Контрольная работа по "Психологии и педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:48, контрольная работа

Описание работы

Древние цивилизации оставили человечеству бесценное наследие, относящееся к организованному воспитанию человека (А. Н. Джуринский, Г. Б. Корнетов). Но для каждой великой или локальной цивилизации характерны свои особенности воспитания. Каковы же педагогические традиции великих древних цивилизаций?

Содержание

I. Охарактеризуйте педагогику цивилизации Востока.
II. Назовите основные принципы педагогики в эпоху Античности.
III. Укажите, кто является автором педагогического «принципа природосообразности»:
а) И.Г. Песталоцци;
б) Ж.Ж. Руссо;
в) Я.А. Коменский;
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

контрольная по психологии.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

3) Принцип  постепенности и систематичности  знаний:

Последовательное изучение основ наук и систематичность  знаний Коменский считает обязательным принципом обучения. Этот принцип  требует овладения учащимися систематизированным знанием в определенной логической и методической последовательности.

 Последовательность  и систематичность в первую  очередь касаются следующих вопросов: каким образом распределять материал, чтобы не нарушить логику науки;  с чего начинать обучение и в какой последовательности построить его; как установить связь между новым и уже изученным материалом; какие связи и переходы следует установить между отдельными этапами обучения и т.п.

Итак, какое содержание вносит Коменский в свое положение – «Обучение должно вестись последовательно»?

Первое требование Коменского состоит в том, чтобы был установлен точный порядок  обучения во времени, поскольку «порядок - душа всего».

Второе требование касается соответствия обучения уровню знаний учащихся и чтобы «вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы».

 Третье требование  касается того, чтобы «все изучалось  последовательно с начала и  до завершения».

Четвертое требование –  «подкреплять все основания разума - это значит всему учить, указывая на причины, т.е. не только показывать, каким образом что-либо происходит, но также показывать, почему оно не может быть иначе. Ведь знать что-нибудь - это значит называть вещь в причинной связи».

Коменский формулирует  ряд конкретных указаний и дидактических правил для реализации этих требований.

1. Занятия должны быть  распределены таким образом, чтобы  на каждый год, каждый месяц,  день и час были поставлены  определенные учебные задачи, которые  должны быть заранее продуманы  учителем и осознаны учащимися.

2. Эти задачи должны  решаться с учетом возрастных особенностей, точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов.

3. Один предмет следует  преподавать до тех пор, пока  он с начала и до конца  не будет усвоен учащимися.

4. «Все занятия должны  быть распределены таким образом,  чтобы новый материал всегда основывался на предшествующем и укреплялся последующим».

5. Обучение «должно  идти от более общего к более  частному», «от более легкого  - к более трудному», «от известного - к неизвестному», «от более  близкого к более отдаленному»  и т.д.

«Эту последовательность, - говорит  Коменский, - необходимо соблюдать всюду; повсюду ум должен переходить от исторического познания вещей к разумному пониманию, затем к употреблению каждой вещи. Этими путями просвещение ума ведет к своим целям подобно машин с собственным движением».

4) Принцип  упражнений и прочного овладения  знания и навыками:

Показателем полноценности  знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения.

Во времена Коменского в школах господствовавшее положение  занимали формализм и зубрежка.      Коменский же ввел  в понятия упражнения и повторения  новое содержание, он поставил перед ними новую задачу - глубокое усвоение знаний, основанное на сознательности и активности учащихся. По его мнению, упражнение должно служить не механическому запоминанию слов, а пониманию предметов и явлений, их сознательному усвоению  использованию в практической деятельности.

Коменский связывает  упражнения с памятью и пишет: «Упражнения памяти должны практиковаться беспрерывно». Но вместе с тем Коменский выступает против механического запоминания в пользу логического  и указывает: «Основательно внедряется в ум только то, что хорошо понятно и тщательно закреплено памятью».

Также большое внимание Коменский требует уделять физическому  воспитанию учащихся.

Придавая большое значение упражнениям и повторениям, Коменский  выдвигает ряд указаний и правил для осуществления этого принципа в обучении:

«Обучение нельзя довести  до основательности без возможно более частых и особенно искусно  поставленных повторений и упражнений».

В одной и той же школе должен  быть «один и  тот же порядок и метод во всех упражнениях».

«Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме  того, что хорошо понятно».

На каждом уроке после  объяснения материала учитель должен предложить «встать одному из учеников, который все сказанное учителем должен повторить в том же порядке, как будто он сам уже был учителем других, объяснить правила теми же примерами. Если он в чем-то ошибается его нужно исправлять. Затем нужно предложить встать другому и сделать то же самое...»

По мнению Коменского, такое упражнение принесет особую пользу, ибо:

«I. Учитель всегда будет  вызывать к себе внимание со стороны  учеников»

«II. Преподаватель определеннее убедится в том, что все изложенное им правильно усвоено всеми. Если недостаточно усвоено он будет иметь возможность тотчас исправить ошибки».

«III. Когда столько  раз повторяется одно и тоже, то даже наиболее отстающие поймут изложенное настолько, чтобы идти наравне с  остальными».

«IV. Благодаря этому  столько раз проведенному повторению все ученики усвоят себе этот урок лучше, чем при самом долгом домашнем корпении над ним».

«V. Когда таким образом  ученик постоянно будет допускаться, так сказать, к исполнению учительских  обязанностей, то в умы вселится некоторая бодрость и увлечение этим учением и выработается смелость с одушевлением говорить о любом высоком предмете перед собранием людей, а это будет особенно полезно в жизни».

Коменский разработал такие  требования для принципа обучения и  повторения:

1. «Правила должны  поддерживать и закреплять практику»

2. «Ученики должны  делать не то, что им нравится, но то, что им предписывают  законы и учителя».

3. «Упражнения ума  будут происходить на специальных  уроках, проводимых по нашему  методу».

4. «Каждая задача прежде  иллюстрируется и объясняется, причем от учеников требуется показать, поняли ли они ее и как  поняли. Хорошо также в конце недели устраивать повторения».

Из этих положений  видно, что Коменский упражнение и повторение полностью подчиняет  задаче сознательного и прочного усвоения знаний учащимися. С этой точки зрения многие предложенные им правила  поныне сохраняют свое теоретическое и практическое значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы: 

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2000.
  2. Кроль В.М. Психология и педагогика.- М.: Высшая школа, 2001.
  3. Крысько В. Психология и педагогика.- М.: ЮНИТИ, 2004.

4. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. - М., 1969.

5. Коменский Я. А. Великая дидактика. - Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1955.

6. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т.2. -М.: Педагогика, 1982.

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Психологии и педагогике"