Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:50, доклад
Мы воспринимаем игровые действия футболистов, которые в борьбе за мяч осуществляют задуманную ими тактическую комбинацию. Альпинист воспринимает предметы и пространственные отношения между ними, когда смотрит на открывшуюся его взору горную долину, видит находящиеся вблизи деревья и скалы, текущую несколько дальше горную речку и далекие остроконечные пики гор на горизонте. Студент воспринимает речь преподавателя, читающего лекцию. Спортсмен воспринимает свои движения, когда совершает прыжок в высоту, отбивает мяч или напрягает свои силы, чтобы первым прийти к финишу.
Охарактеризовать понятие о восприятии и его физиологических особенностях...3
1.1. Понятие о восприятии…………………………………………………..…….3
1.2. Физиологические особенности восприятия…………………………………3
2. Проанализировать стресс и дистресс, как их преодолеть?.......................................5
2.1. Стресс и дистресс……………………………………………………………...5
2.2. Преодоление стресса………………………………………………………..…7
3. Проанализировать общие принципы дидактики………………………..…………..8
3.1. Дидактика: сущность…………………………………………….…….……...8
3.2. Основные принципы дидактики………………………………………………9
3.2.1. Принцип сознательности и активности………………………………...9
3.2.2. Принцип наглядности обучения……………………………………….10
3.2.3. Принцип систематичности и последовательности...…………………10
3.2.4. Принцип прочности…………………………………………………….11
3.2.5. Принцип доступности…………………….…………………………….12
3.2.6. Принцип научности……………………………………………………..12
3.2.7. Принцип связи теории с практикой……………………………………13
Макеевский экономико-гуманитарный институт
Факультет права и психологии
Кафедра психологии
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
по курсу «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»
I вариант
Студентки
1 курса
дневной
формы
обучения
специальности
ЭП
– 21А
Беспаловой Л.В.
Научный руководитель
Волженцева
И.В.
канд. психол. н., доцент
Макеевка – 2012
Содержание:
1.1. Понятие
о восприятии………………………………………………….
1.2. Физиологические особенности восприятия…………………………………3
2. Проанализировать стресс и дистресс,
как их преодолеть?...................
2.1. Стресс
и дистресс……………………………………………………
2.2. Преодоление
стресса………………………………………………………..
3. Проанализировать общие принципы дидактики………………………..…………..8
3.1. Дидактика:
сущность…………………………………………….…….…
3.2. Основные принципы дидактики………………………………………………9
3.2.1. Принцип сознательности и активности………………………………...9
3.2.2. Принцип наглядности обучения……………………………………….10
3.2.3. Принцип систематичности и последовательности...…………………10
3.2.4. Принцип прочности…………………………………………………….
3.2.5. Принцип доступности…………………….…………………………
3.2.6. Принцип научности…………………………………………………….
3.2.7. Принцип связи теории с практикой……………………………………13
Задание 1.
Охарактеризовать понятие о восприятии
и его физиологических
1.1. Понятие о восприятии.
Восприятием называется отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы в форме целостных образов.
Мы воспринимаем игровые действия футболистов, которые в борьбе за мяч осуществляют задуманную ими тактическую комбинацию. Альпинист воспринимает предметы и пространственные отношения между ними, когда смотрит на открывшуюся его взору горную долину, видит находящиеся вблизи деревья и скалы, текущую несколько дальше горную речку и далекие остроконечные пики гор на горизонте. Студент воспринимает речь преподавателя, читающего лекцию. Спортсмен воспринимает свои движения, когда совершает прыжок в высоту, отбивает мяч или напрягает свои силы, чтобы первым прийти к финишу.
Эти примеры показывают, что в процессе восприятия мы получаем образы воспринимаемых вещей и явлений окружающего мира.
1.2. Физиологические основы восприятия.
Cложные нервные процессы в коре головного мозга, лежащие в основе восприятия, характеризуются тем, что они вызываются комплексными раздражителями, действующими одновременно на разные рецепторы, состоят в одновременной и согласованной деятельности нескольких анализаторов и протекают при большом участии ассоциативных отделов коры и центров речи.
Например, при восприятии яблока мы одновременно ощущаем: зрением - цвет яблока, кожей - его температуру и свойства поверхности, обонянием - его запах, вкусовыми рецепторами - вкус и т.д.
Эти возбуждения в рецепторах дают, по словам И.Павлова, «первое основание анализу», но еще недостаточное для полного осуществления восприятия. Для последнего необходимо, чтобы возникшие в рецепторах возбуждения были переданы в кору больших полушарий головного мозга, где и образуются сложные аналитико-синтетические нервные связи, являющиеся физиологической основой восприятия.
Возбуждения,
возникающие под воздействием комплексного
раздражителя в нескольких различных
рецепторах, передаются в мозговые
концы анализаторов одновременно или
в ближайшей
Восприятие
является отражением цельного объекта,
поскольку отдельные части
Важнейшую роль в нервных процессах, составляющих физиологическую основу восприятия, играет вторая сигнальная система, органически связанная с первосигнальными возбуждениями, но имеющая ведущее, направляющее значение.
Так, при взгляде на рисунок, совмещающий
в себе два различных изображения,
мы будем воспринимать то из них, которое
нашло соответствующее
Задание 2. Проанализировать стресс и дистресс, как их преодолеть?
2.1. Стресс и дистресс.
Стресс (от англ. stress - «давление, напряжение») – состояние индивида, которое возникает как ответ на различные экстремальные виды воздействия внешней и внутренней среды, которые выводят из равновесия физические или психологические функции человека.
Участие в конфликтных ситуациях часто сопровождается усилением стрессового состояния человека. Конфликт представляет собой сложные отношения между оппонентами, отмеченные сильными эмоциональными переживаниями. Участие в конфликте предполагает затраты эмоций, нервов, сил, а это может привести к разовому или хроническому стрессу. Вместе с тем неадекватное восприятие ситуации, которая происходит через стрессовое состояние одного из ее участников, довольно часто приводит к конфликтам.
Например: руководитель подразделения по дороге на работу долго стоял в «пробке» на дороге, опоздавши на важное совещание в организации. В результате сотрудники подразделения - его подчиненные - получили выговор за грехи, которых не было. (Состоялось перенесение негативных эмоций из внешней ситуации, неподвластных человеку, на внутреннюю).
Стресс, так же, как и конфликт, тесно связан с потребностями человека, невозможностью реализовать их, а это приводит к многократному усилению действия психологических механизмов защиты, физиологических возможностей.
Человек
в состоянии стресса способен
на невероятные (по сравнению со спокойным
состоянием) поступки: в момент стресса
в кровь выбрасывается большое
количество адреналина, мобилизуются
все резервы организма и
Продолжительность
этого периода и последствия
для организма у каждого
В
целом стресс - явление достаточно
распространенное и обычное. Незначительные
стрессы неизбежны и безвредны,
но чрезмерный стресс создает проблемы,
как для лица, так и для организации
в выполнении поставленных задач. Психологи
считают, что человек больше и
чаще страдает от нанесенных ему обид,
чувства собственной
Пример. Подчиненный не согласен с мнением начальника, тот настаивает и заставляет сделать так, как он считает нужным. Хотя для подчиненного вопрос является крайне важным, но убедить начальника он не в состоянии, а уйти на другую работу пока невозможно, то работник уступает, подчиняется.
В результате подчиненный находится в состоянии внутриличностного конфликта, следствием чего является его стрессовое состояние. Если же подчиненный уверен в своей правоте, настаивает на ней, то непременно возникнет конфликт с начальником, следствием которого может стать увольнение этого работника из организации.
Конфликтные
ситуации нередко сопровождаются сильными
переживаниями, которые переходят
в стресс. Умелое управление стрессами
позволяет предотвращать
Небольшой и непродолжительный стресс может лишь слегка влиять на человека, а длительный и (или) значительный выводит из равновесия его физиологические и психологические функции, отрицательно сказывается на здоровье, работоспособности, эффективности труда и отношений в коллективе (в этом случае его называют дистресс).
2.2. Преодоление стресса.
Эффективность преодоления стресса во многом зависит от психологической готовности противостоять ему и от умения управлять своими эмоциями в сложных ситуациях.
По мнению психологов, преодоление кризисных ситуаций возможно при условии соблюдения принципов, на базе которых можно сформировать систему стратегий восстановления психической равновесия.
К таким принципам относятся:
– принцип удовлетворения;
– принцип реальности;
– принцип ценности;
– принцип творчества.
Принцип удовлетворения предусматривает осуществление психологической защиты на основе выявления максимальной степени эмоционального благополучия, возможного в условиях неблагоприятной ситуации. Механизм реализации этой высокой степени благосостояния заключается в когнитивной и эмоциональной инфантильности человека.
Принцип
реальности нацеливает на трезвый подход
к миру, в котором движение к
какой-либо цели рассматривается не
как прямолинейный процесс
Принцип ценности указывает на необходимость построения систем различных жизненных альтернатив на одном ценностном основании, в результате чего каждая из альтернатив в рамках данной системы ценностей получает свою оценку. Этот приоритетный список оценок и служит инструментом рационализации той ситуации, которую нужно преодолеть.
Принцип
творчества определяет в значительной
мере самосовершенствование
Занятия
по выработке различных стратегий
решения жизненных задач
Современная жизнь любого человека связана с большими перегрузками, возникающими в результате формирования в стране новых социально-трудовых отношений в условиях становления рыночной системы хозяйствования и адаптации к ней работников.
Способ противостояния этим перегрузкам известен - это превентивная подготовка к новым условиям и новому режиму деятельности. Для этого надо знать саму технологию подготовки и конкретные методы и приемы защиты человека от перегрузок, от критических ситуаций.
Задание 3. Проанализировать общие принципы дидактики.
3.1. Дидактика: сущность.
Дидактика — это крупная отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения.
Уточним: обучение является
Предметом дидактики, как
Дидактика является
3.2. Основные принципы дидактики.
Дидактические
принципы (принципы дидактики) — это
основные положения, определяющие содержание,
организационные формы и методы
учебного процесса в соответствии с
его общими целями и закономерностями.
В принципах обучения выражаются
нормативные основы обучения, взятого
в его конкретно-историческом виде
(М.А. Данилов). Выступая как категории
дидактики, принципы обучения характеризуют
способы использования законов
и закономерностей в
3.2.1. Принцип сознательности и активности.
Информация о работе Контрольная работа по "Психологии и педагогике"