Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:38, контрольная работа

Описание работы

В своей работе я попробую доказать, что общение – органическая потребность и важнейший фактор глубины и эффективности человеческого общения. Что можно говорить не только о социальной роли и значимости общения, но и о той или иной его личностной значимости для каждого человека.

Содержание

Введение – …………………………………………………………………...2

Общение как основа всех социально-психологических явлений – ……...4

Общественные отношения и межличностные общения – ………………..6

Функции и структура общения – …………………………………………..8

Виды и средства общения – ……………………………………………….11

Роль общения в формировании личности – ……………………………...16

Заключение – ……………………………………………………………….19

Библиография – …………………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

контрольная по психологии_готовая.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

      Примером  первого могут служить стереотипы восприятия партнера по общению. Выполняя функцию средства психологической  защиты индивида от перегрузки эмоциональной  информацией, стереотип восприятия выступает и роли социально-психологического барьера на пути адекватного восприятия партнера по общению в качестве индивидуальности. Примером же второго могут быть индивидуальные особенности личности, особенно характера. Интравертность, например, очень часто оказывается социально-психологическим барьером в ситуации, которая требует быстрого психологического переключения внимания с одного контакта на другой.

      Соотношение понятий «общение»  и «личность». По своему содержанию эти понятия можно рассматривать в качестве двух пересекающихся кругов (рис.1). Мы видим три различные зоны.

А – безличное функционально-ролевое общение; массовое общение.

Б – межличностное общение. Коммуникативное состояние и коммуникативная деятельность личности.

В – психические свойства, процессы и состояния личности. 

      Зона  А отражает объем понятия общения, которая не входит в содержание феномена личности. Это зона связана с такими формами общения, которые носят преимущественно безличный или надличный характер. Например, безличный характер может носить деловое, функционально-ролевое взаимодействие людей, когда общающиеся воспринимают друг друга не в качестве личности, а лишь в роли носителей определенных функций.

      Зона  Б отражает совпадение содержания общения с жизнедеятельностью личности. Здесь общение носит не массовый или групповой и в то же время безличный характер, а проявляется в форме межличностного, межперсонального контакта и взаимодействия. Это так же та область, где проявляется все многообразие форм коммуникативной активности личности: коммуникативное поведение, коммуникативная деятельность, психическое состояние в ситуации общения, различные варианты ее лидерских ролей. Здесь правомерно говорить о различных личностных особенностях психического состояния и поведения человека в ситуации как межперсонального, так и группового общения.

      В зоне В та часть содержания понятия личности, которая выходит за рамки общения и характеризует ее психическое состояние, сознание и переживание своей сопричастности с той или иной общностью.

      Процесс установления взаимопонимания между индивидами – важнейший параметр социально-психологического общения для развития личности.

      В психологии установлено, что развитие человека, его социализация, превращение  в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми. Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в процессе общения с людьми усваивается общечеловеческий опыт, накапливаются знания, происходит овладение навыками и умениями, формируется сознание и самосознание, вырабатывается убеждение, идеалы.

      Вне общения формирование личности невозможно. Именно в процессе общения с другими  людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Реализация функций обучения и воспитания подрастающего поколения происходит через общение.

 

Заключение.

      Потребность познать характер совместной деятельности, форм общения, складывающихся в социальной психологии, так же стара, как и сама эта совместная деятельность людей. История первобытного общества свидетельствует, что люди уже на заре человечества сталкивались с социально-психологическими явлениями и каким-то образом пытались использовать их. Так, например, в различных системах древних религий использовались такие формы массовых настроений, как подверженность психологическому заражению, приводящему к воздействию толпы на индивида. Из поколения в поколение передавались обряды, табу, и это выступало своего рода нравственным регулятором человеческого общения.

      Главная задача, которая стоит перед социальной психологией, - раскрыть конкретный механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности. Это необходимо для понимания результата воздействия социальных условий на деятельность личности.

      Взаимодействие  личности и системы социальных связей (как макроструктуры – общества в целом, так и микроструктуры – непосредственного окружения) это не взаимодействие двух изолированных самостоятельных сущностей, находящихся одна вне другой. Исследование личности – всегда другая сторона исследования общества. Значит, важно с самого начала рассмотреть личность в общей системе общественных отношений, каковую и представляет собой общество, т.е. в некотором «социальном контексте». Этот «контекст» представлен системой реальных отношений личности с внешним миром. Проблема отношений занимает в психологии большое место, у нас в стране она в значительной степени разработана в работах В.Н. Мясищева (Мясищев, 1949).

      Для человека связь с окружающей средой становится отношением, поскольку человек дан в этой связи как субъект, как деятель, и, следовательно, в его связи с миром, роли объектов связи, по словам Мясищева, строго распределены.

Использованная  литература.

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.,1996
  2. Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения. Уроки Джеймса Бюджентала., М., Смысл, 2001
  3. Парыгин Б.Д. Социальная психология: Учебное пособие. – СПб,: СПбГУП, 2003 (Серия «Библиотека Гуманитарного университета», Выпуск 15).

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"