Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:00, контрольная работа
Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии и социологии. Философию проблема личности интересует в широком историко-теоретическом плане. Она намечает подходы к решению существующих «вечных» вопросов. Философия занимается исследованием смысла жизни, сущности человека, а также общих закономерностей его развития как биологического, так и социального существа (цели, идеалы, пути их достижения). Таким образом, философию интересует личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества.
Введение
Личность является объектом
изучения ряда гуманитарных наук, прежде
всего философии, психологии и социологии.
Философию проблема личности интересует
в широком историко-
Психология под личностью чаще всего подразумевает субъект сознательной деятельности в мотивационной сфере, изучает личность в качестве устойчивой целостности. Как отмечает Г.М.Андреева: «Для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой (не просто личность в группе, а именно результат, который получается от взаимоотношения личности с конкретной группой)». В связи с этим главная проблема анализа личности в социальной психологии заключается в выявлении того, каким образом общество влияет на личность, какую роль в процессе формирования личности играет микро- и макросреда. Макросреда – это общественное разделение труда и социальная структура общества, вытекающая из характера такого разделения, системы образования и воспитания в обществе и так далее. Микросреда – это школа, семья, трудовой коллектив.
Социология, в отличие
от других наук, при изучении личности
выделяет социально-типичное. Ключевым
вопросом социологии является выяснение,
является ли каждый человек личностью
или нет? И если да, то что из этого
следует для него самого и для
общества? Социологическую теорию личности
интересует процесс формирования личности
и развитие ее потребностей в неразрывной
связи с функционированием и
развитием социальных отношений, изучение
закономерной связи личности и общества,
личности и группы, регуляция и
саморегуляция социального
Понятие личности
Понятие личности относится к числу наиболее сложных в человекознании. В русском языке давно употребляется термин «лик» для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово «личность» восходит к латинскому понятию «персона», что означало маску актера в театре, социальную роль и человека, как некое целостное существо. В восточных языках, таких как китайский или японский, слово «личность» связывают не только с лицом человека, но даже в большей степени с его телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с его телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие «жизненность, куда входят и телесные, и духовные качества индивида».
На данный момент выделяют четыре теории личности:
1. Биологизаторская - по данной
теории каждая личность
2. Социологизаторская - личность это
продукт, который полностью
3. Психоаналитическая теория
а) «Ид» («оно») - бессознательное поведение личности, это инстинкты, потребности, которые личностью не осознаются.
б) «Эго» («Я») - это осознание человеком самого себя, своих желаний и потребностей.
в) «Суперэго» - осознание человеком норм и правил общества.
Из теории Фрейда можно сделать следующий вывод: личность - это существо противоречивое. Конфликт между бессознательным поведением и нормами общества способствует самореализации и развитию личности.
4. Идоническая теория Г. Юнга
- личность это система реакций
на различные стимулы внешней
среды. Главным мотивом
Можно сказать «родился человек»,
подразумевая какое-то человеческое существо,
но не выделял определенных особенностей.
Человек - это общеродовое понятие,
это совокупность физиологических
и психологических
Индивидуальность - это совокупность физических, психических, внешних особенностей, отличающих одного индивида от другого. В процессе роста у ребенка формируется характер, который зависит от внешнего и внутреннего мира. В зависимости от этих факторов ребенок растет спокойным или неуравновешенным (психические особенности), здоровым или больным (физические особенности), красивым или с дефектами (внешние особенности).
Личность - это социальная сущность человека, совокупность социальных характеристик, которые появляются в ходе социального опыта.Личность формируется и развивается в процессе своей жизнедятельности, т.е. приобретается определенный социальный опыт. Хотелось бы выделить следующие факторы развития личности (потребность и является социальным опытом):
1. Биологическая наследственность
- она создает изначальное
2. Физическое окружение - означает,
что особенности в поведении
людей во многом определяются
особенностями климата,
3. Культура общества - т.е. каждое
общество дает всем своим
4. Групповой опыт - в результате
взаимодействия и общения с
другими людьми человек
5. Индивидуальный опыт - это совокупность
чувств, эмоций, впечатлений, событий,
переживаний, пережитых
В учебнике «Философия» под редакцией доктора философских наук В.П. Кохановского выделяются три вида личности и четыре типа личности, подробнее которые я хочу раскрыть.Итак, выделяют физическую, социальную и духовную личности.
Физическая личность или
физическое Я - это тело, или, телесная
организация человека, самый устойчивый
компонент личности, основанный на
телесных свойствах и самоощущениях.
Тело не только первый «предмет» для
познания, но и обязательный компонент
личностного мира человека, как помогающее,
так и мешающее в процессах
общения. К физической личности можно
также отнести одежду, домашний очаг,
произведения ручного и интеллектуального
труда - украшения его быта, коллекции,
письма, рукописи. По данным элементам
можно много сказать о
Социальная личность складывается в общении с людьми, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела она предстает как система социальных ролей человека, в разных группах, мнением которым он дорожит. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве и т.д. формируют социальную структуру личности. Психологи отмечают, что довольство или недовольство собой всецело определяется дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель - наши притязания.
При увеличении числителя и уменьшении знаменателя, дробь будет возрастать. По этому поводу Т. Карлейль говорил: «Приравняй твои притязания к нулю и целый мир будет у ног твоих».
И, наконец, духовная личность
составляет тот невидимый стержень,
ядро нашего «Я», на котором все и
держится. Это внутренние духовные
состояния, отражающие стремление к
определенным духовным ценностям и
идеалам. Рано или поздно каждый человек,
хотя бы в отдельные моменты жизни
начинает задумываться над смыслом
своего существования и духовного
развития. Духовность человека не является
чем-то внешним, она не приобретается
путем образования или
Первый тип – «деятели». К ним относятся: рыболовы, охотники, ремесленники, воины, земледельцы, рабочие, инженеры, геологи, медики, педагоги, менеджеры и т.д. Для них главное - активное действие, изменение мира и других людей, а также самого себя. Они живут работой, находя в этом высшее удовлетворение, даже если её плоды и не столь заметны. Потребность в таких личностях была всегда - эти люди активны, знают себе цену, обладают чувством собственного достоинства, осознают меру своей ответственности за себя, за свою семью, за свой народ. Ещё Евангелист Лука приводил слова Христа: «Жатвы много, а делателей мало».
Второй тип - мыслители. Эти люди, по словам Пифагора, приходят в мир не для того чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себя традиции рода и его историческую память, всегда пользовался огромным авторитетом. Будда и Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций и Махавира Джина, Христос и Мухамед считались либо посланцами богов, либо обожествлялись сами. Размышления о мире, о его происхождении, о человеке, о личности, о свободе и т.д. требуют много сил и, в какой-то мере, мужества. Поэтому судьбы многих выдающихся мыслителей прошлого и настоящего трагичны, т.к. «никакой пророк не принимается в своем Отечестве».
Третий тип - люди чувств и эмоций, которые остро чувствуют, как «трещина мира» (Г. Гейне) проходит через их сердца. Прежде всего, это деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов. Известно, например, что поэт А. Белый, ещё в 1921 году написал стихи, где упоминалась атомная бомба, а его велики современник А, Блок слышал «музыку» революции задолго до её начала. Таких примеров немало и они говорят о том, что мощь интуиции великих поэтов и художников граничит с чудом.
Возможно, многие люди видят красоту природы, но описать её так, как это делает поэт очень трудно. Поэт, словно волшебник описывает, например, кленовый лист, как живого человека, чувствующего и живущего. А как художник, подбирая палитру красок, творит чудеса на холсте, и показывает, что как, например, море живет, радуется, грустит.Действительно, этот тип личности творит чудеса.
Четвертый тип - гуманисты и подвижники, отличающиеся обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы "вчувствуются" в него, облегчая душевное и телесное страдание. Их сила - в вере в свое предназначение, в любви к людям и всему живому, в активном деянии. Они сделали делом своей жизни милосердие. А. Швейцер, Ф.П. Гааз, А. Дюнон, Мать Тереза, Иисус Христос и тысячи их последователей в истории и нашей действительности - живые примеры служения людям, независимо от их расы, нации, возраста, пола, состояния, происхождения, вероисповедания и других признаков. Каждый знает, что Иисус Христос, не знал всех людей, но знал, что они веруют, был распят во имя человечества, жертвуя собой. Евангельская заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя», находит в их деятельности непосредственное воплощение. «Спешите делать добро», - этот жизненный девиз русского врача - гуманиста XI века Ф. П. Гааза символизирует степень таких личностей.В современном обществе встречаются все четыре типа личности либо с определенной ярко выраженной характеристикой, либо включая в себя какую-то частичку от других типов личности. Нельзя утверждать, что определенный человек не относится ни к одному из типов, это неправильно, ведь, возможно в каждом человеке есть деятель, мыслитель, эмоциональный, чувственный, гуманист и подвижник.