Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:38, контрольная работа

Описание работы

В своей работе я попробую доказать, что общение – органическая потребность и важнейший фактор глубины и эффективности человеческого общения. Что можно говорить не только о социальной роли и значимости общения, но и о той или иной его личностной значимости для каждого человека.

Содержание

Введение – …………………………………………………………………...2

Общение как основа всех социально-психологических явлений – ……...4

Общественные отношения и межличностные общения – ………………..6

Функции и структура общения – …………………………………………..8

Виды и средства общения – ……………………………………………….11

Роль общения в формировании личности – ……………………………...16

Заключение – ……………………………………………………………….19

Библиография – …………………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

контрольная по психологии_готовая.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

     В общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.

     Под структурой общения понимают совокупность основных элементов, из которых складывается этот процесс.

     К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Андреева Г.М. предлагает характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон:

     1) – коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. В центре внимания оказываются процессы вербальной или невербальной коммуникации, механизмы лингвистической и семиотической связи, процессы восприятия и понимания человека человеком.

     2) – интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

     3) – перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

     Парыгин Б.Д. выделяет следующие компоненты общения, отвечающие требованиям структуры общения, то есть автономные элементы, которые различаются друг от друга набором своих специфических качеств и выполняемых функций:

    • субъекты общения;
    • средства общения;
    • потребности, мотивация и цели общения;
    • способы взаимодействия, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения;
    • результаты общения.

 

Виды и средства общения.

     Наряду  с самим фактом наличия индивидов  другим важным условием общения является существование средств,  с помощью  которых налаживается и поддерживается межиндивидуальная связь. Средства социально-психологического общения достаточно многообразны. Существует несколько знаковых систем, которые используются в процессе общения, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы. Соответственно возникает и многообразие видов коммуникативного процесса.

     Особое  место в системе средств человеческого общения принадлежит речи – вербальному средству общения, поскольку она является не только специфически человеческим, но вместе с тем самым сильным раздражителем. Эффективность речевого воздействия в значительной степени определяется его содержательностью и богатством языковых средств, культурой и выразительностью речи. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Речевое общение не сводится к деятельности. Сама речь при всей ее огромной значимости – это всего лишь инструмент или средство человеческого общения, которое никак не перекрывает собой всей реальной полноты и многогранности этого процесса в целом.

     Весьма  значимы и многообразны невербальные средства общения: мимика и пантомимика, поза, жесты, движения, походка, манера держаться, вплоть до той дистанции, на которой находятся друг от друга общающиеся индивиды. Невербальные средства общения включают следующие основные знаковые системы:

     1) оптико-кинетическую; включает в себя жесты, мимику, пантомимику

     2) пара- и экстралингвистическую; представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации, эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами

     3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса; несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации

     4) визуальный контакт, то есть контакт глаз; является дополнением к вербальной коммуникации, т.е. сообщает о готовности поддержать коммуникацию или прекратить ее.

     Совокупность  этих средств призвана выполнять  следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

     С точки зрения информативности внешних  характеристик человека как фактора  эффективности общения необходимо наряду с собственно невербальными, выразительными средствами его коммуникативного поведения учитывать и такие элементы его внешности, как:

    1. физический облик;
    2. выразительное поведение;
    3. оформление внешности.

     Восприятие  и понимание человеком человека является результатом комплексного воздействия всех названных выше факторов, связанных как со свойственными ему средствами вербального и невербального общения, так и с учетом характеристик его внешних данных.

     При построении типологии коммуникативных процессов, по Андреевой Г.М., целесообразно воспользоваться понятием «направленность сигналов». В теории коммуникации этот термин позволяет выделить:

    1. аксиальный коммуникативный процесс (от лат. ахis - ось), когда сигналы направлены единичным приемникам информации, т.е. отдельным людям;
    2. ретиальный коммуникативный процесс (от лат. rete - сеть), когда сигналы направлены множеству вероятных адресатов.

      С.П.Братченко, ссылаясь на Джеймса Бюджентала, выделяет следующие основные уровни общения, характеризуя их:

    • Формальные отношения. Это общение, ориентированное, прежде всего на соблюдение требований "объективного статуса". Собеседники стремятся держать себя и межличностную ситуацию "под контролем", причем этот контроль направлен в основном на сокрытие собственных внутренних переживаний и создание определенного впечатления о себе. Говоря о себе, человек как бы становится в позицию стороннего ("объективного") наблюдателя, осторожного цензора.
    • Поддержание контакта. Общение на этом уровне, хотя и характеризуется уже несколько большей непосредственностью собеседников, но по-прежнему отличается их значительной закрытостью, сдержанностью.
    • Стандартная беседа. Общением такого типа заполнено большинство повседневных разговоров. Здесь собеседники уже более искренни и имеется определенное "равновесие между заботой о собственном имидже и вовлеченностью в выражение внутренних переживаний", а также готовность свободно "перемежать личные и рабочие разговоры".
    • Критические ситуации. Общение на этом уровне отличается, прежде всего, тем, что собеседники полноценно присутствуют в нем, почти не обращают внимания на имидж и сосредоточены на собственной субъективности, на актуальном и полном проживании, осознании и разрешении своих жизненных проблем.
    • Интимность. Переход на уровень интимности означает дальнейшее углубление и субъективизацию взаимодействия, еще большую степень непосредственности и искренности собеседников.
    • Взаимность означает, что подлинной интимности возможно достичь только при условии, если на достаточную глубину выйдут оба собеседника, – ведь интимность возникает как свойство целостности, определенной коммуникативной общности.

      Процесс общения предполагает не только элемент  уподобления и общности, но и  обособления, внутригрупповую дифференциацию, не только общность интересов и деятельности общающихся, но и стремление к сопоставлению их различий (различных вкусов, взглядов, навыков и опыта), а также при определенных условиях не исключает их взаимную оппозицию и борьбу. Борьба может носить как явный (открытый), так и неявный (скрытый) характер, выражаясь в психической напряженности и конфликтности отношений внутри или между общностями.

      Наряду  со способами и видами общения  различают и типы общения. Типы – это различия в общении по его характеру, то есть специфике психического состояния и настроением участников коммуникативного акта. Типологические разновидности общения носят парный и одновременно альтернативный характер.

      Психологическая специфика делового и игрового общения. Особенностью делового в отличие от игрового общения является высокая степень регламентированности и однозначности первого. В игровом же общении нет такой жесткости в регламентации отношений, складывающихся в ходе взаимодействия субъектов. Особенностью игрового общения является и многозначность ролевых отношений, складывающихся между его участниками. В игровом общении чем выше уровень неопределенности и подтекста, тем выше эффект его эмоционально-стимулирующего воздействия как на самих участников, так и на зрителей.

      Психология  ролевого и межличностного общения. В эпицентре внимания субъектов ролевого общения находятся выполняемые ими в рамках той или иной организации роли и обязанности, степень полноты их реализации, адекватности реагирования на те или иные условия, складывающиеся в организации, и требования, которые она предъявляет к роли или статусу индивида в ситуации делового общения. В противоположность этому отношения, складывающиеся в ситуации межличностного контакта, сфокусированы, прежде всего, на личности партнера по общению. Наиболее высокой формой межличностного общения является непосредственность, естественность, независимость ни от каких других факторов и интересов того внимания, которое общающиеся уделяют и проявляют в отношении друг друга.

      Традиционное  и инновационное  общение. Традиционное общение, как и функционально-ролевое, регламентировано, но здесь степень регламентации значительно более высокая. Если цель традиционного общения состоит в сохранении и воспроизводстве раз и навсегда заданного стандарта коммуникативного поведения, то цель инновационного общения – разрушение любых сложившихся стереотипов и представлений, если они не препятствуют достижению нового знания.

      Видовые различия общения обусловлены их предметной направленностью. Так психология политического общения характеризуется исключительным многообразием форм и масштабов, динамичностью, остротой, способностью перерастать из одного состояния в другое и ломать сложившиеся рамки отношений, традиций и институтов. Религиозное общение протекает в рамках давно сложившихся традиционных ритуалов и канонов; в таком общении проявляется дух смирения и умиротворенности. В научном общении доминируют дух разума и вечного стремления к постижению сущности окружающего мира, к истине. В экономическом общении доминируют игра и расчет, риск и взвешенность, дальновидность и азарт, холодный рассудок и влечение к обладанию и богатству.

Роль  общения в формировании личности.

      Личность  – субъект и фактор глубины  и эффективности человеческого  общения. Общение имеет личностную значимость для каждого человека. Одной из форм удовлетворения потребностей людей в непосредственном эмоциональном контакте, во взаимном понимании и сопереживании друг другу является так называемое микрообщение или преимущественно межличностное общение «лицом к лицу». В процессе такого общения возникают условия, благоприятные для самовыражения личности, для психологической совместимости людей, для их полного взаимопонимания и взаиморасположения. В отличие от многообразных форм массового общения, в ситуации эмоционально-непосредственного межличностного контакта достигается высокая степень его стабильности, психологической свободы и комфорта. Но и в общении в микросреде не всегда может быть гарантировано удовлетворение потребностей личности в полном понимании, в глубоком эмоциональном отклике, в сочувствии, соучастии и сопереживании. На пути взаимопонимания людей лежит немало препятствий, преодоление которых требует знаний (например, учета возрастных  особенностей личности и особенностей характера), умения (например, говорить с человеком и слушать его, умения адекватно воспринимать и оценивать его состояние и поступки, умения адекватно реагировать на действия людей и т.д.).

      Особенно  остро потребность в глубоком, духовном, личностном контакте переживается в юношеском возрасте. В это  время стремление подростка к  осознанию своей индивидуальности, к самовыражению требует  проявления и поддержки и  соучастия.

      В общении между людьми особое место занимают барьеры общения. Они столь же многообразны, как и само общение. По своей природе эти барьеры могут быть продуктом как безличных механизмов социально-психологического взаимовоздействия и взаимовлияния людей друг на друга, так и влияния личностных индивидуальных особенностей партнеров по общению.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"