Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 17:19, контрольная работа

Описание работы

Одно из центральных мест в психологии занимает понимание психики. В самом общем виде психика – это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, установки и оценочные суждения, отношения, переживания, цели, знания, умения и навыки поведения и деятельности и т. п. Психика человека проявляется в его высказываниях, эмоциональных состояниях, мимике, пантомимике, поведении и деятельности, их результатах и других внешне выражаемых реакциях.
Основными положениями отечественной психологии в понимании психики человека являются следующие:

Работа содержит 1 файл

Психика и организм.docx

— 57.98 Кб (Скачать)

классическом, естественнонаучном понимании термина "эксперимент") метода:

естественный (полевой) эксперимент;

моделирующий  эксперимент;

лабораторный  эксперимент.

     1. Естественный (полевой) эксперимент, как говорит само название этого

метода, наиболее приближен к неэкспериментальным исследовательским методам.

Условия используемые при проведении естественного эксперимента, организует не

экспериментатор, а сама жизнь (в высшем учебном  заведении, например, они

органично включены в учебно-воспитательный процесс). Экспериментатор в данном

случае пользуется лишь сочетанием различных (контрастных, как правило) условий

деятельности  испытуемых и фиксирует при помощи неэкспериментальных или

диагностических методик исследуемые психологические  особенности испытуемых.

Достоинства естественного (полевого) эксперимента (относительная

замаскированность целей исследования, достаточно неформальная обстановка

проведения исследования и т.п.) являются следствием его органической

включенности  в условия жизни и деятельности испытуемых. К недостаткам этого

метода относятся  сложность подбора контрастных  естественных условий и, в

частности, все  недостатки тех неэкспериментальных и диагностических методик,

которые применяются в составе естественного эксперимента и служат для отбора

экспериментальных данных.

     2. Моделирующий эксперимент. При проведении моделирующего эксперимента

испытуемый действует  по инструкции экспериментатора и знает, что участвует в

эксперименте в качестве испытуемого. Характерной особенностью эксперимента

данного типа является то, что поведение испытуемых в  экспериментальной ситуации

моделирует (воспроизводит) на разных уровнях абстракции вполне типичные для

жизненных ситуаций действия или деятельности: запоминание  различных сведений,

выбор или постановку целей, выполнение различных интеллектуальных и

практических  действий и т.д. Моделирующий эксперимент  позволяет решать самые

разнообразные исследовательские задачи.

     3. Лабораторный эксперимент - особый тип экспериментального метода -

предполагает  проведение исследований в психологической  лаборатории, оснащенной

специальными  приборами и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийся

также наибольшей искусственностью экспериментальных  условий, применяется обычно

при изучении элементарных психических функций ( сенсорной и моторной реакций,

реакции выбора, различий сенсорных порогов и  т.п.) и гораздо реже - при

изучении более  сложных психических явлений (процессов  мышления, речевых функций

и т.п.). Лабораторный эксперимент более соответствует  предмету предмету

психологического  исследования.

    

                          Г. Формирующие методы.                         

Все описанные  выше исследовательские методы (неэкспериментальные,

диагностические и экспериментальные) отличаются констатирующим характером:

описанию измерению  и объяснению подвергаются эмпирические, стихийно

сложившиеся (или, в крайнем случае, моделируемые в  узких и искусственных

рамках лабораторного эксперимента) особенности и уровни психического

развития.

Использование всех этих методов не предполагает задачи существенного

изменения наличного  предмета исследования, задачи формирования. Такая

принципиально новая исследовательская цель требует  применения особых,

формирующих методов.

К формирующим  исследовательским методам в  психологии относятся различные

разновидности так называемого социального  эксперимента, объектом которого

выступает определенная группа людей:

преобразующий эксперимент,

психолого-педагогический эксперимент,

формирующий эксперимент,

экспериментально-генетический метод,

метод поэтапного формирования и т.п.

Основной и  главной чертой всех этих методов  является, по определению Василия

Васильевича Давыдова (1930), "...не простое констатирование  особенностей тех

или иных эмпирических форм психики, а их активное моделирование,

воспроизведение в особых условиях, что позволяет  раскрыть их сущность".

Использование формирующих исследовательских  методов связано с перестройкой

определенных  характеристик учебно-воспитательного  процесса и выявлением

влияния этой перестройки  на возрастные, интеллектуальные и

характерологические особенности испытуемых. По существу, данный

исследовательский метод выступает в качестве средства создания широкого

экспериментального  контекста для использования  всех других методов

психологии.

Формирующий эксперимент  часто используется в целях сопоставления  влияния

различных обучающих  программ на психическое развитие испытуемых.

     Формирующий эксперимент это:

массовый эксперимент, т.е. статистически значимый (это  значит, что его

ареалом является минимум - школа, педагогический коллектив);

длительный, пролонгированный эксперимент;

эксперимент не ради эксперимента, а ради реализации той или иной

общетеоретической концепции в определенной области  психологии (возрастной,

детской, педагогической и других отраслях);

эксперимент комплексный, требующий совместных усилий психологов-теоретиков,

психологов-практиков, психологов-исследователей, дидактиков, методистов и др.

И поэтому это  есть эксперимент, протекающий в  особых учреждениях, где все это

можно организовать.

Таким образом, формирующий эксперимент является существенной перестройкой

психолого-педагогической практики (как совместной деятельности исследователя

и испытуемого) и, в первую очередь, перестройкой ее содержания и методов,

приводящей к существенным видоизменениям хода психического развития и

характерологических особенностей испытуемых. Именно в  силу этих своих

характеристик данный тип исследовательских методов  различных отраслей

психологии выявляет резервы психического развития и  одновременно

конструирует, создает  новые психологические особенности  испытуемых. Поэтому

формирующие и  обучающие эксперименты входят в  особую категорию методов

психологического  исследования и воздействия. Они  позволяют направленно

формировать особенности  таких психических процессов, как  восприятие,

внимание, память, мышление.

В заключении необходимо отметить, что в процессе развития психологии

изменяются не только теории и понятия, но и исследовательские  методы: они

утрачивают созерцательный, констатирующий характер, становятся формирующими

или, точнее, трансформирующими. Ведущим типом исследовательского метода в

экспериментальной области психологии становится формирующий  эксперимент.

Итак, развитие методического арсенала современной  психологии заключается в

особой консолидации всех исследовательских методов, результатом  которой

является образование  нового комплекса исследовательских  методов -

формирующего  эксперимента. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   Основные направления психологии  

   

  В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. Учитывая то обстоятельство, что в последнее время почти каждые 4-6 лет появляется новое направление в психологии, имеет смысл говорить не об одной науке психологии, а о комплексе относительно автономных, развивающихся психологических дисциплинах. В целом, их можно разделить на фундаментальные (базовые, теоретические) и прикладные (практические).

  Фундаментальные отрасли психологии имеют общее, методологическое значение для понимания в объяснения психологических явлений и фактов, доведения и поступков людей, независимо от того, к какой области реальности эти факты и явления относятся, какой конкретной деятельностью занимаются люди и какими конкретными социально-психологическими особенностями они обладают. В силу универсальности фундаментальных знаний они объединены в такое направление, как «общая психология».

  Прикладными обозначают отрасли психологической науки, достижения которых непосредственно используются с целью совершенствования той или иной сферы практической деятельности. Прикладные направления психологии имеют общие и специальные разделы. В общих разделах прикладной психологии ставятся и решаются Проблемы анализа и обобщения конкретных фактов, полученных на практике. В специальных 9 разделах осуществляется накопление фактов, а также разработка и описание конкретных методов, методик и техник преобразования и совершенствования практической сферы деятельности.

  В рамках общей психологии изучаются общеметодологические проблемы психики, сознания и деятельности, построения понятий и функционирования таких психических процессов, как  ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, эмоции, воля, воображение. В общей психологии исследуется круг вопросов, связанных с понятием о личности, ее активности, мотивации и формирования. Общая психология охватывает также проблемы изучения темперамента, характера и способностей человека.

  Прикладные  отрасли психологии, связанные с  «обслуживанием» таких сфер практической деятельности, как образование, медицина, труд и управление, включают возрастную и педагогическую психологию, психодиагностику, медицинскую психологию, психологию труда и инженерную психологию, психологию управления, юридическую психологию.

  В возрастной и педагогической психологии изучают  законы развития психики ребенка  в различные возрастные этапы, а  также разрабатывают методы эффективного обучения и воспитания детей и  взрослых в соответствии с их возрастными  и индивидуально-психологическими характеристиками.

  Психодиагностика  включает вопросы разработки принципов  психодиагностического обследования детей и взрослых, описание процедуры  психодиагностики, конструктирования конкретных психодиагностических методик и тестов. 
Медицинская психология содержит систематизированное описание фактов и проявлений психических пограничных состояний и заболеваний. Кроме того, в рамках медицинской психологии 4 описываются методы воздействия, психотерапии к психокоррекции людей.

  Психология  труда содержит круг вопросов относительно психологических знаний о трудовой деятельности человека, человеке как  субъекте труда, психологии профессий, а также методах психологического сопровождения трудовой деятельности.

  Инженерная  психология исследует, в основном, деятельность оператора, психологические закономерности приема и переработки информации, функционирование психических процессов  памяти и мышления у человека-оператора, его работоспособности, вопросы  профессионального отбора и разработки психофизиологических требований к  проектированию и функционированию систем «человек-машина».

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"