК, образующиеся в результате удвоения (репликации, редупликации) хромосом в период интерфазы и соединенные между собой в районе центромеры.

Оперон  - участок молекулы ДНК, генетический материал которого в процессе транскрипции переносится на одну молекулу информационной РНК.

Норма реакции - диапазон изменчивости в пределах которого в зависимости от условий среды и одного и того же генотипа способен давать различные фенотипы.

Дупликация  - удвоение участка хромосом.

Инверсия - поворот участка хромосомы на 1800.

Эпистаз - подавление неаллельным геном действия другого гена.

Инбридинг - скрещивание родственных особей, в результате увеличивается доля гомозиготных организмов, что приводит к проявлению рецессивных мутаций у потомков, а это ведет к ослаблению потомства и появлению наследственных заболеваний.

Популяция - поле действия отбора как элементарного фактора эволюции.

РНК - (рибонуклеиновая кислота) основная часть хромосом в которой зашифрован состав всех молекул белка.

АТФ - (аденозинтрифосфорная кислота) – нуклеотид, необразующий полимеров и являющийся универсальным источником энергии, который используется на все процессы жизнедеятельности клетки.

Психогенетика – наука, изучающая роль наследственности и среды в формировании психических и психофизиологических свойств человека.

Хромосомные абберации - хромосомные ошибки или хромосомными перестройки, которые ведут к искажению нормального кариотипа человека.

Половые хромосомы – хромосомы, которые определяет различия набора хромосом клетки любого раздельнополого организма (у человека – 2 половые хромосомы; у мужчин – ХУ, у женщин - ХХ).

Аутосомы  – неполовые хромосомы, которые одинаковы у разных полов одного вида (у человека – 44 аутосомы).

Модификационная изменчивость – изменчивость, не имеющая значения в эволюции, т.к. признаки не передаются по наследству, но они имеют значение для каждой отдельной особи (приспособление к условиям изменяющейся среды) и практическое значение для человека.

Делеция - тип хромосомной перестройки, когда выпадает участок генетического материала.

Зигота  - первая клетка организма, которая образуется в результате слияния половых клеток, из которой развивается новый организм.

Код - определяет порядок расположения аминокислот в белковой молекуле.

Кодон - определяет включение одной аминокислоты в структуру кодируемого белка.

Конъюгация  - 1) половой процесс у некоторых организмов, при котором происходит временное соединение двух особей, обменивающихся частями своего ядерного аппарата и цитоплазмы. 2) Конъюгация хромосом- временное сближение пары гомологичных хромосом с целью обмена гомологичными участками.

Кроссинговер  - взаимный обмен между парными (гомологичными) участками гомологичных хромосом, приводящие к образованию новых комбинации генов.

Морганида – единица, измеряющая расстояние между генами (если расстояние между генами = 1 морганиде, то перекрёст хромосом = 1%).

Анализирующие скрещивания – метод точного определения генотипов особи, предложенный Менделем. При анализирующем скрещивании организмов, генотипы которых не известны и требуют выяснения, их скрещивают с гомозиготной рецессивной особью, если потомки единообразны по фенотипу, то анализируемая особь гомозиготна по определённым признакам.

Трисомия  – слияние при оплодотворении гаметы, которая содержит пару хромосом с нормальной гаметой в результате чего образуется клетка с тремя одинаковыми хромосомами. 

   17. Движение как объект психогенетического исследования, его механизмы, типы, связи с другими психическими функциями.

   Движение  в психогенетике позволяет изучить:

    1. влияние среды на условия реализации движения.
    2. влияние генотипа на условия реализации движения.

   Двигательные  реакции легко формируются, поэтому  одно и тоже движение можно реализовывать  на разных уровнях регуляции:

      • на осознанном уровне.
      • на автоматизированном уровне.

    Надёжный  способ изучения влияния внешней  соеды или влияния наследственности – это исследование двигательных реакций у моно – и дизиготных близнецов. В этом случае среда влияет почти одинаково, но генотипы отличаются. 

   18. Психогенетические исследования сложных поведенческих навыков: ходьбы, мимики, пантомимики, спортивных движений.

  Движения  человека — важный для познания индивидуальности и продуктивный для  психогенетического исследования признак.

  К сложным поведенческим навыкам  относятся ходьба, почерк, спортивные навыки, мимика и пантомимика и т.д.

  Исследования  ходьбы были начаты еще в Медико-биологическом  институте в конце 20-х годов  и касались, главным образом, возраста начала хождения.

  Многие  работы свидетельствуют о том, что  возраст, в котором дети начинают самостоятельно ходить, определяется и генетическими, и средовыми факторами, причем влияния среды, по-видимому, имеют несколько большее значение. Конечно, надо иметь в виду, что в этом возрасте еще могут сказываться неблагоприятные обстоятельства внутриутробного развития близнецов, искажающие реальное внутрипарное сходство.

  Другой  тип сложных поведенческих навыков  — спортивная деятельность. Ее 
успешность   зависит   от   очень   многих   факторов морфологических,

  физиологических, психологических, причем значимость каждого из них различна в разных видах спорта, т.е. реально речь может идти о совсем разных двигательных способностях.

  Мимику  и пантомимику близнецов впервые  зарегистрировал и сопоставил финский  исследователь А. Летоваара во время показа детям-близнецам (всего 69 пар) картинок приятного или отпугивающего содержания. Поведение регистрировалось при помощи скрытой киносъемки и протоколировалось экспериментатором. По «рисунку» мимики полная конкордантность обнаружена у 40,8% МЗ пар и только у 4,3% ДЗ. Более похожими МЗ оказались и по интенсивности мимических процессов, и по типу мимики. 
 

   19. Генетическая психофизиология  как междисциплинарная  наука. Изучение  генетики мозга.

  Генетическая  психофизиология — новая область исследований, сложившаяся на стыке психогенетики и дифференциальной психофизиологии.

  Принято считать, что генотипические особенности  могут влиять на поведение человека и на его психику лишь постольку, поскольку они влияют на морфо-функциональные характеристики, являющиеся материальным субстратом психического. Вот почему одна из главных задач генетической психофизиологии -изучение взаимодействия наследственной программы развития и факторов окружающей среды в формировании структурно-функциональных комплексов центральной нервной системы (ЦНС) человека и других физиологических систем организма, которые участвуют в обеспечении психической деятельности.

  Изучение  генетики мозга. При изучении строения и работы ЦНС как относительно самостоятельные выделяются следующие уровни анализа: клеточный, морфофункциональный и системный. Каждый уровень имеет собственные объекты исследования и изучает присущие этим объектам закономерности функционирования. Соответственно вопрос о роли генотипа в формировании ЦНС также должен рассматриваться применительно к трем перечисленным уровням. Первый связан с генетической детерминацией функций клеточных элементов и нервной ткани, второй морфологических и функциональных особенностей отдельных образований, из которых состоит головной мозг, третий — организации функциональных систем, лежащих в основе поведения и психики. Каждый генетический процесс в организме протекает не изолированно, а под контролем ряда соподчиненных систем - генной системы клетки, систем ткани, органа и организма. 

   20. Психогенетические исследования биоэлектрической активности мозга.

  Вызванные потенциалы (ВП) - биоэлектрические колебания, возникающие в нервных структурах в ответ на внешнее и находящиеся в строго определенной временной с началом его действия, Стимулами могут служить относительно элементарные, поддающиеся количественной оценке раздражители, например, вспышки определенной интенсивности, шахматные поля с разным размером (зрительные ВП), звуковые тоны заданной частоты и интенсивности (слуховые ВП). слабые удары электрическим током известных параметров (соматосенсорные ВП).

  Наряду с этим существующие способы выделения сигнала из позволяют отмечать в записи ЭЭГ изменения потенциала, достаточно строго связанные во времени с любым фиксированным событием, в субъективным,  «внутренним»,  Благодаря этому выделился круг физиологических явлений - событийно-связанные потенциалы (ССП). Примерами их служат; колебания, связанные с активностью двигательной зоны больших полушарий (моторный потенциал, или потенциал, связанный с движением); потенциал, связанный с намерением произвести определенное действие f -волна);  потенциал, при  пропуске  ожидаемого стимула.

  Как правило, компоненты ВП делят на экзогенные и эндогенные, Первые отражают активность специфических проводящих путей, по которым в кору поступают афферентные сигналы, и зон, в которых они обрабатываются. Вторые более тесно связаны с активностью неспецифических ассоциативных систем мозга. Длительность тех и других оценивается по-разному для разных модальностей. Например, в зрительной системе экзогенные компоненты ВП регистрируются в течение первых 100 л/с с момента стимуляции.

Информация о работе Контрольные задания по «Психогенетика»