Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:54, контрольная работа
Предмет психологической науки - это психика человека и животных, включающая в себя различные субъективные (или психические) явления. Одни из них человек использует, чтобы познать мир и самого себя в нем. Поэтому их называют познавательными процессами. К ним относятся: ощущение; восприятие; внимание; память; воображение; мышление; речь. Другие явления определяют направленность активности человека, его отношение к миру и людям, управляют поступками и действиями человека. Их называют мотивационными процессами. К ним относятся: потребности; мотивы; цели; интересы.
1. Раскройте область изучаемых явлений и предназначение психологии.
2. Укажите причины и формы нарушения восприятия.
3. Опишите теории воли.
4. Раскройте проблему устойчивости личности.
5. Перечислите виды потребностей и охарактеризуйте их.
6. Назовите основные этапы развития педагогики и образования.
1. Раскройте область изучаемых явлений и предназначение психологии.
2. Укажите причины и формы нарушения восприятия.
3. Опишите теории воли.
4. Раскройте
проблему устойчивости
5. Перечислите
виды потребностей и
6. Назовите основные этапы развития педагогики и образования.
1. Раскройте область изучаемых
явлений и предназначение
Предмет психологической науки - это психика человека и животных, включающая в себя различные субъективные (или психические) явления. Одни из них человек использует, чтобы познать мир и самого себя в нем. Поэтому их называют познавательными процессами. К ним относятся: ощущение; восприятие; внимание; память; воображение; мышление; речь. Другие явления определяют направленность активности человека, его отношение к миру и людям, управляют поступками и действиями человека. Их называют мотивационными процессами. К ним относятся: потребности; мотивы; цели; интересы.
Есть такой класс явлений, которые определяют процесс протекания деятельности человека, задают его исполнительский репертуар. Это умения, навыки, привычки, стиль («индивидуальный почерк») деятельности, темперамент. Все вместе эти процессы составляют инструментальную сферу человека.
Существуют также такие интегральные явления (характеристики), которые имеют дело с целостным человеком, его индивидуальными особенностями и которые выражаются в его взаимоотношениях с миром, регулируют его общение с людьми. Их называют психическими свойствами и состояниями. К ним относят: волю; чувства; эмоции; склонности; способности; знания; сознание; личность; индивидуальность, характер.
Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них. В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед ней. Основными задачами психологии являются: выявление законов психики, раскрытие тех связей и отношений, которые можно было бы классифицировать как закономерные, установление механизмов психической деятельности, изучение природы и действия этих механизмов совместно с другими науками. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эмпирическими данными. Для психологии исследование поведения не самоцель, а средство, путь познания законов, по которым строится внутренняя картина мира. Таким образом, психология является наукой, изучающей факты, закономерности и механизмы психики, своеобразие протекания психических явлений в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.
2.
Укажите причины и формы
Восприятие - это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств вещей, предметов, а не отдельных их свойств и признаков.
При
резком физическом или эмоциональном
переутомлении иногда происходит повышение
восприимчивости к обычным
Нарушения восприятия при различных психических заболеваниях имеют различные причины и различные формы проявления. При локальных поражениях головного мозга можно различать:
Гностические расстройства различаются в зависимости от поражения анализатора, при этом делятся на зрительные, слуховые и тактильные агнозии.
Агнозия – расстройство узнавания предметов, явлений, частей собственного тела, их дефектов при сохранности сознания внешнего мира и самосознания, а также при отсутствии нарушений периферической и проводящей частей анализаторов. Агнозия может возникнуть в результате разрушения определенных корковых зон (энцефалит, опухоль, сосудистый процесс и т.д.), а также вследствие нейродинамических нарушений.
Зрительные агнозии делятся на:
При слуховых расстройствах отмечается снижение способности дифференцировки звуков и понимания речи больные не могут запомнить два или более звуковых эталона), аритмия (не могут правильно оценить ритмические структуры, количество звуков и порядок чередований), нарушение интонационной стороны речи (больные не различают интонаций и у них невыразительная речь).
Тактильные агнозии – нарушение узнавания предметов при их ощупывании при сохранении тактильной чувствительности (исследование при закрытых глазах).
Аффективные (аффект — кратковременное, сильное эмоциональное возбуждение) иллюзии чаще всего обусловлены страхом или тревожным подавленным настроением. В этом состоянии даже висящая на вешалке одежда может показаться грабителем, а случайный прохожий — насильником и убийцей.
Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих; человеку кажется, что эти разговоры содержат намеки на какие-то его неблаговидные поступки, издевательства, скрытые угрозы по его адресу.
Очень интересны и показательны парейдолические иллюзии, обычно вызываемые снижением тонуса психической деятельности, общей пассивностью. Обычные узоры на обоях, трещины на стенах или на потолке, различные светотени, воспринимаются как яркие картины, сказочные герои, фантастические чудовища, необыкновенные растения, красочные панорамы.
- Простые: Зрительные (фотопсии – мелькание мушек перед глазами); Слуховые (акфемы – Скрип двери, шум шагов; Фонемы – простые речевые галлюцинации в виде звуков речи, слогов).
- Сложные: Слуховые (Голоса в виде приказа – императива, оскорбительные, хвалебные); Зрительные (сценоподобные, зоопсихические); Тактильные; Обонятельные.
- Истинные – в объективном пространстве, воспринимаются четко, ярко, не сопровождаются чувством опасности, отсутствует критика.
- Ложные (псевдогаллюцинации) – описал Кандинский, в субъективном пространстве, воспринимаются не четко, не ярко, приглушенно, сопровождаются чувством опасности, присутствует формальная критика.
- Психосенсорные расстройства – искажение восприятия объектов: Метаморфопсии (удвоение предмета, увеличение размера); Аутометаморфопсии – нарушение схемы тела; Нарушение восприятия времени (интоксикация канабиоидами).
- Деперсонализация – расстройство восприятия собственной личности;
- Бедность участия - утрата восприятия сложных эмоций;
- Дереализация – искаженное восприятие окружающего мира. Сюда же можно отнести симптомы "уже виденного", "никогда не виденного".
3.
Опишите теории воли.
В попытках объяснить механизмы поведения человека в рамках проблемы воли, в 1883 году , благодаря немецкому социологу Ф. Теннис, возникло направление, получившее название «волюнтаризм» и признающее волю особой, надприродной силой. Согласно учению волюнтаризма волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Формирование этого, по существу, философского направления в изучении воли имеет свою предысторию. Еще Эпикур впервые поставил вопрос о спонтанном, ничем не детерминированном, свободном выборе поведения. Причиной возникновения подобного учения явился кризис представлений античной философии о том, что главной духовной способностью человека является разум, мышление. Блаженный Августин выдвинул положение о том, что действиями души и тела управляет воля. Именно она побуждает душу к самопознанию, строит из чувствительных отпечатков вещей их образы, извлекает из души заложенные в ней идеи. Первенство воли перед интеллектом подчеркивал и Иоанн Дунс Скотт. Еще дальше пошли немецкие философы А. Шопенгауэр и Э. Гартман, объявившие волю космической силой, слепым и бессознательным первопринципом, от которого берут свое начало все психические проявления человека. Сознание и интеллект являются, по Шопенгауэру, вторичными проявлениями воли.
Таким образом, в крайнем своем выражении волюнтаризм противопоставлял волевое начало объективным законам природы и общества, утверждал независимость человеческой воли от окружающей действительности. Оформившись в трудах А. Шопенгауэра в качестве самостоятельного философского направления, волюнтаризм проник и в психологию. Волюнтаристского взгляда на проблему воли придерживались многие видные психологи конца 19 – начала 20 века.
Воля у Спинозы – это способность, благодаря которой душа утверждает или отрицает, определяет, что истинно, а что ложно, а желание – способность, благодаря которой душа домогается какой-либо вещи или отвращается от нее. И. Кант признавал в равной степени доказуемыми как тезис о свободе воли, так и антитезис о том, что воля неспособна. Решая проблему человеческой свободы, Кант подверг критическому анализу как христианское учение о свободе воли, так и концепции механистического детерминизма. Но механистический детерминизм, по мнению Канта, является фаталистическим учением, которое превращает человеческое поведение в игру марионеток, трактуя человека лишь как природное существо. Ошибка материалистов, полагал Кант, состоит в том, что на место божьего всемогущества они ставят могущество природы, перед которой человек оказался таким же беспомощным, как и перед Богом. Стремясь к компромиссу между материализмом и идеализмом, И. Кант выдвинул тезис о двойственности человека: он является эмпирическим и умопостигаемым существом.
По мнению И. Канта, мысль о свободе человеческой воли навязывается нам именно этим законом. Не будь нравственного, люди никогда бы не думали ни о какой свободе воли и не испытывали бы в ней никакой необходимости. Только следуя долгу, человек свободен в своих поступках, ибо долг как нравственный закон имеет вой источник в самой личности.
Г. Гегель пытался преодолеть дуализм кантовской концепции, согласно которой человек оказывается раздвоенным на мыслящего, с одной стороны, и волящего – с другой. По его образному выражению, воля человека, если следовать И. Канту, находится как бы в одном кармане, а мышление – другом. В отличие от позиции Канта, обособляющего волю от мышления, Гегель выдвинул тезис об их единстве: вне и помимо мышления воля невозможна и она не является некой особой сущностью, наличествующей в человеке наряду с мышлением. Свободу воли Гегель рассматривает как необходимую предпосылку практической деятельности человека. Содержательные компоненты человеческого сознания – цели, стремления и т.п. – сами по себе существуют лишь в форме возможности; это только намерения человека. И только воля переводит их из возможности в действительность. Поэтому воля у Гегеля есть деятельность человека. Произвол, по Гегелю, это низшая ступень развития воли, «отрицательная свобода».