Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:45, контрольная работа
1. Деятельность, игра, общение как доминирующие сферы жизнедеятельности личности. Деятельность как специфическая форма активности личности.
2. Игра. Основные атрибуты игры. Типология игр.
3. Общение – ведущая сфера развития личности. Педагогическое общение и его особенности.
Одно
из основных качеств, относящихся к
умениям, заключается в том, что
человек в состоянии изменять
структуру умений – навыков, операций
и действий, входящих в состав умений,
последовательность их выполнения, сохраняя
при этом неизменным конечный результат.
Умелый человек, к примеру, может
заменить один материал другим при
изготовлении какого-либо изделия, сделать
сам или воспользоваться
Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль – это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решении. Управление умениями на уровне Центральной нервной системы осуществляется более высокими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками, т.е. на уровне коры головного мозга.
Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические. Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Есть специальные виды деятельности, например спортивная, целиком построенные на основе двигательных умений и навыков. Познавательные умения включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую. Такие умения и навыки более всего проявляются в творческой работе, связанной с получением идеального продукта мысли.
Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.
Еще
один элемент деятельности – это
привычка. От умения и навыков она
отличается тем, что представляет собой
так называемый непродуктивный элемент
деятельности. Если умения и навыки связаны
с решением какой-либо задачи, предполагают
получение какого-либо продукта и достаточно
гибки (в структуре сложных умений), то
привычки являются негибкой (часто и неразумной)
частью деятельности, которая человеком
выполняется механически и не имеет сознательной
цели или явно выраженного продуктивного
завершения. В отличие от простого навыка
привычка может в определенной степени
сознательно контролироваться. Но от умения
она отличается тем, что не всегда является
разумной и полезной (дурные привычки).
Привычки как элементы деятельности представляют
собой наименее гибкие ее части.
2.
Игра. Основные атрибуты
игры. Типология игр.
Игра
– это осмысленная
1. Мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях сторон действительности, которые являются значимыми для играющего.
2. В игре разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребёнка и ограниченностью его оперативных возможностей.
Теории игры:
К. Гросс: сущность игры в том, что она служит подготовкой к дальнейшей серьёзной деятельности. В игре ребёнок упражняет, совершенствует свои способности.
Г. Спенсер усматривает источник игры в избытке сил.
К. Бюлер: формулирует теорию функционального удовольствия (т.е. удовольствия от самого действия, независимо от результата).
Фрейдистские
теории: игра – реализация вытесненных
из жизни желаний, поскольку в
игре часто разыгрывается и
Виды игры:
1) Игра-развлечение.
2) Игра-упражнение.
3) Сюжетная игра.
4) Процессуально-подражательная игра.
5) Традиционная игра.
Также игры классифицируются по месту проведения, по характеру активности, по группообразующим характеристикам, по способу взаимодействия (состязательные и ролевые), по влиянию на участников (позитивные и негативные).
Компоненты игры:
- исполняется роль взрослого;
- проигрывается мнимая ситуация;
-
происходит замещение
- совершаются игровые действия.
Значение игры: 1) она развивает символическое мышление; 2) состоит в том, что в подчинении правилам лежит путь к произвольному поведению; 3) служит децентрации детей, что способствует становлению логического мышления. Ребёнок видит окружающий мир с той позиции, в которой он стоит. В игре он меняет позицию, одни и те же предметы, рассматривая с разных сторон. 4) развивает воображение, даёт толчок к творчеству. 5) выявляет личностные свойства участников.
3.
Общение – ведущая сфера
развития личности.
Педагогическое общение
и его особенности.
Вопрос
о связи общения с
В ряде психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. Так, например, к такой постановке проблемы, в конечном счете, пришел Э.Дюркгейм, который обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику.
В
отечественной психологии принимается
идея единства общения и деятельности.
Такой вывод логически вытекает
из понимания общения как
Принятие
тезиса о такой органической связи
общения с деятельностью
Ни
та, ни другая постановки проблемы не даются
легко для системы
Естественно, что выделение предмета общения не должно быть понято вульгарно: люди общаются не только по поводу той деятельности, с которой они связаны. Ради выделения двух возможных «поводов» общения в литературе разводятся понятия «ролевого» и «личностного» общения. При некоторых обстоятельствах (а именно при высшем уровне развития группы) это личностное общение по форме может выглядеть как ролевое, деловое, «предметно-проблемное». Тем самым разведение ролевого и личностного общения не является абсолютным. В определенных отношениях и ситуациях и то и другое сопряжено с деятельностью.
Идея «вплетенности» общения в деятельность позволяет также детально рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности может «конструировать» общение. В самом общем виде ответ может быть сформулирован так, что посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания целей, задач деятельности, уяснение специфики объекта ее и даже возможностей каждого из ее участников. Включение общения в это процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельностей индивидуальных участников.
Это согласование деятельностей отдельных участников возможно осуществить благодаря такой характеристике общения, как присущая ему функция воздействия, в которой и проявляется «обратное влияние общения на деятельность». Специфику этой функции мы выясним вместе с рассмотрением различных сторон общения. Сейчас же важно подчеркнуть, что деятельность посредством общения не просто организуется, но именно обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.
Все выше указанное, позволяет сделать вывод, что принцип связи и органического единства общения с деятельностью, разработанный в отечественной социальной психологии, открывает действительно новые перспективы в изучении этого явления.