Контрольная работа по "Психологии и педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:50, доклад

Описание работы

Мы воспринимаем игровые действия футболистов, которые в борьбе за мяч осуществляют задуманную ими тактическую комбинацию. Альпинист воспринимает предметы и пространственные отношения между ними, когда смотрит на открывшуюся его взору горную долину, видит находящиеся вблизи деревья и скалы, текущую несколько дальше горную речку и далекие остроконечные пики гор на горизонте. Студент воспринимает речь преподавателя, читающего лекцию. Спортсмен воспринимает свои движения, когда совершает прыжок в высоту, отбивает мяч или напрягает свои силы, чтобы первым прийти к финишу.

Содержание

Охарактеризовать понятие о восприятии и его физиологических особенностях...3
1.1. Понятие о восприятии…………………………………………………..…….3
1.2. Физиологические особенности восприятия…………………………………3
2. Проанализировать стресс и дистресс, как их преодолеть?.......................................5
2.1. Стресс и дистресс……………………………………………………………...5
2.2. Преодоление стресса………………………………………………………..…7
3. Проанализировать общие принципы дидактики………………………..…………..8
3.1. Дидактика: сущность…………………………………………….…….……...8
3.2. Основные принципы дидактики………………………………………………9
3.2.1. Принцип сознательности и активности………………………………...9
3.2.2. Принцип наглядности обучения……………………………………….10
3.2.3. Принцип систематичности и последовательности...…………………10
3.2.4. Принцип прочности…………………………………………………….11
3.2.5. Принцип доступности…………………….…………………………….12
3.2.6. Принцип научности……………………………………………………..12
3.2.7. Принцип связи теории с практикой……………………………………13

Работа содержит 1 файл

ИКЗ.docx

— 41.45 Кб (Скачать)

В основе данного принципа лежат установленные  наукой закономерные положения:

- подлинную  сущность человеческого образования  составляют глубоко и самостоятельно  осмысленные знания, приобретаемые  путем интенсивного напряжения  собственной умственной деятельности;

- сознательное  усвоение знаний учащимися зависит  от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера  познавательной активности учащихся, организации учебно-воспитательного  процесса и управления познавательной  деятельностью учащихся, применяемых  учителем методов и средств  обучения и др.;

- собственная  познавательная активность школьника  является важным фактором обучаемости  и оказывает решающее влияние  на темп, глубину и прочность  овладения учебным материалом.

 

3.2.2. Принцип наглядности обучения.

Это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование данного принципа получено сравнительно недавно.

В основе его лежат следующие строго зафиксированные научные закономерности:

- органы  чувств человека обладают разной  чувствительностью к внешним  раздражителям, у подавляющего  большинства людей наибольшей  чувствительностью обладают органы  зрения;

- пропускная  способность каналов связи от  рецепторов к центральной нервной  системе различная: оптического  канала связи -- 1,6 х 106 бит/сек;  акустического — 0,32 х 106 бит/сек;  тактильного — 0,13 х 106 бит/сек.  Это означает, что органы зрения  «пропускают» в мозг почти  в 5 раз больше информации, чем  органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы;

- информация, поступающая в мозг из органов  зрения (по оптическому каналу), не  требует значительного перекодирования,  она запечатлевается в памяти  человека легко, быстро и прочно.

 

3.2.3. Принцип систематичности и последовательности.

Принцип опирается на следующие научные  положения, играющие роль закономерных начал:

- человек  только тогда обладает настоящим  и действенным знанием, когда  в его мозгу отражается четкая  картина внешнего мира, представляющая  систему взаимосвязанных понятий; 

- универсальным  средством и главным способом  формирования системы научных  знаний является определенным  образом организованное обучение; система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся;

- процесс обучения, состоящий из отдельных шагов протекает тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов;

- если  систематически не упражнять  навыки, то они утрачиваются; если  не приучать учащихся к логическому  мышлению, то они постоянно будут  испытывать затруднения в своей  мыслительной деятельности;

- если  не соблюдать системы и последовательности  в обучении, то процесс развития  учащихся замедляется.

 

3.2.4. Принцип прочности.

Данный  принцип подытоживает теоретические  поиски ученых и практический опыт многих поколений учителей по обеспечению  прочного усвоения знаний.

В нем закреплены эмпирические и теоретические  закономерности:

- усвоение  содержания образования и развитие  познавательных сил учащихся  — две взаимосвязанные стороны  процесса обучения;

- прочность  усвоения учащимися учебного  материала зависит не только  от объективных факторов: содержания  и структуры этого материала,  но также и от субъективного  отношения учащихся к данному  учебному материалу, обучению, учителю; 

- прочность  усвоения знаний учащимися обусловливается  организацией обучения, использованием  различных видов и методов  обучения, а также зависит от  времени обучения;

- память  учащихся носит избирательный  характер: чем важнее и интереснее  для них тот или иной учебный  материал, тем прочнее этот материал  закрепляется и дольше сохраняется.

 

 

3.2.5. Принцип доступности.

Принцип доступности обучения вытекает из требований, выработанных многовековой практикой  обучения, с одной стороны, закономерностей  возрастного развития учащихся, организации  и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем  развития учащихся, с другой.

В основе принципа доступности лежит  закон тезауруса: доступным для  человека является лишь то, что соответствует  его тезаурусу. Латинское слово  tesaurus означает «сокровище». В переносном значении под этим понимается объем накопленных человеком знаний, умений, способов мышления.

Можно указать и на другие закономерности, лежащие в основе принципа доступности:

- доступность  обучения определяется возрастными  особенностями школьников и зависит  от их индивидуальных особенностей;

- доступность  обучения зависит от организации  учебного процесса, применяемых  учителем методов обучения и  связана с условиями протекания  процесса обучения; доступность  обучения определяется его предысторией;

- чем  выше уровень умственного развития  школьников и имеющийся у них  запас представлений и понятий,  тем успешнее они могут продвинуться  вперед при изучении новых  знаний; постепенное нарастание  трудностей обучения и приучение  к их преодолению положительно  влияют на развитие учащихся  и формирование их моральных  качеств; 

- обучение  на оптимальном уровне трудности  положительно влияет на темпы  и эффективность обучения, качество  знаний.

 

3.2.6. Принцип научности.

Принцип научности обучения, как известно, требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по своему характеру  приближающиеся к методам изучаемой  науки. В основе принципа научности  лежит ряд положений, играющих роль закономерных начал: мир познаваем, и человеческие знания, проверенные практикой, дают объективно верную картину развития мира; наука в жизни человека играет все более важную роль, поэтому школьное образование направлено на усвоение научных знаний, вооружение подрастающих поколений системой знаний об объективной действительности; научность обучения обеспечивается прежде всего содержанием школьного образования, строгим соблюдением принципов его формирования; научность обучения зависит от реализации учителями принятого содержания; научность обучения, действенность приобретенных знаний 'Зависят от соответствия учебных планов и программ уровню социального и научно-технического прогресса, подкрепления приобретенных знаний практикой, от межпредметных связей.

 

3.2.7. Принцип связи теории с практикой.

Основой данного принципа является центральное  положение классической философии  и современной гносеологии, согласно которому точка зрения жизни, практики — первая и основная точка зрения познания.

Рассматриваемый принцип опирается на многие философские, педагогические и психологические  положения, играющие роль закономерных начал:

- эффективность  и качество обучения проверяются,  подтверждаются и направляются  практикой; 

- практика  — критерий истины, источник познавательной  деятельности и область приложения  результатов обучения; правильно  поставленное воспитание вытекает  из самой жизни, практики, неразрывно  с ней связано, готовит подрастающее  поколение к активной преобразующей  деятельности;

- эффективность  формирования личности зависит  от включения ее в трудовую  деятельность и определяется  содержанием, видами, формами и  направленностью последней; 

- эффективность  связи обучения с жизнью, теории  с практикой зависит от содержания  образования, организации учебно-воспитательного  процесса, применяемых форм и  методов обучения, времени, отводимого  на трудовую и политехническую  подготовку, а также от возрастных  особенностей учащихся;

- чем  совершеннее система трудовой  и производительной деятельности  учащихся, в которой реализуется  связь теории с практикой, тем  выше качество их подготовки;

- чем  лучше поставлены производительный  труд и профориентация школьников, тем успешнее идет их адаптация  к условиям современного производства;

- чем  выше уровень политехнизма на  школьных уроках, тем действеннее  знания учащихся; чем больше приобретаемые  учащимися знания в своих узловых  моментах взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, используются  для преобразования окружающих  процессов и явлений, тем выше  сознательность обучения и интерес  к нему.


Информация о работе Контрольная работа по "Психологии и педагогике"