Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 17:19, контрольная работа

Описание работы

Одно из центральных мест в психологии занимает понимание психики. В самом общем виде психика – это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, установки и оценочные суждения, отношения, переживания, цели, знания, умения и навыки поведения и деятельности и т. п. Психика человека проявляется в его высказываниях, эмоциональных состояниях, мимике, пантомимике, поведении и деятельности, их результатах и других внешне выражаемых реакциях.
Основными положениями отечественной психологии в понимании психики человека являются следующие:

Работа содержит 1 файл

Психика и организм.docx

— 57.98 Кб (Скачать)

Ч.Осгуда и Б.Берельсона, автора фундаментальной монографии "Контент-анализ в

коммуникационных  исследованиях". Стандартными единицами при анализе текста в

контент-анализе являются:

слово (термин, символ);

суждение или  законченная мысль;

тема;

персонаж;

автор;

целостное сообщение

     6. Монографический метод. Данный исследовательский

метод, не может  быть воплощен в какой либо одной  методике. Он является

синтетическим методом и конкретизируется в  совокупности самых разнообразных

неэкспериментальных (а иногда и экспериментальных) методик. Монографический

метод используется, как правило, для глубокого, тщательного, продольного

изучения возрастных и индивидуальных особенностей отдельных  испытуемых с

фиксацией их поведения, деятельности и взаимоотношений  с окружающими во всех

основных сферах жизни. При этом исследователи стремятся, исходя из изучения

конкретных случаев, выявить общие закономерности строения и развития тех или

иных психических  образований.

Обычно в психологических  исследованиях используется не один какой-нибудь

метод, а целый  набор различных методов, которые  взаимно контролируют и

дополняют друг друга.

                                        Б. Диагностические методы.                

К диагностическим  исследовательским методам относятся  различные тесты, т.е.

методы, позволяющие  исследователю давать количественную квалификацию

изучаемому явлению, а также различные приемы качественной диагностики, при

помощи которых выявляются, например, различные уровни развития

психологических свойств и характеристик испытуемых.

     1. Тест (от англ. test - проба, испытание) - стандартизированное задание,

результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики

испытуемого. Таким  образом, целью тестового исследования является испытание,

диагностика определенных психологических особенностей человека, а его

результатом - количественный показатель, соотносимый с ранее установленными

соответсвующими нормами и стандартами.

Использование определенных и конкретных тестов в  психологии наиболее

отчетливо проявляет  общие теоретические установки  исследователя и всего

исследования. Так, в зарубежной психологии тестовые исследования понимаются

обычно как  средство выявления и измерения  врожденных интеллектуальных и

характерологических особенностей испытуемых. В отечественной  психологии

различные диагностические  методы рассматриваются в качестве средств

определения наличного  уровня развития этих психологических  особенностей.

Именно потому, что результаты любых тестирований характеризуют наличный и

сравнительный уровень психического развития человека, обусловленный влиянием

множества факторов, обычно неконтролируемых в тестовом испытании, результаты

диагностического  испытания не могут и не должны соотносится с возможностями

человека, с особенностями  его дальнейшего развития, т.е. эти  результаты не

имеют прогностического значения. Не могут эти результаты послужить основанием

и для принятия тех или иных психолого-педагогических мер.

Необходимость абсолютно точного соблюдения инструкции и использования

однотипных материалов диагностического обследования налагает еще одно

существенное  ограничение на широкое использование  диагностических методов в

большинстве прикладных областях психологической науки. В силу этого

ограничения достаточно квалифицированное проведение диагностического

обследования  требует от исследователя специальной (психологической)

подготовки, владения не только материалом и инструкцией  применяемой тестовой

методики, но и  способами научного анализа полученных данных.

Основным недостатком  большинства диагностических методик  является осознание

испытуемым искусственной  ситуации обследования, которое часто  приводит к

актуализации  у испытуемых неконтролируемых методикой  мотивов (иногда начинает

действовать желание  испытуемых угадать, что от них хочет  экспериментатор,

иногда - стремление поднять свой престиж в глазах экспериментатора или других

испытуемых и  т.п.), что искажает результаты эксперимента. Данный недостаток

диагностических методик требует тщательного  подбора значимого для испытуемых

экспериментального  материала и сочетания их с  беседой, включающей прямые и

косвенные вопросы  к испытуемому, и с психологическим  наблюдением за

особенностями поведения испытуемых в ходе эксперимента.

Достоинство диагностических  методов (наряду с точностью и  портативностью)

состоит в очень  широком спектре исследовательских  задач, которые могут

решаться с  помощью данных методов, - от исследования степени овладения

дошкольниками различными перцептивными и мыслительными действиями и

некоторыми предпосылками  формирования операционально-технической  стороны

учебной деятельности и выявления личностных особенностей испытуемых до

изучения специфики  внутриколлективных отношений.

Итак, отличие  диагностических методов от методов  неэкспериментальных состоит

в том, что они  не просто описывают изучаемое явление, но и дают этому явлению

количественную  или качественную квалификацию, измеряют его. Общей

особенностью  этих двух классов исследовательских  методов является то, что они

не дают возможности  исследователю проникнуть за изучаемое  явление, не

вскрывают закономерности его изменения и развития, не объясняют  его. Задача

объяснения исследуемых  явлений может быть решена только благодаря применению

экспериментальных исследовательских методов.

Наиболее полное собрание объективных тестов можно  найти в "компендиуме

объективных тестов личности и мотивации", составленном Р.Б. Кэттеллом и Ф.В.

Варбуртоном. В этом справочнике собрано более 400 различных тестов, которые

могут быть классифицированы на следующие 12 групп тестов, изучающих личность:

     Тесты способностей. Некоторые тесты, первоначально созданные для

исследования  интеллектуальных функций, знаний и  высоко коррелирующие с

личностными факторами, например с показателями: беглость речи, моторная

ригидность и  т.д.

     Тесты умений и навыков. К этой группе относятся тесты на

зрительно-моторную координацию, координацию движения рук, точность прохождения

лабиринта и  т.п.

     Тесты на восприятие. Эта группа охватывает широкий диапазон тестов: от

зрительного восприятия (завершение незаконченных изображений) до обонятельного

(предпочтение  запахов).

     Опросники. Это группа тестов, построенная в виде анкетных ответов о

поведении, вкусах, привычках и т.п., например анкеты для опроса о состоянии

здоровья, выполнении гигиенических требований и т.д.

     Мнения. К этой группе относятся тесты на выявление отношений испытуемого

к другим людям, нормам поведения и морали, политическим взглядам и т.д.

     Эстетические тесты. Это группа тестов на предпочтение музыкальных

произведений, картин, рисунков, поэтов, художников и т.п.

     Проективные тесты. Группа методик, предназначенных для диагностики

личности, в которых  обследуемым предлагается реагировать на неопределенную

(многозначительную)  ситуацию, например, интерпретировать  содержание сюжетной

картинки. Ответы на задания этих тестов (в отличие  от интеллектуальных тестов)

не могут быть альтернативными (правильно - неправильно).

     Ситуационные тесты. Они предполагают создание определенной социальной

ситуации. Например, одно и то же задание выполняется  в одиночестве и перед всем

классом, для  личного зачета и для командного, в ситуации соревнования или

кооперации и  т.д.

     Игры. Это игровые ситуации, где хорошо проявляются индивидуальные

особенности личности испытуемого. Поэтому многие игры включены в состав

объективных тестов.

     Физиологические тесты. К ним относятся тесты, в которых регистрируются

показатели: КГР, ЭКГ, ЭЭГ, тремор и т.п.

     Физические тесты. Их не всегда легко отличить от физиологических. Размер

грудной клетки, удельный вес, тургор мышц, величина жировой  складки и другие

показатели следует  относить к физическим тестам.

     Случайные наблюдения. Это может быть, например, число неопределенных

ответов, количество пометок на тестовом бланке, аккуратность письма, ерзание,

неусидчивость при обследовании и другие проявления.

Объективные тесты  изучения личности представляют собой  истинно

экспериментальный подход, полностью освобожденный  от субъективных оценок. По

мнению большинства  специалистов эта область в изучении личности в психологии

наиболее перспективна.

    

                       В. Экспериментальные методы.                      

В отличие от не экспериментальных и диагностических  методов "психологический

эксперимент предполагает возможность активного вмешательства  исследователя в

деятельность  испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих

психологический факт..." [Петровский Артур Владимирович (1924)

].Специфика экспериментальных  методов состоит, таким образом,  в том, что они

предполагают:    

 а) организацию  специальных условий деятельности, влияющих на исследуемые психологические  особенности испытуемых;              

б) изменение  этих условий в ходе исследования.

Вместе с тем  экспериментальные методы предполагают использование не

экспериментальных и диагностических методов, непосредственно  включают их в

себя в качестве своих естественных моментов.

В психологии существуют три типа собственно экспериментального (в

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"