Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 14:24, контрольная работа

Описание работы

Задание 1.
Девиантность – это необычное, но при этом устойчивое отклонение от статических норм. Другими словами, девиантным считается устойчивый образ действий, поведения или мышления, который не типичен для общей популяции.
В.Н. Иванов выделяет два уровня отклоняющегося поведения:
1. Докриминогенный: мелкие проступки, нарушение норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонение от общественно-полезной деятельности, употребление алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и другие формы поведения, не представляющие опасности.
2. Криминогенный : действия и поступки, выражающиеся в преступных уголовно-наказуемых деяниях.
Формы девиантного поведения :
Гемблинг (игровая зависимость)
Пищевая девиация
Анорексия
Булимия
Сексуальные девиации
Педофилия
Зоофилия
Некрофилия
Алкогольная зависимость
Наркомания
Работоголизм
Клептомания
Суицидальное поведение

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 44.34 Кб (Скачать)

     Исследуя  феномен А. С. Пушкина, Эфроимсон  изучил его генеалогическое древо до пятого колена, предрасположенности, характеры и наклонности всех его предков по материнской и отцовской линиям. По его наблюдениям, одаренность Пушкина развивалась на фоне ярко выраженой циклотимии (склонности к быстрой смене спадов и подъемов настроения), унаследованной им от своих родителей - кровных родственников (предки отца и матери поэта в пятом колене были родными братьями). Периоды резкого возбуждения, аффекта, как правило, сопровождались резким подъемом творческой активности и продуктивности. Этому способствовали его природные задатки: феноменальная память, широкий кругозор, гибкость ума. Психиатры охарактеризовали такой тип как акцентуированную личность. В молодости повеса, донжуан, дуэлянт, он с возрастом стал более управлять своими страстями и направлять их в творческое русло. По воле случая поэт оказался наследником еще одного фактора психической стимуляции умственной активности. Известно, что его ближайшие родственники страдали подагрой, был склонен к ней и сам поэт. Заболевание это связано с увеличением в крови мочевой кислоты, по своим свойствами действию похожей на кофеин, большие дозы которого вызывают гипертимическую стимуляцию умственной активности1. Как правило, обострение этой болезни происходит в осенний период. Эти факторы, соединившись в геноме Пушкина в их пограничном выражении, оказались стимуляторами его творческой деятельности, которые, воздействуя на необыкновенную природную одаренность поэта, дали человечеству гения с ярко выраженной цикличность в творчестве, максимум которой приходился в большинстве случаев на осенний период.

     Другой  пример - творчество Ганса Христиана  Андерсена. Исследователи, изучавшие его жизнь и творчество, отмечают, что у него налицо все признаки синдрома Марфана, особой формы диспропорционального гигантизма, -связанного с пороками развития мезодермы и экзодермы зародышевого листка эмбриона. Сегодня ген сндрома Марфана локализован, он находится в длинном плече хромосомы 15. Люди с синдромом Марфана имеют массу аномалий - высокий рост при относительно коротком туловище, непропорционально длинные конечности, арахдодактилия (чрезмерно длинные ("паучьи") пальцы), вывих хрусталика, большую голову с худым лицом и удлиненным выступающим носом, недоразвитость жировой ткани, воронкообразную форму груди, что может сопровождаться пороком сердца и аневризмой аорты. Такие люди характеризуются психической неустойчивостью, биохимическими нарушениямии, связанными с выбросом в кровь больших количеств адреналина. Чаше всего такие люди - психически ненормальны. Но в редчайших случаях, при определенном сочетании с другими генами, люди с синдромом Марфана показывают очень высокий интеллект. Явные признаки синдрома Марфана были налицо у таких выдающихся личностей, как Николо Паганини, Авраам Линкольн, Шарль де Голль, К. Чуковский. Л. Ландау, почти доказано, что синдром Марфана был В. Кюхельбекера.

     В длинном ряду исследований была отмечена исключительная деловитость, физическая и умственная энергия женщин с тестикулярной феминизацией (синдромом Морриса) - наследственной нечувствительностью периферических тканей к маскулинизирующему действию мужского гормона семенников. Она является результатом дефекта гена, кодирующего клеточный рецептор мужского полового гормона тестостерона. Все клетки такого эмбриона обладают половыми хромосомами X и Y. Такой хромосомный набор определяет наряду с наличием женских гормонов повышенное содержание в крови мужского полового гормона тестостерона. Однако поскольку клеточные рецепторы для тестостерона отсутствуют, он не воспринимается клетками, на которые действуют поэтому только женские гормоны, заставляющие зародыш развиваться, если можно так сказать, в женскую сторону.

     В конечном итоге на свет появляется псевдогермафродит, который обладает мужским половым набором хромосом, однако выглядит как девочка. В ее теле во время эмбриогенеза успевают сформироваться семенники, но они не опускаются в мошонку (из-за ее отсутствия) и остаются в брюшной полости, что нередко приводит впоследствии к паховым грыжам. Матка и яичники полностью отсутствуют, что неизбежно приводит к полному бесплодию, хотя не исключает более-менее нормальной половой жизни. Следовательно, синдром Морриса не может рассматриваться как врожденное, передающееся по наследству нарушение. С вероятностью около 1:65 000 он возникает в каждом новом поколении в результате случайных генетических нарушений.

     Псевдогермафродитизм  должен был бы порождать тягчайшие  психические травмы, но эмоциональная устойчивость этих больных, их жизнелюбие, многообразная активность, энергия, физическая и умственная, просто поразительны. Например, по физической силе, быстроте, ловкости они настолько превосходят физиологически нормальных девушек и женщин, что девушки и женщины с синдромом Морриса (легко определяемые по отсутствию полового хроматина в мазках слизистой рта) подлежат исключению из женских спортивных состязаний.

     При редкости синдрома он обнаруживается почти у 1% выдающихся спортсменок, т. е. в 600 раз чаще, чем можно было бы ожидать, если бы он не стимулировал исключительное физическое и психическое  развитие.

     Гигантизм при синдроме Марфана бросается  в глаза и прослеживается в потомстве, тогда как тестикулярная феминизация очень интимна и больные ею потомства не оставляют.  Тем удивительнее, что все же в истории есть одна необычайно много совершившая девушка-героиня с этим синдромом.

     Жанна д'Арк (1412 - 1432) была высокого роста, крепко сложена, исключительно сильна, но стройна и с тонкой женственной талией, ее лицо тоже было очень красиво. Общее телосложение отличалось несколько мужскими пропорциями. Она очень любила физические и военные упражнения, очень охотно носила мужскую одежду. У нее никогда не было менструаций, что позволяет нам по совокупности других особенностей через пять с половиной веков уверенно ставить Жанне д'Арк диагноз тестикулярной феминизации - синдрома Морриса.. И основная загадка этой величайшей героини, величайшей гордости Франции, круто изменившей ход истории, сохранившей человечеству одну из сильнейших наций, разрешается естественно-научным методом генетического анализа. 

     Если "средний" человек со средними способностями характеризуется  некой "генетической гармонией" - нормой, то гений - это отклонение от нормы. Но отклонение перерастает в  гениальность лишь при условии тесного  взаимодействия генетической и социальной программ человека2.

     Гениальность  сродни природному дару предвидения. Все  гениальные люди имеют высокий уровень  интуитивного мышления. Но интуиция, озарения посещают человека, который, вникая в  проблему, пытается идти нетрадиционным путем, взглянуть на явление с дроугой стороны. И примером этому научные озарения. Которые, как правило, приводили к сменам научных парадигм. Ньютон, Больцман, Планк, Эйнштейн - все это люди, которые обладали мощным интеллектом и интуицией. А. Эйнштейн в одной из статей написал: "Творения интеллекта переживают шумную суету поколений и на протяжении веков озаряют мир светом и теплом". 

     Гигантский потенциал

     Частота зарождения потенциальных гениев оценивается  В.П. Эфроимсоном как 1:2000–1:10 000, и она должна быть более-менее одинаковой у всех народностей. Статистически это не такая уж и маленькая цифра. Из нее следует, что, как минимум, в каждой второй школе страны должен учиться потенциальный гений. Хуже дело обстоит со статистикой гениев, сумевших реализовать себя в истории. Частота таких случаев падает уже до 1:1 000 000. Противопоставление этих цифр указывает на гигантский потенциал человеческих ресурсов, который, как правило, на 95% и более остается нереализованным.

     Попытки совершенно сознательно воспользоваться  потенциалом человеческой гениальности в истории были. Так, например, Карл Великий специально рассылал гонцов во все концы своей обширной империи, включавшей в 800 г. Францию, Бельгию, Голландию, почти половину Германии, Австрию, север Италии и Испании, для того чтобы те выискивали одаренных от природы мальчиков и отсылали их для обучения в школы. Такая практика через некоторое время привела к так называемому каролингскому возрождению.

     Практичные  американцы поставили на поток производство не только автомобилей, но и человеческих талантов. Ежегодно в результате специальных тестов, ориентированных на выявление не объема знаний, а уровня мышления и сообразительности, в США отбираются 35 тыс. одаренных старшеклассников (всего около 3% от общего числа учащихся), которым в дальнейшем оказывается государственная поддержка для получения высшего образования. Более того, денежные субсидии получают и те колледжи, которые эти молодые люди избирают для дальнейшего обучения. В рамки этой политики «выращивания» талантов и гениев вписывается и программа «откачки мозгов» из стран, отстающих в экономическом отношении от ведущих держав Запада.

     Для повышения доли талантливых детей, сумевших реализоваться, в нашей  стране надо не так уж и много. По мнению В.П. Эфроимсона, «достаточно  предоставить детворе и юношеству  хорошие, равные, соответствующие возрасту условия, и задача резкого повышения частоты развивающихся гениев, тем более выдающихся талантов, да и талантов вообще, будет решена». Необходимо также целенаправленно выявлять людей с синдромами Марфана и Морриса и предоставлять им условия для проявления своих способностей.

     С точки зрения синергетики, человек  представляет собой целостную самоорганизующуюся  систему. Его совершенствование  и усложение функций происходит под воздействием биологических  и социальных факторов. Морфологическая, психическая и социальная эволюция человека протекали одновременно, но на разных этапах развития преимущество получал какой-то один тип: в ранний период преимущество было за морфологическими изменениями, в более поздний - психическими и социальными.

     Развитие  головного мозга, инструментальной деятельности, речевого аппарата, абстрактного мышления, социализация индивида происходили синхронно в процессе коллективной трудовой деятельности, общения с другими индивидами и культурно-исторического развития. 

 

  Список  использованной литературы:

  1. Горелов  А.А. Концепции современного естествознания:

  Курс лекций. -М.: Центр, 1997.

  2. Дубнищева  Т.Я. Концепции современного естествознания:

  Учебник для студентов вузов. -Новосибирск: ЮКЭА, 1997.

  3. Карпенков  С.Х. Концепции современного естествознания:

  Учебник. -М.: Культура и спорт, 1997.

  4. Карпенков  С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум: Учеб. пособие для студентов вузов. -М.: Культура и спорт: Издат.об-ние "ЮНИТИ", 1998.

  7. В.П.  Эфроимсон, Предпосылки гениальности, ж-л "Человек", № 2-6, 1997, №  1, 1998.

  8. "Тема  номера", ж-л "Огонек" № 20, 1997.

  9. Афонькин  С.Ю. "Гены гениальности", газета "1 Сентября. Биология." №47, 1999.  
 
 

 

     Задание 3.

1. Что такое девиантность?

1. Девиантность – это необычное, но при этом устойчивое отклонение от статических норм. Другими словами, девиантным считается устойчивый образ действий, поведения или мышления, который не типичен для общей популяции.

2. Что такое дружба в понимании Аристотеля?

2. Высокоиндивидуализированные,  и в тоже время свободные от этического компонента отношения.

3. Что характеризует  детскую дружбу?

3. Детскую дружбу характеризуют эмоциональная привязанность, основанная на совместной деятельности.

4. Назовите главные основания потребностей?

4. Оборонительные, пищевые, половые, познавательные, коммуникативные, игровые, творческие.

5. Что такое антропогенез?

5. Антропогенез – єто происхождение и развитие всех видов рода Человек (Ноmо) в органическом, психическом и социокультурном отношении.

6. На какой основе  зародились первые, примитивные, но  уже специфически  человеческие трудовые  действия, характеризующиеся  применением специально  изготовленных орудий  труда ?

6. Манипулирование превратилось из дополнительной в основную их функцию, что обеспечило мощное развитие орудийных действий.

7. Что представляет  собой антропогенез?

7. Антропогенез представляет собой небывалый в истории органического мира качественный скачок из биологической сферы развития в социокультурную.

8. Кто сказал сдледующие слова: «Гений – это на 99 процентов труд до изнеможения и на один процент игра воображения.»?

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"