Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:27, реферат
Психоло́гия (др.-греч. ψυχή — душа; λόγος — знание) — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах. Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.
Психоло́гия (др.-греч. ψυχή — душа; λόγος — знание) — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах. Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.[5, c 3]
Психологические знания как знания о душевном мире человека могут иметь разные источники. Не случайно слова "психология" и "психологический" можно встретить не только в научной психологии, но и в обыденной жизни, и в искусстве.
Виды психологических знаний:
Житейская психология - совокупность расхожих взглядов и верований о людях и жизни, характерных для основного населения.
Житейская и научная психология
Основное различие житейской и научной психологии - в качестве и характере знания.
Житейские знания - конкретны, носят интуитивный характер, основаны на стихийных наблюдениях, случайных размышлениях, сильно подвержены моде, настроениям и слухам, часто иррациональны.
Научные психологические знания - продуманы, обобщены, рациональны, обоснованы профессиональным наблюдением и организованным экспериментом. [11, c 2]
Психологические знания в искусстве носят образный характер. Это - принятие и узнаваемость образов читателем, слушателем, зрителем.[4, c 26]
Парапсихоло́гия
(др.-греч. παρα- — возле, около) —
дисциплина, которая направлена на исследование
существования и причин сверхъестественных
психических способностей людей, животных
и растений, феноменов жизни после смерти и тому подобных явлений,
используя научную методологию.[10, с 1] К ней относятся
эзотерические знания (астрология,
йога, нумерология, хиромантия),
опирающиеся на тайное знание. [4, c
31]
2. Соотношение теоретической, житейской и практической психологии
Житейская
психология характеризуется наблюдениями
и размышлениями. Так же житейские
психологические знания отличаются тем,
что они носят интуитивный характер и
не имеют специальной терминологии
3. Заказчик, Клиент и Пользователь психологической информации в работе психолога
В результате происходящих социальных изменений психолог приобрел новый общественный статус, требующий от него ясного понимания обращенных к нему ожиданий. Г. С. Абрамова (1994) вводит понятия Заказчика, Клиента и Пользователя психологической информации. Согласно ее взглядам, эти понятия означают следующее:
Клиент — человек, который передает психологу знание о себе или о других людях; при этом он считает себя прямо или косвенно ответственным за содержание этой психологической информации.
Заказчик — человек, обращающийся к психологу за психологической информацией (о себе, своей организации или других людях).
Пользователь
— человек, получающий от психолога психологическую информацию[9, с 1].
4.
Основные задачи
взаимодействия психолога
и клиента
Существует четыре основных типа задач взаимодействия клиента с психологом.
Социальный тип характеризуется тем, что клиент воспринимает психологическую информацию, тему взаимодействия с психологом на основе строго нормированных, социальных оценок, так как социальные критерии приводят к постоянным ситуациям дискомфорта. Социальные задачи взаимодействия клиента с психологом требуют изменения системы оценки клиента. [1, c 45]
Этическая
задача дает возможность
Нравственные
задачи связаны с ориентацией
переживаний на критерии добра и
зла, которые требуют осуществления
нравственного выбора, конкретизирующих
эти критерии в реальных жизненных
обстоятельствах. Работа практического
психолога с нравственной задачей
клиента состоит в том, чтобы
показать ему условность критериев
добра и зла, которыми он пользуется,
подвести его к осознанию
Психологические задачи характеризуются тем, что клиент ставит вопрос о значении того или иного содержания психологической информации. Клиент не только демонстрирует свою систему оценок переживаний, но и готовность ее изменять, сопоставлять разные системы оценок. [1, c 47]
Работа
практического психолога
5.
Психологическая
помощь: сущность, подходы
Под психологической помощью подразумевают услуги психолога тем, кто испытывает серьезные трудности в социализации, адаптации (в школе — тем, кто «выпадает» из процесса обучения). Задача психолога, таким образом, уподобляется задаче врача: поставив диагноз, «нормализовать» жизнедеятельность человека, возвратить его в общее русло. Иными словами — снова сделать его «таким же, как все».
Психологическая
коррекция предполагает организованное
воздействие на клиента с целью
изменения показателей его
Психологическое
консультирование адресовано психически
нормальным людям для достижения
ими целей личного развития [1,
c 48]
6.Социальный
заказ на работу психолога
Социальный
заказ на работу практического психолога
формируется в обществе, или точнее,
в некоторой его части, осознавшей
необходимость в
7. Конструктивный и неконструктивный запрос
Запрос
– это просьба или жалоба предоставить
конкретную форму психологической
помощи, мотивированное определенным
образом обращение или
Форма
и содержание клиентских запросов бывают
неконструктивными и
Примерами конструктивного запроса могут служить:
- запрос об информации;
- запрос
о помощи в самопознании, понимании
принятии себя.
8.
Непрерывный личностный
рост- условие профессионального
становления психолога
Важнейшее качество психолога - профессиональная компетентность. Она включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности.
В области психологии специалист должен:
- понимать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;
-владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследователей;
- понимать
специфику предмета психологии,
ее связи с другими
- знать
историю развития и
- знать закономерности эволюции психики животных, сходство и качественное различие психики животных и человека; филогенез и онтогенез человеческой психики;
- понимать
мозговые механизмы
- знать
природу деятельности человека,
функции психики в
- знать
закономерности формирования и
функционирования его
- знать
психологические
- знать механизмы внимания, эмоциональных явлений, процессы волевой регуляции;
- иметь
понятие о личности и
- знать
психологические
- знать
закономерности психического
- знать
основные закономерности