Контрольная работа по «Педагогике и психологии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 14:00, контрольная работа

Описание работы

Психология обладает особыми качествами по сравнению с другими научными дисциплинами. Как системой знаний ею владеют немногие. Однако с областью явлений, изучаемых этой наукой, сталкиваются все: она представлена в виде наших собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, потребностей, эмоций, сновидений и т. п. Психология (psyche - душа, logos - учение, наука) как раз и изучает этот мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.

Содержание

1 Основные направления развития психологии в XX веке.................... 2
Введение ..................................................................................................... 2
1 Общая характеристика ситуации в психологии в начале XX столетия......................................................................................................
3
2 Периодизация кризиса в психологии........................................................ 4
3 Основные научные школы в психологии периода кризиса в психологии.................................................................................................
7
3.1. Бихевиоризм ............................................................................................. 7
3.2. Классический психоанализ ..................................................................... 8
3.3. Французская социологическая школа ................................................... 10
3.4. Описательная (понимающая) психология......................................... 11
Заключение.................................................................................................. 14
2 Практическое задание: составить блок схему: «Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения студентов».....
15
Список использованной литературы........................................................ 16

Работа содержит 1 файл

Контрольная психология и педагогика 6 вариант .doc

— 171.00 Кб (Скачать)

       К представителям французской психологической  школы относятся Морис Гальбвакс (1877-1945) и Шарль Блондель (1876-1939). Первый на материале памяти, а второй применительно к аффективно-волевой сфере утверждали социальный характер всей психики человека. 
          Значение французской социологической школы заключается не столько в развиваемых ею представлениях о типах мышления, - как раз это и подвергалось критике, - сколько в выдвижении нового - исторического - подхода к исследованию человеческой психики. Проблема преобразования человеческой психики в ходе исторического развития общества получила последующее развитие как во Франции (К. Леви-Строс, А. Валлон, историческая психология И. Мейерсона), так и в других странах
.

       3.4. Описательная (понимающая) психология

 

       В период открытого кризиса о новом  подходе к изучению духовного  мира человека заявил немецкий философ Вильгельм Дильтей (1833-1911), основатель «философии жизни». Он выступил с критикой академических философских школ и с притязаниями на новое мировоззрение, основанное на самой жизни, этой единственной реальности, постигаемой посредством творческих инстинктов и гениальной интуиции. Свои психологические взгляды ученый изложил в работе «Описательная психология» (1894). 
          Деятельность В. Дильтея протекала в ситуации острых дискуссий о методологии исторического и гуманитарного знания, так называемых наук о духе. Согласно Дильтею, все эти науки о духе должны базироваться на психологии. 
          Он исходил из положения о том, что все «культурные системы - хозяйство, право, религия, искусство и наука - и как внешняя организация общества в союзе семьи, общины, церкви, государства возникли из живой связи человеческой души» и они «не могут, в конце концов, быть поняты иначе, как из того же источника. Психические факты образуют их важнейшую составную часть, и потому они не могут быть рассматриваемы без психического анализа»[3]. Вследствие психологизации трактовки общества, исторического процесса и наук о духе оказывалось, что «развитие отдельных наук о духе связано с разработкой психологии».

       Однако  существующая психология (объяснительная - в терминологии Дильтея) была подвергнута  ученым сокрушительной критике, ибо  «метод объяснительной науки возник из неправомерного распространения естественно-научных понятий на область душевной жизни»[3], как естествознание рассматривалось как единственно подлинная форма научного знания. Естественно-научная ориентация психологии, особенно в период ее становления как самостоятельной науки, получает у Дильтея отрицательную оценку. Критике подвергались принципы объяснительной психологии, ее гипотезы, представления об элементах - атомах и их ассоциациях и др., которые нельзя доказать. Ее предметом не является полнота человеческой природы - объяснительная психология не может объяснить подлинную жизнь души, потому что занимается незначительными феноменами и трактует их неправильно. 
          В то же время описательная психология «должна исходить из развития душевной жизни, а не выводить ее из элементарных процессов… Ход такой психологии должен быть исключительно описательным», а ее предметом должны явиться развитой человек и полнота готовой душевной жизни. Последняя должна быть понята, описана и анализирована во всей цельности ее»[3].  
          Эксперимент в психологии возможен, но только в пограничных областях душевной жизни, в центральных же - нет. Здесь позиция Дильтея сходна с вундтовской: вводя в психологию эксперимент, Вундт так же ограничивал его применение областью лишь простейших психических процессов. 
          Противопоставление понимания и объяснения - центральный методологический принцип описательной психологии. Это противопоставление явилось формой критики натурализации в психологическом исследовании, которая свойственна естественно-научно ориентированной психологии. Понимание как метод понимающей психологии принципиально отлично от
интроспекции. Интроспекция ограничивает познающего содержанием его сознания, закрывая выход в сферу объективного. Понимание не тождественно и рациональному познанию в понятиях: описательная психология обязана выяснить невозможность того, чтобы переживания были возведены в понятия. Понять - значит оценить субъективные переживания как осмысленные, включить субъективные переживания в более широкие смысловые связи, которые определяют их. Эти связи находятся вне субъекта, в духовной культуре, воплощенной в искусстве, религии, морали, праве. 
          Попытка Дильтея пойти в психологии по линии соотнесения структуры отдельной личности с духовными ценностями общества не создавала адекватных методических и методологических средств для изучения психики человека, поскольку, развитие высших психических функций представлено в ней как чисто духовный процесс, да и сами эти сферы культуры возникают в силу чисто духовного процесса, внутреннего самодвижения духа. Развитие душевной жизни, по мнению Дильтея, происходит в условиях развития тела и зависит от связи с окружающим миром - физической и духовной средой. Движущей силой развития являются чувства и побуждения. Развитие складывается из отдельных жизненных состояний, каждое из которых стремится добыть и задержать свою жизненную ценность. Каждый возраст характеризуется направленностью на свои ценности и, более того, «всякий период жизни обладает самостоятельной ценностью, ибо каждый из них… способен быть исполненным ожидающими, повышающими и расширяющими существование чувствами»[3]. В детстве игра является необходимым проявлением жизни. В юношеском возрасте складываются идеалы жизни, границы которых не испытаны. В зрелости происходит сознание действительных ценностей. В старости человеку открываются особо значительные ценности. Произведения, созданные в старости, отличаются особой возвышенностью. Развитие состоит в переходе от элементарных к более высоким ценностям, ибо «с поступательным течением жизни развивается все более расчлененный склад душевной жизни, которому доступны все высшие соединения»[3]. 
          Мысли
В. Дильтея о том, что всякий период жизни обладает самостоятельной ценностью, созвучны современным представлениям о качественном своеобразии и непреходящей ценности отдельных периодов детства, уникальных возможностей, создаваемых ими для формирования соответствующих психических процессов и качеств. 
          Идеи В. Дильтея получили развитие в духовно-научной психологии Эдуарда Шпрангера (1882-1963). Ее задачей является исследование отношения индивидуальной духовной структуры субъекта к структуре объективного духа (предмет общей психологии как науки о духе) и выявление типов, или форм, смысловой направленности, получивших название «форм жизни» (предмет дифференциальной психологии как науки о духе). 
          Э. Шпрангер выделяет шесть типов объективных ценностей:

  • теоретические (область науки, проблема истинности);
  • экономические (материальные блага, полезность);
  • эстетические (стремление к оформлению, выражению своих впечатлений, к самовыражению);
  • социальные (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни, чувство себя в другом);
  • политические (власть как ценность);
  • религиозные (смысл жизни).

       Описательная (понимающая) психология открыто противопоставляет  себя естественным наукам и носит  умозрительный характер. Ее вывод  о невозможности естественно-научного объяснения в психологии звучит возвращением к старой идеалистической психологии как науке о душе. Предпринятая в этом направлении попытка соотнести структуру отдельной личности с духовными ценностями и формами культуры, созданными исторически, в силу идеалистического их понимания представляла развитие высших психических функций как чисто духовный процесс.

       Заключение

        
          Таким образом, период открытого кризиса  привел к достаточно широкому развитию вариантов интерпретации сущности и задач психологического познания. Многие направления психологии впоследствии изменили свои исходные основания, трансформировавшись в научные теории с приставкой нео-:
неофрейдизм, необихевиоризм и т.д. В то же время, например гештальт-психология, еще одно из важных направлений психологической мысли первой трети XX столетия, сформировавшаяся в рамках изучения проблем мышления, впоследствии трансформировалась в теорию личности, сохранив и расширив исходные постулаты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2. Практическое задание:  составить блок  схему: «Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения студентов» 

         

       3. Верно ли, что реминисценция- образ  ранее воспринятого?

       А) верно

       Б) нет 

       4. Верно ли, что воображение- процесс  создания новых образов путем  переработки материала восприятий  и представлений. Полученных в  предыдущем опыте?

       А) верно

       Б) нет 

       5. Исключите лишнее. Функции обучения:

       А) образовательная

       Б) мотивационная

       В) воспитательная

       Г) развивающая 

       6. Исключите лишнее. Существуют следующие  виды бесед:

       А) эвристическая

       Б) сообщающая

       В) мобилизующая

       Г) закрепляющая

       Д) индивидуальная

       Е) фронтальная

       7. Продолжите определение: интроверсия  - направленность личности на ее внутренний мир

       Список  использованной литературы 

       
  1. Выготский, Л.С. История развития высших психических  функций // Л.С. Выготский : Развитие высших психических функций. -М.: Прогресс,1960. -516 с.  - ISBN 5-248-00144-7.
  2. Выготский, Л.С. Современные течения в психологии // Л.С. Выготский: Развитие высших психических функций. -М.: Изд-во АПН РСФСР,1960. -314 с. - ISBN 5-267-00279-8.
  3. Дильтей, В. Описательная психология // История психологии ( 10-е – 30-е гг. период открытого кризиса). В.Дильтей: Тексты. 2-е изд. / под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. -СПб.: Алетейя, 1996. - 160 с. - ISBN: 5-8323-0086-6.
  4. Ждан, А.Н. Общая характеристика состояния зарубежной психологии в период открытого кризиса (начало 10-х – середина 30-х годов ХХ в. // История психологии (10-е – 30-е гг. Период открытого кризиса). А.Н.Ждан: Тексты. 2-е изд. / под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. -М.:Инфра-М, 1992. -192 с.- ISBN 978-5-94755-246-1.
  5. Ждан, А.Н. История психологии: Учебник. – М.: Изд-ва МГУ, 1990. -367 с.- ISBN 5-211-01027-2.
  6. Психология экспериментальная: энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат / Н.Н.Ланге. – 7-е изд. – М.,1929. Т.33. – 836 с.- ISBN 5-85270-028-2.
  7. Педагогика: учебн. пособие для студ. высш.пед. учебн. заведений / В.А.Сластенин [и др.]; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 576 с. - ISBN 5-7695-0947-3.
  8. Уотсон, Дж.Б. Бихевиоризм // История психологии (10-е – 30-е гг. Период открытого кризиса). Дж.Б.Уотсон: Тексты. 2-е изд. / Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М., 1992.- ISBN 1-4051-2611-6.

Информация о работе Контрольная работа по «Педагогике и психологии»