Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 17:19, контрольная работа
Одно из центральных мест в психологии занимает понимание психики. В самом общем виде психика – это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, установки и оценочные суждения, отношения, переживания, цели, знания, умения и навыки поведения и деятельности и т. п. Психика человека проявляется в его высказываниях, эмоциональных состояниях, мимике, пантомимике, поведении и деятельности, их результатах и других внешне выражаемых реакциях.
Основными положениями отечественной психологии в понимании психики человека являются следующие:
классическом, естественнонаучном понимании термина "эксперимент") метода:
естественный (полевой) эксперимент;
моделирующий эксперимент;
лабораторный эксперимент.
1. Естественный (полевой) эксперимент, как говорит само название этого
метода, наиболее приближен к неэкспериментальным исследовательским методам.
Условия используемые при проведении естественного эксперимента, организует не
экспериментатор, а сама жизнь (в высшем учебном заведении, например, они
органично включены в учебно-воспитательный процесс). Экспериментатор в данном
случае пользуется лишь сочетанием различных (контрастных, как правило) условий
деятельности испытуемых и фиксирует при помощи неэкспериментальных или
диагностических
методик исследуемые
Достоинства естественного (полевого) эксперимента (относительная
замаскированность целей исследования, достаточно неформальная обстановка
проведения исследования и т.п.) являются следствием его органической
включенности в условия жизни и деятельности испытуемых. К недостаткам этого
метода относятся сложность подбора контрастных естественных условий и, в
частности, все недостатки тех неэкспериментальных и диагностических методик,
которые применяются в составе естественного эксперимента и служат для отбора
экспериментальных данных.
2. Моделирующий эксперимент. При проведении моделирующего эксперимента
испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует в
эксперименте в качестве испытуемого. Характерной особенностью эксперимента
данного типа является то, что поведение испытуемых в экспериментальной ситуации
моделирует (воспроизводит) на разных уровнях абстракции вполне типичные для
жизненных ситуаций действия или деятельности: запоминание различных сведений,
выбор или постановку целей, выполнение различных интеллектуальных и
практических действий и т.д. Моделирующий эксперимент позволяет решать самые
разнообразные исследовательские задачи.
3. Лабораторный эксперимент - особый тип экспериментального метода -
предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной
специальными приборами и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийся
также наибольшей искусственностью экспериментальных условий, применяется обычно
при изучении элементарных психических функций ( сенсорной и моторной реакций,
реакции выбора, различий сенсорных порогов и т.п.) и гораздо реже - при
изучении более сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функций
и т.п.). Лабораторный
эксперимент более
психологического исследования.
Г. Формирующие методы.
Все описанные выше исследовательские методы (неэкспериментальные,
диагностические и экспериментальные) отличаются констатирующим характером:
описанию измерению и объяснению подвергаются эмпирические, стихийно
сложившиеся (или, в крайнем случае, моделируемые в узких и искусственных
рамках лабораторного эксперимента) особенности и уровни психического
развития.
Использование всех этих методов не предполагает задачи существенного
изменения наличного предмета исследования, задачи формирования. Такая
принципиально новая исследовательская цель требует применения особых,
формирующих методов.
К формирующим исследовательским методам в психологии относятся различные
разновидности так называемого социального эксперимента, объектом которого
выступает определенная группа людей:
преобразующий эксперимент,
психолого-педагогический эксперимент,
формирующий эксперимент,
экспериментально-генетический метод,
метод поэтапного формирования и т.п.
Основной и главной чертой всех этих методов является, по определению Василия
Васильевича Давыдова (1930), "...не простое констатирование особенностей тех
или иных эмпирических форм психики, а их активное моделирование,
воспроизведение в особых условиях, что позволяет раскрыть их сущность".
Использование формирующих исследовательских методов связано с перестройкой
определенных
характеристик учебно-
влияния этой перестройки на возрастные, интеллектуальные и
характерологические особенности испытуемых. По существу, данный
исследовательский метод выступает в качестве средства создания широкого
экспериментального контекста для использования всех других методов
психологии.
Формирующий эксперимент часто используется в целях сопоставления влияния
различных обучающих программ на психическое развитие испытуемых.
Формирующий эксперимент это:
массовый эксперимент, т.е. статистически значимый (это значит, что его
ареалом является минимум - школа, педагогический коллектив);
длительный, пролонгированный эксперимент;
эксперимент не ради эксперимента, а ради реализации той или иной
общетеоретической концепции в определенной области психологии (возрастной,
детской, педагогической и других отраслях);
эксперимент комплексный, требующий совместных усилий психологов-теоретиков,
психологов-практиков, психологов-исследователей, дидактиков, методистов и др.
И поэтому это есть эксперимент, протекающий в особых учреждениях, где все это
можно организовать.
Таким образом,
формирующий эксперимент
психолого-педагогической практики (как совместной деятельности исследователя
и испытуемого) и, в первую очередь, перестройкой ее содержания и методов,
приводящей к существенным видоизменениям хода психического развития и
характерологических особенностей испытуемых. Именно в силу этих своих
характеристик данный тип исследовательских методов различных отраслей
психологии выявляет резервы психического развития и одновременно
конструирует, создает
новые психологические
формирующие и обучающие эксперименты входят в особую категорию методов
психологического исследования и воздействия. Они позволяют направленно
формировать особенности таких психических процессов, как восприятие,
внимание, память, мышление.
В заключении необходимо отметить, что в процессе развития психологии
изменяются не только теории и понятия, но и исследовательские методы: они
утрачивают созерцательный, констатирующий характер, становятся формирующими
или, точнее, трансформирующими.
Ведущим типом
экспериментальной области психологии становится формирующий эксперимент.
Итак, развитие методического арсенала современной психологии заключается в
особой консолидации всех исследовательских методов, результатом которой
является образование нового комплекса исследовательских методов -
формирующего
эксперимента.
Основные направления психологии
В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. Учитывая то обстоятельство, что в последнее время почти каждые 4-6 лет появляется новое направление в психологии, имеет смысл говорить не об одной науке психологии, а о комплексе относительно автономных, развивающихся психологических дисциплинах. В целом, их можно разделить на фундаментальные (базовые, теоретические) и прикладные (практические).
Фундаментальные отрасли психологии имеют общее, методологическое значение для понимания в объяснения психологических явлений и фактов, доведения и поступков людей, независимо от того, к какой области реальности эти факты и явления относятся, какой конкретной деятельностью занимаются люди и какими конкретными социально-психологическими особенностями они обладают. В силу универсальности фундаментальных знаний они объединены в такое направление, как «общая психология».
Прикладными обозначают отрасли психологической науки, достижения которых непосредственно используются с целью совершенствования той или иной сферы практической деятельности. Прикладные направления психологии имеют общие и специальные разделы. В общих разделах прикладной психологии ставятся и решаются Проблемы анализа и обобщения конкретных фактов, полученных на практике. В специальных 9 разделах осуществляется накопление фактов, а также разработка и описание конкретных методов, методик и техник преобразования и совершенствования практической сферы деятельности.
В рамках общей психологии изучаются общеметодологические проблемы психики, сознания и деятельности, построения понятий и функционирования таких психических процессов, как ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, эмоции, воля, воображение. В общей психологии исследуется круг вопросов, связанных с понятием о личности, ее активности, мотивации и формирования. Общая психология охватывает также проблемы изучения темперамента, характера и способностей человека.
Прикладные отрасли психологии, связанные с «обслуживанием» таких сфер практической деятельности, как образование, медицина, труд и управление, включают возрастную и педагогическую психологию, психодиагностику, медицинскую психологию, психологию труда и инженерную психологию, психологию управления, юридическую психологию.
В возрастной
и педагогической психологии изучают
законы развития психики ребенка
в различные возрастные этапы, а
также разрабатывают методы эффективного
обучения и воспитания детей и
взрослых в соответствии с их возрастными
и индивидуально-
Психодиагностика
включает вопросы разработки принципов
психодиагностического
Медицинская психология содержит систематизированное
описание фактов и проявлений психических
пограничных состояний и заболеваний.
Кроме того, в рамках медицинской психологии
4 описываются методы воздействия, психотерапии
к психокоррекции людей.
Психология
труда содержит круг вопросов относительно
психологических знаний о трудовой
деятельности человека, человеке как
субъекте труда, психологии профессий,
а также методах
Инженерная психология исследует, в основном, деятельность оператора, психологические закономерности приема и переработки информации, функционирование психических процессов памяти и мышления у человека-оператора, его работоспособности, вопросы профессионального отбора и разработки психофизиологических требований к проектированию и функционированию систем «человек-машина».