Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:01, контрольная работа

Описание работы

1. Предмет, задачи и история развития психогенетике.
2. Изучение депрессивных нарушений в психогенетике.

Работа содержит 1 файл

Контрольная_психогенетика.docx

— 47.52 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

  1. Предмет, задачи и история развития психогенетике.
  2. Изучение депрессивных нарушений в психогенетике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Предмет, задачи и история развития психогенетики.

1.1 Предмет.

Психогенетика является областью науки, возникшей на стыке психологии и генетики. Как часть психологии психогенетика принадлежит к более широкой области - психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии), которая, в свою очередь, является частью общей психологии. Дифференциальная психология занимается исследованием индивидуальных различий между людьми или группами людей. Одной из задач дифференциальной психологии является изучение происхождения индивидуальных различий, а именно роли биологических и социальных причин их возникновения. Одним из направлений исследований в этой области является изучение роли наследственных и средовых факторов в формировании межиндивидуальной вариативности различных психологических и психофизиологических характеристик человека. Это и есть основной предмет психогенетики. Также психогенетику можно отнести к разряду дисциплин, составляющих естественно-научные основы психологии.

Психогенетика (генетика поведения) — междисциплинарная область знаний, пограничная "между психологией (точнее, дифференциальной психологией) и генетикой; предметом ее исследований являются относительная роль и действие факторов наследственности и среды в формировании различий по психологическим и психофизиологическим признакам. В последние годы в сферу психогенетических исследований включается и индивидуальное развитие: и механизмы перехода с этапа на этап, и индивидуальные траектории развития.

В западной литературе для обозначения этой научной дисциплины обычно используется термин «генетика поведения» (behavioral genetics). Однако суть от этого меняется мало – целью исследования в любом случае является попытка выяснить, каким образом генетические и средовые факторы участвуют в формировании фенотипа. Различия могут быть связаны с тем, какие фенотипические признаки включаются в анализ. Важно иметь в виду то, что особенности поведения человека или свойства его психики представляют собой особые признаки фенотипа. Психогенетический анализ поведения человека чрезвычайно сложен еще и потому, что для человека участие среды в формировании фенотипа заключается не просто в воздействии «здесь и сейчас». Среда представляет собой не только физическое окружение, но проявляется главным образом в сложных и многочисленных культурных и социальных воздействиях, которые имеют свою историю.

На современном  этапе развития цель большинства  психогенетических исследований —  определение относительного вклада генетических и средовых факторов в  формирование индивидуально-психологических  различий, а также изучение возможных  механизмов, опосредующих генетические и средовые влияния на формирование разноуровневых свойств психики.

Таким образом, задача психогенетики — выяснение не только наследственных, но и средовых причин формирования различий между людьми по психологическим признакам. Результаты современных психогенетических исследований дают информацию о механизмах действия среды в такой же, если не в большей, степени, как и о механизмах действия генотипа. В общей форме можно утверждать, что основная роль в формировании межиндивидуальной изменчивости по психологическим признакам принадлежит индивидуальной (уникальной) среде. Особенно высока ее роль для личностных и психопатологических признаков. Все больший акцент в психогенетических исследованиях ставится на связь социально-экономического уровня семьи или продолжительности школьного обучения с результатами тестирования интеллекта детей. Даже такие формальные характеристики, как параметры семейной конфигурации (количество детей, порядковый номер рождения, интервал между рождениями), оказываются небезразличными для индивидуализации ребенка — и в когнитивной, и в личностной сфере.

Таким образом,  можно определить круг проблем психогенетики:

• Роль наследственности и среды в формировании человеческого разнообразия (поведенческого, психологического) в норме

• Наследственные и средовые причины отклоняющегося поведения и психических заболеваний

• Роль наследственности и среды в развитии

• Изучение факторов среды в формировании   поведения человека (появился новый термин энвиром – от англ. еnvironment – среда)

• Поиск конкретных генов и их локализация на хромосомах

• Моделирование на животных и др.

 

1.2. История психогенетики. Основные периоды развития генетики поведения.

Большинство направлений в науке возникает  в связи с запросом общества или  рождается в результате практической деятельности человека. Если говорить о генетике в целом, то совершенно очевидно, что практическая генетика уходит корнями в глубокую древность. Сохранились письменные свидетельства  того, что в древних цивилизациях велась работа по селекции растений и  животные. Древние натурфилософы  и врачи пытались проникнуть и  в тайны наследственности человека.

Основой для их умозаключений служили  повседневные наблюдения: сходство родителей  и потомков (причем, не только во внешности, но и в характере, походке, способностях), участие мужского семени в зачатии, передача по наследству некоторых болезней и уродств.

Древние были стихийными генетиками, скорее селекционерами, поскольку разведением сельскохозяйственных животных и растений человек начал  заниматься с незапамятных времен. Конечно, не только продуктивные качества животных, но и их поведение привлекали внимание, ведь нрав животного играет не последнюю роль в общении с  ним человека.

Однако  одним из истоков психогенетики, так же как и генетики, является теория эволюции, разработанная Ч.Дарвином в XIX веке. Суть дарвиновской теории заключается в следующем. Во-первых, у особей внутри каждого вида наблюдается изменчивость по морфологическим и физиологическим признакам, причем эта изменчивость возникает случайным образом. Во-вторых, эта изменчивость наследуется. В-третьих, в связи с ограниченностью необходимых ресурсов особи данной популяции борются за выживание. Наиболее приспособленные выживают и оставляют потомков, обладающих теми же признаками. В результате такого естественного отбора наиболее приспособленных особей представители данного вида все лучше адаптируются к условиям окружающей среды. Таким образом, в основе механизма эволюции лежат три фундаментальных фактора — изменчивость, наследственность и естественный отбор.

Появление эволюционной теории дало толчок исследованиям  феномена наследственности.

Историю развития генетики поведения человека условно можно разделить на четыре основных периода:

1) 1865—1900 — зарождение генетики поведения человека;

2) 1900—1924— становление генетики поведения как самостоятельной научной дисциплины;

3) 1924—1960 — накопление эмпирического материала;

4) с 1960 по настоящее время — современный этап.

Кратко  охарактеризуем каждый из этих этапов и чуть более подробно остановимся  на истории развития генетики поведения  человека в России.

 

1.3  зарождение генетики   поведения (1865-1900гг.)

Ф.Гальтон в 1865г. обосновал идею наследственности  и возможности улучшения человеческой природы путём размножения одарённых людей (эти идеи были положены в основу евгеники). Он провёл эмпирические  исследования наследуемости поведения человека и показал:

а) вероятность  проявления таланта в семьях выдающихся людей, намного выше, чем в обществе в целом.

б) вероятность  того, что родственник выдающегося  человека будет талантливым возрастает по мере увеличения степени родства.

Это позволило  Гальтону  сформировать закон родовой наследственности.

Заслуги Гальтона:

- создание  методологического арсенала психогенетики

- разработка  основной вариационной статистики.

- использование  близнецов, для выявления рода  наследственности

- разработал  методы измерения психологических   функции человека, служащих для  оценки индивидуальных различий  между людьми.

Таким образом,  Гальтон определил основные  подходы и понятия генетики поведения.

 

      1. Становление генетики поведения, как самостоятельной  научной дисциплины (1900 – 1924гг).

 В 1900г. вторичное открытие закона Менделя, развивается математический аппарат генетики, происходит расположения между представителями биометрической шкалы (изучает количественные характеристики, непрерывных изменяющихся признаков), отрицали дискретность наследственности и с их точки зрения законы Г.Менделя не применимы к сложным признакам (высш. организмам) и генетики говорили о дискретном характере наследственности, следовательно, с их точки зрения в основе эволюции лежат скачкообразные наследственные изменения – мутации.

В рамках концепции множества факторов произошли, благодаря  генетикам и биометрикам.

Концепция опиралась на том, что Мендеенилевский механизм  дискретного наследования применил  к непрерывно сложным признакам.

Таким образом, основное положение концепции заключается  в том, что полигенные  различия  между индивидами  могут  приводить  к фенотипическим.

 

      1. Этапы накопления эмпирического материала

 

В 20-е  годы Г.Сименсом был разработан сравнительно надежный метод идентификации МЗ и ДЗ близнецов - полисимптомный диагноз сходства (Simens H., 1924). Было показано, что надежная идентификация зиготности близнецов возможна только на основе сопоставления большого числа физических признаков (цвет глаз, цвет волос, форма носа, губ, ушей, группа крови и т.д.). Тогда же Г.Сименс предложил использовать для исследований не только МЗ, но и ДЗ близнецов. Этой публикацией Г.Сименс заложил основы научного применения близнецового метода в генетике человека. 

Появление метода полисимптомного сходства и развитие методов измерения в экспериментальной психологии стимулировало близнецовые исследования в генетике поведения. До этого момента в исследованиях наследственной обусловленности психологических характеристик чаще всего использовался семейный метод. Так, например, еще в 1904 году Карл Пирсон проводил исследования сходства умственного развития у сибсов. Оказалось, что коэффициент корреляции по уровню умственного развития, которое оценивалось на основе оценок учителей, составляет для братьев 0,52. Такой уровень сходства соответствовал уровню сходства по физическим характеристикам, на основании чего К.Пирсоном был сделан вывод о влиянии наследственности на эту характеристику (Pearson C., 1904). Развитие психодиагностических методов дало возможность использовать стандартизированные тесты. В одной из первых работ с использованием теста Бине-Симона были обнаружены достаточно высокие корреляции (0,61) между сибсами (Gordon К., 1919). 

В первых близнецовых исследованиях использовали, как правило, сравнение однополых  и разнополых близнецов (Fuller J., Thomson W., 1978). В 20-30-е годы, после появления достаточно надежных методов диагностики зиготности, число близнецовых исследований значительно увеличилось. Исследовалась наследственная обусловленность морфологических признаков человека ( Dahlberg, 1926, Бунак В.В., 1926, Verschuer О., 1927 и др.), дерматоглифики (Newman H., 1930; Vershuer О., 1933; Волоцкой М.В., 1936 и др.), сердечно-сосудистой системы (Кабаков И.Б., Рывкин И.А., 1924, Vershuer, 1931/32; Малкова Н.Н., 1934 и др), моторики (Frischeisen-Kohler I. 1930; Lehtovaara, 1938; Миренова А.Н. и др.), интеллекта (Tallman G., 1928; Holzinger K., 1929 и др.) и личностных характеристик (Carter H., 1933; Newman H., Freeman F., Holzinger J., 1937 и др.). Не будем подробно останавливаться на этих работах, поскольку большинство из них имеет лишь историческое значение. Остановимся лишь на тех работах, которые имели принципиальное значение для развития генетики человека.

К таким  работам прежде всего относятся первые исследования приемных детей. Суть метода состоит в сопоставлении детей, разлученных при рождении со своими биологическими родственниками и воспитывающихся в семьях приемных родителей, с детьми, которых воспитывают биологические родители. Начало исследованиям приемных детей положила опубликованная в 1919 году работа К.Гордон, в которой было показано, что сходство показателей интеллекта (r=0,53) сибсов, воспитывающихся в приютах, практически не отличается от сходства сибсов, живущих дома. В 1928 году была опубликована работа, выполненная по классическому варианту метода «приемных детей». Автор этой работы, Б.Баркс, показала, что коэффициенты корреляции показателей интеллекта приемных детей и их приемных родителей значительно ниже (r=0,07 - для отца и r=0,19 - для матери), чем соответствующие корреляции с биологическими родителями (0,45 и 0,46 для отца и матери, соответственно). В наши дни метод приемных детей широко используется в генетике поведения.

Частным вариантом метода приемных детей  можно считать метод разлученных  близнецов. Первой работой, в которой  использовался этот метод, было исследование Х.Ньюмана, Ф.Фримана и К.Холзингера выполненное в 1937 году (Newman H. et al., 1937). В этой, ставшей классической, работе впервые наряду с выборкой МЗ и ДЗ близнецов, воспитывавшихся вместе, исследовалось 19 пар МЗ близнецов, воспитывавшихся раздельно. Близнецы выполняли ряд стандартизованных интеллектуальных и личностных тестов: тест Стэнфорда-Бинэ, Стэнфордский тест достижений, личностный опросник Вудвортса-Мэттьюса, опросник темперамента и ряд других тестов. Несмотря на то, что коэффициенты корреляции разлученных МЗ близнецов были несколько ниже таких же коэффициентов МЗ близнецов, воспитывавшихся вместе, все же они были значительно выше, чем у ДЗ. Метод разлученных близнецов позволяет осуществить в эксперименте практически идеальное разделение генетических и средовых источников вариативности и постоянно используется в генетике поведения.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"