Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:47, контрольная работа
1.Предмет юридической психологии и её структура. Основные проблемы правовой, криминальной, судебной и пенитенциарной психологии.
2. Развитие зарубежной юридической психологии. Развитие юридической психологии в России.
Правовая психология. Социально-регулятивная сущность права. Понятие правосознания. Формы и уровни правосознания.
Юридическая
психология изучает проявление и
использование психических
Предметом
юридической психологии являются различные
явления психики, индивидуально-психологические
особенности личности участников правоотношений,
вовлеченных в сферу
Юридическая психология имеет собственную систему категорий (тезаурус). Она состоит из ряда разделов, каждый из которых имеет соответствующую подструктуру.
1. Методологические основы юридической психологии: предмет, методы и задачи юридической психологии; историческое развитие юридической психологии; структура, юридической психологии.
2. Правовая психология: право как фактор социальной регуляции поведения, психологические аспекты эффективного правотворчества; правовая социализация личности, особенности психологического отражения правозначимых явлений, психология правопонимания и правосознания; психология правоисполнительного поведения. Проблемы общесоциальной и правовой адаптации личности, правосознания и правоисполнительного поведения.
3. Криминальная психология: проблема роли психологических факторов в детерминации преступного поведения; роль биологических и социальных факторов в криминализации личности; понятие личности преступника, психологические типы преступников; психология совершения преступного деяния; психология рецидивной и подростковой преступности; психология групповой и организованной преступности; психология вины и ответственности. Проблемы криминальной психологии связаны с изысканием эффективных путей и средств предупреждения преступности
4. Психология уголовного судопроизводства.
Психология
предварительного следствия:
психология личности следователя и других
участников уголовного процесса; психология
следственной деятельности; познавательно-
Психология судебного разбирательства: психологические особенности судебной деятельности; психология подготовки и планирования судебного разбирательства; психология особенности судебного следствия и его участников, психология допроса в судебном следствии; психология судебных прений; психология деятельности прокурора, речь прокурора в уголовном суде; психология деятельности адвоката (защитника), речь адвоката; психология подсудимого; психология принятия судебных решений.
6.Психология гражданского правового регулирования: психология гражданских правоотношений; позиция сторон гражданского процесса и их коммуникативная активность; психологические аспекты подготовки гражданских дел к судебному разбирательству; психологические особенности организации судебного рассмотрения гражданских дел; судебная речь в гражданском суде; психология деятельности адвоката в гражданском судопроизводстве, речь адвоката в суде; психология деятельности прокурора в гражданском процессе, речь прокурора в гражданском суде; когнитивная (познавательная) и удостоверительная деятельность гражданского суда; судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве; психология принятия судебных решений .
7. Психологические аспекты организации деятельности юридических организаций.
Специализированные
учреждения юридического профиля - МВД,
ФСБ, Федеральной таможенной службы,
учреждений исполнения уголовного наказания
и другие - имеют свою специфику,
которая исследуется
2. Развитие зарубежной юридической психологии. Развитие юридической психологии в России.
В ряде учебников по юридической психологии ее истоки прослеживаются с античных времен на основе анализа тенденций в генезисе правового мировоззрения. Однако современные исследователи считают такой подход слишком расширительным, поскольку при этом происходит смешение трех различных по содержанию значений термина «психология»: житейского (донаучного), философского и конкретно научного. Поэтому мы будем считать отправной точкой эпоху Просвещения, 18 век. Именно в этот период в научных дискуссиях закладывались основы рационалистического подхода к объяснению причин преступности, а также осуществлялся сбор эмпирического психологического материала по деятельности суда и мест лишения свободы. Именно в это время французские философы-гуманисты Д.Дидро, Ж.Руссо, Вольтер и др. провозгласили идеи о том, что право должно быть не волей правителей, а осознаваемой обществом мерой социальной справедливости, должно базироваться на идеях свободы личности и соблюдения ее естественных прав. В целом историю юридической психологии можно условно разделить на три этапа:
(1 этап) Ранняя история юридической психологии – 18 - первая половина 19 вв.
Первыми монографическими работами по юридической психологии традиционно считают публикации немецких ученых К.Эккартегаузена «О необходимости психологических познаний при обсуждении преступлений» (1792 г.) и И.Х. Шауманна «Мысли о криминальной психологии» (1792 г.), хотя уже и до них высказывались интересные психологические идеи, относящиеся к области права.
Интересна схема французского ученого-математика Лапласа как первая попытка создать научную методику оценки свидетельских показаний («Опыты философии теории вероятностей», 1814 г.). Он считал, что элементы вероятности того, что данное показание соответствует действительности, слагаются:
-
из вероятностей самого
-
из вероятности четырех
свидетель не ошибается и не лжет
свидетель лжет, но ошибается
свидетель не ошибается, но лжет
свидетель и лжет, и ошибается.
Лаплас, понимая всю сложность оценки достоверности, подчеркивал лишь вероятность выводов из своей схемы.
Среди отечественных ученых 18 века интересные и плодотворные психологические идеи содержались в работах И.Т. Посошкова (классификация преступников по «степени испорченности»), М.М. Щербатого (важность знания законодателями «человеческого сердца»), Ф.В. Ушакова (трактат «О праве и цели наказания»), В.К. Елпатьевского, П.Д. Лодии и др.
Особенностью первой половины 19-го века является рост публикаций о преступности и личности преступника, опирающихся на достижения естественных наук (анатомии, психиатрии и т. д.). В это же время большую популярность получила френологическая (от греч. френ – ум) теория австрийского врача-анатома Франца Галля, пытавшегося доказать прямую зависимость между психическими явлениями и внешними физическими особенностями строения головного мозга человека (например, по впадинам).
После судебной реформы 1864 г. в России значительно возрос интерес к судебно-психологическим проблемам. Публиковались работы Л.Е. Владимирова, А.А. Фрезе, Д.А. Дриля, И.Я. Фойницкого, А.Ф. Кони, С.Н. Познышева и др. В зарубежных странах после становления психологии в качестве самостоятельной науки (1879 г., лаборатория В.Вундта) многие теории стали активно привлекаться для объяснения причин преступности. В связи с чем следует упомянуть идеи Густава Лебона о психологии толпы и Габриэля Тарда, считавшего, что люди могут обучаться преступному поведению в обществе на основе психологических механизмов «подражания» и «научения» (преступники – «социальный экскремент»).
(2 этап) Первоначальное оформление юридической психологии как науки в конце 19-начале 20 вв.
Как уже было сказано в первой лекции, впервые термин «юридическая психология» ввел французский психолог Э. Клапаред, который читал курс лекций по судебной психологии в Женевском университете. П.И. Ковалевский в 1899 г. поставил вопрос о разделении психопатологии и юридической психологии и введении этих наук в курс юридического образования. В целом в начале 20 века во многих университетах мира юристам стали читать спецкурсы по юридической психологии в целом или по ее отдельным отраслям.
Конец 19 - начало 20 вв. знаменательны тем, что появился ряд фундаментальных психолого-юридических трудов. Среди них, например, обстоятельный труд австрийского ученого-криминалиста Ганса Гросса «Криминальная психология» (1898 г.), где были использованы результаты общепатологических экспериментальных исследований ряда психологов.
Получили известность работы отечественного юриста А.Ф. Кони (например, «Память и внимание»). В конце 19-го века начинается научная деятельность крупнейших русских психиатров и психологов В.М. Бехтерева, С.С. Корсакова, В.П. Сербского. В 1908 г. по инициативе Бехтерева и Д.А. Дриля был создан научно-учебный психоневрологический институт, в рамках которого годом позже был создан Криминологический институт. Судебной психологией стали заниматься профессиональные психологи, и с этого времени она стала развиваться как самостоятельная прикладная отрасль психологии.
В 1902 г. немецкий психолог В.Штерн проводил эксперименты по определению степени достоверности свидетельских показаний. Основной его вывод был о том, что свидетельские показания принципиально недостоверны (забывание, сила искажения в виду индивидуальных особенностей). Эта идея имела много сторонников в России. Ее же оппонентом выступил А.Ф. Кони, который утверждал, что имеют место не непроизвольные ошибки, а сознательная ложь свидетелей.
Помимо проблемы свидетельских показаний, значительное количество работ было посвящено исследованию психологии личности преступника (Л.В. Владимиров, Г.С. Фельдштейн и др.).
Второй особенностью этого этапа была деятельность школ. Так, в конце 19 – начале 20 вв. в России формируется психологическая школа права, родоначальником которой стал юрист и социолог П.И. Петражицкий, полагавший, что науки о праве и государстве должны базироваться на анализе психических явлений. Однако социальную обусловленность права он подменил психологической обусловленностью (социально-исторические образования – проекции психических процессов; влияние Фрейда). Несмотря на общую несостоятельность психологической школы права, она привлекла внимание юристов к психологическим аспектам права.
Апофеозом в развитии биологизаторского подхода к личности преступника явилось издание итальянским тюремным психиатром Чезаре Ломброзо монографии «Преступный человек, изученный на основе антропологии, судебной медицины и тюрьмоведения» (1876 г.). Ломброзо и стал основателем антропологической школы уголовного права, постулирующей концепцию «прирожденного преступника».
Противоположных взглядов придерживалась другая, социологическая школа права, видевшая детерминанты преступности в социальных условиях. Как вы понимаете, правда где-то по середине. Вопрос о соотношении биологических и социальных факторов относительно преступности в целом при ее конкретном научно-практическом анализе трансформируется в вопрос о соотношении этих факторов в регуляции поведения отдельного человека, а еще конкретнее в вопрос о соотношении социального и биологического в личности. При чем это соотношение, по словам Б.Ф. Ломова, «многомерно, многоуровнево и динамично».