Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:38, контрольная работа
В своей работе я попробую доказать, что общение – органическая потребность и важнейший фактор глубины и эффективности человеческого общения. Что можно говорить не только о социальной роли и значимости общения, но и о той или иной его личностной значимости для каждого человека.
Введение – …………………………………………………………………...2
Общение как основа всех социально-психологических явлений – ……...4
Общественные отношения и межличностные общения – ………………..6
Функции и структура общения – …………………………………………..8
Виды и средства общения – ……………………………………………….11
Роль общения в формировании личности – ……………………………...16
Заключение – ……………………………………………………………….19
Библиография – …………………………………………………………….20
Примером
первого могут служить
Соотношение понятий «общение» и «личность». По своему содержанию эти понятия можно рассматривать в качестве двух пересекающихся кругов (рис.1). Мы видим три различные зоны.
А – безличное функционально-ролевое общение; массовое общение.
Б – межличностное общение. Коммуникативное состояние и коммуникативная деятельность личности.
В – психические свойства,
процессы и состояния личности.
Зона А отражает объем понятия общения, которая не входит в содержание феномена личности. Это зона связана с такими формами общения, которые носят преимущественно безличный или надличный характер. Например, безличный характер может носить деловое, функционально-ролевое взаимодействие людей, когда общающиеся воспринимают друг друга не в качестве личности, а лишь в роли носителей определенных функций.
Зона Б отражает совпадение содержания общения с жизнедеятельностью личности. Здесь общение носит не массовый или групповой и в то же время безличный характер, а проявляется в форме межличностного, межперсонального контакта и взаимодействия. Это так же та область, где проявляется все многообразие форм коммуникативной активности личности: коммуникативное поведение, коммуникативная деятельность, психическое состояние в ситуации общения, различные варианты ее лидерских ролей. Здесь правомерно говорить о различных личностных особенностях психического состояния и поведения человека в ситуации как межперсонального, так и группового общения.
В зоне В та часть содержания понятия личности, которая выходит за рамки общения и характеризует ее психическое состояние, сознание и переживание своей сопричастности с той или иной общностью.
Процесс установления взаимопонимания между индивидами – важнейший параметр социально-психологического общения для развития личности.
В психологии установлено, что развитие человека, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми. Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в процессе общения с людьми усваивается общечеловеческий опыт, накапливаются знания, происходит овладение навыками и умениями, формируется сознание и самосознание, вырабатывается убеждение, идеалы.
Вне общения формирование личности невозможно. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Реализация функций обучения и воспитания подрастающего поколения происходит через общение.
Заключение.
Потребность познать характер совместной деятельности, форм общения, складывающихся в социальной психологии, так же стара, как и сама эта совместная деятельность людей. История первобытного общества свидетельствует, что люди уже на заре человечества сталкивались с социально-психологическими явлениями и каким-то образом пытались использовать их. Так, например, в различных системах древних религий использовались такие формы массовых настроений, как подверженность психологическому заражению, приводящему к воздействию толпы на индивида. Из поколения в поколение передавались обряды, табу, и это выступало своего рода нравственным регулятором человеческого общения.
Главная задача, которая стоит перед социальной психологией, - раскрыть конкретный механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности. Это необходимо для понимания результата воздействия социальных условий на деятельность личности.
Взаимодействие личности и системы социальных связей (как макроструктуры – общества в целом, так и микроструктуры – непосредственного окружения) это не взаимодействие двух изолированных самостоятельных сущностей, находящихся одна вне другой. Исследование личности – всегда другая сторона исследования общества. Значит, важно с самого начала рассмотреть личность в общей системе общественных отношений, каковую и представляет собой общество, т.е. в некотором «социальном контексте». Этот «контекст» представлен системой реальных отношений личности с внешним миром. Проблема отношений занимает в психологии большое место, у нас в стране она в значительной степени разработана в работах В.Н. Мясищева (Мясищев, 1949).
Для человека связь с окружающей средой становится отношением, поскольку человек дан в этой связи как субъект, как деятель, и, следовательно, в его связи с миром, роли объектов связи, по словам Мясищева, строго распределены.
Использованная литература.