Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 14:00, контрольная работа
Психология обладает особыми качествами по сравнению с другими научными дисциплинами. Как системой знаний ею владеют немногие. Однако с областью явлений, изучаемых этой наукой, сталкиваются все: она представлена в виде наших собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, потребностей, эмоций, сновидений и т. п. Психология (psyche - душа, logos - учение, наука) как раз и изучает этот мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.
1 Основные направления развития психологии в XX веке.................... 2
Введение ..................................................................................................... 2
1 Общая характеристика ситуации в психологии в начале XX столетия......................................................................................................
3
2 Периодизация кризиса в психологии........................................................ 4
3 Основные научные школы в психологии периода кризиса в психологии.................................................................................................
7
3.1. Бихевиоризм ............................................................................................. 7
3.2. Классический психоанализ ..................................................................... 8
3.3. Французская социологическая школа ................................................... 10
3.4. Описательная (понимающая) психология......................................... 11
Заключение.................................................................................................. 14
2 Практическое задание: составить блок схему: «Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения студентов».....
15
Список использованной литературы........................................................ 16
К
представителям французской психологической
школы относятся Морис
Значение французской социологической
школы заключается не столько в развиваемых
ею представлениях о типах мышления, -
как раз это и подвергалось критике, - сколько
в выдвижении нового - исторического -
подхода к исследованию человеческой
психики. Проблема преобразования человеческой
психики в ходе исторического развития
общества получила последующее развитие
как во Франции (К. Леви-Строс, А. Валлон,
историческая психология И. Мейерсона),
так и в других странах.
В
период открытого кризиса о новом
подходе к изучению духовного
мира человека заявил немецкий философ Вильгельм Дильтей (1833-1911), основатель
«философии жизни». Он выступил с критикой
академических философских школ и с притязаниями
на новое мировоззрение, основанное на
самой жизни, этой единственной реальности,
постигаемой посредством творческих инстинктов
и гениальной интуиции. Свои психологические
взгляды ученый изложил в работе «Описательная
психология» (1894).
Деятельность В. Дильтея протекала в ситуации
острых дискуссий о методологии исторического
и гуманитарного знания, так называемых
наук о духе. Согласно Дильтею, все эти
науки о духе должны базироваться на психологии.
Он исходил из положения о том, что все
«культурные системы - хозяйство, право,
религия, искусство и наука - и как внешняя
организация общества в союзе семьи, общины,
церкви, государства возникли из живой
связи человеческой души» и они «не могут,
в конце концов, быть поняты иначе, как
из того же источника. Психические факты
образуют их важнейшую составную часть,
и потому они не могут быть рассматриваемы
без психического анализа»[3]. Вследствие
психологизации трактовки общества, исторического
процесса и наук о духе оказывалось, что
«развитие отдельных наук о духе связано
с разработкой психологии».
Однако
существующая психология (объяснительная
- в терминологии Дильтея) была подвергнута
ученым сокрушительной критике, ибо
«метод объяснительной науки возник из
неправомерного распространения естественно-научных
понятий на область душевной жизни»[3],
как естествознание рассматривалось как
единственно подлинная форма научного
знания. Естественно-научная ориентация
психологии, особенно в период ее становления
как самостоятельной науки, получает у
Дильтея отрицательную оценку. Критике
подвергались принципы объяснительной
психологии, ее гипотезы, представления
об элементах - атомах и их ассоциациях
и др., которые нельзя доказать. Ее предметом
не является полнота человеческой природы
- объяснительная психология не может
объяснить подлинную жизнь души, потому
что занимается незначительными феноменами
и трактует их неправильно.
В то же время описательная психология
«должна исходить из развития душевной
жизни, а не выводить ее из элементарных
процессов… Ход такой психологии должен
быть исключительно описательным», а ее
предметом должны явиться развитой человек
и полнота готовой душевной жизни. Последняя
должна быть понята, описана и анализирована
во всей цельности ее»[3].
Эксперимент в психологии возможен, но
только в пограничных областях душевной
жизни, в центральных же - нет. Здесь позиция
Дильтея сходна с вундтовской: вводя в
психологию эксперимент, Вундт так же
ограничивал его применение областью
лишь простейших психических процессов.
Противопоставление понимания и объяснения
- центральный методологический принцип
описательной психологии. Это противопоставление
явилось формой критики натурализации
в психологическом исследовании, которая
свойственна естественно-научно ориентированной
психологии. Понимание как метод понимающей
психологии принципиально отлично от интроспекции. Интроспекция ограничивает
познающего содержанием его сознания,
закрывая выход в сферу объективного.
Понимание не тождественно и рациональному
познанию в понятиях: описательная психология
обязана выяснить невозможность того,
чтобы переживания были возведены в понятия.
Понять - значит оценить субъективные
переживания как осмысленные, включить
субъективные переживания в более широкие
смысловые связи, которые определяют их.
Эти связи находятся вне субъекта, в духовной
культуре, воплощенной в искусстве, религии,
морали, праве.
Попытка Дильтея пойти в психологии по
линии соотнесения структуры отдельной
личности с духовными ценностями общества
не создавала адекватных методических
и методологических средств для изучения
психики человека, поскольку, развитие
высших психических функций представлено
в ней как чисто духовный процесс, да и
сами эти сферы культуры возникают в силу
чисто духовного процесса, внутреннего
самодвижения духа. Развитие душевной
жизни, по мнению Дильтея, происходит в
условиях развития тела и зависит от связи
с окружающим миром - физической и духовной
средой. Движущей силой развития являются
чувства и побуждения. Развитие складывается
из отдельных жизненных состояний, каждое
из которых стремится добыть и задержать
свою жизненную ценность. Каждый возраст
характеризуется направленностью на свои
ценности и, более того, «всякий период
жизни обладает самостоятельной ценностью,
ибо каждый из них… способен быть исполненным
ожидающими, повышающими и расширяющими
существование чувствами»[3]. В детстве
игра является необходимым проявлением
жизни. В юношеском возрасте складываются
идеалы жизни, границы которых не испытаны.
В зрелости происходит сознание действительных
ценностей. В старости человеку открываются
особо значительные ценности. Произведения,
созданные в старости, отличаются особой
возвышенностью. Развитие состоит в переходе
от элементарных к более высоким ценностям,
ибо «с поступательным течением жизни
развивается все более расчлененный склад
душевной жизни, которому доступны все
высшие соединения»[3].
Мысли В.
Дильтея о том,
что всякий период жизни обладает самостоятельной
ценностью, созвучны современным представлениям
о качественном своеобразии и непреходящей
ценности отдельных периодов детства,
уникальных возможностей, создаваемых
ими для формирования соответствующих
психических процессов и качеств.
Идеи В. Дильтея получили развитие в духовно-научной
психологии Эдуарда Шпрангера (1882-1963).
Ее задачей является исследование отношения
индивидуальной духовной структуры субъекта
к структуре объективного духа (предмет
общей психологии как науки о духе) и выявление
типов, или форм, смысловой направленности,
получивших название «форм жизни» (предмет
дифференциальной психологии как науки
о духе).
Э. Шпрангер выделяет шесть типов объективных
ценностей:
Описательная
(понимающая) психология открыто противопоставляет
себя естественным наукам и носит
умозрительный характер. Ее вывод
о невозможности естественно-
Заключение
Таким образом, период открытого кризиса
привел к достаточно широкому развитию
вариантов интерпретации
2.
Практическое задание:
составить блок
схему: «Методы стимулирования
и мотивации деятельности
и поведения студентов»
3. Верно ли, что реминисценция- образ ранее воспринятого?
А) верно
Б)
нет
4.
Верно ли, что воображение- процесс
создания новых образов путем
переработки материала
А) верно
Б)
нет
5. Исключите лишнее. Функции обучения:
А) образовательная
Б) мотивационная
В) воспитательная
Г)
развивающая
6. Исключите лишнее. Существуют следующие виды бесед:
А) эвристическая
Б) сообщающая
В) мобилизующая
Г) закрепляющая
Д) индивидуальная
Е) фронтальная
7.
Продолжите определение:
Список
использованной литературы
Информация о работе Контрольная работа по «Педагогике и психологии»