Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:27, реферат
Психоло́гия (др.-греч. ψυχή — душа; λόγος — знание) — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах. Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.
- знать
критерии нормы и патологии
психических процессов,
- иметь
представление о
- знать
основные сферы и виды
- знать
основы психодиагностики и
- знать
основы психотерапии, коррекционной
и развивающей работы
- владеть
методами психологического
Необходимо рассматривать профессиональное становление как процесс, длящийся всю жизнь.
Профессиональный путь человека и его основные этапы неразрывно связаны с возрастным развитием и общим становлением личности.
Этапы профессионального
пути по Сьюперу
Весь
профессиональный путь Сьюпер разделил
на пять этапов. В первую очередь
автора интересовало выяснение индивидом
своих склонностей и
1. Этап роста (от рождения до 14 лет). В детстве
начинает развиваться "Я-концепция".
В своих играх дети проигрывают различные
роли, затем пробуют себя в разных занятиях,
выясняя, что им нравится и что у них хорошо
получается. У них проявляются какие-то
интересы, которые могут повлиять на будущую
профессиональную карьеру.
2. Этап исследования (от 15 до 24 лет). Юноши
и девушки пытаются разобраться и определиться
в своих потребностях, интересах, способностях,
ценностях и возможностях. Основываясь
на результатах такого самоанализа, они
прикидывают возможные варианты профессиональной
карьеры. К концу этого этапа молодые люди
обычно подбирают подходящую профессию
и начинают ее осваивать.
3. Этап упрочения карьеры (от 25 до 44 лет).
Теперь работники стараются занять прочное
положение в выбранной ими деятельности.
Впервые годы своей трудовой жизни они
еще могут менять место работы или специальность,
но во второй половине этого этапа наблюдается
тенденция к сохранению выбранного рода
занятий. В трудовой биографии человека
эти годы часто оказываются наиболее творческими.
4. Этап сохранения достигнутого (от 45 до
64 лет). Работники стараются сохранить
за собой то положение на производстве
или службе, которого они добились на предыдущем
этапе.
5. Этап спада (после 65 лет). Физические
и умственные силы теперь уже пожилых
работников начинают убывать. Характер
работы меняется, с тем, чтобы он мог соответствовать
снизившимся возможностям человека. В
конце концов, трудовая деятельность прекращается.[8,с
2]
9. Основные документы, регламентирующие деятельность психолога.
10. Основные квалификационные характеристики профессии психолога.
В
отличие от профессионального роста
профессиональная квалификация характеризует
компетентность психолога, его подготовленность
и опыт, а потому является предметом
для оценивания качества профессиональной
деятельности. В сфере научной
работы и педагогической деятельности
профессиональная квалификация психологов
отражается в системе ученых степеней
( кандидат и доктор психологических
наук ) ученых званий ( доцент и профессор).
Профессиональная квалификация практического
психолога оценивается
11. Основные требования к рабочему месту психолога
Интерьер
кабинета психологии должен
- стены
должны быть шумоизолированные,
- пол
застилается специальным
- в помещении
должна быть живая зелень, большой
аквариум с подсветкой, релаксационное
панно, что создает ощущение
свежести и способствует
В кабинете
психологической службы должен
находиться рабочий стол психолога,
оснащенный компьютером, принтером
и копировальным аппаратом. Здесь
же, в этой комнате отделено место
для индивидуального
Зал
для проведения тренингов, оборудуется
10-15 мягкими креслами с высокими
подголовниками и подлокотниками. В
этом зале должна находиться вся необходимая
аппаратура и техника для
12. Особенности психологической культуры населения России
Независимо от воли и целенаправленных усилий психологов психологическая культура в виде поп- культуры становится достоянием масс, и в первую очередь склонных к самопознанию молодых людей, читающих книжки и путешествующих по интернет-сайтам. Но, несмотря на это психологическая культура нашего общества все еще носит «закрытый» характер, психология занимает в современной России скромное место в сравнении с другими гуманитарными дисциплинами, которое не соответствует ее возможностям и амбициям. А ходить к психологу в России пока не очень-то принято. Психологическая культура в стране только зарождается.
Более
того, уровень психологической
13. Правовая, этическая и нравственная регуляция деятельности практического психолога
В регуляции
деятельности практического психолога
важную роль играют профессиональные
этические принципы. Профессиональные
психологические сообщества санкционируют
систему норм, которые обязан знать
и на которые ориентируется в
своей работе психолог. Профессионально-этические
нормы – это общие требования,
предъявляемые к уровню профессиональной
квалификации психолога своей
деятельности, специфических нравственных
норм поведения как во взаимоотношениях
с коллегами, научным сообществом,
так и с клиентами и
Особенностью
этической регуляции отношений
психолога и клиента является
то, что специальные права
1. Ответственность.
Психолог принимает на себя
ответственность за
Важным является когнитивный аспект ответственности психолога. Это значит, что психолог отвечает за свои теоретические и методические знания и понимает границы профессиональной компетентности. Например, он не может брать на себя функции точного психиатрического диагноза и коррекционной работы на его основе. Будучи специалистом в определенной области, психолог должен осуществлять квалифицированные действия на основе полученной профессиональной подготовки. Это не исключает творческого поиска.
Ответственность психолога проявляется и в том, что он не должен вызывать необоснованных надежд и ожиданий со стороны клиента.
2. Конфиденциальность.
Важным принципом практической
психологии является умение
В то же
время конфиденциальность имеет
свои границы, и о них следует
предупредить клиента в начале работы.
Если клиент сообщил какую-либо информацию
о возможной опасности для
своей жизни, здоровья, благополучия
или жизни других людей, то психолог
примет меры для ее предотвращения.
А это может потребовать
3. Эмпатия. Этот принцип связан
с отношением к клиенту,
Принцип
ненанесения ущерба – один
из основных принципов