Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:00, контрольная работа

Описание работы

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии и социологии. Философию проблема личности интересует в широком историко-теоретическом плане. Она намечает подходы к решению существующих «вечных» вопросов. Философия занимается исследованием смысла жизни, сущности человека, а также общих закономерностей его развития как биологического, так и социального существа (цели, идеалы, пути их достижения). Таким образом, философию интересует личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества.

Работа содержит 1 файл

социология реферат.docx

— 51.78 Кб (Скачать)

Введение

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии и социологии. Философию проблема личности интересует в широком историко-теоретическом  плане. Она намечает подходы к  решению существующих «вечных» вопросов. Философия занимается исследованием  смысла жизни, сущности человека, а  также общих закономерностей  его развития как биологического, так и социального существа (цели, идеалы, пути их достижения). Таким образом, философию интересует личность с  точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества.

Психология под личностью  чаще всего подразумевает субъект  сознательной деятельности в мотивационной  сфере, изучает личность в качестве устойчивой целостности. Как отмечает Г.М.Андреева: «Для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение  личности с группой (не просто личность в группе, а именно результат, который  получается от взаимоотношения личности с конкретной группой)». В связи  с этим главная проблема анализа  личности в социальной психологии заключается  в выявлении того, каким образом  общество влияет на личность, какую  роль в процессе формирования личности играет микро- и макросреда. Макросреда – это общественное разделение труда и социальная структура общества, вытекающая из характера такого разделения, системы образования и воспитания в обществе и так далее. Микросреда – это школа, семья, трудовой коллектив.

Социология, в отличие  от других наук, при изучении личности выделяет социально-типичное. Ключевым вопросом социологии является выяснение, является ли каждый человек личностью  или нет? И если да, то что из этого  следует для него самого и для  общества? Социологическую теорию личности интересует процесс формирования личности и развитие ее потребностей в неразрывной  связи с функционированием и  развитием социальных отношений, изучение закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляция и  саморегуляция социального поведения  личности. Некоторые проблемы являются общими для социологии и социальной психологии, поэтому граница между  ними в значительной степени условна.

 

 

 Понятие личности

Понятие личности относится  к числу наиболее сложных в  человекознании. В русском языке  давно употребляется термин «лик»  для характеристики изображения  лица на иконе. В европейских языках слово «личность» восходит к латинскому понятию «персона», что означало маску актера в театре, социальную роль и человека, как некое целостное  существо. В восточных языках, таких  как китайский или японский, слово  «личность» связывают не только с  лицом человека, но даже в большей  степени с его телом. В европейской  традиции лицо рассматривается в  оппозиции с его телом, так  как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие «жизненность, куда входят и телесные, и духовные качества индивида».

На данный момент выделяют четыре теории личности:

1. Биологизаторская - по данной  теории каждая личность формируется  и развивается в соответствии  с её врожденными качествами  и особенностями, социальное окружение  не играет при этом особой  роли.

2. Социологизаторская - личность это  продукт, который полностью формируется  только в ходе социального  опыта, биологическая наследственность  не играет при этом значительной  роли.

3. Психоаналитическая теория Фрейда - личность это совокупность желаний,  импульсов, инстинктов. Фрейд очертил  следующую структуру личности:

а) «Ид» («оно») - бессознательное поведение  личности, это инстинкты, потребности, которые личностью не осознаются.

б) «Эго» («Я») - это осознание человеком  самого себя, своих желаний и потребностей.

в) «Суперэго» - осознание человеком  норм и правил общества.

Из теории Фрейда можно сделать  следующий вывод: личность - это существо противоречивое. Конфликт между бессознательным  поведением и нормами общества способствует самореализации и развитию личности.

4. Идоническая теория Г. Юнга - личность это система реакций  на различные стимулы внешней  среды. Главным мотивом поведения  человека является стремление  получить удовольствие либо избежать  неприятностей, страданий и боли. Значит поведением человека можно управлять, предлагая за определенные действия то или иное вознаграждение. Что ж с каждой из теорий можно поспорить или опровергнуть её, но наверняка каждая из теорий построена на реальных фактах. Сразу рассматривать человека как личность нельзя, так как существует такое понятие как «становление личности» из которого можно сделать вывод, что личность формируется в процессе жизнедеятельности, не приобретается при рождении.Итак, проследим путь о рождения до формирования личности.

  • Первый этап - человек.

Можно сказать «родился человек», подразумевая какое-то человеческое существо, но не выделял определенных особенностей. Человек - это общеродовое понятие, это совокупность физиологических  и психологических особенностей, отличающих человеческое существо от других живых существ.

  • Второй этап - индивид.
  • Индивид - это конкретный представитель человеческого рода.
  • Третий этап - индивидуальность.

Индивидуальность - это совокупность физических, психических, внешних особенностей, отличающих одного индивида от другого. В процессе роста у ребенка  формируется характер, который зависит  от внешнего и внутреннего мира. В зависимости от этих факторов ребенок  растет спокойным или неуравновешенным (психические особенности), здоровым или больным (физические особенности), красивым или с дефектами (внешние  особенности).

  • И, наконец, четвертый этап - личность.

Личность - это социальная сущность человека, совокупность социальных характеристик, которые появляются в ходе социального опыта.Личность формируется и развивается в  процессе своей жизнедятельности, т.е. приобретается определенный социальный опыт. Хотелось бы выделить следующие  факторы развития личности (потребность  и является социальным опытом):

1. Биологическая наследственность - она создает изначальное отличие  личности от других членов  общества, создает дополнительные  возможности или ограничения  для развития тех или иных  качеств личности.

2. Физическое окружение - означает, что особенности в поведении  людей во многом определяются  особенностями климата, географического  пространства природных ресурсов, организации пространства.

3. Культура общества - т.е. каждое  общество дает всем своим представителям  особые культурные образцы, язык, ценности, которые другие общества  предложить не могут.

4. Групповой опыт - в результате  взаимодействия и общения с  другими людьми человек осваивает  множество социальных ролей, а  также формирует собственный  «Я – образ», который появляется  в результате оценок окружающих.

5. Индивидуальный опыт - это совокупность  чувств, эмоций, впечатлений, событий,  переживаний, пережитых личностью.  Индивидуальный опыт уникален  и неповторим.

Виды и типы личности

В учебнике «Философия» под  редакцией доктора философских  наук В.П. Кохановского выделяются три  вида личности и четыре типа личности, подробнее которые я хочу раскрыть.Итак, выделяют физическую, социальную и  духовную личности.

Физическая личность или  физическое Я - это тело, или, телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. Тело не только первый «предмет» для  познания, но и обязательный компонент  личностного мира человека, как помогающее, так и мешающее в процессах  общения. К физической личности можно  также отнести одежду, домашний очаг, произведения ручного и интеллектуального  труда - украшения его быта, коллекции, письма, рукописи. По данным элементам  можно много сказать о человека, о его увлечениях. Сразу распознать творческую личность. Защита себя, своего тела, своей идентичности, равно  как и своего ближайшего окружения, относится к числу древнейших личностных качеств человека и в  истории общества, и в истории  индивида. Как сказал Г. Гейне: каждый человек есть «целый мир, рождающийся  и умирающий вместе с ним».

Социальная личность складывается в общении с людьми, начиная  с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела она предстает  как система социальных ролей  человека, в разных группах, мнением  которым он дорожит. Все формы  самоутверждения в профессии, общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве и т.д. формируют социальную структуру личности. Психологи отмечают, что довольство или недовольство собой всецело определяется дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель - наши притязания.

При увеличении числителя  и уменьшении знаменателя, дробь  будет возрастать. По этому поводу Т. Карлейль говорил: «Приравняй твои притязания к нулю и целый мир будет  у ног твоих».

И, наконец, духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего «Я», на котором все и  держится. Это внутренние духовные состояния, отражающие стремление к  определенным духовным ценностям и  идеалам. Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни  начинает задумываться над смыслом  своего существования и духовного  развития. Духовность человека не является чем-то внешним, она не приобретается  путем образования или подражания даже лучшим примером. Зачастую духовность не только «держит» личность, но и является высшим благом, верховной целостностью, во имя которой иногда жертвуют своей  жизнью. В знаменитом выражении Б. Паскаля о человеке, как «мыслящем  тростнике» подчеркивается сила духа, даже при самых суровых условиях бытия. Более того, история дает массу  примеров, когда интенсивная духовная жизнь была залогом не только физического  выживания, но и активного долголетия. Люди, сохраняющие свой духовный мир, как правило, выживали и в условиях каторг и концлагерей. Выделение  физической, социальной и духовной личности носит достаточно условный характер. Все эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов  которой может на разных этапах жизни  человека приобретать доминирующее значение. Известны периоды усиленной  заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики мощной духовной активности. Вместе с тем, болезни, тяжелые испытания, возраст и прочее могут изменить структуру личности, привести к своеобразному  её «расщеплению» или деградации.Также, выделяют несколько крупных социальных типов личности:

Первый тип – «деятели». К ним относятся: рыболовы, охотники, ремесленники, воины, земледельцы, рабочие, инженеры, геологи, медики, педагоги, менеджеры  и т.д. Для них главное - активное действие, изменение мира и других людей, а также самого себя. Они  живут работой, находя в этом высшее удовлетворение, даже если её плоды  и не столь заметны. Потребность  в таких личностях была всегда - эти люди активны, знают себе цену, обладают чувством собственного достоинства, осознают меру своей ответственности  за себя, за свою семью, за свой народ. Ещё Евангелист Лука приводил слова Христа: «Жатвы много, а делателей мало».

Второй тип - мыслители. Эти  люди, по словам Пифагора, приходят в  мир не для того чтобы соревноваться  и торговать, а смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себя традиции рода и его историческую память, всегда пользовался огромным авторитетом. Будда и Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций и Махавира Джина, Христос  и Мухамед считались либо посланцами богов, либо обожествлялись сами. Размышления  о мире, о его происхождении, о  человеке, о личности, о свободе  и т.д. требуют много сил и, в  какой-то мере, мужества. Поэтому судьбы многих выдающихся мыслителей прошлого и настоящего трагичны, т.к. «никакой пророк не принимается в своем  Отечестве».

Третий тип - люди чувств и эмоций, которые остро чувствуют, как «трещина мира» (Г. Гейне) проходит через их сердца. Прежде всего, это  деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые научные  прогнозы и прорицания мудрецов. Известно, например, что поэт А. Белый, ещё в 1921 году написал стихи, где упоминалась  атомная бомба, а его велики современник  А, Блок слышал «музыку» революции задолго  до её начала. Таких примеров немало и они говорят о том, что  мощь интуиции великих поэтов и художников граничит с чудом.

Возможно, многие люди видят  красоту природы, но описать её так, как это делает поэт очень трудно. Поэт, словно волшебник описывает, например, кленовый лист, как живого человека, чувствующего и живущего. А как  художник, подбирая палитру красок, творит чудеса на холсте, и показывает, что как, например, море живет, радуется, грустит.Действительно, этот тип личности творит чудеса.

Четвертый тип - гуманисты  и подвижники, отличающиеся обостренным  чувством ощущения душевного состояния  другого человека, как бы "вчувствуются" в него, облегчая душевное и телесное страдание. Их сила - в вере в свое предназначение, в любви к людям  и всему живому, в активном деянии. Они сделали делом своей жизни  милосердие. А. Швейцер, Ф.П. Гааз, А. Дюнон, Мать Тереза, Иисус Христос и тысячи их последователей в истории и  нашей действительности - живые примеры  служения людям, независимо от их расы, нации, возраста, пола, состояния, происхождения, вероисповедания и других признаков. Каждый знает, что Иисус Христос, не знал всех людей, но знал, что они  веруют, был распят во имя человечества, жертвуя собой. Евангельская заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя», находит в их деятельности непосредственное воплощение. «Спешите делать добро», - этот жизненный девиз русского врача - гуманиста XI века Ф. П. Гааза символизирует степень таких личностей.В современном обществе встречаются все четыре типа личности либо с определенной ярко выраженной характеристикой, либо включая в себя какую-то частичку от других типов личности. Нельзя утверждать, что определенный человек не относится ни к одному из типов, это неправильно, ведь, возможно в каждом человеке есть деятель, мыслитель, эмоциональный, чувственный, гуманист и подвижник.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"