Контрольные задания по «Психогенетика»

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 22:05, контрольная работа

Описание работы

Перечислите основные методы психогенетики.
Популяционный метод в психогенетике и его разрешающие способности.

Работа содержит 1 файл

Контрольные задания ответы!.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

    Контрольные задания

    по  дисциплине «Психогенетика»

    для студентов 3 курса  специальности «Психология» 

  1. Перечислите основные методы психогенетики.
    • Популяционный метод
    • Генеалогический метод
    • Метод приёмных детей
    • Близнецовый метод
 

   2. Популяционный метод в психогенетике и его разрешающие способности.

Популяция-совокупность особей определенного вида , в течении  длительного времени населяющих определенное пространство , внутри     которого осуществляется случайное скрещивание особей. Основной   закон   описывающий  взаимоотношения   между   частотами встречаемости аллелей в исходные популяции и частотой генотипов, включающих  эти  генотипы  в  исходную  популяцию. Популяционный метод анализирует причины изменения генофонда человека в ряду поколений и описывает генетический состав популяций. Источники информации для психогенетиков:

  1. определение    популяционной    структуры    (ДНК, ферментов, частот разных генов)
  2. изучение популяции в медицинских целях.
  3. изучение частот наследственности заболеваний.
 

    3. Генеалогический метод. Генеалогическое древо и генограмма.

    Генеалогический метод – это исследование родословных и изучение совпадений степени родства со сходством фенотипических признаков.

    Генограмма – способ анализа внутрисемейной среды, типа взаимоотношений, информации о членах семьи в 3х поколениях. 

   4. Метод приемных детей, его преимущества и ограничения.

   Основа  метода – это сопоставление фенотипических оценок, полученных у ребёнка, а также у его биологических и приёмных родителей. Этот метод позволяет выяснить, что больше влияет на развитие признака: гены или среда. 

    5. Близнецовый метод, его основания и ограничения.

  Идентичные  близнецы представляют собой большой  интерес для изучения наследственности человека, так как различия между  ними объясняются не различными генотипами, а влиянием условий развития, т.е. среды.

  Этот  метод заключается в исследовании закономерности наследования в парах  разнояйцовых и однояйцовых близнецов. На основе изучения сходства и различия признака у близнецов этот метод  позволяет:

  1. выявить долю участия наследственности и в формировании признака
  2. оценить воздействие различных факторов на формирование признака
  3. выявить пенетрантность, т.е. пробиваемость генов в признак; Она вычисляется в процентах по формуле 

      П % = (число лиц, имеющих признак) / (общее число носителей признака)

        Этот признак проводится в  три этапа:

  1. подбор близнецовых пар
  2. установление зиготности; Это проводят по креду внешних признаков, а также с помощью анализа белков плазмы крови и группы крови.
  3. составление пар близнецов по изучаемым признакам
 

    6. Статистические методы в психогенетике. 

    7. Разновидности метода близнецов и их применения в психогенетике.

  Классический  близнецовый метод,

  В этом случае используется такая схема  эксперимента, при которой выраженность исследуемого признака сопоставляется в парах МЗ и ДЗ близнецов и оценивается уровень внутрипарного сходства партнеров.

  Метод контрольного близнеца

  Этот  метод используется на выборках МЗ близнецов. Так как МЗ близнецы весьма сходны по многим признакам, то из партнеров  МЗ пар можно составить две выборки, уравненные по большому числу параметров. Такие выборки используют для исследования влияния конкретных средовых воздействий на изменчивость признака При этом отобранная часть близнецов (по одному из каждой пары) подвергается специфическому воздействию, другая же часть является контрольной группой. Поскольку в эксперименте участвуют генетически идентичные люди, то этот способ можно считать моделью для изучения воздействия различных средовых факторов на одного и того же человека.

  Лонгитюдное близнецовое исследование.

  В этом случае проводится длительное наблюдение одних и тех же близнецовых  пар. Фактически это сочетание классического  близнецового метода с лонгитюдным. Широко используется для изучения влияния  средовых и генетических факторов в развитии.

  Метод близнецовых семей.

  Является  сочетанием семейного и близнецового метода. При этом исследуются члены  семей взрослых близнецовых пар. Дети МЗ близнецов по генетической конституции являются как бы детьми одного человека. Метод широко используется при изучении наследственных причин ряда заболеваний.

  Исследование  близнецов как  пары.

  Предполагает  исследование специфических близнецовых  эффектов и особенностей внутрипарных отношений. Используется как вспомогательный  метод для проверки справедливости гипотезы о равенстве средовых условий для партнеров МЗ и ДЗ пар.

  Сопоставление близнецов с не близнецами.

  Также вспомогательный метод, позволяющий  оценить существенность разницы  между близнецами и не близнецами. Если разница между близнецами и  остальными людьми не является значимой, то близнецы и остальные люди относятся к одной генеральной выборке и, следовательно, результаты близнецовых исследований можно распространять на всю популяцию.

  Так было отмечено некоторое отставание членов близнецовых пар в развитии от одиночнорожденных. Особенно эта разница заметна в раннем возрасте. Но сопоставление результатов исследования членов близнецовых пар, чей партнер умер в раннем детстве и одиночнорожденных не выявил существенной разницы в уровне развития. То есть особенности развития близнецов обусловлены не столько трудностями эмбрионального развития, сколько с особенностями воспитания близнецов как пары (семейные трудности при рождении близнецов, замкнутость близнецов в паре и т.п.). Таким образом, близнецы несколько отличаются от всей популяции, но с возрастом эта разница заметно сглаживается и близнецы по большей части становятся сопоставимы с остальной популяцией.

  Метод разлученных близнецов.

  Из-за особенностей развития ДЗ и МЗ пар  близнецов классический близнецовый метод и его разновидности принято считать "нежесткими" экспериментами: в них невозможно однозначно разделить влияние генетических и средовых факторов, так как в силу ряда причин условия развития близнецов по целому ряду причин оказываются несопоставимыми.

  Поэтому эксперименты проведенные по вышеприведенным  схемам требуют дополнительной верификации. Она может быть двух видов. Во-первых, можно проверить гипотезу о сходстве среды МЗ и ДЗ близнецов, то есть доказать, что на исследуемую характеристику не влияют различия в среде МЗ и ДЗ близнецов. Но подобная проверка весьма трудна и обладает невысокой надежностью. Во-вторых, данные исследований можно сопоставить с результатами исследований по «жестким» схемам, которые позволяют точно отделить влияние средовых факторов от генетических. Одним из таких методов и является метод разлученных близнецов. В этом методе проводится внутрипарное сравнение близнецов, разлученных в раннем возрасте. Если МЗ близнецы были разлучены подобным образом и росли в разных условиях, то все их сходство должно быть определено их генной идентичностью, а различия - влиянием средовых факторов. 

    8. Проблемы психогенетического изучения темперамента.

  Для психогенетического исследования темперамента существенны такие моменты:

  1. В разных возрастах компонентный состав темперамента оказывается разным, т.к. некоторые 
    особенности поведения, характерные для маленьких детей, либо отсутствуют, либо имеют иной смысл в старших возрастах;
  2. Методы диагностики динамических характеристик - вопросники, основанные на самооценке, экспертные оценки, наблюдение, имеют меньшее значение, чем тесты на интеллект;
  3. Существует традиционная для психологии проблема соотношения темперамента и характера. Соотношение их сводится к проблеме «индивид и личность», а выступает здесь генетический аргумент: понимая под личностью системное образование, отражающее социо-культурный компонент, общественные отношения, в которые включен человек, нельзя отнести к этому уровню в   структуре   индивидуальности   наследственно   заданные   свойства.    Они  принадлежат индивидуальному уровню,  объединяющиеся  в эволюции и в индивидуальном  развитии биологические - кодированные в геноме - характеристики индивидуальности.

  Проблема  «темперамент - характер» некоторые исследователей заставляет считать, что черты темперамента в чистом виде могут быть диагностированы только у младенцев, когда социальный опыт минимален. 

    9. Исследования темперамента и метод близнецов.

  В настоящее время понятие «темперамент»  связано с типом эмоциональных  реакций, а также с характерными привычками и склонностями личности. В качестве выявления основных особенностей личности популярен подход определения пяти факторов:

  1. Экстраверсия   (интроверсия     экстраверсия, общительность -   нелюдимость, уверенность,  застенчивость).
  2. Способность к согласию (уступчивость -- неуступчивость, дружелюбность - безразличие к другим, послушность - враждебность).
  3. Добросовестность.
  4. Нейротизм   (уровень   эмоциональной   стабильности,   приспособляемости       тревожности, зависимости - независимости).

  5. Откровенность (легкость приспособляемости - подчинение, непослушность - покорность) 
       Высокие значения наследуемости имеет экстраверсия (0,49), откровенность (0,45), а наименьшие - способность к согласию (0,35) и добросовестность (0,38). Для всех показателей значение среды близко нулю. Т.е., можно сделать вывод, что в изменчивость личностных характеристик основную роль играют генотип-средовые взаимодействия. Тревожность и боязливость отнесены на счет генетических факторов (результаты получены на основе МЗБ, как воспитанных вместе, так и разлученных). Радикализм и консерватизм в мышлении обладают высокими оценками наследуемость.

    10. Предмет и методы психогенетики развития (онтогенетики). 

    11. Нормативное и индивидуальное развитие психологических признаков. 

    12. Стабильность психологических признаков в онтогенезе.

   В современной науке существует предположение, что нормативное развитие (общечеловеческие, видовые признаки психического развития) и формирование индивидуальных различий имеют разную возрастную динамику и разные механизмы. Предполагают, что нормативное развитие обусловлено действием структурных генов, а индивидуальные различия обусловлены действием регуляторных генов. В психогенетике принята теория непрерывности индивидуального психического развития - теория континуальности. Непрерывность развития — это преемственность процессов психического развития человека и формирование его индивидуальных особенностей. Все структурно-функциональные изменения психики, возникшие в раннем онтогенезе, непосредственно влияют на более позднее развитие. 

    13. Понятие, методы и модели возрастной психогенетики.

  Возрастная  психогенетика - наука о природе  межиндивидуальной изменчивости, психологических  особенностей человека в процессе онтогенеза. Она изучает соотношение «генотип-среда» в формировании индивидуальных различий. Модели: модели количественной генетики и модели генетики развития. 

    14. Возрастные аспекты генетической (информационной) психофизиологии.

   Выделяют  следующие аспекты:

    1. связан с оценкой в различных возрастах генетической вариативности.
    2. насколько связаны генетические компоненты дисперсии признака в различных возрастах.
 

    15. Возрастная динамика  генетических и средовых детерминант в изменчивости когнитивных характеристик.

    От  дошкольного к подростковому возрасту сохраняется генотип. 

   16. Основные понятия  современной генетики.

Аллели  - различные формы проявления одного гена.

Гамета  - половая клетка животных и растений, обеспечивающая передачу наследственной информации от родителей потомству.

Гаплоидные организмы - организмы или клетки с одинарным набором хромосом (имеется она гомологическая хромосома).

Информация о работе Контрольные задания по «Психогенетика»