Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:01, контрольная работа

Описание работы

1. Предмет, задачи и история развития психогенетике.
2. Изучение депрессивных нарушений в психогенетике.

Работа содержит 1 файл

Контрольная_психогенетика.docx

— 47.52 Кб (Скачать)

Таким образом, с 20-х по 60-ые годы были разработаны  основные методы генетики поведения  и получен обширный экспериментальный  материал, касающийся самых разных особенностей человека - от морфологии до сложных и комплексных психологических  характеристик.

 

1.7. Современный этап развития психогенетики

 

Во второй половине ХХ века количество исследователей, изучающих проблемы наследования психологических  характеристик, значительно увеличивается. В 1960 году создается научное общество «Ассоциация генетики поведения» (Behavior Genetics Association) с собственным журналом «Генетика поведения» (Behavior Genetics). Именно 1960 год можно считать официальной датой признания генетики поведения самостоятельной областью науки.

Основная  часть усилий в генетике поведения  в 60-70-е годы была направлена на исследование роли генотипа и среды в формировании индивидуальных различий в когнитивной и личностной сферах. В начале 80-х годов интерес исследователей привлекают возможности методов генетики поведения для изучения среды. Как известно, семейное сходство обусловлено как генетическими, так и средовыми факторами. Методы количественной генетики дают возможность разделить влияние этих факторов. Так, например, сопоставление сходства приемных родителей и детей позволяет оценить роль семейной среды. Подобные исследования показали важную роль средовых влияний в формировании индивидуальных различий. Именно генетика поведения сыграла основную роль в установлении того факта, что действие средовых факторов на психическое развитие не одинаково для членов одной семьи. Оказалось, что изменчивость психологических характеристик в значительной степени обусловлена условиями жизни (разные друзья, увлечения, индивидуальный жизненный опыт), различающимися у детей одной семьи. Различающийся опыт приводит к различиям в поведении.

В эти  же годы большое внимание исследователей в генетике поведения привлекает проблема развития. Работы, посвященные  исследованию влияния генетических и средовых факторов на формирование индивидуальных особенностей психологических  и психофизиологических характеристик  в ходе развития, до сих пор занимают центральное место в генетике поведения.

Характеризуя  современный этап развития генетики поведения, нельзя не коснуться появления  новых методов генетики поведения, влияние которых на развитие исследований в данной области трудно переоценить.

Прежде  всего - это метод анализа сцепления. При наличии данных о последовательных поколениях можно определить степень  сцепления между парами локусов, что дает возможность использовать легко выявляемые гены в качестве маркеров других генов, определяющих те или иные признаки человека (Ott J., 1985). Метод анализа сцепления позволяет локализовать гены, связанные с наследственным заболеванием или каким-либо иным явно выраженным признаком.

Развитие  вычислительной техники стимулировало  использование в генетике поведения  методов многомерного генетического  анализа. При генетическом анализе  психологических и психофизиологических характеристик особенно интересен  анализ интегральных характеристик, поскольку  в психологии многие психологические  феномены выявляются на основе анализа  взаимосвязей между различными переменными, как, например, фактор «g». Использование  многомерного генетического анализа  дает возможность оценить природу  взаимосвязей различных характеристик, в том числе и относящимся  к разным уровням проявления фенотипа (от биохимического до психологического).

Большое влияние на развитие многомерного генетического  анализа оказала теория латентных  переменных. Под моделями с латентными переменными понимается совокупность статистических моделей, описывающих  и объясняющих наблюдаемые данные их зависимостью от ненаблюдаемых (латентных) факторов, которые могут быть реконструированы с помощью определенных математических методов. Примером модели с латентными переменными может служить факторный  анализ. В 1969 году К. Йореског предложил новый метод для проверки гипотез о структуре данных. Этот способ «нащупывания гипотез» получил название конфирматорного факторного анализа. В отличие от традиционного исследовательского (эксплораторного) варианта факторного анализа основной принцип конфирматорного факторного анализа состоит в том, что исследователем в качестве гипотезы (априори) формируется структура ожидаемой матрицы факторных нагрузок (структурная гипотеза), которая затем подвергается статистической проверке. Эта особенность конфирматорного факторного анализа также, как возможность сравнения факторных структур нескольких групп наблюдений, имела большое значение для генетического анализа. В 1977 году Николас Мартин и Линдон Ивз (Martin N., Eaves L.,1977) успешно воспользовались подходом К.Йорескога для генетического анализа ковариационных структур.

Модель  линейных структурных соотношений  К.Йорескога и соответствующая вычислительная программа LISREL (LInear Structural RELation), появившаяся в 1973 году, дали в руки исследователям в области генетики поведения мощный инструмент для генетического анализа ковариационных структур. Начиная с 80-х годов, LISREL - одна из наиболее популярных компьютерных программ, которая дает возможность проверять самые сложные гипотезы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Изучение депрессивных нарушений в психогенетике.

 

^ Маниакально-депрессивные  психозы

 

Современная классификация включает довольно большой  список психических болезней, связанных с нарушениями настроения. Наиболее значимые среди них — биполярная и униполярная депрессии. Более мягкие формы — дистимия и циклотимия — в определенных границах могут рассматриваться как особенности темперамента, создающие основу для развития основных форм депрессии. В любом случае очевидно, что существует непрерывный ряд состояний, от нормально встречающихся колебаний настроения до патологических форм нарушения его регуляции.

 

 Биполярная депрессия

 

При биполярной депрессии наблюдаются периоды депрессии, которые сменяются эпизодами мании. На стадии мании наблюдается приподнятое или раздраженное состояние, снижена потребность во сне, возрастает разговорчивость, речь быстрая, громкая, до 200 слов в минуту. Резко возрастает целенаправленная активность, возникает чувство грандиозности, повышена самооценка. По ничтожным поводам могут возникать чрезмерные реакции, проявляться гневливость, раздражительность.

Для депрессивной стадии характерно угнетенное, подавленное  настроение, чувство вины, ненужности, бессмысленности, больной все видит  в отрицательном свете. Отмечается падение заинтересованности в любого рода деятельности или удовольствиях. Неспособность концентрироваться на волевой, целенаправленной деятельности сочетается с чувством усталости, потери жизненной энергии. Преобладают эмоции ужаса, отчаяния, возникают бредовые идеи с негативной эмоциональной окраской (болен неизлечимой болезнью, потерял все деньги). Возникают галлюцинации также мрачного содержания, угрожающие голоса и т. п.

При циклотимии, которую можно отнести к пограничным расстройствам настроения, наблюдается циклическая смена периодов приподнятого настроения и возросшей активности (гипомания) и более умеренных форм депрессии.

Риск  заболеть биполярной формой депрессии  в течение жизни примерно одинаков для мужчин и женщин и составляет в различных странах 0,3-1,5%.

При изучении депрессии биполярного типа накоплено  большое количество данных, свидетельствующих  об очевидной связи этого заболевания  с генетическими причинами.

Исследование  приемных детей показало, что заболеваемость аффективными расстройствами биполярного типа у них такая же, как у биологических родителей. В то же время частота заболеваемости у родителей, принявших детей (которые впоследствии заболели аффективным расстройством) на воспитание, такая же, как в контроль­ной группе родителей, приемные дети которых выросли здоровыми. Эти данные убедительно демонстрируют отсутствие значимых средовых влияний, которые могли бы повлиять на возникновение биполярных депрессий. Заметим, что речь не идет об отсутствии средовых влияний, способных повлиять на заболеваемость вообще, а только об отсутствии влияний, связанных с воспитанием в приемной семье.

Если  брать крайние проявления болезни, приводящие к самоубийствам, то в целом выдерживается та же картина. Доля самоубийств среди биологических родственников приемных детей, заболевших биполярной депрессией, составляет 3,9%, среди биологических родственников здоровых приемных детей — 0,6%, среди приемных родителей — 0,6%.

Частота встречаемости биполярной формы депрессии в семье пациента, страдающего этим заболеванием, составляет около 10% (в 10-20 раз выше, чем в среднем). Вообще риск заболевания родственников 1-й степени родства составляет, по разным данным, 1,5-15,5%, что указывает на мультифакторный характер наследования.

Если  у ребенка оба родителя болеют биполярной депрессией, то вероятность  того, что у него появится аффективное  расстройство (любой природы), составляет 75%. Причем наблюдается интересная закономерность: среди родственников больных биполярной депрессией чаще, чем в норме, встречаются больные и биполярной и уни­полярной формами депрессии. В то же время среди родственников больных униполярной депрессией выше риск только униполярной формы. Из этого делается вывод, что униполярная депрессия может быть одним из альтернативных выражений «биполярного» генотипа.

Еще одно отличие, связанное с полом, заключается  в том, что у страдающих биполярной формой депрессии число больных родственников женского пола в 1,5-2 раза выше, чем больных родственников мужского пола. Для униполярной депрессии такой закономерности не наблюдается.

Большое значение имеет еще одна особенность биполярной депрессии — она развивается раньше. Медиана возраста начала заболевания биполярной формой приходится на 30 лет, тогда как для уни­полярной депрессии — на 40 лет, т. е. на 10 лет позже (большинство заболевает в период от 25 до 44 лет). Эта особенность — более раннее развитие — в большей мере свойственна генетически обусловленным патологиям.

Близнецовые исследования дают высокую степень конкордантности для биполярной формы депрессии у монозиготных близнецов, в отдельных работах достигающую 80%. Причем по этим данным получается, что если один близнец заболел биполярной депрессией, то второй заболевает в 80% случаев, а то или иное аффективное расстройство встречается у 100%. Для дизиготных близнецов соответствующие значения конкордантности колеблются от 0 до 8%. Последние данные, основанные на большом статистическом материале, дают значения конкордантности для монозиготных близнецов — 62%, для дизиготных — 8%. Коэффициент наследуемости (/г2) при этом равен 0,59.

 

Униполярная депрессия

 

От биполярной депрессии униполярная отличается отсутствием стадии мании, выражена только депрессивная фаза, которая периодически повторяется. Эпизод депрессии может длиться от нескольких недель до лет. Крайняя форма выражения депрессии — самоубийство, и риск суицида для больного депрессией в течение жизни составляет 15%. Дистимия — более легкая форма униполярной депрессии, которая также представляет собой хроническое состояние, но выраженность симптомов депрессии ослаблена.

 

Заболеваемость  униполярной депрессией составляет 5-9% для женщин и 2-3% для мужчин, пик  заболеваемости приходится на 25-АА года.

 

У родственников  больного униполярной депрессией значительно  увеличен риск заболеваемости — 11-18% против 0,7-7% в контрольной группе. Если депрессия у больного проявляется в более тяжелой форме (множественные эпизоды депрессии, раннее начало заболевания), то заболеваемость у его родственников вдвое выше, чем у родственников больных с более поздними сроками начала заболевания. Из этого можно сделать вывод, что при раннем начале заболевания относительно большую роль играет наследственность.

При анализе  заболеваемости униполярной депрессией выяснилась любопытная деталь. Оказалось, что корреляция в заболеваемости между мужьями и женами почти такая же высокая, как и между дизиготными близнецами. Так как это сходство не растет в течение жизни, то дело не во взаимном влиянии супругов друг на друга. Остается предположить, что мы имеем здесь еще один пример ассортативности браков. Очевидно, люди, склонные к депрессиям, имеют какие-то индивидуальные особенности, влияющие на выбор супруга.

В близнецовых  исследованиях униполярной депрессии  получены сравнительно небольшие значения конкордантности для монозиготных близнецов, эта величина колеблется в рамках 35-50%. Для дизиготных близнецов конкордантность по униполярной депрессии со­ставляет 17-29%. Это указывает на относительно большую роль средовых факторов при возникновении данного заболевания, хотя определенная наследственная предрасположенность, конечно, существует. Оценки наследуемости для униполярной депрессии очень сильно варьируют (от 21 до 79%) в связи с разными критериями заболевания. В этих условиях тщательное изучение воздействий среды приобретает большое значение. С одной стороны, выяснение основных факторов риска поможет предупредить развитие заболевания. С другой стороны, возможно, что удастся обнаружить способы коррекции уже возникшей патологии.

Одна  из важнейших причин униполярной  депрессии, которую можно отнести  к средовым воздействиям, — это  события, вызвавшие сильную стрессорную реакцию (утрата близких, потеря работы, катастрофы, развод). Кстати, в качестве фактора, вызвавшего приступ депрессии, не обязательно выступает стресс, связанный с несчастьем, иногда это может быть вступление в брак, рождение ребенка, выдвижение на работе, связанное с возросшей ответственностью.

Очевидно, может играть роль как хронический стресс в виде постоянных неприятностей, так и острый стресс в виде однократных, сильных потрясений. Причем стресс играет большую роль в запуске первых 1-2 эпизодов депрессии и на последующее развита заболевания уже практически не влияет. Болезнь начинает развиваться по своим законам — после первого эпизода депрессии имеется 50-60% шансов повторения эпизода. После второго приступа депрессии вероятность третьего — 70%, после третьего — в 90% случаев возникает четвертый эпизод депрессии.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"