Контрольная работа по «Педагогике и психологии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 14:00, контрольная работа

Описание работы

Психология обладает особыми качествами по сравнению с другими научными дисциплинами. Как системой знаний ею владеют немногие. Однако с областью явлений, изучаемых этой наукой, сталкиваются все: она представлена в виде наших собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, потребностей, эмоций, сновидений и т. п. Психология (psyche - душа, logos - учение, наука) как раз и изучает этот мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.

Содержание

1 Основные направления развития психологии в XX веке.................... 2
Введение ..................................................................................................... 2
1 Общая характеристика ситуации в психологии в начале XX столетия......................................................................................................
3
2 Периодизация кризиса в психологии........................................................ 4
3 Основные научные школы в психологии периода кризиса в психологии.................................................................................................
7
3.1. Бихевиоризм ............................................................................................. 7
3.2. Классический психоанализ ..................................................................... 8
3.3. Французская социологическая школа ................................................... 10
3.4. Описательная (понимающая) психология......................................... 11
Заключение.................................................................................................. 14
2 Практическое задание: составить блок схему: «Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения студентов».....
15
Список использованной литературы........................................................ 16

Работа содержит 1 файл

Контрольная психология и педагогика 6 вариант .doc

— 171.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

      Бузулукский гуманитарно-технологический институт                

(филиал) государственного образовательного  учреждения                             высшего профессионального образования  -

«Оренбургский государственный университет» 

Факультет дистанционного обучения

 

Кафедра педагогики и психологии 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА 

по дисциплине «Педагогика и психология»

Вариант 6 
 

                                                Руководитель работы

                                                _____________Омельяненко Л.А

                  «_____»______________2011г.

                                                Исполнитель

                                                                        Студент группа ______

        __________________Егоров В. Н

                  «_____»_____________2011г

                                                                                                Нормоконтролер_____________

«_____»_______________2011г. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Бузулук 2011

Содержание 

1 Основные направления развития психологии в XX  веке.................... 2
Введение ..................................................................................................... 2
1 Общая характеристика ситуации в психологии в начале XX столетия......................................................................................................  
3
2 Периодизация кризиса в психологии........................................................ 4
3 Основные  научные школы в психологии  периода кризиса в психологии.................................................................................................  
7
3.1. Бихевиоризм ............................................................................................. 7
3.2. Классический психоанализ ..................................................................... 8
3.3. Французская социологическая школа ................................................... 10
3.4. Описательная (понимающая) психология......................................... 11
Заключение.................................................................................................. 14
2 Практическое задание: составить блок схему: «Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения студентов».....  
15
Список  использованной литературы........................................................ 16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Основные  направления развития психологии в XX  веке.
 

      Введение 

       Психология  обладает особыми качествами по сравнению  с другими научными дисциплинами. Как системой знаний ею владеют немногие. Однако с областью явлений, изучаемых этой наукой, сталкиваются все: она представлена в виде наших собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, потребностей, эмоций, сновидений и т. п. Психология (psyche - душа, logos - учение, наука) как раз и изучает этот мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.

       Однако  тут необходимы некоторые уточнения. Предмет и задачи психологии в разные времена и разными учеными мыслились по-разному. Кроме того, названные выше субъективные явления (явления человеческой души, «внутреннего» мира) становятся предметом рассмотрения не только психологии, но и логики, педагогики, физиологии и других наук. Что же характерно для подхода к ним психологии?

       Одна  из точек зрения на этот счет такова. Психология изучает преимущественно  ориентировочную функцию душевных (психических) явлений, т. е. участие  их в анализе проблемной (новой  для субъекта, необычной) ситуации, построении внутреннего (мысленного) плана последующего действия, контроля за его ходом. Поясним сказанное на примере. Мы дышим, как правило, лишь за счет чисто физиологической (внепсихической) регуляции дыхания. Однако, когда в комнате становится «невыносимо» душно, начинает «работать» психика: оцениваются факторы данной ситуации, устанавливается их связь, определяется путь ее изменения («открыть окно или выйти из комнаты») и т. д., т. е. осуществляется ориентировка в плане образа изменившейся ситуации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1 Общая характеристика  ситуации в психологии  в начале XX столетия 

       Развитие  психологии как экспериментальной  науки, получение новых эмпирических данных, борьба мнений в теоретической  области психологии, расширение областей практического применения психологии, рост числа собственно прикладных психологических исследований в конце XIX - первые десятилетия XX в. приводило к росту противоречий между субъективно-идеалистическими методологическими основаниями и конкретно-научными результатами проводимых исследований.

       Подобная  ситуация, когда теория начала существенно  отставать в своем объяснении данных психологических исследований, а порой оказывалась и просто неадекватной им, привела к ситуации кризиса в психологии. По оценке Л.С. Выготского, это был кризис методологических основ психологии и он являлся «выражением того факта, что психология как наука в своем практическом продвижении вперед в свете требований, предъявляемых ей практикой, переросла возможности, допускавшиеся теми методологическими основаниями, на которых начинала строиться психология в конце XVIII - начале XIX века» [1].

       Кризис  в психологии совпал с периодом обострения экономических и социально-политических противоречий в буржуазном обществе, обусловленным его переходом к империализму. Рост производства сопровождался качественными изменениями в экономике, политике и идеологии, развитием процесса концентрации капитала и господства монополий и финансовой олигархии, агрессивной внешней политикой, направленной на перераспределение колоний и рынков сбыта путем империалистических войн, среди которых Первая мировая война 1914-1918 гг. явилась первым из величайших социальных потрясений XX в. 
          Углубление и обострение в обществе противоречий, которые являются результатом господства монополий и финансовой олигархии, привели к образованию массовых политических движений, течений и партий, к обострению борьбы между разными общественными группами и классами, и прежде всего между буржуазией и рабочим классом. Вместе с этим происходит процесс превращения буржуазии из прогрессивного класса в консервативный и даже реакционный. Естественно, что это обстоятельство нашло свое отражение в больших изменениях буржуазной идеологии. Вскоре после окончания Первой мировой войны происходит социалистическая революция 1917 г. в России и отмечается революционный подъем в ряде европейских стран.

       Источником появления психологии явились запросы практики, необходимость ответить на которые привела как к осознанию недостаточности прежних теоретических взглядов, развиваемых эмпирической интроспективной ассоцианистической психологией, так и к появлению новых направлений в исследованиях исследований и новых концепций. Как и в естествознании, открытый кризис в психологии явился свидетельством развития этой науки.

       Преобразование представлений о природе, о закономерностях в развитии психики и сознания на основе и в результате мощного развития собственно психологического эксперимента, применение психологических знаний к различным областям науки и практики - медицинской, педагогической, области производства, транспорта, торговли, военного дела и др., развитие объективных исследований в детской психологии и зоопсихологии способствовали возникновению ряда новых направлений, которые ставили своей задачей изменение представлений о теоретических основах психологической науки.

       Таким образом, можно говорить о трех группах  факторов и условий, в контексте которых возник и развивался кризис в психологии: общественно и культурно исторические, положение в науке и философии и ситуация в самой психологической науке. 

       2 Периодизация кризиса в психологии

       Строго говоря, начало кризиса можно датировать началом  развития психологии как экспериментальной науки. А.Н. Ждан обозначает его как первый период кризиса - период возникновения кризисной ситуации - и указывает его границы: третья четверть 70-х гг. XIX в. - первое десятилетие XX в. [4]. Теоретические идеи, на которых базировалась психология Вундта, наиболее распространенное направление в европейской психологии во второй половине XIX в., с момента своего обоснования отличались двойственностью. Введя в психологию эксперимент (что было, несомненно, позитивным фактом), Вундт, вместе с тем, ограничил возможности его применения областью только элементарных процессов. К тому же и сам эксперимент, перенесенный в психологию из пограничных областей - физиологии органов чувств, психофизики и психометрии,- сохранил свойственный этим областям физиологический характер и был лишь дополнен данными самонаблюдения. Однако вскоре после возникновения эксперимента он не только проникает практически во все области психологии, но меняется и его характер: из физиологического, каким он был по преимуществу у Вундта, он превращается в собственно психологический эксперимент у Эббингауза и других психологов. Чем успешнее шло в психологии внедрение эксперимента, чем обширнее была область изучаемых ею явлений, тем более очевидным становилось, что не сознание является предметом психологической науки, и не интроспекция - ее основным методом. Таким образом, кризис центрировался вокруг проблемы сознания и явился итогом развития психологии как науки о сознании. 
          
В начале 10-х гг. XX в. психология вступила во второй период кризиса - собственно период «открытого кризиса», который продолжался до середины 30-х гг. XX в. и был связан с возникновением новых теоретических направлений психологии, пришедших на смену ассоцианистической вундтовской психологии и заявивших о себе как о новых общепсихологических теориях.

       Развитие  эксперимента сопровождалось быстрым  накоплением новых фактов, которые  требовали и новых теоретических обобщений. В Европе, наряду с психологией Вундта и в полемике с ней, рождается психология актов Ф. Брентано, формируется психология функций К. Штумпфа, оформляется вюрцбургская школа психологии мышления и др. В Америке, наряду с психологией Э. Титченера, продолжающего идеи В. Вундта, большое влияние получили система В. Джемса и сформировавшийся на ее основе функционализм, а также объективные направления в исследованиях на животных (Э. Торндайк). Тем самым на смену господствующему ассоцианизму Вундта и его американскому варианту - структурализму, приходят функционализм, бихевиоризм и гештальт-психология, которые в первые десятилетия XX столетия оформляются как ведущие мировые психологические системы.

       Содержательную  характеристику этого периода в  развитии зарубежной психологии дал Н.Н. Ланге: «В этом огромном и новом движении, при явном разрушении прежних схем и еще недостаточной определенности новых категорий, при, так сказать, бродячем и хаотическом накоплении новых терминов и понятий, в которых даже специалисту не всегда легко разобраться, мы получаем такое впечатление, будто самый объект науки - психическая жизнь - изменился и открывает перед нами такие новые стороны, которых раньше мы совсем не замечали, так что для описания их прежняя психологическая терминология оказывается совершенно недостаточной». При этом ученый подчеркивает, что характерной чертой возникающих новых направлений являются: «крайнее разнообразие течений, отсутствие общепризнанной системы науки, огромные принципиальные различия между отдельными психологическими школами. Все признают ассоцианизм и сенсуализм недостаточными, но чем заменить прежние, столь простые и ясные, хотя и узкие психологические схемы - на это каждая «школа» отвечает по-своему. Ныне общей, т. е. общепризнанной системы в нашей науке не существует. Она исчезла вместе с ассоцианизмом. Психолог наших дней подобен Приаму, сидящему на развалинах Трои»[6].

       Основным  содержанием периода открытого  кризиса было возникновение новых  психологических направлений, оказавших (и продолжающих оказывать) большое влияние на современную психологию. Это такие направления психологической мысли, как бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология, французская социологическая школа, понимающая (описательная) психология. Каждое из этих направлений выступило против основных положений традиционной психологии, основы которой были заложены еще в XVII в. Декартом и Локком и которая сохранила свои наиболее существенные черты на протяжении XVIII-XIX вв.

       Как указывает А.Н. Ждан [4], основные положения этой психологии сводились к следующим идеям:

  • Психика отождествляется с сознанием.
  • Область сознания противопоставляется остальным явлениям действительности и отделяется от них «пропастью». Возникает проблема соотношения психического как идеального мира с материальным миром (психофизическая проблема) и, в частности, психического с физиологическим (психофизиологическая проблема).
  • Субъективный метод интроспекции считается единственным прямым методом в исследовании сознания.
  • Сенсуалистический атомизм и, как следствие этого, механицизм.
  • Индивидуализм, изучение явлений сознания в пределах индивидуального сознания, которому они непосредственно даны.
  • Бытие психики исчерпывается ее данностью, переживаемой в сознании. Феномены, выступающие в переживании субъекта, выдаются за адекватную и полную картину сознания [4].

Информация о работе Контрольная работа по «Педагогике и психологии»