Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:27, реферат
Психоло́гия (др.-греч. ψυχή — душа; λόγος — знание) — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах. Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.
Всю свою
работу психолог строит на основе безусловного
уважения достоинства и
14. Принципы деятельности педагога-психолога
Основными принципами являются:
- Принцип конфиденциальности.
- Принцип компетентности.
- Принцип ответственности.
- Принцип
этической и юридической
- Принцип
квалифицированной пропаганды
- Принцип благополучия клиента.
- Принцип профессиональной кооперации.
- Принцип
информирования клиента о
Данные
принципы согласуются с
15. Психолог- исследователь и психолог-практик общее и различия
Общее между научной психологией и практической состоит в том, что оба направления опираются на эмпирические научные факты. Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов психологической помощи людям. [4, c 21]
Для психолога-исследователя
главная цель - поиск новых психологических
знаний о внутреннем мире людей. Методы
практической психологии направлены не
на изучение, а именно на психологическую
помощь. В этом и состоит принципиальное
отличие психолога- практика от психолога-исследователя.
[4, c 21]
16.
Психолог и клиент:
типы отношений, модель
эффективного взаимодействия
Психолог выясняет для себя проблемы, возникшие у клиента, а потом помогает клиенту уяснить следующее: - что клиент знает о возможности своих действий; - что клиент знает о своих целях; - что клиент знает о своих чувствах; - что он знает о своих мыслях; - как субъект воспринимает свое «я».
Осознание и вербализация желаемого результата. Используются открытые вопросы. Обсуждаются проблемы в широкой перспективе. Разрабатывается план действия и переход от планирования к действию.
Общие установки консультанта: не бывает 2-х одинаковых клиентов и ситуаций. Каждая ситуация уникальна. Самый лучший эксперт собственных проблем сам клиент, поэтому он должен принять на себя ответственность за свои проблемы и жизнь. Поэтому не нужно ждать непосредственного эффекта от каждой встречи.
Решать
проблемы клиентов нужно вместе с
ним, а не вместо него. [1, c 140]
17. Структура, цели и задачи психологической службы образования
Психологическая служба имеет сложную многоуровневую структуру, которая состоит от высших органов управления - министерств и ведомств до низших ее звеньев детских групп, существующих в дошкольных и школьных учреждениях. [3, c 510]
Целью психологической службы образования является своевременное выявление и максимально полное использование в обучении детей их интеллектуального и личностного потенциала, имеющихся у ребенка задатков, способностей интересов и склонностей. [3, c 507]
Задачей психологической службы является вовремя выявить и устранить возможные причины задержки развития у отстающих от других детей. И аналогичная задача, связанная с ускорением психического развития у одаренных детей: раннее выявление задатков и их превращения в высокоразвитые способности. Еще одна задача психологической службы состоит в том, чтобы в течение всего детства держать под контролем все процессы обучения и воспитания детей, с целью повышения качества обучения и воспитания. [3, c 507]
18. Сферы деятельности практического психолога
Практические психологи работают в социальных, образовательных, производственных, медицинских организациях и учреждениях, в службах психологической, педагогической, медицинской, социальной помощи населению. [4, c 166]
19.Психологическое просвещение и его цели
Психологическое просвещение — раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.
Цели психологического просвещения определяются потребностями участников и могут включать изменение установок, поведения.
Цели психологического просвещения можно подразделить на два типа: общие и специфические.
Общие
цели помогают терапевту сориентироваться
на то, что следует предпринять
в отношении определенной популяции
(например, улучшить функционирование
детей после развода родителей)
Специфические
цели, или задачи, используются для
оценки прогресса участников (например,
изменения дисфункциональных
20. Психологическая профилактика, ее задачи и уровни
Психологическая профилактика. Профилактика - это совокупность предупредительных мероприятий. Психологическая профилактика - это работа психолога, направленная на предупреждение возникновения каких-либо трудностей, проблем в жизни детей, учителей, родителей, школьного коллектива в целом. Для этого психолог:
1) разрабатывает
развивающие программы и
2) выявляет
психологические особенности
3) следит за соблюдением в детском саду, школе психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития детей;
4) предупреждает
возможные осложнения в
5) заботится
о создании благоприятного
Уровни профилактики:
Личностный - на этом уровне воздействие
на целевую группу
Семейный
уровень предполагает влияние
на семью, поскольку семья
Cоциальный
уровень профилактики, способствует изменению
общественных норм в отношении употребления
наркотиков, а также отношения к потребителям.
Это помогает создать благоприятные условия
для работы на личностном и семейном уровнях.
21.Психологическое консультирование виды и специфика
Суть
психологического
Индивидуальное
консультирование-это беседа
Групповое
консультирование может
Консультации
могут быть очными и анонимными.
Консультации по телефону обеспечивают
клиенту анонимность и
В
зависимости от типа проблем
различают несколько сфер
Интимно-личностное консультирование по вопросам, затрагивающим человека как личность, это могут быть поведенческие недостатки, страхи, неудачи.
Консультирование по вопросам брака, семьи и построения личных взаимоотношений.
Могут обсуждаться вопросы, выбора будущего супруга (супруги), построение оптимальных отношений в семье.
Психолого-педагогическое консультирование- консультирование учеников и их родителей, а так же вопросы совершенствования программ и методов обучения.
Организационное консультирование - консультирование персонала по проблемам структуры и развития организаций (подбор, отбор, обучение).
Профессиональное
консультирование связано с
Посредническое консультирование. С целью решения межличностных конфликтов в трудовых коллективах, между фирмами, странами, национальными группами.[4, c 385]
22. Психотерапия, принцип отнесения ее к видам
деятельности психолога
Психотерапия-это метод
лечебного воздействия на психику и через
психику на организм больного. Психотерапию
можно отнести к психологической профессии,
основываясь на том, что предметом взаимодействия
психотерапевта и клиента становятся
модальности внутреннего мира клиента,
отраженные психологом.
23. Психологическая коррекция как направление психологической практики
Психокоррекция – это направленное воздействие на те или иные структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. Психокоррекция определяется как обоснованное воздействие психолога на дискретные характеристики внутреннего мира (Психологический словарь/ Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского).
24. Диагностико–коррекционная работа
Коррекция (лат. Corrеctio — исправление).
Задача психодиагностики, направлена на обеспечение информацией об особенностях индивида в определенных условиях.