Контрольная работа по "Психологии и педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:50, доклад

Описание работы

Мы воспринимаем игровые действия футболистов, которые в борьбе за мяч осуществляют задуманную ими тактическую комбинацию. Альпинист воспринимает предметы и пространственные отношения между ними, когда смотрит на открывшуюся его взору горную долину, видит находящиеся вблизи деревья и скалы, текущую несколько дальше горную речку и далекие остроконечные пики гор на горизонте. Студент воспринимает речь преподавателя, читающего лекцию. Спортсмен воспринимает свои движения, когда совершает прыжок в высоту, отбивает мяч или напрягает свои силы, чтобы первым прийти к финишу.

Содержание

Охарактеризовать понятие о восприятии и его физиологических особенностях...3
1.1. Понятие о восприятии…………………………………………………..…….3
1.2. Физиологические особенности восприятия…………………………………3
2. Проанализировать стресс и дистресс, как их преодолеть?.......................................5
2.1. Стресс и дистресс……………………………………………………………...5
2.2. Преодоление стресса………………………………………………………..…7
3. Проанализировать общие принципы дидактики………………………..…………..8
3.1. Дидактика: сущность…………………………………………….…….……...8
3.2. Основные принципы дидактики………………………………………………9
3.2.1. Принцип сознательности и активности………………………………...9
3.2.2. Принцип наглядности обучения……………………………………….10
3.2.3. Принцип систематичности и последовательности...…………………10
3.2.4. Принцип прочности…………………………………………………….11
3.2.5. Принцип доступности…………………….…………………………….12
3.2.6. Принцип научности……………………………………………………..12
3.2.7. Принцип связи теории с практикой……………………………………13

Работа содержит 1 файл

ИКЗ.docx

— 41.45 Кб (Скачать)

 

Макеевский экономико-гуманитарный институт

Факультет права и психологии

Кафедра психологии

 

 

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ  КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ 
по курсу «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА» 
I вариант

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 1 курса   
дневной     

формы обучения    
специальности    

ЭП  – 21А     
Беспаловой Л.В.    
 
Научный руководитель   

Волженцева И.В.     
канд. психол. н., доцент  

 

 

 

Макеевка – 2012

Содержание:

 

  1. Охарактеризовать понятие о  восприятии и его физиологических  особенностях...3

1.1. Понятие о восприятии…………………………………………………..…….3

1.2. Физиологические особенности восприятия…………………………………3

2.   Проанализировать стресс и дистресс, как их преодолеть?.......................................5

2.1. Стресс  и дистресс……………………………………………………………...5

2.2. Преодоление стресса………………………………………………………..…7

3.   Проанализировать общие принципы дидактики………………………..…………..8

3.1. Дидактика:  сущность…………………………………………….…….……...8

          3.2. Основные принципы дидактики………………………………………………9

3.2.1. Принцип сознательности и активности………………………………...9

3.2.2. Принцип наглядности обучения……………………………………….10

3.2.3. Принцип систематичности и последовательности...…………………10

3.2.4. Принцип прочности…………………………………………………….11

3.2.5. Принцип доступности…………………….…………………………….12

3.2.6. Принцип научности……………………………………………………..12

3.2.7. Принцип связи теории с практикой……………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1. Охарактеризовать понятие о восприятии и его физиологических особенностях.

 

1.1. Понятие о восприятии.

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы в форме целостных образов.

Мы  воспринимаем игровые действия футболистов, которые в борьбе за мяч осуществляют задуманную ими тактическую комбинацию. Альпинист воспринимает предметы и  пространственные отношения между  ними, когда смотрит на открывшуюся  его взору горную долину, видит  находящиеся вблизи деревья и  скалы, текущую несколько дальше горную речку и далекие остроконечные  пики гор на горизонте. Студент воспринимает речь преподавателя, читающего лекцию. Спортсмен воспринимает свои движения, когда совершает прыжок в высоту, отбивает мяч или напрягает свои силы, чтобы первым прийти к финишу.

Эти примеры показывают, что в процессе восприятия мы получаем образы воспринимаемых вещей и явлений окружающего  мира.

 

1.2. Физиологические основы восприятия.

Cложные нервные процессы в коре головного мозга, лежащие в основе восприятия, характеризуются тем, что они вызываются комплексными раздражителями, действующими одновременно на разные рецепторы, состоят в одновременной и согласованной деятельности нескольких анализаторов и протекают при большом участии ассоциативных отделов коры и центров речи.

Например, при восприятии яблока мы одновременно ощущаем: зрением - цвет яблока, кожей - его температуру и свойства поверхности, обонянием - его запах, вкусовыми  рецепторами - вкус и т.д.

Эти возбуждения в рецепторах дают, по словам И.Павлова, «первое основание анализу», но еще недостаточное для полного осуществления восприятия. Для последнего необходимо, чтобы возникшие в рецепторах возбуждения были переданы в кору больших полушарий головного мозга, где и образуются сложные аналитико-синтетические нервные связи, являющиеся физиологической основой восприятия.

Возбуждения, возникающие под воздействием комплексного раздражителя в нескольких различных   рецепторах,   передаются в мозговые концы анализаторов одновременно или  в ближайшей последовательности. Корковые   отделы   различных  анализаторов  взаимно   проникают  друг в друга, что, несомненно, облегчает  образование связей между ними при  восприятии сложных предметов и  явлений. Одновременное возбуждение  этих корковых отделов  приводит  к образованию временных     нервных связей между ними, к сложным  интегративным нервным процессам, в  состав  которых  входит  не только непосредственное возбуждение  от комплексных раздражений, но и  ожившие следы прежних нервных  связей.

Восприятие  является отражением цельного объекта, поскольку отдельные части реально  существующего предмета всегда связаны  друг с другом в каком-то определенном отношении. Это дает возможность воспринимать саму структуру объекта, абстрагируясь от качеств самих раздражителей. Например, какую-либо мелодию мы воспринимаем независимо от того, сыграна ли она на высоком или низком регистре, на рояле или скрипке или пропета голосом. Мы видим одну и ту же картину, абстрагируясь от того, написана ли она красками, представлена ли в гравюре или дана нам просто в виде фотографического снимка.

Важнейшую роль в нервных процессах, составляющих физиологическую основу восприятия, играет вторая сигнальная система, органически  связанная с первосигнальными возбуждениями, но имеющая ведущее, направляющее значение.

Так, при взгляде на рисунок, совмещающий  в себе два различных изображения, мы будем воспринимать то из них, которое  нашло соответствующее отражение  в слове, в названии предмета. При  этом слово (вторая сигнальная система) организует непосредственные наглядные  образы (первая сигнальная система). Когда  мы сознаем (а это не возможно без  слов), что видим «вазу», в системе  первосигнальных раздражителей первенствующее значение приобретают белые места рисунка и контур их воспринимается как очертания вазы. Когда же нам говорят, что здесь изображены «два профиля, обращенные друг к другу», система первосигнальных раздражений перестраивается, в ней на первый план выступают черные места рисунка, контуры которых воспринимаются как очертания лиц, а отдельные части контуров приобретают значение лба, губ, подбородка.

 

Задание 2. Проанализировать стресс и дистресс, как их преодолеть?

 

2.1. Стресс  и дистресс.

Стресс (от англ. stress - «давление, напряжение») – состояние индивида, которое возникает как ответ на различные экстремальные виды воздействия внешней и внутренней среды, которые выводят из равновесия физические или психологические функции человека.

Участие в конфликтных ситуациях часто  сопровождается усилением стрессового  состояния человека. Конфликт представляет собой сложные отношения между  оппонентами, отмеченные сильными эмоциональными переживаниями. Участие в конфликте  предполагает затраты эмоций, нервов, сил, а это может привести к  разовому или хроническому стрессу. Вместе с тем неадекватное восприятие ситуации, которая происходит через  стрессовое состояние одного из ее участников, довольно часто приводит к конфликтам.

Например: руководитель подразделения по дороге на работу долго стоял в «пробке» на дороге, опоздавши на важное совещание  в организации. В результате сотрудники подразделения - его подчиненные - получили выговор за грехи, которых не было. (Состоялось перенесение негативных эмоций из внешней ситуации, неподвластных  человеку, на внутреннюю).

Стресс, так же, как и конфликт, тесно  связан с потребностями человека, невозможностью реализовать их, а  это приводит к многократному  усилению действия психологических  механизмов защиты, физиологических  возможностей.

Человек в состоянии стресса способен на невероятные (по сравнению со спокойным  состоянием) поступки: в момент стресса  в кровь выбрасывается большое  количество адреналина, мобилизуются все резервы организма и возможности  человека резко растут, но только на определенное время.

Продолжительность этого периода и последствия  для организма у каждого человека свои. В целом считается, что небольшой  и непродолжительный стресс может  быть даже полезным для выполнения работы и безвредный для человека, а длительный и значительный - может  привести к разным нежелательным  последствиям. По данным исследований физиологов, если стресс длится месяц, год и уже стал причиной какого-либо заболевания, вернуть физиологические  функции организма в норму  практически невозможно.

В целом стресс - явление достаточно распространенное и обычное. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы, как для лица, так и для организации  в выполнении поставленных задач. Психологи  считают, что человек больше и  чаще страдает от нанесенных ему обид, чувства собственной незащищенности, неуверенности в завтрашнем дне.

Пример. Подчиненный не согласен с мнением  начальника, тот настаивает и заставляет сделать так, как он считает нужным. Хотя для подчиненного вопрос является крайне важным, но убедить начальника он не в состоянии, а уйти на другую работу пока невозможно, то работник уступает, подчиняется.

В результате подчиненный находится  в состоянии внутриличностного конфликта, следствием чего является его стрессовое состояние. Если же подчиненный уверен в своей правоте, настаивает на ней, то непременно возникнет конфликт с начальником, следствием которого может стать увольнение этого работника из организации.

Конфликтные ситуации нередко сопровождаются сильными переживаниями, которые переходят  в стресс. Умелое управление стрессами  позволяет предотвращать конфликты, а в случае их возникновения - грамотно их решать.

Небольшой и непродолжительный стресс может  лишь слегка влиять на человека, а длительный и (или) значительный выводит из равновесия его физиологические и психологические функции, отрицательно сказывается на здоровье, работоспособности, эффективности труда и отношений в коллективе (в этом случае его называют дистресс).

 

2.2. Преодоление  стресса.

Эффективность преодоления стресса во многом зависит  от психологической готовности противостоять  ему и от умения управлять своими эмоциями в сложных ситуациях.

По  мнению психологов, преодоление кризисных  ситуаций возможно при условии соблюдения принципов, на базе которых можно  сформировать систему стратегий  восстановления психической равновесия.

К таким принципам относятся:

– принцип удовлетворения;

– принцип реальности;

– принцип ценности;

– принцип творчества.

Принцип удовлетворения предусматривает осуществление  психологической защиты на основе выявления  максимальной степени эмоционального благополучия, возможного в условиях неблагоприятной ситуации. Механизм реализации этой высокой степени  благосостояния заключается в когнитивной  и эмоциональной инфантильности человека.

Принцип реальности нацеливает на трезвый подход к миру, в котором движение к  какой-либо цели рассматривается не как прямолинейный процесс подъема  на все новые и новые ступеньки, а предполагает длинные, в том  числе обходные пути и косвенные  средства. Психологический механизм реализации принципа реальности заключается  в основном в способности к  терпению.

Принцип ценности указывает на необходимость  построения систем различных жизненных  альтернатив на одном ценностном основании, в результате чего каждая из альтернатив в рамках данной системы  ценностей получает свою оценку. Этот приоритетный список оценок и служит инструментом рационализации той ситуации, которую нужно преодолеть.

Принцип творчества определяет в значительной мере самосовершенствование человека, активное и сознательное созидание  человеком самого себя, причем не только в идеальном смысле, но и в практическом воплощении в реальных кризисных  ситуациях.

Занятия по выработке различных стратегий  решения жизненных задач повышают психологическую устойчивость человека в условиях, требующих напряжения духовных сил. Главную роль при этом играют не знания, а гибкость, которая  позволяет своевременно изменять и  тем самым нормализовать поведение.

Современная жизнь любого человека связана с  большими перегрузками, возникающими в результате формирования в стране новых социально-трудовых отношений  в условиях становления рыночной системы хозяйствования и адаптации  к ней работников.

Способ  противостояния этим перегрузкам известен - это превентивная подготовка к  новым условиям и новому режиму деятельности. Для этого надо знать саму технологию подготовки и конкретные методы и приемы защиты человека от перегрузок, от критических ситуаций.

 

Задание 3. Проанализировать общие принципы дидактики.

3.1. Дидактика:  сущность.

      Дидактика — это крупная отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения.

      Уточним: обучение является объектом  изучения ряда наук: психологии, методик частных учебных предметов,  логики, кибернетики-(например, программированное обучение) и др. Притом разных исследователей интересуют проблемы своей науки, у них есть свой предмет.

      Предметом дидактики, как считают  ученые-педагоги, выступают “обучение  как средство образования и  воспитания человека” (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), “связь, взаимодействие преподавания и учения, их единство” (В.В. Краевский)”, а также условия, необходимые для протекания процесса преподавания-учения (Ч. Куписевич)”.

      Дидактика является одновременно  и теоретической и нормативно-прикладной  наукой. Нормативно-прикладная функция  заключается в том, что на  основе своих законов и закономерностей  дидактика устанавливает принципы  обучения, определяет содержание  образования, дает рекомендации  о применении соответствующих  форм, методов, средств и организации  обучения.

 

 

3.2. Основные  принципы дидактики.

Дидактические принципы (принципы дидактики) — это  основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с  его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого  в его конкретно-историческом виде (М.А. Данилов). Выступая как категории  дидактики, принципы обучения характеризуют  способы использования законов  и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

 

3.2.1. Принцип сознательности и активности.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии и педагогике"