Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:00, контрольная работа

Описание работы

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии и социологии. Философию проблема личности интересует в широком историко-теоретическом плане. Она намечает подходы к решению существующих «вечных» вопросов. Философия занимается исследованием смысла жизни, сущности человека, а также общих закономерностей его развития как биологического, так и социального существа (цели, идеалы, пути их достижения). Таким образом, философию интересует личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества.

Работа содержит 1 файл

социология реферат.docx

— 51.78 Кб (Скачать)

Общество

В широком смысле, общество – это обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть  материального мира, состоящая из людей, объединенных исторически сложившимися формами взаимодействия. В узком  смысле общество представляет собой  совокупность людей, осознающих, что  у них есть постоянные общие интересы, которые могут быть удовлетворены  лучше всего только собственными их действиями.

Общество:

1. Исторический этап в развитии  человечества (первобытное общество, феодальное общество).

2. Круг людей, объединенных общностью  целей, интересов, происхождения  (дворянское общество, общество филателистов).

3. Страна, государство, регион (французское  общество, советское общество).

4. Человечество в целом. 

Образование общества предшествует государственной организации его  жизни, то есть было время, когда общество существовало, а государство –  нет. Основное предназначение общества состоит в обеспечении выживания  человека как вида. Поэтому основными  элементами общества, рассматриваемого в качестве системы, выступают сферы, в которых осуществляется совместная деятельность людей, направленная на сохранение и расширенное воспроизводство  их жизни.

  • Экономическая сфера – это хозяйственная деятельность общества, когда создаются материальные блага.
  • Социальная сфера – это возникновение и взаимодействие людей друг с другом.
  • Политическая сфера – это область взаимодействия людей по поводу власти и подчинения.
  • Духовная сфера – это область создания и освоения духовных благ.

Человек – высшая ступень  развития живых организмов на Земле, субъект труда, социальной формы  жизни, общения и сознания. Поэтому  понятие «человек», которым определяется телесно-духовное социальное существо, шире понятия «личность».Понятие  личности выражает социальную сущность человека. Личность – это субъект  деятельности, имеющий определенное сознание, самосознание, мировоззрение, испытывающий на себе влияние общественных отношений и одновременно осмысливающий  свои социальные функции, свое место  в мире как субъекта исторического  процесса. В мире нет более индивидуализированного объекта, чем человек: сколько людей, столько и индивидуальностей. Каждый человек обладает индивидуальными  особенностями памяти, внимания, мышления. Человек становится личностью благодаря  самопознанию, которое позволяет  свободно подчинить свое «Я» нравственному  закону.Под деятельностью в науке  понимают отношение человека к внешнему миру и самому себе. Социальная деятельность – взаимодействие социально значимых действий, реализуемых субъектом (общество, класс, группа, личность) в различных  сферах жизни.

Здесь можно предположить два существенных положения:

Результат деятельности людей –  это развитие всего общества в  целом.

В итоге этой деятельности происходит формирование и самореализация личности. Отличие деятельности человека от деятельности других живых существ:

преобразование природной и  социальной среды обитания, выход  за рамки опыта, целеполагание, целесообразность.

Структура человеческой деятельности выглядит следующим образом:

  • Цель
  • Средства достижения цели
  • Действия, направленные на достижение цели
  • Результат.

Потребности человека:

  • Биологические (самосохранение, дыхание),
  • Социальные (общение, самореализация, общественное признание),
  • Идеальные (в знаниях, в искусстве).

Взаимодействие личности и общества

Факты свидетельствуют, что  социальное пространство для многих наших современников является разорванным, антигуманным, антисоциальным, закрытым и ущербным для личности. Один из коренных вопросов XX и начала XXI вв. — это вопрос о смысле человеческого  существования, о ценности каждой человеческой жизни. Реальность такова: все более  углубляется основное противоречие современной цивилизации, суть которого выражается в углубляющемся разрыве  между уровнем постоянно растущих потребностей личности на достойную  жизнь, самореализацию своих жизненных  сил и ограниченными возможностями  их реализации в пределах существующего  социального пространства. Углубление, этого противоречия ведет к деградации личности, к усилению ее апатии и  отчаяния, к укреплению ложных ценностей  в ее духовном смысле, что и является в конечном счете причиной преждевременной  ее гибели или ассоциативного поведения. Миллионы людей во всем мире не испытывают удовлетворения от прожитой жизни, так  как не смогли найти своего места  в ней, и все их силы были затрачены  на зарабатывание денег. В результате теряется смысл человеческого существования. Углубление противоречия между личностью  и обществом — одна из коренных причин разбалансированности социального  пространства, таящая в себе еще  большие возможности нарастания социальных взрывов и катастроф. Поиск путей защиты жизненных  сил человека, его чести и достоинства  — одна из кардинальных проблем, которая  стоит сегодня перед человечеством. От ее решения во многом зависят  темпы социального прогресса, ценности и духовные принципы будущего. Есть много способов защищать личность в  современном мире, поднять ее человеческое достоинство. Но еще больше существует возможность унизить, растоптать ее права, лишить смысла существования, а  иногда и самого главного — права  на жизнь. Итак, как обеспечить защиту и более полную реализацию сущностных сил личности в современном мире, прежде всего средствами науки, инновационных  методов? Понятие «личности» отражает целостность человека в единстве его индивидуальных способностей и социальных функций, которые он выполняет. Личность характеризуется многообразием функций и ролей, целостность которых во многом определяет структуру личности. В обществе личность зависит от других индивидов, от социального пространства, в частности от типа государства, которое сегодня является главным регулятором в отношениях между личностью и обществом. Однако очень важно подчеркнуть, что личность — не только продукт общественных отношений, она не только впитывает в себя нормы и ценности социального окружения в процессе социализации, но, во-первых, делает это каждый раз в специфичной форме в зависимости от наличного творческого потенциала, во-вторых, впитывая социальное влияние и раскрывая свои жизненные силы, формируя волю, убеждения, свой внутренний мир в установках, в поведении, оказывает обратное влияние на социальное пространство, преобразуя его в соответствии с вырабатываемыми ценностями. Нельзя в этом смысле не согласиться с Л.П. Буевой, которая сетует, что одностороннее рассмотрение детерминированности человека объективными показателями по сей день нередко выглядит как «запрограммированность» человека бытием, почти не оставляющим места «для свободного саморазвития, самореализации личностного потенциала». Разделяем мнение тех исследователей, которые считают, что подход, ориентированный на целостность личности, понимаемую как единство биологического и социального, сегодня недооценивается как в теории, так и практике социального управления. Из понятия личности выпадают такие категории, как «характер», «темперамент», «индивидуальность», не включаются эмоциональные черты человека, его природные задатки и врожденные свойства, на основе которых формируются способности личности, ее ценностные ориентации, которые при оптимальном саморазвитии и являются тем механизмом самозащиты личности от разрушающих воздействий социального пространства, которые не только не снижаются в современном мире, но и продолжают возрастать. И тем не менее сильные личности, творчески одаренные, не только принимают эти удары на себя, но и успешно отражают их, облагораживая социальное пространство для других, которые становятся жертвами обстоятельств, плывут по воле волн, не «делают свою судьбу» за счет напряжения воли, самореализации в профессиональном труде, утверждении высоких ценностей жизни и смысла человеческого существования. Мир хрупок для всех личностей, но наиболее незащищенными в нем являются в большей мере одаренные, талантливые, склонные к большей самоотдаче. Исследования свидетельствуют, что выше творческий потенциал личности и меньше степень его реализации, тем больше страдания человека. В начале XXI в. очень важно, наконец, признать простую истину: люди приходят в мир с разными потенциалами, творческими возможностями, одаренностью, талантом. Идея эта идет от Аристотеля, Фомы Аквинского, но, кому бы она ни принадлежала, она неоспорима. И сегодня проблема в том, чтобы научиться измерять разность этих творческих потенциалов, своевременно выявлять разнонаправленность творческой одаренности с детства и создавать условия (социальные и личностные) для наиболее, полной их реализации на благо общества. Огромный потенциал творчески одаренных людей, тем более талантливых, может и должен быть поставлен на службу мировому сообществу, национальным интересам своих стран. Для этого необходима иная философия и современная культура человеческого сообщества; одаренность, талантливость незаменимы нигде: ни в науке, ни в искусстве, ни в политической деятельности; они - не предмет зависти, тщеславия, подавления и разрушения, а общенациональное, общецивилизационное достояние. А потому поддержка одаренных людей, творчески богатых, - дело всего общества, его политики, проектов и программ. Принцип современного сообщества людей, желающего выжить и обеспечить себе источники развития, - предоставить всем личностям, пришедшим в мир, равные социальные условия на старте для самореализации, дать многообразный спектр жизненных выборов, профессиональных в том числе способствовать самореализации в различных ролях и функциях. При таких условиях самые достойные, несомненно, займут предназначенное им место в жизни, наиболее талантливые и одаренные станут признанными лидерами. Сегодня пирамида социального устройства перевернута. Нередко, образно говоря, обществом управляют люди, которые должны были бы управлять автобусом, а те, которые могли бы управлять общественными делами, творить науку, искусство, музыку, часто оказываются не удел. Философия «маленького человека», способного на все если создать ему условия и дать роль или функцию, себя исчерпала. Она завела цивилизацию в тупик, в никуда. Каждая личность должна выбрать свою роль, функцию но никто не знает, какие они. Выбор делает каждый человек общество только создает возможности для свободы выбора и помогает человеку достойно пройти свой жизненный путь. Организация общества, лишающая личность свободы выбора, возможности реализовать себя, защитить жизненный смысл существования, не только нецелесообразна, неконкурентоспособна, но и взрывоопасна, а потому бесперспективна. Элитарность в организации общественных институтов - понятие не социальное а в большей мере воспитательное, педагогическое. Необходимы колледжи, лицеи, специальные художественные и научные школы для одаренных людей. Но доступ в них должен быть всеобщим, критерий отбора - степень одаренности профессиональной пригодности человека к будущей работе. Другого не дано, в противном случае - стагнация развития, нарастание, разрушающего потенциала, безответственности личного начала, которое накапливается в каждой живой клетке общества и грозит его распадом на этом «клеточном уровне». Словом, социальная сущность современного развития общества против «социальной одинаковости», «социальной уравниловки», но и против аморальных отношений между людьми, вызываемых так называемыми «врожденными пороками рынка, требованиями неомальтузианской теории». Каждый человек реализует то, что в нем заложено природой и не больше. Если же заложено больше, то это становится при раскрытии не только его личным достоянием, но и благом для всех в процессе человеческого общения, которое является все более богатым и универсальным в условиях информационной цивилизации. Однако эти силы общества, скрытые на его личностном уровне, равные, по оценкам некоторых ученых, силе расщепленного ядра в социальном выражении, пока далеки от реализации. Более того, они разрушаются, подавляются, а следовательно, приобретают отрицательный заряд, способный разрушить само общество. Поэтому сбалансированное, гармоническое в будущем развитие общества, о чем сейчас так много говорят, без гармонизации различных личностных потенциалов, без гуманистической работы всего общества, его профилактической деятельности на личностном уровне невозможно.

Личность как  деятельностный субъект.

Формирование личность в  социологии рассматривается в контексте  двух взаимосвязанных процессов  – идентификации и социализации.

Социализация – это  процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного  функционирования в данном обществе. То есть социализация – это путь, которым приобретаются установки, соответствующие социальным ролям. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и  воспитания, с помощью которых  человек приобретает социальную природу и способность участвовать  в социальной жизни.

Социализация предполагает формирование и интеллектуальных, и  социальных, и физических навыков. Социализация как процесс представляет собой: с одной стороны – передачу обществом социально-исторического  опыта, культуры, правил и норм поведения  и ценностных ориентиров, с другой стороны – их усвоение индивидом. Кроме того, социализация подразумевает  под собой двоякий процесс: процесс постепенного раскрытия в индивиде природных качеств и процесс внешнего воздействия (целенаправленного и ненаправленного воспитания). Поэтому в процессе социализации огромную роль играют не только природные задатки человека, но и социальная среда с ее многообразными сферами, круги общения человека (выраженные в структуре его социальных ролей), субъекты социализации (или агенты социализации - те, кто воздействует на индивида) с их механизмами идеологического, педагогического, нравственного, эстетического и других видов воздействия на мышление и поведение социализирующегося человека. Социальная среда с ее различными сферами (социальной, экономической, политической, культурной и т.д.) является объективным фактором социализации. Т.е. основными агентами социализации являются семья, различного типа общности (коллективы, этносы, народности, классы, социальные слои, общество в целом – все то, что включает в себя и окружает человека). Каждая сфера социальной жизни (материальная и духовная) участвует в процессе социализации – целенаправленного и ненаправленного воспитания. Особую роль играет рассмотрение процессов социализации на микроуровне, т.е. в непосредственном окружении человека. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники, школа, средства массовой информации и т.д. Социализация, как и любой другой социальный процесс, характеризуется периодичностью и стадийностью протекания. В отечественной социологии выделяются 3 периода социализации (дотрудовой, трудовой и послетрудовой) и 4 стадии – ранняя (до школы), обучение, социальная зрелость, завершение жизненного цикла. Процессы социализации в каждый период имеют свою специфику, когда вступают в действие различные социальные институты (агенты социализации). На первой стадии агентом социализации является, прежде всего, семья, на второй – школа и т.д. Основным объектом социологии с точки зрения Кули являются малые группы (семья, соседи, школьный коллектив, спортивный и т.д.), в недрах которых и осуществляются основные социальные связи и социализация личности. Человек осознает себя, наблюдая за другими членами группы, постоянно сопоставляя себя с ними. Общество не может существовать без психических реакций, взаимных оценок. Именно благодаря взаимным контактам люди осознают социальные ценности, приобретают социальный опыт и навыки общественного поведения. Человек становится человеком благодаря его взаимодействию с другими людьми именно в рамках малых первичных групп.

Процесс социализации достигает  определенной степени завершенности  при достижении личности интегрального  социального статуса. Естественно, что процесс социализации наиболее интенсивен в период детства и юности, но развитие личности продолжается и в зрелом возрасте, и в старости. Поэтому многие социологи считают, что процесс социализации продолжается всю жизнь. Хотя социализация детей и взрослых имеет существенные различия. Социализация взрослых отличается тем, что это, главным образом, изменение внешнего поведения (социализация детей – формирование ценностных ориентаций), взрослые способны оценивать нормы (а дети только усваивать их). Социализация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками. Например, овладеть новой социальной ролью после ухода на пенсию, смены профессии или социального статуса. Еще одна точка зрения на социализацию взрослых заключается в том, что взрослые постепенно отказываются от наивных детских представлений (например, о непоколебимости авторитетов, об абсолютной справедливости и т.д.), от представлений, что существует только белое и черное. В дальнейшем агентом социализации выступают, кроме всего прочего, и средства массовой информации, которые наравне с другими агентами могут формировать представления о ценностях и нормах поведения в обществе, особенно активно в этом плане телевидение.

Но социализация не только дает индивиду возможность интегрироваться  в общество и обращаться между  собой посредством освоения социальных ролей. Она также обеспечивает сохранение общества. Хотя количество ее членов постоянно  меняется, так как люди рождаются  и умирают, социализация способствует сохранению самого общества, прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения.

Итак, сущность процесса социализации заключается в том, что социализация имеет две цели: способствовать индивиду интегрировать в общество на основе социальной роли и обеспечить сохранение общества благодаря усвоению ее новыми членами сложившихся в обществе убеждений и образцов поведения.

Социальные ценности выполняют  функцию нравственных регуляторов  поведения людей. Ценности позволяют  личности выработать внутреннюю позицию  по отношению к внешнему миру, к  своим поступкам. Ценности - это то, что представляется нам более  значимым для человека, это общепринятые убеждения относительно целей, к  которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. В христианской морали, например, существует Десять заповедей, которые  заставляют признавать ценность человеческой жизни – «не убий», ценность верности – «не прелюбодействуй» и т.д. Следовательно, социальные ценности – это то, что значимо, важно, что хочет иметь личность и ценится обществом. Существует 2 уровня социальных ценностей: групповые ценности и ценности общества. Но в последнее время в общественном сознании и в науке стало важным отмечать еще и общечеловеческие ценности. Групповые (корпоративные) ценности свойственны какой-то организации, малой группе. Общественные ценности – это ценности, господствующие в том или ином обществе. В американском обществе высоко ценят уверенность в себе, умение владеть собой, напористость. В индийском обществе ценят созерцательность, пассивность и мистицизм. Насколько сильно отличаются культуры различных обществ, настолько могут различаться и их ценности.

Последние опросы свидетельствуют, что среди ценностей современного человека лидируют: здоровье, семья, материальное благополучие, безопасность, стабильность, демократия, любовь, коллективизм, патриотизм, религиозные ценности.

Социальные ценности можно  классифицировать на:

- политические – патриотизм, гражданственность, демократия, свобода,  права;

- религиозные – заповеди, символы;

- нравственные – честь,  совесть, достоинство, милосердие, порядочность;

- экономические – деньги, благополучие, собственность;

- культурные – язык, традиции, искусство и т.д.

В обществе формируются ценностные ориентации, т.е. имеющиеся ценности становятся ориентирами для всех, большинства или многих граждан. И они живут, действуют, строят свою жизнь в соответствии с этими  ценностями. В любом обществе, как  правило, существуют разные ценности –  традиционные и новые, общезначимые и корпоративные, которые нередко  находятся в противоречии: быть милосердным  значит – отдавать, богатым –  брать. Отсюда история человеческого  общества – история борьбы за те или иные ценности. Стремясь выйти  из ситуации этой борьбы разных ценностных ориентиров, человечество с давних времен пыталось выработать универсальные, общезначимые ценности – общечеловеческие ценности. Относительно бесспорными  являются такие ценности, как демократия и религиозные ценности. Тем более, что в мировых религиях многие заповеди совпадают и в настоящее время поиск общемировой религиозной ценностной основы идет двумя путями:

1.  Высшие структуры этих конфессий осуществляют поиск.

2.  Часть верующих пытается это сделать.

Общечеловеческие ценности — это желаемый, но пока еще не ясный ориентир, к которому человечество стремится. Специфика российского  общества состоит в том, что у  нас происходит смена социальных ценностей и ориентиров.

Общественное  мнение как институт гражданского общества


 Для социологии представляет  познавательный интерес массовое  сознание и такое его состояние  как общественное мнение, которое, являясь в современных обществах институтом, выступает важнейшим регулятором социального взаимодействия и коммуникации, фактором социализации и образования личности.           

 Массовое сознание  представляет сложное конгломеративное  образование, возникающее на «пересечении»  всех типов общественного сознания  – чувственного и рационального,  обыденного и специализированного,  абстрактного и художественного,  рационального и иррационального.  На основе переплетения всех  форм в его составе возникает  много разнообразных элементов  в диапазоне от позитивного  знания до ложных образов действительности, от моментальных эмоций до  устойчивых настроений. Как и  сами массы, сознание в современных  обществах возникает и формируется,  в первую очередь, в процессе  массовизации основных условий  и форм жизнедеятельности людей  в различных сферах, порождающей  одинаковые или подобные устремления,  интересы, потребности. Действие  этих непосредственных условий  и форм социальной жизни закрепляется  и получает развитие в производстве, распространении различных видов  массовой культуры, связанных функционированием  средств массовой коммуникации. Именно благодаря массовой коммуникации  интересы, устремления, потребности  широких слоев населения оформляются  в виде серий одних и тех  же образов действительности, способов  познавательной деятельности и  моделей поведения.

Общественное мнение – это состояние массового сознания, заключающее в себе отношение к социальным событиям, к деятельности общностей, организаций, отдельных личностей. Общественное мнение способно не только отражать объективную действительность, но и воздействовать на практическую деятельность людей через механизм социальных норм и контроля.

Рассмотрим природу общественного  мнения. Следует заметить, что общественное мнение существовало во  все исторические эпохи. Г. Тард обосновывал возникновение общественного мнения действием психического механизма подражания, на основе которого строятся человеческие взаимоотношения, происходит передача убеждений, намерений, верований. Взаимоотношения двух индивидов, из которых один подражает другому, представляет модель социального бытия вообще. Все сходства, существующие в мире, обусловлены повторением, которое представляет собой универсальный мировой закон. Подражание существует уже в индивидуальном сознании, в том, что человек с помощью памяти и привычки воспроизводит сам себя, повторяет свое прошлое. Затем при соприкосновении двух или более людей подражание становится главным механизмом социального поведения.

Другой социолог, Г. Зиммель, видел в подражании одно из существенных средств взаимопонимания. Под влиянием подражания формируются не только простейшие навыки деятельности, но и духовные ценности – идеи, вкусы, наклонности, манеры поведения. Подражание является важным механизмом идентификации человека с группой, общностью.

Отечественные исследователи  В.С. Коробейников и С.Ф. Хитрова рассматривают  этот духовный феномен в социологическом  аспекте через его принадлежность к общественному (массовому) сознанию, уточняя, что общественное мнение есть проявление (состояние) общественного  сознания, в котором отражается прежде всего оценка большими социальными  группами, народом в целом явлений, представляющих актуализированный  общественный интерес, на основе существующих общественных отношений.

Б.Д. Парыгин определяет общественное мнение как массовидное явление  групповой психологии, психического состояния масс, социально – психологическое  коммуникативное явление. А.К. Уледов отмечает, что общественное мнение – это суждения людей, выражающие их отношения к фактам, явлениям, процессам действительности, их оценку. Особенность мнений как оценочных  суждений состоит в том, что они  принадлежат определенным субъектам, поэтому в них выражается и  субъективное отношение людей к объекту.

«Британская энциклопедия»  определяет общественное мнение как совокупность индивидуальных взглядов, отношений, мнений относительно какого-либо конкретного вопроса, выражаемых значительной частью общества. В общественном мнении проявляется комплекс предпочтений, выражаемых значительным числом людей по общезначимому вопросу. К его признакам можно отнести следующие:

·         публичность высказывания мнения,

·         широкая распространенность в массах,

·         подвижность, динамичность,

·         выступает как продукт взаимодействия людей,

·         затрагивает общие интересы,

·         формируется по общественно значимым вопросам в процессе борьбы мнений.

Общественное мнение –  это выражение позиции, базирующейся не только на факте, но и на концепции  и оценке события, человека, предмета и т. д. Необходимо его представлять, с одной стороны, как духовное отношение (оценочное суждение), а, с  другой, как духовно–практическое отношение, как проявление социальной воли.         

 Общественное мнение  может выражаться как в вербальной (словесной) форме, так и в  невербальной, в непосредственном  поведении и отношении людей.  Его субъектами (носителями) выступают  устойчивые общности людей, которым  принадлежит мнение, чьи интересы  оно выражает. Выразителями могут  выступать любые объединения  людей, организации, средства  массовой информации, отдельный  человек. 

Выразители общественного  мнения выступают и лидерами мнения. Лидерами мнения является та часть  его выразителя, которая обладает возможностью не только высказывать  существующее мнение, но и оказывать  реальное воздействие на его функционирование.

Сформированное общественное мнение обладает такими характеристиками, как:

·         направленность (бывает позитивной, негативной, нейтральной),

·         интенсивность,

·         определенная стабильность,

·         динамизм,

·         распространенность,

·         зрелость.

К основным факторам формирования общественного мнения относят: экономические  и социально–политические условия, уровень культурного развития, образовательный  уровень населения, утвердившийся  образ жизни, средства формальной и  неформальной, массовой и межличностной  коммуникации. Общественное мнение формируется  как стихийно, так и сознательно. Основными методами его формирования являются внушение, убеждение, подражание.

Условия оптимального формирования и функционирования общественного  мнения следующие:

·         возможность получения информации, соответствующей основным требованиям, предъявляемым к социальной информации (т. е. систематизированность, комплексность, полнота, объективность, оптимальность, оперативность);

·         возможность обмениваться мнениями внутри данной общности в целом и значимых ее групп;

·         право и реальная возможность публично выражать весь диапазон мнений по данной проблеме.

Американский социолог У. Липпман в книге «Общественное  мнение» высказал мысль, что теперь общественное мнение, особенно по политическим вопросам, формируется средствами массовой информации. В то же время, считал он, мнения – это улица с двусторонним движением. Общество состоит из бесчисленных организаций, групп, ассоциаций, позиции  которых не всегда учитываются властями. Однако общественное мнение обладает ограниченными возможностями, так  как не способно адекватно отражать социальную реальность, а в некоторых  случаях может оказаться даже ошибочным. Этот вывод Липпмана был подкреплен теорией стереотипизации массового сознания, согласно которой в повседневной жизнедеятельности люди, как правило, оценивают ситуацию и поступают шаблонно в соответствии с имеющимися у них стереотипами. Социальный стереотип – это упрощенный, схематизированный образ какого-либо социального объекта, который обладает значительной устойчивостью. Человек замечает в социальном окружении лишь то, что уже сформировано для него культурой, привычками, установками, пропагандистскими ярлыками. Социальный стереотип включает в себя знания и отношения. Знаний о социальных объектах человеку часто не хватает, преобладают отношения, в основном, эмоционально окрашенные. Часто в их основе лежат различные предубеждения, сформировавшиеся без достаточной информации, усвоенные без критического осмысления. Поэтому в ситуации, когда нужны анализ и выработка собственной позиции, стереотипы не могут служить основой правильных решений. Вместе с тем, человек не может существовать без стереотипов. Они помогают ему сравнительно быстро упорядочить окружающую социальную действительность, позволяют относительно свободно ориентироваться в обстоятельствах.

Таким образом, можно сказать, что общественное мнение в современном  обществе выступает как индикатор  социальных процессов и явлений

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"