Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:45, контрольная работа

Описание работы

1. Деятельность, игра, общение как доминирующие сферы жизнедеятельности личности. Деятельность как специфическая форма активности личности.
2. Игра. Основные атрибуты игры. Типология игр.
3. Общение – ведущая сфера развития личности. Педагогическое общение и его особенности.

Работа содержит 1 файл

псих. основн. сферы жизн.docx

— 30.41 Кб (Скачать)

      1. Деятельность, игра, общение как доминирующие  сферы жизнедеятельности  личности. Деятельность  как специфическая  форма активности  личности.

      2. Игра. Основные атрибуты игры. Типология игр.

      3. Общение – ведущая сфера развития личности. Педагогическое общение и его особенности. 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Деятельность, игра, общение как доминирующие сферы жизнедеятельности личности. Деятельность как специфическая форма активности личности.    

      Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и, в конечном счете, преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности. Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы. Ко всем таким предметам, особенно на работе и в быту, оказались в той или иной степени приложенными руки и разум человека, так что их можно считать материальным воплощением человеческих способностей. В них как бы опредмечены достижения разума людей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собственное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных, которые не производят ничего подобного: ни одежды, ни мебели, ни машин, ни знаковых систем, ни орудий труда, ни средств передвижения и многого другого. Для удовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, что им предоставила природа. Иными словами, деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер.

      Формы и способы организации человеческой деятельности также отличаются от активности животных. Почти все они связаны  со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных – умениями и навыками, приобретенными в результате сознательного целенаправленного  организованного обучения. Уже с  раннего детства ребенка специально обучают по-человечески пользоваться предметами домашнего обихода, различными инструментами, которые преобразуют  заданные от природы движения конечностей. Возникает предметная деятельность, которая отличается от естественной активности животных.

      Человек больше создает, чем потребляет. Если бы его деятельность, так же как  и активность животных, носила в  основном потребительский характер, то нескольким десяткам поколений людей  не удалось бы за исторически сравнительно короткий срок достигнуть такого прогресса, создать грандиозный мир духовной и материальной культуры. Все это  – благодаря деятельностному характеру человеческой активности.

      Итак, еще раз выделим главные отличия  деятельности человека от активности животных:

      1. Деятельность человека носит  продуктивный, творческий, созидательный  характер. Активность животных имеет  потребительскую основу, она в  результате ничего нового по  сравнению с тем, что дано  природой, не производит и не  создает.

      2. Деятельность человека связана  с предметами материальной и  духовной культуры, которые используются  им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения  потребностей, или в качестве  средств собственного развития. Для животных человеческие орудия  и средства удовлетворения потребностей  как таковые не существуют.

      3. Деятельность человека преобразует  его самого, его способности, потребности,  условия жизни. Активность животных  практически ничего не меняет  ни в них самих, ни во внешних  условиях жизни.

      4. Человеческая деятельность в  ее разнообразных формах и  средствах реализации есть продукт  истории. Активность животных  выступает как результат их  биологической эволюции.

      5. Предметная деятельность людей  с рождения им не дана. Она  «задана» в культурном предназначении  и способе использования окружающих  предметов. Такую деятельность  необходимо формировать и развивать  в обучении и воспитании. То  же относится к внутренним, нейрофизиологическим  и психологическим структурам, управляющим  внешней стороной практической  деятельности. Активность животных  изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма.

      Деятельность  отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создания определенного продукта, носит зачастую пассивный характер. Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Поведение  спонтанно («куда поведет»), деятельность организована; поведение хаотично, деятельность систематична.

      Деятельность  человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства.

      Мотивом деятельности называется то, что побуждает  ее, ради чего она осуществляется. В  качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и  с помощью данной деятельности удовлетворяется. Мотивы человеческой деятельности могут  быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у человека – на создание условий, в наибольшей степени этому  способствующих). Такие мотивы связаны  с ростом, самосохранением и развитием  организма. Это – производство продуктов  питания, жилища, одежды и т.п. Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью  разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом. Материальные – побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности. Социальные мотивы порождают  различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место  в обществе, получить признание и  уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех  видов деятельности, которые связаны  с самосовершенствованием человека. Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (доминирующему  потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими различными мотивами).

      Мотивация деятельности в ходе ее развития не остается неизменной. Так, например, у  трудовой или творческой деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние отойти на второй план. Иногда действие, ранее включенное в состав деятельности, может выделиться из нее и приобрести самостоятельный  статус, превратиться в деятельность с собственным мотивом. В этом случае мы отмечаем факт рождения новой  деятельности.

      С возрастом по мере развития человека происходит изменение мотивации  его деятельности. Если человек изменяется как личность, то мотивы его деятельности преобразуются. Прогрессивное развитие человека характеризуется движением  мотивов в сторону их все большего одухотворения.

      В качестве цели деятельности выступает  ее продукт. Он может представлять собой  реальный физический предмет, создаваемый  человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

      Цель  деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие  одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с разными  конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги  для человека может выступить  как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и за это  получить высокооплачиваемую работу), социальных (добиться их расположения), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень  нравственного развития) потребностей. Такие разные виды деятельности, как  приобретение модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем  виде, выработка умения себя вести, могут, в конечном счете, преследовать одну и ту же цель: добиться во что бы то ни стало чьего-либо расположения.

      Предметом деятельности называется то, с чем  она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности – знания, умения и навыки, предметом  трудовой деятельности – создаваемый  материальный продукт.

      Всякая  деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и  операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть  деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Операцией  именуют способ осуществления действия.

      В качестве средств осуществления  деятельности для человека выступают  те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и  операции.

      Автоматизированные, сознательно, полусознательно и  бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.

      Умения  – это элементы деятельности, позволяющие  что-либо делать с высоким качеством, например точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере, в основных промежуточных пунктах и конечной цели.

      Навыки  – это полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.

      При автоматизации действий и операций, их превращении в навыки в структуре  деятельности происходит ряд преобразований:

      Во-первых, автоматизированные действия и операции сливаются в единый, целостно протекающий  акт, именуемый умением (например, сложная  система движений человека, пишущего текст, выполняющего спортивное упражнение, проводящего хирургическую операцию, изготавливающего тонкую деталь предмета, читающего лекцию и т.д.). При этом лишние, ненужные движения исчезают, а  количество ошибочных резко падает.

      Во-вторых, контроль за действием или операцией при их автоматизации смещается с процесса на конечный результат, а внешний, сенсорный контроль замещается внутренним, проприоцептивным. Скорость выполнения действия и операции резко возрастает, достигая некоторого оптимума или максимума. Все это обычно происходит в результате упражнений и тренировки.

      Развитие  и совершенствование деятельности можно понимать, таким образом, как  переход компонентов отдельных  умений, действий и операций на уровень  навыков. В качестве навыка, кстати, могут выступать и операции. Тогда  они являются частью более сложного навыка. Деятельность человека благодаря  автоматизации ее отдельных компонентов, разгружаясь от регулирования относительно элементарных актов, может направляться на решение более сложных задач.

      Физиологической основой автоматизации компонентов  деятельности, первоначально представленных в ее структуре в виде действий и операций и затем превращающихся в навыки, является, как показал  Н.А.Бернштейн, переход управления деятельностью  или ее отдельными составляющими  на подсознательный уровень регуляции  и доведение их до автоматизма.

      Важное  значение для понимания процесса формирования навыков имеет их перенос, т.е. распространение и использование навыков, сформированных в результате выполнения одних действий и видов деятельности, на другие. Для того чтобы такой перенос осуществился нормально, необходимо, чтобы навык стал обобщенным, универсальным, согласующимся с другими навыками, действиями и видами деятельности, доведенным до автоматизма.

      Умения  в отличие от навыков образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с  помощью действий, которые находятся  под сознательным контролем. Через  регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями. Оно  состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия, т.е. получение в результате надежного итога действия. Само действие в структуре умения контролируется по его цели. Например, учащиеся младших  классов при обучении письму выполняют  ряд действий, связанных с написанием отдельных элементов букв. При  этом навыки держания карандаша в  руке и осуществления элементарных движений рукой выполняются, как  правило, автоматически. Главное в управлении умениями заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность каждого действия, его достаточную гибкость. Это означает практическое исключение низкого качества работы, изменчивость и возможность приспособления системы навыков к изменяющимся время от времени условиям деятельности с сохранением позитивных результатов работы. Например, умение делать что-либо собственными руками означает, что обладающий таким умением человек всегда будет работать хорошо и способен сохранить высокое качество труда в любых условиях. Умение обучать означает, что учитель в состоянии научить любого нормального ученика тому, что знает и умеет сам.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"