Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:54, контрольная работа

Описание работы

Предмет психологической науки - это психика человека и животных, включающая в себя различные субъективные (или психические) явления. Одни из них человек использует, чтобы познать мир и самого себя в нем. Поэтому их называют познавательными процессами. К ним относятся: ощущение; восприятие; внимание; память; воображение; мышление; речь. Другие явления определяют направленность активности человека, его отношение к миру и людям, управляют поступками и действиями человека. Их называют мотивационными процессами. К ним относятся: потребности; мотивы; цели; интересы.

Содержание

1. Раскройте область изучаемых явлений и предназначение психологии.

2. Укажите причины и формы нарушения восприятия.

3. Опишите теории воли.

4. Раскройте проблему устойчивости личности.

5. Перечислите виды потребностей и охарактеризуйте их.

6. Назовите основные этапы развития педагогики и образования.

Работа содержит 1 файл

к.р.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

     Понимание воли, предложенное Симоновым, вызвало  резкую критику со стороны Селиванова, который указывает на свойственный такому пониманию отрыв воли от личностного самопознания и от сознательной регуляции целенаправленного преодолевания препятствий.

 

     

  1. Раскройте проблему устойчивости личности.
 

     В основании почти всех теорий личности лежит предположение о том, что  личность как социально-психологический феномен представляет собой устойчивое в своих основных проявлениях образование. Устойчивость личности характеризует последовательность действий и предсказуемость ее поведения, придает ее поступкам закономерный характер.

     Ощущение  устойчивости собственной личности и личности другого - важное условие внутреннего благополучия человека и установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Если бы в каких-то существенных для общения с людьми проявлениях личность не была устойчивой, то людям трудно было бы взаимодействовать друг с другом, добиваться взаимопонимания: ведь каждый раз они вынуждены были бы заново приспосабливаться к человеку, чтобы предсказывать его поведение.

     Тем не менее, во многих исследованиях было обнаружено, что поведение человека довольно вариативно. Показано, например, что даже черты личности, которые должны были бы являть собой образец постоянства (а таким постоянством должен обладать фактор, выделяемый в результате факторного анализа), на самом деле постоянными и устойчивыми не являются. Есть и так называемые «ситуативные черты», проявление которых может меняться от ситуации к ситуации у одного и того же человека, причем довольно значительно.

     Наряду  с этим, длительные исследования развития одних и тех же людей в течение, например, десятка и более лет показывают, что определенная степень устойчивости у личности все же имеется, хотя мера этого постоянства для различных личностных свойств неодинакова.

     Весьма стойкими во времени являются не только личностные качества, оцениваемые со стороны, но и самооценки. Было также установлено, что личностная устойчивость характерна далеко не для всех людей. Некоторые из них со временем обнаруживают довольно драматичные изменения своей личности, причем настолько глубокие, что окружающие люди их как личностей совсем не узнают. Наиболее существенные изменения подобного рода могут происходить в течение подросткового, юношеского и раннего взрослого возраста, например в диапазоне от 20 до 40-45 лет.

     Помимо  этого имеются значительные индивидуальные различия в том периоде жизни, когда личностные особенности человека более или менее стабилизируются. У одних людей личность становится устойчивой в детстве и далее существенно не изменяется, у других устойчивость психологических особенностей личностного характера, напротив, обнаруживается довольно поздно: только в возрасте от 20 до 40 лет. К последним чаще всего относятся люди, чья внешняя и внутренняя жизнь в подростковом и юношеском возрасте характеризовалась напряженностью, противоречиями и конфликтами. Менее всего личностно изменяются и довольно рано обнаруживают устойчивые черты характера те люди, которые в школьном возрасте не сталкивались с противоречиями, не вступали в конфликты со взрослыми, сверстниками, социальными ценностями и нормами.

     Гораздо меньшая устойчивость поведенческих  реакций личностных проявлений обнаруживается в том случае, когда мы рассматриваем  личность не в течение длительного  периода времени, а от ситуации к  ситуации. За исключением интеллекта и познавательных способностей многие другие характеристики личности ситуативно неустойчивы. Это относится, например, к таким индивидуальным особенностям человека, как: агрессивность поведения, честность, саморегуляция и зависимость.

     Несколько разочаровывающими оказались также  многие попытки связать устойчивость поведения в различных ситуациях с обладанием теми или иными личностными чертами. В типичных ситуациях корреляция между оцениваемыми с помощью тестов - опросников чертами личности и соответствующим социальным поведением оказалась меньше 0,30. Этого явно недостаточно, чтобы точно предсказать, как поведет себя данный человек в конкретной ситуации, хотя с определенной степенью уверенности такое предсказание для множества типичных ситуаций можно было бы сделать, особенно если следить за поведением человека в течение достаточно длительного периода времени.

     Наибольшей  стабильностью обладают динамические особенности, связанные с врожденными  анатомо-физиологическими задатками, свойствами нервной системы. К ним  относятся: темперамент, эмоциональная реактивность, экстраверсия-интроверсия и некоторые другие качества.

     Сторонники  теории социального научения, подчеркивающие значение конкретной ситуации в определении  образа действий человека, полагают, что  мнение о наличии у него устойчивых черт личности недостаточно обосновано и обычно связано со следующими типичными  умозаключениями ошибочного характера:

     1. Многие индивидуальные особенности  людей, такие, например, как физический  облик, манера говорить, вести  себя, мимика, жесты и т.п., действительно  достаточно устойчивы. Их устойчивость  побуждает нас приписывать стабильность и другим, внутренним психологическим свойствам человека, которые могут не быть устойчивыми.

     2. Опыт общения с людьми формирует  у нас достаточно устойчивое  представление о них, которое  и накладывает отпечаток на  последующее восприятие и оценку  этих людей. В сфере межличностного восприятия может наблюдаться явление константности, аналогичное тому, с которым мы встречаемся при изучении восприятия людьми предметного мира. В силу постоянства межличностного восприятия, связанного со сформированной установкой, в новой ситуации мы более склонны замечать у человека те признаки, которые свидетельствуют о стабильности его поведения, и не видеть того, что в его поведении меняется.

     3. Само наше присутствие в определенной  ситуации уже заставляет другого  человека вести себя последовательно,  так, как он вел себя с  нами раньше. Это происходит потому, что постоянство весьма ценится  как качество личности. Те же  самые лица, которые с нами  ведут себя определенным образом, демонстрируя устойчивость своей личности в одних чертах, с другими могут вести себя по-другому, показывая в этих же чертах изменчивость, а в каких-либо иных, напротив, устойчивость.

     Таким образом, ответ на вопрос об устойчивости личности весьма неоднозначен и неопределен. В одних свойствах, как правило, тех, которые были приобретены в более поздние периоды жизни и малосущественны, устойчивости фактически нет; в других личностных качествах, чаще всего базисных и приобретенных в ранние годы, так или иначе обусловленных органически, она есть. Реальное же поведение личности, как устойчивое, так и изменчивое, существенно зависит от постоянства социальных ситуаций, в которых мы наблюдаем за человеком.

     Что же касается стабильности оценок устойчивости личностного поведения, то такие оценки тоже не могут быть вполне надежным свидетельством наличия или отсутствия у личности устойчивых качеств.

     В специальных исследованиях, проведенных  на одних и тех же людях в  течение длительного времени  с целью установить степень изменчивости или постоянства их личности, показано, что более половины личностных качеств, обладая которыми ребенок поступает в школу, сохраняются в течение всего периода обучения вплоть до окончания школы. Это свидетельствует о двух вещах. Во-первых, о том, что многие личностные особенности человека, будучи сформированными в дошкольном возрасте, в дальнейшем сохраняют свое постоянство. Во-вторых, о том, что обучение в школе мало сказывается на развитии собственно личностных свойств ребенка.

     Оказалось, в частности, что наибольшую устойчивость от детства к взрослости, то есть малую степень изменчивости, в подростковом и раннем юношеском возрасте обнаруживают стремление к успехам, настойчивость, уровень притязаний (особенно высокий), интеллектуальные интересы. У девушек, кроме того, - эстетические вкусы и общительность. Определенной устойчивостью в юношеском возрасте, при условии их сформированности в более ранние годы, обладают: способности, ответственность, сила воли, дружелюбие, открытость.

     И последний по порядку, но не по значимости вопрос, связанный с устойчивостью  личности. Дело в том, что зачастую не меньшую ценность и жизненную  значимость, чем постоянство поведения  человека, имеет, напротив, его изменчивость, адаптивность. Она свидетельствует о другой ценной способности человека - его умении приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, менять себя как личность, если в этом есть необходимость. Такого рода качество представляется весьма ценным для личности в тех случаях, когда в обществе происходят радикальные изменения, требующие от каждого человека значительной модификации своих взглядов, установок, ценностных ориентации и т. п. Поэтому изменчивость при определенных обстоятельствах необходимо рассматривать как положительное личностное свойство человека. Если человек сегодня иной, чем вчера, значит, он развивается.

     Устойчивость  личности имеет важнейшее значение, как для общества, так и для  самого человека. От устойчивости личности зависит закономерность и последовательность ее действий и поступков, а следовательно предсказуемость ее поведения. Благодаря устойчивости личности люди могут устанавливать нормальные взаимоотношения, общаться между собой, добиваться взаимопонимания, действовать согласованно и добиваться нужных результатов в процессе совместной деятельности.

     Наиболее  устойчивыми являются свойства личности, обусловленные врожденными особенностями  строения нервной системы и ее функций. Стабильными, например, являются такие свойства темперамента как  активность и реактивность (импульсивность), пластичность и ригидность, экстровертированность и интровертированность, эмоциональная возбудимость и др. Относительно устойчивыми являются также познавательные способности личности и некоторые особенности ее интеллекта».

     В основании почти всех теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой устойчивое образование. Устойчивость личности предопределяет последовательность ее действий и предсказуемость ее поведения, придает ее поступкам закономерный характер.

     Тем не менее, во многих исследованиях было обнаружено, что поведение человека довольно вариативно. Показано, например, что многие черты личности на самом  деле постоянными и устойчивыми  не являются. Есть и так называемые «ситуативные черты», проявление которых может меняться от ситуации к ситуации у одного и того же человека, причем довольно значительно. Наряду с этим длительные исследования развития одних и тех же людей показывают, что определенная степень устойчивости личности все же имеется. В этой связи возникает серия вопросов: насколько и в чем личность действительно устойчива? О постоянстве чего идет речь - поведения, психических процессов, свойств или черт личности? Что является мерой постоянства или изменчивости свойств? Каков временной диапазон, в пределах которого о свойствах личности можно судить как о постоянных или изменчивых?

     Экспериментально  было показано, что степень устойчивости различных личностных свойств неодинакова. Наибольшей стабильностью обладают динамические особенности, связанные с врожденными анатомо-физиологическими задатками, свойствами нервной системы. К ним относятся темперамент, эмоциональная реактивность, экстраверсия-интроверсия и некоторые другие.

     Оказалось, что весьма стойкими являются не только личностные качества, оцениваемые со стороны, но и самооценки.

     Было  также установлено, что личностная устойчивость динамически изменяется в разные возрастные периоды жизни. Наиболее существенные изменения подобного  рода могут происходить в течение  подросткового, юношеского и раннего взрослого возраста, например в диапазоне от 20 до 40-45 лет.

     Помимо  этого имеются значительные индивидуальные различия личностной устойчивости. У  одних людей личность становится устойчивой в детстве и далее  существенно не изменяется, у других устойчивость психологических особенностей личности, напротив, обнаруживается довольно поздно: только в возрасте от 20 до 40 лет. К последним чаще всего относятся люди, чья жизнь в подростковом и юношеском возрасте характеризовалась напряженностью, противоречиями и конфликтами. Менее всего личностно изменяются и довольно рано обнаруживают устойчивые черты характера те люди, которые в школьном возрасте не сталкивались с противоречиями, не вступали в конфликты со взрослыми, сверстниками, социальными ценностями и нормами.

     Гораздо меньшая устойчивость поведенческих  реакций личностных проявлений обнаруживается в том случае, когда мы рассматриваем  личность не в течение длительного  периода времени, а от ситуации к  ситуации. За исключением интеллекта и познавательных способностей многие другие характеристики личности ситуативно неустойчивы. Это относится, например, к таким индивидуальным особенностям человека, как агрессивность поведения, честность, саморегуляция, зависимость.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"