Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:01, контрольная работа

Описание работы

1. Предмет, задачи и история развития психогенетике.
2. Изучение депрессивных нарушений в психогенетике.

Работа содержит 1 файл

Контрольная_психогенетика.docx

— 47.52 Кб (Скачать)

Одним из самых значимых факторов риска является развод. Это отмечено практически  для всех стран, и имеется четкая корреляция между уровнем разводов в стране и заболеваемостью униполярной  депрессией. Например, на Тайване или  в Южной Корее (страны с низким уровнем разводов) риск заболевания в течение жизни составляет 1,5 и 2,9% соответственно. Во Франции или Новой Зеландии (страны с высоким уровнем разводов) заболеваемость униполярной депрессией гораздо выше — 16,4 и 11,6% соответственно. Интересно, что разведенный мужчина с большей вероятностью впадает в депрессию, чем женщина. Это единственная в своем роде ситуация, поскольку в целом женщины болеют униполярной формой депрессии вдвое чаще, чем мужчины.

Есть  данные, указывающие на возможную роль социальных взаимодействий в развитии депрессий. Например, у замужних женщин более высокий уровень заболеваемости, чем у одиноких, однако у женатых мужчин наблюдается обратная зависимость — они болеют реже, чем одинокие мужчины. Впрочем, как это часто бывает в случае установления корреляционных связей, нетрудно перепутать причину со следствием. Может быть, женатый мужчина меньше подвержен депрессиям, но возможно и то, что мужчине, больному депрессией, значительно труднее жениться.

В чем  причина различной подверженности депрессии мужчин и женщин? Одно из возможных объяснений связано  с особенностью эмоциональной памяти у женщин. В экспериментах было продемонстрировано, что у мужчин и женщин имеются достоверные отличия в эмоциональном реагировании на предъявляемые фотографии, причем у женщин наблюдается существенно лучшее запоминание наиболее сильно «эмоционально окрашенных» изображений. По мнению ряда ученых, фактором риска при возникновении депрессии могут являться тяжелые раздумья, подробное восстановление прошлых событий в памяти и их вторичное переживание. В связи с этим особенности эмоциональной памяти женщин делают их более подверженными развитию униполярной депрессии.

 

Очень интересны  в этой связи данные о факторах риска в развитии психотических расстройств настроения (Tien, Eaton, 1992). Это проблемы, связанные со злоупотреблением алкоголем (увеличивают риск депрессий в 5,7 раза), простые фобии, чувство усталости, длящееся непрерывно более двух недель. Очень неожиданный и тем не менее сильный фактор — признание в том, что опрашиваемый ударил ребенка (достаточно сильно, чтобы образовался синяк). Такое признание увеличивает риск развития депрессии в течение года в 37 (!) раз. Авторы исследования полагают, что потеря контроля может быть ранним признаком аффективного расстройства. Женщины, которые гораздо чаще заболевают униполярной депрессией, проводят с детьми больше времени, и чувство вины, возникающее в связи с подобными инцидентами, может способствовать развитию депрессии.

При возникновении  депрессии в результате какого-либо стрессорного события выявляется наличие взаимодействия «генотип-среда» (G х Е). В одном из близнецовых исследований оценивался генетический риск возникновения депрессии. Он считался наиболее высоким для монозиготного близнеца, когда у другого была депрессия; самый низкий риск был для ситуации, когда другой монозиготный близнец был здоров. Промежуточное положение по степени генетически обусловленного риска заболевания занимали дизиготные близнецы. Когда другой дизиготный близнец был болен, считалось, что это второе по величине значение риска, а когда другой был здоров — предпоследнее место по степени риска. Выяснилось, что риск начала депрессии после серьезного события, происшедшего в жизни, был самым высоким в случае наибольшего генетического риска (Kendler et al., 1995).

Эффект  взаимодействия «генотип — среда» в данном случае обусловливается  тем, что генетические факторы влияют на чувствительность индивида к стрессорным событиям, способным вызвать депрессию. Одинаковые по значимости воздействия вызывают болезнь у одних генотипов и не влияют на другие.

Еще один важный фактор средовых воздействий — это пренебрежение воспитанием детей в раннем возрасте. Отсутствие заботы о детях, особенно в раннем возрасте, наносит им очень сильную психическую травму, которая впоследствии приводит к повышенному риску заболевания униполярной формой депрессии в более взрослом возрасте. По всей видимости, в основе этого явления лежат некие общие механизмы формирования поведения у млекопитающих, поскольку это явление легко воспроизводится и у животных (крыс, обезьян).

 

Пример  средового воздействия

 

Сравнительно  непродолжительное воздействие — разлучение крысят на срок от 10 до 21 дня с матерью приводит к сильной стрессорной реакции, увеличивается секреция адренокортикотропного гормона, продукция кортикотропин-релизинг фактора, повышается уровень кортикостероидов. В дальнейшем у таких животных сохраняется повышенная активность гипоталамо-гипофиз-адреналовой системы, что очень характерно для пациентов, страдающих депрессиями; кроме того, у них появляется склонность к возникновению состояний, напоминающих депрессивные.

Эксперименты  на обезьянах привели к сходным результатам, однако здесь была использована более интересная схема опыта. Обезьяны-матери с новорожденными помешались в разные условия: для одной группы имелось изобилие пиши, у другой было скудное питание, а в третьей группе количество пищи непредсказуемо варьировало.

Ситуация в последней группе привела к развитию сильной тревожности, в результате чего матери становились настолько озабоченными и тревожными, что они в значительной степени игнорировали детенышей. Потомство, выросшее в этой группе, отличалось заторможенностью, было менее активным, уклонялось от взаимодействия с другими обезьянами. Во взрослом состоянии у них наблюдались повышенные концентрации кортикотропин-релизинг фактора в спинномозговой жидкости, подобно тому как это наблюдается у больных депрессиями.

Эти данные показывают, что плохое обращение с детьми, игнорирование или пренебрежение может вызвать устойчивые изменения в развивающемся мозге и увеличить риск заболевания аффективными расстройствами в течение жизни.

Существует  еще одна важная модель развития депрессивных состояний, так называемое состояние выученной беспомощности. Если животное подвергается стрессорным воздействиям, которых оно не может избежать, например ударам электрического тока, то возникает целый ряд изменений поведения, которые напоминают депрессивные состояния у человека.

Падает  двигательная активность, наблюдается  общая заторможенность, пассивность, отсутствие аппетита. Животные перестают ухаживать за собой (исчезает так называемый груминг — чистка и вылизывание шерсти).

Снижается способность к выработке условных рефлексов, нарушаются уже образованные временные связи. Возникают нарушения сна, напоминающие картину сна при депрессиях. Уменьшается социальная активность, возникает иммунодефицит. В дальнейшем животные полностью теряют способность к попыткам контроля ситуации.

Эти симптомы уменьшаются или полностью исчезают под воздействием антидепрессантов, применяемых при лечении депрессии у человека, что указывает на единые механизмы возникновения депрессивных состояний.

Исследования  показали, что при возникновении состояния выученной беспомощности имеет значение не только негативное воздействие само по себе.

Большую роль играет фактор контролируемости. Например, можно организовать эксперимент таким образом, что одно животное может прекратить начавшуюся электростимуляцию с помощью нажатия на рычаг, а другое просто получает все стимулы, которые выпадают при этом на долю первого.

Оказалось, что последствия стрессорного воздействия значительно меньше у животного, которое имело возможность контролировать ситуацию.

Неотвратимость стрессорного воздействия, невозможность его избежать или контролировать значительно усиливают его негативное влияние.

Важной  причиной возникновения депрессивных состояний могут быть различные  заболевания.

В какой-то степени это разновидность вышеописанных факторов, поскольку болезнь является одним из самых мощных стрессов. Эта причина настолько распространена, что принято отличать «первичные» депрессии от «вторичных», т. е. тех, которым предшествовало какое-то психическое или физическое заболевание. Действие этого фактора осложняется тем, что депрессия связана с падением иммунитета и, таким образом, ока усугубляет болезнь, что, в свою очередь, усиливает стрессорное воздействие. Одно из исследований показало, что у пациентов, поступивших в больницу в состоянии депрессии, риск смерти в течение года увеличен на 60% вне зависимости от физического состояния в момент поступления.

Некоторые болезни (например, рак поджелудочной  железы или множественный склероз) особенно часто вызывают депрессивные состояния. У значительной части  госпитализированных пациентов  развивается депрессия (у 40% в случае рака и у 20-50% при заболеваниях сердца).

Есть  даже специальный медицинский термин «сердечная тоска». У пожилых людей физическая немощь и болезни являются основной причиной депрессивных состояний — этой причиной определяется до 70% изменчивости по депрессии.

 

Депрессии и психотерапевтические техники

 

В Национальном институте здравоохранения США  провели одно из самых тщательных сравнительных исследований эффективности психотерапевтических техник при лечении депрессий.

 

Сравнивались  результаты применения когнитивной поведенческой терапии и межперсональной терапии.

 

В когнитивной  терапии акцент делается на корректировке  неправильного направления мышления. Предполагается, что то, как человек думает, влияет на его восприятие. Поэтому в задачу психотерапевта входит изменение негативного мышления, так называемой когнитивной триады: негативного взгляда на себя, на свое будущее и на текущую ситуацию (непосредственно переживаемый опыт). Пациентов учат распознавать эти привычные негативные паттерны мышления и избавляться от них. Одновременно проводится тренировка новых, рациональных способов мышления.

 

При межперсональной терапии основное внимание уделяется отношениям лиц, страдающих депрессией, с другими людьми в социальном контексте. В качестве контрольных были сформированы еще две группы. В одной из них пациентов лечили с помощью трициклических антидепрессантов (фармакотерапия), а в другой больные получали плацебо (неактивное, безвредное вещество, используемое в контрольных экспериментах при определении эффективности лекарственных средств).

Через 4-5 месяцев лечения оказалось, что положительный эффект отмечался даже в группе, получавшей плацебо.

Наиболее  эффективной была фармакотерапия, вызвавшая улучшение состояния у 76% пациентов. Самое интересное, что для относительно легких случаев (а они составляют до 60% от общего числа заболеваний) все четыре формы воздействия были эффективны примерно в равной степени, и тут при сравнении эффективности на первый план выступает относительная длительность сохранения достигнутых изменений.

Лекарственные воздействия и здесь оказались  самыми сильными — среднее время  возврата депрессии после фармакотерапии составило 2,5 года, после психотерапии — 1,5 года.

Выявились и определенные отличия между  использованными психотерапевтическими техниками. Если пациент принимал лекарства, то занятия межперсональной терапией уже ничего не прибавляли в смысле эффективности. Однако применение когнитивной поведенческой терапии вместе с фармакотерапией действовало лучше, чем один только прием лекарств.

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"