Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:38, контрольная работа
В своей работе я попробую доказать, что общение – органическая потребность и важнейший фактор глубины и эффективности человеческого общения. Что можно говорить не только о социальной роли и значимости общения, но и о той или иной его личностной значимости для каждого человека.
Введение – …………………………………………………………………...2
Общение как основа всех социально-психологических явлений – ……...4
Общественные отношения и межличностные общения – ………………..6
Функции и структура общения – …………………………………………..8
Виды и средства общения – ……………………………………………….11
Роль общения в формировании личности – ……………………………...16
Заключение – ……………………………………………………………….19
Библиография – …………………………………………………………….20
В общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.
Под структурой общения понимают совокупность основных элементов, из которых складывается этот процесс.
К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Андреева Г.М. предлагает характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон:
1) – коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. В центре внимания оказываются процессы вербальной или невербальной коммуникации, механизмы лингвистической и семиотической связи, процессы восприятия и понимания человека человеком.
2) – интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.
3) – перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Парыгин Б.Д. выделяет следующие компоненты общения, отвечающие требованиям структуры общения, то есть автономные элементы, которые различаются друг от друга набором своих специфических качеств и выполняемых функций:
Виды и средства общения.
Наряду с самим фактом наличия индивидов другим важным условием общения является существование средств, с помощью которых налаживается и поддерживается межиндивидуальная связь. Средства социально-психологического общения достаточно многообразны. Существует несколько знаковых систем, которые используются в процессе общения, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы. Соответственно возникает и многообразие видов коммуникативного процесса.
Особое
место в системе средств
Весьма значимы и многообразны невербальные средства общения: мимика и пантомимика, поза, жесты, движения, походка, манера держаться, вплоть до той дистанции, на которой находятся друг от друга общающиеся индивиды. Невербальные средства общения включают следующие основные знаковые системы:
1) оптико-кинетическую; включает в себя жесты, мимику, пантомимику
2) пара- и экстралингвистическую; представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации, эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами
3)
организацию пространства и
4) визуальный контакт, то есть контакт глаз; является дополнением к вербальной коммуникации, т.е. сообщает о готовности поддержать коммуникацию или прекратить ее.
Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.
С
точки зрения информативности внешних
характеристик человека как фактора
эффективности общения
Восприятие и понимание человеком человека является результатом комплексного воздействия всех названных выше факторов, связанных как со свойственными ему средствами вербального и невербального общения, так и с учетом характеристик его внешних данных.
При построении типологии коммуникативных процессов, по Андреевой Г.М., целесообразно воспользоваться понятием «направленность сигналов». В теории коммуникации этот термин позволяет выделить:
С.П.Братченко, ссылаясь на Джеймса Бюджентала, выделяет следующие основные уровни общения, характеризуя их:
Процесс общения предполагает не только элемент уподобления и общности, но и обособления, внутригрупповую дифференциацию, не только общность интересов и деятельности общающихся, но и стремление к сопоставлению их различий (различных вкусов, взглядов, навыков и опыта), а также при определенных условиях не исключает их взаимную оппозицию и борьбу. Борьба может носить как явный (открытый), так и неявный (скрытый) характер, выражаясь в психической напряженности и конфликтности отношений внутри или между общностями.
Наряду со способами и видами общения различают и типы общения. Типы – это различия в общении по его характеру, то есть специфике психического состояния и настроением участников коммуникативного акта. Типологические разновидности общения носят парный и одновременно альтернативный характер.
Психологическая специфика делового и игрового общения. Особенностью делового в отличие от игрового общения является высокая степень регламентированности и однозначности первого. В игровом же общении нет такой жесткости в регламентации отношений, складывающихся в ходе взаимодействия субъектов. Особенностью игрового общения является и многозначность ролевых отношений, складывающихся между его участниками. В игровом общении чем выше уровень неопределенности и подтекста, тем выше эффект его эмоционально-стимулирующего воздействия как на самих участников, так и на зрителей.
Психология ролевого и межличностного общения. В эпицентре внимания субъектов ролевого общения находятся выполняемые ими в рамках той или иной организации роли и обязанности, степень полноты их реализации, адекватности реагирования на те или иные условия, складывающиеся в организации, и требования, которые она предъявляет к роли или статусу индивида в ситуации делового общения. В противоположность этому отношения, складывающиеся в ситуации межличностного контакта, сфокусированы, прежде всего, на личности партнера по общению. Наиболее высокой формой межличностного общения является непосредственность, естественность, независимость ни от каких других факторов и интересов того внимания, которое общающиеся уделяют и проявляют в отношении друг друга.
Традиционное и инновационное общение. Традиционное общение, как и функционально-ролевое, регламентировано, но здесь степень регламентации значительно более высокая. Если цель традиционного общения состоит в сохранении и воспроизводстве раз и навсегда заданного стандарта коммуникативного поведения, то цель инновационного общения – разрушение любых сложившихся стереотипов и представлений, если они не препятствуют достижению нового знания.
Видовые различия общения обусловлены их предметной направленностью. Так психология политического общения характеризуется исключительным многообразием форм и масштабов, динамичностью, остротой, способностью перерастать из одного состояния в другое и ломать сложившиеся рамки отношений, традиций и институтов. Религиозное общение протекает в рамках давно сложившихся традиционных ритуалов и канонов; в таком общении проявляется дух смирения и умиротворенности. В научном общении доминируют дух разума и вечного стремления к постижению сущности окружающего мира, к истине. В экономическом общении доминируют игра и расчет, риск и взвешенность, дальновидность и азарт, холодный рассудок и влечение к обладанию и богатству.
Роль общения в формировании личности.
Личность – субъект и фактор глубины и эффективности человеческого общения. Общение имеет личностную значимость для каждого человека. Одной из форм удовлетворения потребностей людей в непосредственном эмоциональном контакте, во взаимном понимании и сопереживании друг другу является так называемое микрообщение или преимущественно межличностное общение «лицом к лицу». В процессе такого общения возникают условия, благоприятные для самовыражения личности, для психологической совместимости людей, для их полного взаимопонимания и взаиморасположения. В отличие от многообразных форм массового общения, в ситуации эмоционально-непосредственного межличностного контакта достигается высокая степень его стабильности, психологической свободы и комфорта. Но и в общении в микросреде не всегда может быть гарантировано удовлетворение потребностей личности в полном понимании, в глубоком эмоциональном отклике, в сочувствии, соучастии и сопереживании. На пути взаимопонимания людей лежит немало препятствий, преодоление которых требует знаний (например, учета возрастных особенностей личности и особенностей характера), умения (например, говорить с человеком и слушать его, умения адекватно воспринимать и оценивать его состояние и поступки, умения адекватно реагировать на действия людей и т.д.).
Особенно
остро потребность в глубоком,
духовном, личностном контакте переживается
в юношеском возрасте. В это
время стремление подростка к
осознанию своей
В общении между людьми особое место занимают барьеры общения. Они столь же многообразны, как и само общение. По своей природе эти барьеры могут быть продуктом как безличных механизмов социально-психологического взаимовоздействия и взаимовлияния людей друг на друга, так и влияния личностных индивидуальных особенностей партнеров по общению.