Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:27, реферат

Описание работы

Психоло́гия (др.-греч. ψυχή — душа; λόγος — знание) — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах. Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.

Работа содержит 1 файл

Вопросы по контрольной психологии.docx

— 94.10 Кб (Скачать)

- знать  критерии нормы и патологии  психических процессов, состояний,  деятельности человека, пути и  средства компенсации и восстановления  нормы;

- иметь  представление о психологических  проблемах трудовой деятельности  человека;

- знать  основные сферы и виды деятельности  психолога;

- знать  основы психодиагностики и психологического  консультирования;

- знать  основы психотерапии, коррекционной  и развивающей работы психолога;

- владеть  методами психологического просвещения  и преподавания психологии.

 

Необходимо рассматривать профессиональное становление как процесс, длящийся всю жизнь.

Профессиональный  путь человека и его основные этапы  неразрывно связаны с возрастным развитием и общим становлением личности.

 
 Этапы профессионального  пути по Сьюперу

Весь  профессиональный путь Сьюпер разделил на пять этапов. В первую очередь  автора интересовало выяснение индивидом  своих склонностей и способностей и поиск подходящей профессии, актуализирующей  профессиональную "Я-концепцию".  
 
1. Этап роста (от рождения до 14 лет). В детстве начинает развиваться "Я-концепция". В своих играх дети проигрывают различные роли, затем пробуют себя в разных занятиях, выясняя, что им нравится и что у них хорошо получается. У них проявляются какие-то интересы, которые могут повлиять на будущую профессиональную карьеру.  
 
2. Этап исследования (от 15 до 24 лет). Юноши и девушки пытаются разобраться и определиться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях и возможностях. Основываясь на результатах такого самоанализа, они прикидывают возможные варианты профессиональной карьеры. К концу этого этапа молодые люди обычно подбирают подходящую профессию и начинают ее осваивать.  
 
3. Этап упрочения карьеры (от 25 до 44 лет). Теперь работники стараются занять прочное положение в выбранной ими деятельности. Впервые годы своей трудовой жизни они еще могут менять место работы или специальность, но во второй половине этого этапа наблюдается тенденция к сохранению выбранного рода занятий. В трудовой биографии человека эти годы часто оказываются наиболее творческими.  
 
4. Этап сохранения достигнутого (от 45 до 64 лет). Работники стараются сохранить за собой то положение на производстве или службе, которого они добились на предыдущем этапе.  
 
5. Этап спада (после 65 лет). Физические и умственные силы теперь уже пожилых работников начинают убывать. Характер работы меняется, с тем, чтобы он мог соответствовать снизившимся возможностям человека. В конце концов, трудовая деятельность прекращается.[8,с 2]

9. Основные документы, регламентирующие деятельность психолога.

  • Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.93
  • Семейный кодекс Российской Федерации. (Принят Государственной думой 8 декабря 1995 г.).
  • Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России.
  • «Об информации, информатизации и защите информации». Федеральный закон № 24-Ф3 от 20 февраля 1995 г.
  • «О персональных данных» Федеральный закон № 156-ФЗ от 26 июня 2006 г.
  • «О лицензировании индивидуальной профессиональной деятельности, труда в сфере обслуживания населения (в том числе, для практикующих психологов)
  • О подготовке медицинских психологов для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь. — Приказ № 391 от 26 ноября 1996г.
  • Трудовой кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой 21 декабря 2001г. одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001г.)
  • Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ". Принят Государственной Думой 03.07.98 г. Одобрен Советом Федерации 09.07.98 г.
 
 

10. Основные квалификационные  характеристики профессии  психолога.

     В отличие от профессионального роста  профессиональная квалификация  характеризует  компетентность психолога, его подготовленность и опыт, а потому является предметом  для оценивания качества профессиональной деятельности.  В сфере научной  работы и педагогической деятельности профессиональная  квалификация психологов отражается в системе ученых степеней ( кандидат и доктор психологических  наук ) ученых званий ( доцент и профессор).  Профессиональная квалификация практического  психолога оценивается квалификационными  категориями, которые ему присваиваются  экспертными комиссиями,  состоящими из авторитетных и компетентных  специалистов.  Высокий  уровень  квалификации психолога в области  научно – педагогической деятельности и практической психологии определяет  широкий круг возможностей для его  профессиональной деятельности         [ 4, c 451 ]  
 

11. Основные требования к рабочему месту психолога

  Интерьер  кабинета психологии должен вызывать  у посетителей положительные       эмоции, оказывать благоприятное воздействие на организм человека:

- стены  должны быть шумоизолированные,  желательно светло- зеленых (цвет  успокаивает) или пастельных (цвет  вызывает ощущение тепла, способствует  релаксации) тонов;                                                              

- пол  застилается специальным ковровым  покрытием (однотонного спокойного  цвета);

- в помещении  должна быть живая зелень, большой  аквариум с подсветкой, релаксационное  панно, что создает ощущение  свежести и способствует состоянию  психологического комфорта.

В  кабинете психологической службы должен  находиться рабочий стол психолога, оснащенный компьютером, принтером  и копировальным аппаратом. Здесь  же, в этой комнате отделено место  для индивидуального консультирования, обставленное двумя креслами и журнальным столиком. На стенах монтируются стеллажи, на которых располагается библиотека психологической службы; стеллажи для  мягких игрушек, настольных игр, специальных  психологических игр и наборов  и др.; классная и магнитная доски, детский комплект досок для рисования (10-15 штук); обязателен закрываемый шкаф или сейф для хранения служебной  документации.   [6, c 56] .  

Зал  для проведения тренингов, оборудуется 10-15 мягкими креслами с высокими подголовниками и подлокотниками. В  этом зале должна находиться вся необходимая  аппаратура и техника для квалифицированного поведения тренингов и занятий: видеодвойка  (или ноутбук) и видеокамера для проведения видеотренингов и просмотра видеофильмов;  магнитофон и акустическая система для проведения занятий по релаксации и AT, сеансов музыкотерапии; слайд-проектор для сопровождения сеансов; диктофоны для проведения тренингов; фотоаппарат; торшер, настольная лампа; система затемнения окон.   [3, c 68] 

12. Особенности психологической культуры населения России

   Независимо от воли и целенаправленных усилий психологов психологическая культура в виде поп- культуры становится достоянием масс, и в первую очередь склонных к самопознанию молодых людей, читающих книжки и путешествующих по интернет-сайтам.  Но, несмотря на это психологическая культура нашего общества все еще носит «закрытый» характер, психология занимает в современной России скромное место в сравнении с другими  гуманитарными  дисциплинами, которое не соответствует ее возможностям и амбициям. А ходить к психологу в России пока не очень-то принято. Психологическая культура в стране только зарождается.

  Более  того, уровень психологической культуры  населения в России настолько  низок, что люди порой не  только не знают, что им необходима  психологическая помощь, но и  не знают о наличии собственных проблем – их они приписывают внешнему окружению. «У меня нет никакого кризиса – это в стране кризис». Таким образом, сегодня существует огромная потребность в психологической поддержке психически здоровых людей разных возрастов.

13.  Правовая, этическая  и нравственная  регуляция деятельности практического психолога

В регуляции  деятельности практического психолога  важную роль играют профессиональные этические принципы. Профессиональные психологические сообщества санкционируют  систему норм, которые обязан знать  и на которые ориентируется в  своей работе психолог. Профессионально-этические  нормы – это общие требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации  психолога своей  деятельности, специфических нравственных норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с клиентами и испытуемыми.

Особенностью  этической регуляции отношений  психолога и клиента является то, что специальные права последнего законодательно не защищены. Все еще  отсутствует  судебная практика рассмотрения дел о нарушении прав участников психотерапевтического, консультативного процесса. В этой ситуации значение этических норм возрастает, хотя они  при этом сохраняют свой механизм. [6, c 9]

1. Ответственность.  Психолог принимает на себя  ответственность за организацию,  ход и результат оказания психологической  помощи. Исходным пунктом его  деятельности являются интересы  клиента. Важно правильно понимать  эти интересы. Однако ответственность  психотерапевта за решение проблемы  клиента нельзя преувеличивать, – она имеет свои границы.  Клиента следует убедить в  том, что прогресс в его состоянии  будет зависеть, прежде всего,  от него, и этот сложный путь  он должен пройти сам, опираясь  на знания, опыт и поддержку  психолога. [6, c 11]

Важным  является когнитивный аспект ответственности  психолога. Это значит, что психолог отвечает за свои теоретические и  методические знания и понимает границы  профессиональной компетентности. Например, он не может брать на себя функции  точного психиатрического диагноза и коррекционной работы на его основе. Будучи специалистом в определенной области, психолог должен осуществлять квалифицированные действия на основе полученной профессиональной подготовки. Это не исключает творческого поиска.

Ответственность психолога проявляется и в  том, что он не должен вызывать необоснованных надежд и ожиданий со стороны клиента.

2. Конфиденциальность. Важным принципом практической  психологии является умение хранить  в тайне все, что происходит  во время сеанса. Деятельности  практического психолога, как  и многим другим видам деятельности  свойственна профессиональная тайна.  Следует соблюдать этот принцип  и в работе с родителями, даже  если они явились инициаторами  обращения ребенка за помощью.  Прежде всего, психолог отстаивает  права своего клиента, и конфиденциальность  является их существенной частью. Соблюдение принципа конфиденциальности  вызывает доверие к специалисту  и способствует установлению  продуктивных отношений.

В то же время конфиденциальность имеет  свои границы, и о них следует  предупредить клиента в начале работы. Если клиент сообщил какую-либо информацию о возможной опасности для  своей жизни, здоровья, благополучия или жизни других людей, то психолог примет меры для ее предотвращения. А это может потребовать вмешательства  других лиц и разглашения информации. Например, психолог не может оставить без внимания сообщение о задуманном самоубийстве, преступлении или побеге ребенка из дому. Особого рассмотрения требует проблема конфиденциальности при работе в группе. Психолог отвечает за формирование таких групповых  норм, которые могли бы создать  атмосферу доверия, когда происходящее в группе не выходит за ее рамки.[6, c 13]

    3. Эмпатия. Этот принцип связан  с отношением к клиенту, которое  должно заключаться в принятии  клиента таким, каким он есть. Что бы ни говорил человек  – все достойно доброжелательного  внимания. Психолог принимает человека  и его проблемы. Тогда клиент  становится способным принять  себя. Парадоксальность этой ситуации  состоит в том, что, только  приняв себя, человек способен  измениться.

 Принцип  ненанесения ущерба – один  из основных принципов деятельности  практических психологов, результаты, полученные в ходе взаимодействия  с клиентом, ни в коем случае  не должны причинить ему вред.  Клиент может быть травмирован  в процессе общения с психологом  в результате получения ошеломляющей  его информации о себе и  своем поведении, с которой  он не знает, что делать; он  может укрепиться в мысли о  невозможности найти нужную ему помощь; неправильные действия психолога могут сформировать зависимость и пассивность клиента. Вред может быть нанесен неосторожным поведением психолога с людьми, которые имеют власть над клиентом и могут употребить во зло все, что они узнали из общения с психологом.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"