Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:27, реферат

Описание работы

Психоло́гия (др.-греч. ψυχή — душа; λόγος — знание) — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах. Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.

Работа содержит 1 файл

Вопросы по контрольной психологии.docx

— 94.10 Кб (Скачать)

                                  1. Виды психологических  знаний 

Психоло́гия (др.-греч. ψυχή — душа; λόγος — знание) — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах. Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.[5, c 3]

Психологические знания как знания о душевном мире человека могут иметь разные источники. Не случайно слова "психология" и "психологический" можно встретить  не только в научной психологии, но и в обыденной жизни, и в  искусстве.

 Виды  психологических знаний:  

  • 1) житейская психология,  
  • 2) искусство,  
  • 3) научная психология,  
  • 4) практическая психология,  
  • 5) парапсихология.

Житейская психология - совокупность расхожих взглядов и верований о людях и жизни, характерных для основного населения.

Житейская и научная психология

  Основное различие житейской и научной психологии - в качестве и характере знания.

  Житейские знания - конкретны, носят интуитивный характер, основаны на стихийных наблюдениях, случайных размышлениях, сильно подвержены моде, настроениям и слухам, часто иррациональны.

    Научные психологические знания - продуманы, обобщены, рациональны, обоснованы профессиональным наблюдением и организованным экспериментом. [11, c 2]

Практическая психология всегда имеет дело с реальным объектом 
(индивид), в котором есть все: и личностная структура, и система функциональных и психических состояний со своей динамикой.

Психологические знания в искусстве носят образный характер.  Это - принятие  и узнаваемость образов читателем, слушателем, зрителем.[4, c 26]

Парапсихоло́гия (др.-греч. παρα- — возле, около) — дисциплина, которая направлена на исследование существования и причин сверхъестественных психических способностей людей, животных и растений, феноменов жизни после смерти и тому подобных явлений, используя научную методологию.[10, с 1] К ней относятся эзотерические знания (астрология,   йога,   нумерология,   хиромантия),   опирающиеся на  тайное знание. [4, c 31] 

 2. Соотношение  теоретической, житейской и практической психологии

Теоретическая психология изучает психологические  закономерности и  вырабатывает практические рекомендации для специалистов. Практическая психология — объединяет области психологии, обслуживающие практику — направленные на помощь людям, переживающим сложности в личной жизни.

Житейская психология характеризуется наблюдениями и размышлениями.  Так же житейские психологические знания отличаются тем, что они носят интуитивный характер и не имеют специальной терминологии  

3. Заказчик,  Клиент  и Пользователь психологической информации в работе психолога

В результате происходящих социальных изменений  психолог приобрел новый общественный статус, требующий от него ясного понимания  обращенных к нему ожиданий. Г. С. Абрамова (1994) вводит понятия Заказчика, Клиента  и Пользователя психологической информации. Согласно ее взглядам, эти понятия означают следующее:

Клиент  — человек, который передает психологу знание о себе или о других людях; при этом он считает себя прямо или косвенно ответственным за содержание этой психологической информации.

Заказчик  — человек, обращающийся к психологу за психологической информацией (о себе, своей организации или других людях).

Пользователь  — человек, получающий от психолога психологическую информацию[9, с 1]. 
 
 
 
 

4.  Основные задачи  взаимодействия психолога  и клиента 

Существует  четыре основных типа задач взаимодействия клиента с психологом.

Таблица 1. Задачи взаимодействия клиента и психолога

 

Социальный  тип характеризуется тем, что  клиент воспринимает психологическую  информацию, тему взаимодействия с  психологом на основе строго  нормированных, социальных  оценок, так как социальные критерии   приводят к постоянным ситуациям дискомфорта. Социальные задачи взаимодействия клиента с психологом требуют изменения системы оценки клиента.  [1, c 45]

 Этическая  задача дает возможность клиенту  осуществить выбор между оценкой  других и своими переживаниями.  Психологу необходимо  показать  ограниченность оценочной шкалы  – хорошо - плохо, которая  не дает возможности клиенту анализировать динамичность  психологической  информации.  [1, c 46] 

Нравственные  задачи связаны с ориентацией  переживаний  на критерии добра и  зла,  которые требуют осуществления  нравственного выбора, конкретизирующих эти критерии в реальных жизненных  обстоятельствах. Работа практического  психолога с нравственной задачей  клиента состоит в том, чтобы  показать ему условность критериев  добра и зла,  которыми он пользуется, подвести его к осознанию нетоджественности  этих критериев для разных людей.  [1, c 46]

Психологические задачи характеризуются тем, что  клиент  ставит вопрос о значении того или иного содержания психологической  информации. Клиент  не только демонстрирует  свою систему оценок  переживаний, но и готовность  ее изменять,  сопоставлять разные системы оценок.  [1, c 47]

Работа  практического психолога состоит  в том, чтобы добиться от клиентов переформулирования задач первых трех типов в задачи психологические Лишь тогда практический психолог окажется способным оказать реальную помощь клиенту в решении его проблем. 

5.  Психологическая  помощь: сущность, подходы 

 Под  психологической помощью подразумевают услуги психолога тем, кто испытывает серьезные трудности в социализации, адаптации (в школе — тем, кто «выпадает» из процесса обучения). Задача психолога, таким образом, уподобляется задаче врача: поставив диагноз, «нормализовать» жизнедеятельность человека, возвратить его в общее русло. Иными словами — снова сделать его «таким же, как все».

Психологическая коррекция предполагает организованное воздействие на клиента с целью  изменения показателей его активности и соответствии с  возрастной нормой психического развития.  Психологическая  помощь состоит в том, что для  клиента разрабатывается индивидуальная программа усвоения какого-то вида деятельности в соответствии с общественными  требованиями к ней.

Психологическое консультирование адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личного развития [1, c 48] 

6.Социальный заказ на работу психолога 

Социальный  заказ на работу практического психолога  формируется в обществе, или точнее, в некоторой его части, осознавшей необходимость в профессиональной помощи для преодоления возникших трудностей, и  ориентирован на группы психически нормальных людей, способных потенциально к проявлению ответственности за свою индивидуальность. [1, c 41] 
 
 
 

7. Конструктивный и  неконструктивный  запрос

Запрос  – это просьба или жалоба предоставить конкретную форму психологической  помощи, мотивированное определенным образом обращение или постановка проблемы, которую человек хочет  решить вместе с психологом.

Форма и содержание клиентских запросов бывают неконструктивными и конструктивными. Неконструктивные запросы  предполагают магическое разрешение внутренней или  внешней ситуации. Например, это  требования, обращенные к психологу, содержащие пожелания изменить кого-то или что-то во внешней ситуации клиента  или предполагающие, что за клиента  все сделает психотерапевт, или  что клиенту порекомендуют что-то очень быстрое и эффективное: «Меня преследуют странные мысли (фантазии, движения): сделайте так, чтобы их не было». Клиент, жаждущий всемогущего целителя, скорее всего, разочаруется в психотерапии.

Примерами конструктивного запроса могут  служить:

- запрос  об информации;

- запрос  о помощи в самопознании, понимании  принятии себя. 

 8. Непрерывный личностный рост- условие профессионального становления психолога 

Важнейшее качество психолога -  профессиональная компетентность. Она включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности.

В области  психологии специалист должен:

- понимать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;

-владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследователей;

- понимать  специфику предмета психологии, ее связи с другими дисциплинами; знать  основные отрасли психологии  и возможности применения  психологических  знаний в различных областях  жизни; 

- знать  историю развития и современные  проблемы психологической науки;

- знать  закономерности  эволюции психики  животных, сходство и качественное  различие психики животных и  человека; филогенез и онтогенез  человеческой психики;

- понимать  мозговые механизмы психических  процессов и состояний;

- знать  природу деятельности человека, функции психики в жизнедеятельности  человека;

- знать  закономерности формирования и  функционирования его мотивационной  сферы;

- знать  психологические закономерности  познавательных  процессов ( ощущений ,  восприятия ,  памяти, воображения,  мышления, речи) ;

- знать  механизмы внимания, эмоциональных  явлений,  процессы  волевой регуляции;

- иметь  понятие о личности и индивидуальности,  структуре личности и движущих  силах ее развития;

- знать  психологические закономерности  общения и взаимодействия людей  в группах, межгрупповых отношениях;

- знать  закономерности психического развития  человека на каждой возрастной  ступени;

- знать  основные закономерности психологии  образования;

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"