Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 17:19, контрольная работа
Одно из центральных мест в психологии занимает понимание психики. В самом общем виде психика – это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, установки и оценочные суждения, отношения, переживания, цели, знания, умения и навыки поведения и деятельности и т. п. Психика человека проявляется в его высказываниях, эмоциональных состояниях, мимике, пантомимике, поведении и деятельности, их результатах и других внешне выражаемых реакциях.
Основными положениями отечественной психологии в понимании психики человека являются следующие:
Самостоятельная
работа по психологии
Психика и организм. Общее понятие психики. Основные положения отечественной психологии в понимании психики человека .
Одно из центральных
мест в психологии занимает понимание
психики. В самом общем виде психика
– это внутренний духовный мир человека:
его потребности и интересы, желания и
влечения, установки и оценочные суждения,
отношения, переживания, цели, знания,
умения и навыки поведения и деятельности
и т. п. Психика человека проявляется в
его высказываниях, эмоциональных состояниях,
мимике, пантомимике, поведении и деятельности,
их результатах и других внешне выражаемых
реакциях.
Основными положениями отечественной
психологии в понимании психики человека
являются следующие:
1. Современная психология рассматривает
психику как свойство особым образом организованной
материи – головного мозга. Психика –
это свойство высокоорганизованной материи
отражать объективную действительность
и на основе формируемого при этом психического
образа целесообразно регулировать деятельность
субъекта и его поведение.
а) не всякая материя обладает свойством
психического, психика – это особое свойство
только головного мозга;
б) психика неотделима от этой материи
и не существует вне ее.
2. Сущность психики состоит в отражении.
Психика – это субъективный образ объективного
мира, идеальное (нематериальное) отражение
реальной действительности:
а) это отражение субъективно, индивидуально
и своеобразно;
б) психическое отражение не только зеркально,
но и избирательно: человек целенаправленно
воспринимает и понимает мир, взаимодействует
со средой, в которой он ищет способ реализации
своих потребностей и интересов;
в) избирательный характер отношения человека
к действительности побуждает его проявлять
соответствующую активность;
г) психическое отражение неодномоментно;
это процесс непрерывного познания действительности,
движение от ее простого созерцания к
абстрактному мышлению, а от него – к практике;
д) одной из особенностей психического
является способность опережать ход событий,
предвидеть результаты действий, поведения,
социальных и природных процессов на основе
познания закономерностей развития объективной
реальности.
3. Высший уровень психики, свойственный
человеку, образует сознание
как результат общественно-трудовой деятельности
человека, его общения с другими людьми
и включения в разнообразные виды деятельности.
Сознание, будучи общественным продуктом,
присуще только человеку. Низший уровень
психики образует бессознательное
– это совокупность психических процессов,
актов и состояний, обусловленных воздействиями,
во влиянии которых человек не дает себе
отчета.
Основные
функции психики.
Формы проявления
психики.
Структура психики
С точки зрения
влияния на деятельность и поведение человека
выделяют две взаимосвязанные регулятивные
функции психики: побуждения (потребностно-мотивационная
сфера психики) и исполнения (знания,
умения, навыки, привычки, способности
человека). К числу других функций психики
человека относятся: функция отражения,
формирования образа, функция смыслообразования
и понимания, функция отношения, целеполагания,
накопления опыта, самопознания.
Психическое имеет двоякую форму существования.
Первая, объективная, форма существования
психического выражается в жизни и деятельности:
это первичная форма его существования.
Вторая, субъективная, форма существования
психического – это рефлексия, интроспекция,
самосознание, отражение психического
в самом себе: это вторичная, генетически
более поздняя форма, проявляющаяся у
человека.
Психическая реальность устроена сложно,
но ее условно можно разделить на: экзопсихику
(часть психики человека, отражающая внешнюю
по отношению к организму реальность),
эндопсихику (часть психической реальности,
отражающая состояние организма человека)
и интропсихика (часть психики, которая
включает мысли, волевые усилия, фантазии,
сны).
Методы,
применяемые в
психологии
Не экспериментальные психологические методы
1. Наблюдение является одним из наиболее часто используемых в
психологии исследовательских методов. Наблюдение может применяться в качестве
самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других
методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т.д.
Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и
регистрация объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим
психологическим методом. Как научный эмпирический метод наблюдение широко
применяется с конца XIX века в клинической психологии, психологии развития и
педагогической психологии, в социальной психологии, а с начала XX века - в
психологии труда, т.е. в тех областях, где особое значение имеет фиксация
особенностей
естественного поведения
где вмешательство экспериментатора нарушает процесс взаимодействия человека со
средой. Тем самым для наблюдения особое значение имеет сохранение "внешней"
валидности.
Различают несистематическое и систематическое наблюдение:
несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко
применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для
исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация
причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой
обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях;
систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь
выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует
условия внешней среды. План систематического наблюдения соответствует схеме
квазиэксперимента или корреляционного исследования (о них речь пойдет далее).
Различают "сплошное" и выборочное наблюдение:
в первом случае исследователь (или группа исследователей) фиксирует все
особенности поведения,
доступные для максимально
во втором случае он обращает внимание лишь на определенные параметры
поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту
проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня
и т.п.
Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с использованием
наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их относятся:
аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т.д.
Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения
либо отсрочено. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя,
"страдает"
полнота и надежность
достоверность полученных результатов. Особое значение имеет проблема
наблюдателя. Поведение человека или группы людей изменяется, если они знают,
что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если наблюдатель
неизвестен группе или индивиду, значим и может компетентно оценить поведение.
Особенно сильно эффект наблюдателя проявляется при обучении сложным навыкам,
выполнении новых и сложных задач, например, при исследовании "закрытых групп"
(банд, воинских
коллективов, подростковых
наблюдение исключено. Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам
является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании
индивида, например ребенка, наблюдатель находится в постоянном, естественном
общении с ним.
Есть два варианта включенного наблюдения:
наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем
(например, при
изучении динамики поведения
в группе альпинистов или
подводной лодки);
наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (например, дети, играющие
в комнате, одна стена которой - зеркало Гезелла; группа заключенных в общей
камере и т.д.).
В любом случае важнейшую роль играет личность психолога - его профессионально
важные качества. При открытом наблюдении через определенное время люди
привыкают к психологу и начинают вести себя естественно, если он сам не
провоцирует "особое" отношение к себе. В том случае, когда применяется
скрытое наблюдение, "разоблачение" исследователя может иметь самые серьезные
последствия не только для успеха, но и для здоровья и жизни самого
наблюдателя.
Кроме того, включенное наблюдение, при котором исследователь маскируется, а
цели наблюдения скрываются, порождает серьезные этические проблемы. Многие
психологи считают недопустимым проведение исследований "методом обмана",
когда его цели скрываются от исследуемых людей и\или когда испытуемые не
знают, что они - объекты наблюдения или экпериментальных манипуляций.
Модификацией метода включенного наблюдения, сочетающей наблюдение с
самонаблюдением, является "трудовой метод", который очень часто использовали
зарубежные и отечественные психологи в 20-30-х годах нашего века.
Цель наблюдения определяется общими задачами и гипотезами исследования. Эта
цель, в свою очередь, определяет используемый тип наблюдения, т.е. будет ли
оно непрерывным или дискретным, фронтальным или выборочным и т.п.
Что касается способов регистрации получаемых данных, то, по-видимому, в
процессе первоначальных наблюдений лучше использовать не составленные заранее
протоколы, а
развернутые и более или менее
упорядоченные дневниковые
По мере систематизации этих записей можно выработать вполне адекватную
задачам исследования и в то же время более лаконичную и строгую форму
протокольных записей.
Результаты наблюдений обычно систематизируются в виде индивидуальных (или
групповых) характеристик. Такие характеристики представляют собой развернутые
описания наиболее существенных особенностей предмета исследования. Тем самым
результаты наблюдений являются одновременно исходным материалом для
последующего психологического анализа. Переход от данных наблюдения к
объяснению наблюдаемого, являющийся выражением более общих законов познания,
свойственен и другим неэкспериментальным (клиническим) методам: анкетированию,
беседе и изучению продуктов деятельности.
Какие же конкретные недостатки метода наблюдения нельзя в принципе исключить?
В первую очередь все ошибки, допущенные наблюдателем. Искажение восприятия
событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою