Контрольная работа по «Психологии и педагогике»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 21:11, контрольная работа

Описание работы

истории психологии уже с давних пор предпринимались попытки объяснить связь психических процессов при запоминании и воспроизведении. Еще Аристотель пытался вывести принципы, по которым наши представления могут связываться друг с другом. Эти принципы, названные в последствии принципами ассоциации, получили широкое распространение в психологии.

Содержание

1. Теории памяти в психологии………………………………………………….3

2. Ассоциативная теория памяти………………………………………………...3

3. Гештальттеория памяти………………………………………………………..9

4. Смысловая теория памяти……………………………………………………11

5. Психоаналитическая теория памяти…………………………………………14

6. Опросы и тестирования в психологии……………………………………….17

7. Список литературы……………………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

Психология и педагогика.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Марийский государственный технический университет 

Кафедра истории и психологии 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине «Психология и педагогика» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Выполнила: студентка группы БУА-22(зу)

              Сошина  Алена Эдуардовна

              Зачетная  книжка №1080423510

              Проверила: Петрухина Светлана Разумовна 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

        Йошкар-Ола

        2010

Содержание 

1. Теории  памяти  в психологии………………………………………………….3

2. Ассоциативная теория памяти………………………………………………...3

3. Гештальттеория памяти………………………………………………………..9

4. Смысловая  теория памяти……………………………………………………11

5. Психоаналитическая  теория памяти…………………………………………14

6. Опросы  и тестирования в психологии……………………………………….17

7. Список  литературы……………………………………………………………20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Теории  памяти в психологии

1. Ассоциативная теория  памяти  

     В истории психологии уже с давних пор предпринимались попытки  объяснить связь психических  процессов при запоминании и  воспроизведении. Еще Аристотель пытался вывести принципы, по которым наши представления могут связываться друг с другом. Эти принципы, названные в последствии принципами ассоциации, получили широкое распространение в психологии. Эти принципы таковы:

  • Ассоциация по смежности. Образы восприятия или какие-либо представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними. Например, образ школьного товарища может вызвать в памяти события из нашей жизни, имеющие положительную или отрицательную окраску.
  • Ассоциация по сходству. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления, сходные с ними по каким-либо признакам. Например, при виде портрета человека возникает представление о нем самом. 
  • Ассоциация по контрасту. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления в каком-нибудь отношении противоположные им, контрастирующие с ними. Например, представив что-нибудь черное, мы можем тем самым вызвать в представлении образ карлика.

      Существование ассоциаций связано с тем, что  предметы и явления действительно  запечатлеваются и воспроизводятся  не изолированно друг от друга, а в  связи друг с другом. Воспроизведение  одних влечет за собой воспроизведение  других, что обуславливается объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения.

     Следует отметить, что собственно психологические  учения о памяти намного старше ее медицинского, генетического, биохимического и кибернетического исследования.

     Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, была ассоциативная  теория. Она возникла в XVII в., активно  разрабатывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное распространение и признание получила в Англии и в Германии.

     В основе данной теории лежит понятие  ассоциации – связи между отдельными психическими феноменами, разработанное  Г.Эббингаузом в работе "О памяти", а также Г.Мюллером, А.Пильцекером и др. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости.

     Благодаря этой теории были открыты и описаны многие механизмы и законы памяти, например закон забывания Г.Эббингауза. 

     Немецкий  учений  Г.Эббингауз пользовался  рядами бессмысленных слогов, состоящих  из трех букв (одной гласной, расположенной  между двумя согласными, например туг – фал – дор – сэт), с выключением всех тех комбинаций, которые давали какое-либо осмысленное слово. В подборе такого материала Эббингауз руководился стремлением получить однородный материал и создать единообразные условия для различных испытуемых. Отсутствие осмысленного содержания в заучиваемом материале и смысловых связей в нем было для Эббингауза несущественно, потому что для него процесс воспроизведения определялся фактом создающей ассоциативные связи внешней смежности заучиваемого материала.

     Г.Эббингауз, П.Радоссавлевич, А.Пьерон и другие исследовали ход забывания как  функцию времени, прошедшего с момента  заучивания. Выучив некоторый материал, Эббингауз по прошествии определенного  времени, в течение которого этот материал частично забывался, приступал к его доучиванию. Величина сохранившегося определялась следующим образом: бралась разница в продолжительности первоначального и вторичного выучивания и вычислялось процентное отношение этой разности к продолжительности первоначального заучивания.

     Опыты Эббингауза дали следующие результаты: после 20 минут сохранилось 59,2% запоминавшегося  материала, после 1 часа – 44,2%, после 9 часов  – 35,8%, после 1 дня – 33,7%, после 2 дней – 27,8%, после 3 дней – 25,4%, после 31 дня  – 21,1%.

     В соответствии с законом забывания, выведенным на основе опытов с запоминанием трехбуквенных бессмысленных слогов, забывание после первого безошибочного повторения серии таких слогов идет вначале довольно быстро.

     Г.Эббингауз  вывел следующие закономерности запоминания, установленные в исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной слабо организованный в смысловом плане материал.

     1. Сравнительно простые события  в жизни, которые производят  особенно сильное впечатление  на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.

     2. Более сложные и менее интересные  события человек может переживать  десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.

     3. При пристальном внимании к  событию достаточно бывает его  однократного переживания, чтобы  в дальнейшем точно и в нужном  порядке воспроизвести по памяти  его основные моменты.

     4. Человек может объективно правильно  воспроизводить события, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.

     5. Если увеличить число членов  запоминаемого ряда до количества, превышающего максимальный объем кратковременной памяти, то число правильно воспроизведенных членов этого ряда после однократного его предъявления уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти. Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и количество необходимых для его запоминания повторений.

     6. Предварительное  повторение материала, который  подлежит заучиванию (повторение  без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.

     7. При запоминании длинного ряда  лучше всего по памяти воспроизводятся  его начало и конец ("эффект края").

     8. Для ассоциативной связи впечатлений  и их последующего воспроизводства  особо важным представляется  то, являются ли они разрозненными  или составляют логически связанное  целое.

     9. Повторение подряд заучиваемого  материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени, например в течение нескольких часов или дней.

     10. Новое повторение способствует  лучшему запоминанию того, что  было выучено раньше.

     11. С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем отсутствие достаточного внимания не может быть возмещено увеличением числа повторений.

     12. То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.

     13. Редкие, странные, необычные впечатления  запоминаются лучше, чем привычные,  часто встречающиеся.

     14. Любое новое впечатление, полученное  человеком, не остается в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.

     Ставшая классической и вошедшая во все руководства кривая забывания по Эббингаузу получена, однако, для случая забывания бессмысленных слогов. Поэтому она не может выражать общего закона запоминания и забывания любого материала. Если бы она выражала общий закон, то педагогическая работа по закреплению знаний была бы сизифовым трудом. Результаты, полученные Эббингаузом и его продолжателями, характеризуют лишь ход забывания логически не связанного, не осмысленного материала.

     Отдельные элементы информации согласно ассоциативной  теории запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых ассоциациях с другими.

     Со  временем ассоциативная теория столкнулась  с рядом трудноразрешимых проблем, основной из которых явилось объяснение избирательности человеческой памяти. Ассоциации образуются на случайной основе, а память из всей поступающей и хранящейся в мозге человека выбирает всегда определенную информацию. Понадобилось ввести в теоретическое объяснение мнемических процессов еще один фактор, объясняющий целенаправленный характер соответствующих процессов.

     Тем не менее ассоциативная теория памяти дала много полезного для познания ее законов. В русле этой теории было установлено, как изменяется количество запоминающихся элементов при разном числе повторений предъявляемого ряда и в зависимости от распределения элементов во времени; как сохраняются в памяти элементы запоминаемого ряда в зависимости от времени, прошедшего между заучиванием и воспроизведением.

     Г.Эббингаузу, Г.Мюллеру, А.Пильцеккеру и другим авторам ассоциативной теории принадлежит разработка методов исследования процессов заучивания и сохранения, получивших название классических. К ним относятся: метод измерения объема непосредственной памяти, метод удержанных членов ряда, метод заучивания, метод антиципации, метод удачных (или свободных) ответов, метод тождественных рядов, метод последовательного воспроизведения, метод сбережения. Классические методы и их элементы широко используются в современных исследованиях памяти наряду с большим числом новых методик.

     Учение  об ассоциации получило широкое распространение  в психологи, особенно в ассоциативной (Д. Юм, У. Джемс, Г. Спенсер). В большинстве  случаев теория ассоциативной психологии представляют собой вариант механической трактовки психический явлений. Подлинно научное обоснование принципа ассоциаций и раскрытие их закономерностей было дано И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. По Павлову, ассоциация – временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей.

     В настоящее время большинство  исследователей рассматривает ассоциации лишь как один из феноменов памяти, а не как основной и единственный механизм. Ассоциативные связи играют, несомненно, значительную роль, особенно в элементарных формах памяти; однако работа памяти в целом, особенно высшие формы памяти у человека, несводимы к одним лишь ассоциациям и не могут быть безостаточно объяснены ассоциативной теорией. Помимо ассоциативных связей по смежности, в работе человеческой памяти, в процессах запоминания, припоминания, воспроизведения существенную роль играют смысловые связи. Память человека носит осмысленный характер.

Информация о работе Контрольная работа по «Психологии и педагогике»