Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:47, контрольная работа

Описание работы

1.Предмет юридической психологии и её структура. Основные проблемы правовой, криминальной, судебной и пенитенциарной психологии.
2. Развитие зарубежной юридической психологии. Развитие юридической психологии в России.
Правовая психология. Социально-регулятивная сущность права. Понятие правосознания. Формы и уровни правосознания.

Работа содержит 1 файл

КОНТР Юр идическая Псих.docx

— 43.49 Кб (Скачать)

      (3 этап) История юридической психологии в 20 столетии, а точнее в советское и постсоветское время.

      До 30-ых гг. в СССР бурное развитие имела  не только судебная психология, но и  практически все другие научные  отрасли. В 20-ые гг. во многих городах  были организованы специальные кабинеты (или секции) судебной психологии. В  1925 г. в Москве был впервые в мире открыт Государственный институт по изучению преступности и преступника. Среди наиболее значительных монографических работ того периода следует отметить труды К. Сотонина «Очерки криминальной психологии» (1925 г.), С.В. Познышева «Криминальная психология: Преступные типы» (1926 г.), Л. Брусиловского «Судебно-психологическая экспертиза» (1929 г.), работы Лурия, Бехтерева, Тагера, Кони и других. На состоявшемся в 1930 г. первом съезде по изучению поведения человека уже полноценно работала секция юридической психологии. В целом судебно-психологические исследования в 20-30-ые гг. носили многопрофильный характер. Наряду с, наконец, признанным статусом нельзя не отметить и волну негатива со стороны юристов в адрес юридических психологов. В силу молодости психологической науки многие исследования имели массу погрешностей, которые, конечно же, сказывались на восприятии компетентности юридических психологов. Как бы там ни было, практическую ценность психологических знаний в юриспруденции никто сегодня не оспаривает.

      После 30-ых гг. в силу политических причин прекращено развитие юридической психологии, и лишь в 1965 г. в программу подготовки юристов был введен курс «Психология (общая и судебная)». Были, наконец, возобновлены прикладные исследования. Среди имен ученых, способствовавших возвращению надлежащего научного статуса юридической психологии, имена А.Р. Ратинова, А.В. Дулова, П.М. Корнеевой и др.

      Современная юридическая психология характеризуется  многоплановостью исследований, достаточным  багажом научно-практических достижений, которые уже заслуживают самого пристального внимания современных  юристов. Но самая главная цель юридической  психологии, как уже было сказано  в первой лекции, это формирование психологической культуры юриста или, говоря словами Еникеева, «формирование гуманистического правосознания будущих юристов». А это уже, в свою очередь, будет способствовать повышению эффективности деятельности правоохранительных органов.4 
 
 
 

     
  1. Правовая  психология. Социально-регулятивная сущность права. Понятие  правосознания. Формы  и уровни правосознания.

     Правовая  психология – это раздел юридической  психологии, изучающий психологические  особенности отражения человеком  правозначимых явлений. Основными  проблемами этого раздела являются: психологические аспекты эффективного правотворчества, психология правовой социализации личности, психология правосознания  личности и общества, асоциальные  стереотипы поведения.

     Право представляет основную форму социального  регулирования, которое обеспечивает упорядоченность жизнедеятельности  общества.  Из истории известно, что  право возникло в связи с расслоением  общества на классы, из-за возникшей  необходимости предоставления свободному человеку определенных дозволений и  упорядочения его социальной активности. В правовой психологии право выступает  как фактор упорядочения личный интересов  общества с общественной необходимостью, иными словами, как фактор социальной регуляции индивидуального поведения. Право отражает особенности поведения  людей в конкретном историческом периоде. В современной ситуации правовая психология рассматривает  право как основное средство реализации социальной справедливости и целесообразности. Поступки людей рассматриваются  в нравственном аспекте, поэтому  справедливость является условием нормального  развития Общества — это социально  должное, в то время как несправедливыми  и безнравственными являются беззаконие и произвол.

     Из, сказанного можно сделать вывод  о том, что право представляет не только критерий регрессивного развития общества, но также и инструмент этого развития.

     Особое  влияние на нормативное поведение  и нормативные решения оказывает  фактор общения и взаимодействия при совместной групповой деятельности. Личность, как правило, характеризуется  устойчивым типом нормативного поведения и нормативно-ценностной системы. Лица со сходными нормативными системами, демонстрирующие сходные типы нормативного поведения и приемы психологической деятельности, могут быть отнесены к номинальным нормативно-ценностным группам.

     Социальная  роль не сводится только к правовому  статусу индивида, его служебному положению и т.д., хотя эти категории  – существенная характеристика социальной роли индивида. В формировании роли участвуют не только требования формальной структуры общества (в том числе  и права), но также требование и  ожидание соответствующего поведения  со стороны неформальных структурных  элементов (групп, обществ и т.д.). Социальная группа, как правило, является носителем социальных ценностей, в  том числе определенных норм поведения, а также служит источником принуждающего  влияния, направленного на обеспечение  соответствия поведения членов группы указанным нормам.

     Психологами установлено, что влиянию группы (конформности) в большей или меньшей мере подвластны все люди. Конформность – явление социально-психологического характера – постоянно присутствует в любой группе. Доказано, что конформность у людей варьируется в зависимости от рода их постоянных занятий и от возраста.5

     Конформизм  – понятие неоднородное. Очень  часто фактическое поведение  человека не совпадает с его взглядами. Рассматривая соотношение конформности и соблюдения норм права, А. М. Яковлев выделял следующие ситуации: человек одобряет правовые нормы и подчиняется им в силу согласия с их содержанием; не одобряет, но подчиняется; не одобряет и не подчиняется; согласен с содержанием правовых норм, но не подчиняется им.6

     Если  личность сознательно придерживается социальных норм, налицо сознательный конформизм, когда она вынуждена  это делать под влиянием факторов внешнего порядка – то это подчиняющий конформизм. Сознательный конформизм характеризует моральную зрелость личности, ее способность критически оценить нормы права и в случае их несовершенства добиться их улучшения законным путем. Подчиняющийся конформизм таит в себе возможность сближения с поведением противоправного типа, так как лицо, используя «благоприятную» ситуацию, может избрать незаконные средства для достижения своей цели.

     Овладение способами поведения, соответствующими нормами права, является правовой социализацией  личности. Правовая социализация –  это включение в ценностно-нормативную  систему личности тех ценностей, которые охраняются правом.

     Правосознание – это весь правовой опыт поведения  личности, группы, общества. В первую очередь к этому относится  психологический механизм правопослушного  поведения и зависимость между  дефектами индивидуального правосознания  и противоправным поведением. Правосознание  – эта одна из форм общественного  сознания, содержание и развитие его  детерминированы материальными  условиями существования общества. Оно отражает общественные отношения, которые регулируются или должны быть урегулированы нормами права.7

     Правосознание является ориентировочной основой  правозначимых действий. Оно, как  правило, определяет поведение человека в сфере наиболее существенных социальных отношений. Основой правосознания  является не только знание многочисленных правовых норм, сколько осознание  и принятие тех социальных ценностей, которые находят свое отражение  в праве.

     Правосознание как одна из форм общественного сознания обладает следующими признаками:

     1. оно отражает не только социальную  действительность, но и активно  на нее воздействует, является  высшим уровнем отражения социально-экономических  отношений людей, выраженных в  законах их общества;

     2. всегда проявляется через вторую  сигнальную систему; речемыслительная  деятельность людей выступает  в качестве механизма правосознания,  отражая систему правовых знаний  и понятий, регулирующую общественные  отношения;

     3. оно не может существовать  без своего конкретного носителя  – конкретной человеческой личности, групп, коллективов; по признаку  общности осознания своих правовых  норм в обществе происходит  объединение людей в группы, соответственно  возникает категория группового  правосознания, характерного для  социальных общностей.

     Правосознание подразделяется на общественное, групповое и индивидуальное. Групповое и индивидуальное правосознания обусловлены общественным правосознанием. На элементарном уровне индивидуальное правосознание проявляется в согласовании конкретной правозначимой деятельности с эмпирически представляемыми нормами правомерного поведения. Высший уровень правосознания характеризуется совокупностью взглядов на правовую систему, осознанием социальной значимости права, оценкой его классовой сущности, овладением правовой идеологией.

     Правовые  конфликты личности с обществом  – правонарушения и преступления – должны рассматриваться в юридической  психологии с учетом того, какие  этапы развития правосознания нарушены в конкретном случае и какие меры социальной реадоптации правонарушителей могут вернуть их к нормам правосознания, реализуемым в нормальном правоповедении.

     В процессе формирования индивидуального  правосознания личности эти факторы  преломляются через конкретные условия  жизни и психологические особенности  личности и реализуются в ее деятельности. Регулятивная сторона правосознания связана с интересами и волей как подавляющего большинства населения, так и отдельной личности.

     Как общественное, так и индивидуальное правосознания обусловлены политическими, социально-экономическими и моральными факторами. Исторически моральное  сознание предшествует правовому сознанию, да и сами правовые нормы подлежат моральной оценке. Сфера права  уже, чем сфера морали. Правосознание  регулирует поведение людей категориями  правомерности; мораль – категориями  добра и зла.

     Связь правосознания с нравственными  чертами личности обычно проявляется  в единстве правовых и моральных  оценок. Правосознание расширяет  круг социальных знаний, содействует  осмыслению сущности социально-экономического строя, определяющего в конечном итоге правовую надстройку.

     Как отмечает В.Л. Васильев, отклонения от норм сознания и поведения личности зависят от целого ряда причин, среди  которых большое значение имеет  влияние отрицательных факторов на формирование сознания личности. Исследование лиц, совершивших преступление, в  целом подтвердили изложенный выше вывод и позволили выявить  следующие закономерности:

     1.правосознание  лица, совершившего преступление, как  правило, по ряду аспектов не  совпадает с существующим общественным  правосознанием, противоречит правовым  нормам;

     2. преступник отрицает конкретную  правовую норму или группу  норм, защищающих общественные отношения,  на которые он посягнул;

     3. преступник принимает как правильную  и справедливую действующую правовую  норму, в соответствии с которой  он был осужден, в ее абстрактном  понимании, однако считает приговор несправедливым (обычно излишне суровым) в отношении себя.8

     При перевоспитании осужденных, следовательно, необходимо работать над восстановлением  не правосознания вообще, а именно тех его аспектов, которые утрачены или отрицаются данной личностью.

     Правосознание формируется в течение всей жизни  индивида. Новорожденный ребенок  правосознанием не обладает, однако оно  формируется в личности по мере ее социализации. Развитие индивидуального  правосознания тесно связано  с правоспособностью и дееспособностью  личности.

Задача  № 1

    Юридическая психология широко использует различные методы юриспруденции и  психологии для раскрытия  изучаемых ею объективных  закономерностей, подходы  ученых к классификации  методов различны. Эти методы можно  классифицировать как  методы собственно юридической  психологии, а также  как методы по целям  и способам исследования.

    I. Методы юридической  психологии:

    - психологический анализ уголовного  дела;

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"