Контрольная работа по "Психологии и педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:48, контрольная работа

Описание работы

Древние цивилизации оставили человечеству бесценное наследие, относящееся к организованному воспитанию человека (А. Н. Джуринский, Г. Б. Корнетов). Но для каждой великой или локальной цивилизации характерны свои особенности воспитания. Каковы же педагогические традиции великих древних цивилизаций?

Содержание

I. Охарактеризуйте педагогику цивилизации Востока.
II. Назовите основные принципы педагогики в эпоху Античности.
III. Укажите, кто является автором педагогического «принципа природосообразности»:
а) И.Г. Песталоцци;
б) Ж.Ж. Руссо;
в) Я.А. Коменский;
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

контрольная по психологии.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. в) Я.А. Коменский;

Введение. Краткая биография Яна Амоса  Коменского.

Ян Амос Коменский (1592 - 1670) родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских  братьев. Учился в Гернборнском  и Гейдельбергском универсистетах в Германии. После   Коменский был проповедником, а потом и главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы - в Чехии, Польше, Венгрии, писал учебники для Швеции. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира.

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его  теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей  рассмотрены  все важнейшие педагогические проблемы.

Отличительной чертой  педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Также во всем учении Коменского прослеживается его гуманистический подход к человеку, к образованию. Его религиозные образование и уклад жизни повлиял на всю систему образования, созданной этим выдающимся педагогом.

Принцип природосообразности:

Одним из важнейших положений  Коменского, на котором стоят многие утверждения его педагогики, является принцип природосообразности.

 Это общенаучный  принцип рационального знания, который  оформлялся в научном сознании  в ходе исследования природного  мира. В трактовке Коменского  принцип природосообразного воспитания  многозначен, ибо требует учитывать  и универсальные законы природы, и законы природы человека, и законы природы самого воспитания.

 Возникает обширное  смысловое поле на базе знаний  из многих наук (в «Великой  дидактике» – это философские,  психологические, педагогические  знания), интегрируемых идеей рационального научного обоснования педагогического процесса. К пониманию природы этого процесса теоретик подходил от научных представлений его времени. Общее свойство природы – целесообразность, самопроизвольное движение каждой «вещи» к своему предназначению, потенциальная возможность стать такой, какой она должна быть.

В искусстве воспитания это означает – развивать то,  что имеет человек «заложенным  в зародыше», развивать изнутри, ожидать «созревания сил», не толкать  природу туда, куда она не стремится, следовать общему правилу: «Пусть все течет свободно, прочь насилие в делах». Исходя из тезиса о том, что семена ума, нравственности и благочестия и стремление их к развитию природы присущи всем людям, Коменский определял роль воспитания «как самое легкое побуждение и некоторое разумное руководство» естественным процессом саморазвития воспитанника.

При этом имелись в  виду не просто имманентность этого  процесса, а сознательное саморазвитие: педагогический процесс обращен  к личности ученика и утверждению  в нем чувства собственного достоинства, самоуважения, серьезного отношения к своим обязанностям, к учебному труду. И вместе с тем природосообразное воспитание, как уже отмечено – это «ненасильственная» педагогика естественного и свободного развития природных сил и способностей.

На основании принципа природосообразности, Ян Коменский  создает грандиозный и по современным  масштабам проект воспитания человека о рождения до двадцати четырех лет. Его универсальность (научную обоснованность) Коменский обьяснял тем, что обеспечивалось соответствие педагогического процесса человеческой природе и «земному предназначению» человека. Проект был ориентирован на идею «учить всех всему» - на рациональную организацию «массовой школы».

Опираясь на принцип  природосообразности, Коменский представил время взросления человека как четыре этапа по шесть лет каждый и определил для каждого этапа задачи.

Исходя из природы  человека, он выделяет следующие этапы:

  1. детство     - от рождения до 6 лет включительно
  2. отрочество   - от 6 до 12 лет
  3. юность     - от 12 до 18 лет
  4. возмужалость  - от 18 до 24 лет

В основу этого деления  он кладет возрастные особенности: детство  характеризуется  усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество - развитием памяти и  воображения с их исполнительными  органами - языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость - развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка), Коменский намечает особую ступень образования.

Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, под  которой он подразумевает дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества предназначается  шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа, или  гимназия. Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области - академия.

В плане содержания образования  этот принцип последовательного изучения наук был облечен в идею «пансофии» (всеобщей мудрости). Каждый  возраст способен обьять пансофические знания на своем уровне возможного, и исходя из этого,  Коменский определяет примерное содержание «материнской школы», «школы родного языка», «латинской школы», и на основе этого создает учебники.

Конечно, говорит Коменский, не каждый склонен и способен одолеть  весь путь к пансофиии, тем более, что академия предполагает специализацию  в том роде занятий, к которому «предназначила природа». Однако первые две ступени – тот минимум, который необходим любому, чтобы в детстве были заложены основания для разумной, нравственной  и благочестивой жизни.

Обосновывая идею школы  родного языка, Коменский постоянно  имеет в виду природосообразность  развития ребенка. Естественными стремлениями и условиями жизни человека аргументирует Коменский необходимость в школе родного языка начал родиноведения, граждановедения.

Столь же естественно  и необходимо, считает Коменский,  в латинской школе является наличие  «класса этики», в котором рассматривается «сам человек с действиями его свободной воли как владыка вещей», а также изучение «стрежневого предмета истории», знание которой «как бы освещает всю жизнь», история естествознания, история изобретений, история морали, история религиозных обрядов у разных народов, всеобщая история (но все-таки преимущественно история своего отечества).

«Семь свободных искусств», эти традиционные учебные предметы средневековой школы, Коменский  дополняет основами наук нового времени. Все содержания общего образования обращаются к человеку – его целостному мировосприятию, гармонии его стремлений и способностей «знать, уметь, действовать, говорить».

Процессуальная сторона  обучения у Коменского выражается в  поиске «естественного (природосообразного) метода», который  ориентирован на целостную личность ученика, на мотивационную сферу, на разностороннюю работу интеллекта, на «живое знание», а не традиционную «книжную ученость», которую ученик брал памятью и напряжением воли.

Дидактические принципы Яна Коменского:

В педагогической литературе различают дидактические (общие) принципы обучения и методические (частные) принципы обучения. В дидактическом учении Коменского важнейшее место занимает вопрос именно об общих принципах  обучения, или дидактическими принципами.

 Коменский впервые  в истории дидактики не только  указал на необходимость руководствоваться  принципами в обучении, но раскрыл  сущность этих принципов:

1) принцип  сознательности и активности;

2) принцип  наглядности;

3) принцип  постепенности и систематичности знаний;

4) принцип  упражнений и прочного овладения  знания и навыками.

Итак,

1) Принцип  сознательности и активности:

 Этот принцип предполагает  такой характер обучения, когда  учащиеся не пассивно, путем зубрежки  и механических упражнений, а  осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки. Там, где отсутствует сознательность, обучение ведется догматически и в знании господствует формализм.

Коменский разоблачил господствовавший на протяжении многих столетий догматизм  и показал, как схоластическая школа убивала в молодежи всякую творческую способность и закрывала ей путь к прогрессу.

 Коменский считает  главным условием успешного обучения  постижение сущности предметов  и явлений, их понимание учащимися:  «Правильно обучать юношество  - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки (знания)».

 Коменский также  считает основным свойством сознательного знания не только понимание, но и использование знаний на практике: «Ты облегчишь  ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его не учил, покажешь ему, какую это принести повседневную пользу в общежитии».

 Коменский дает  целый ряд указаний о том, как осуществить сознательное обучение. Самым главным из них является требование: «При образовании юношества все нужно делать как можно более отчетливо, так, чтобы не только учащий, но и учащийся понимал без всякого затруднения, где он находится и что он делает».

 Сознательность в  обучении неразрывно связана  с активностью учащегося, с  его творчеством. Коменский пишет:  «Никакая повивальная бабка не  в силах вывести на свет  плод, если не будет живого  и сильного движения и напряжения  самого плода». Исходя из этого, одним из самых главных врагов обучения Коменский считал бездеятельность и лень учащегося. В своем труде «Об изгнании из школ косности» Коменский раскрывает причины лени и дает ряд указаний о том, как ее укоренить.

Коменский считает, что «косность есть отвращение к труду в соединении с леностью».

Лень учащихся, по Коменскому, выражается в том, что они «не  думают, как бы приобрести самим  себе свет истинного и полного  просвещения, и еще менее того принимают на себя труд, потребный  для достижения такого просвещения». Изгонять лень, по мнению Коменского,  нужно трудом.

 Воспитание активности  и самостоятельности в обучении  Коменский считает важнейшей  задачей: «Необходимо, чтобы все  делалось посредством теории, практики  и применения, и притом так, чтобы каждый ученик изучал сам, собственными чувствами, пробовал все произносить и делать и начинал все применять. У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении, как единственную основу для достижения прочного знания, добродетели, и, наконец, блаженства».

2) Принцип  наглядности:

 Принцип наглядности  обучения предполагает прежде  всего усвоение учащимися знаний  путем непосредственных наблюдений  над предметами и явлениями,  путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения.

 К использованию  наглядности в процессе обучения  обращались еще тогда, когда  не существовало письменности  и самой школы. В школах древних  стран она имела довольно широкое  распространение. В средние века, в эпоху господства схоластики и догматизма, идея наглядности была предана забвению, и ее прекратили использовать в педагогической практике. Коменский первым ввел использование наглядности как общепедагогического принципа.

 В основе учения  Коменского о наглядности лежит основное положение: «Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении».

Коменский определял  наглядность и ее значение следующим  образом:

1) «Если мы желаем  привить учащимся истинное и  прочное знание вещей  вообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство».

2) «Поэтому школы должны  предоставлять все собственным  чувствам учащихся так, чтобы  они сами видели, слышали, осязали,  обоняли, вкушали все, что они  могут и должны видеть, слышать и т.д., они избавят, таким образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций...»

3) То, что нужно знать  о вещах, должно быть «преподаваемо  посредством самих вещей, т.е.  должно, насколько возможно, выставлять  для созерцания, осязания, слушания, обоняния и т.п. сами вещи, либо заменяющие их изображения».

4) «Кто сам однажды  внимательно наблюдал анатомию  человеческого тела, тот поймет  и запомнит все вернее, чем  если он прочтет обширнейшие  объяснения, не видав всего этого  человеческими глазами».

 То есть,  Коменский  считал наглядность не только  принципом обучающим, но и облегчающим  обучение. Для осуществления наглядности  Коменский считал необходимым  использовать:

1) реальные предметы  и непосредственное наблюдение  над ними;

2) когда это невозможно, модели и копию предмета;

3) картинки как изображение  предмета или явления.

  Учебный эффект  всякого наблюдения зависит от  того, насколько учитель сумел  внушить учащемуся, что и для  чего он должен наблюдать, и  насколько ему удалось привлечь  и сохранить его внимание на протяжении всего процесса обучения.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии и педагогике"