Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 12:01, контрольная работа
Познавательные психические процессы, состояния и образования выполняют функцию познания и ориентировки человека в окружающем и самом себе. Они ответственны за то, что и как воспринимается и понимается им, какая субъективная картина мира и общества складывается и функционирует в его сознании.
Обучение - целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека. Основное средство подготовки человека к жизни и труду.
Воспитание-
система целенаправленных
воздействий на личность,
развитие, формирование
личности в заданом
воспитанием направлении.
Понятие
эмоций, их роль в
жизнедеятельности
человека. Эмоции и
чувства. Виды эмоций.
Эмоциональные состояния.
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты практической деятельности человека. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете, служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.
Эмоциональные
ощущения биологически в процессе эволюции
закрепились как своеобразный способ
поддержания жизненного процесса в
его оптимальных границах и предупреждают
о разрушающем характере
Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности. Эмоции могут иметь две модальности – положительную и отрицательную.
Положительные: удовольствие, радость, блаженство, восторг, ликование, восхищение, гордость, самодовольство, удовлетворенность собой, уверенность, доверие, уважение, симпатия, нежность, любовь, умиление, благодарность, спокойная совесть, облегчение, состояние безопасности, предвкушение, злорадство, удовлетворенная месть.
Отрицательные: неудовлетворение, горе(скорбь), тоска, печаль(грусть), уныние, скука, отчаяние, огорчение, тревога, боязнь, испуг, страх, ужас, жалость, сострадание, разочарование, досада, обида, гнев, ярость, презрение, возмущение(негодование), неприязнь, зависть, злоба, ненависть, злость, ревность, неуверенность(сомнение), недоверие, смущение, стыд, раскаяние, угрызение совести, нетерпение, горечь, отвращение, омерзение.
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты, настроения и стрессовые ситуации. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, то есть передаются другим людям, сопереживаются.
Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.
Чувства
выполняют в жизни и
Устойчивые чувства умеренной
или слабой силы, действующие
в течение длительного времени,
Аффекты – это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, тем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.
Аффекты,
как правило, препятствуют нормальной
организации поведения, его разумности.
Они способны оставлять сильные
и устойчивые следы в долговременной
памяти. В отличие от аффектов работа
эмоций и чувств связана по преимуществу
с кратковременной и
Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).
Методы
диагностики эмоционального
состояния личности.
Все
психические свойства личности и
эмоциональные состояния
Одной из самых распространенных методик диагностики психологического состояния в отечественной психологии является методика САН, направленный на диагностику самочувствия, активности и настроения, построенный по принципу шкалы Ликерта и содержащий 30 пар высказываний, касающихся психологического состояния (по 10 на каждую шкалу).
Распространенными также является методика, разработанная Ч.Д. Спилбергером и адаптированная Ю.Л.Ханиным, на диагностику личностной тревожности и реактивной. Последняя выступает в качестве психологического состояния.
Среди
наиболее известных опросников на диагностику
психологического состояния можно
еще указать «Опросник нервно-
Интерес представляют три опросника, предложенные В.И.Чирковым: ФПС-1Л (шкала Ликерта; 4 параметра: «мотивация», «настроение», «оценка успеха» и «уровень бодрствования»), ФСП-2Л и ФСП-2Т (соответственно – шкалы Ликерта и Тэрстоуна; 5 параметров: «настроение», «оценка вероятности успеха», «мотивация», «уровень бодрствования» и «отношение к работе».
Существует
и ряд прикладных (по отношению
к разным профессиям) опросников психологического
состояния. В качестве примера модно
указать сборник, в котором опубликован
ряд опросников, касающихся уровня
стресса и тревожности
К
методам, не относящимся к опросникам
можно отнести диагностику
К
опросникам можно отнести еще
и методику Семикина В.В. «Рефлексия»,
позволяющую оценивать также
параметры как функциональный комфорт,
операциональная напряженность, эмоциональная
напряженность, начальная стадия утомления,
состояние выраженного
Управление
эмоциями и эмоциональная
саморегуляция в
педагогическом взаимодействии.
Проблема
эмоциональной саморегуляции –
одна из важнейших психолого-
Результаты
исследований показывают, что синдром
«эмоционального выгорания» при
отсутствии систематической работы
по его профилактике начинает проявляться
у будущих педагогов еще в
период обучения в ВУЗе. Профессиональный
долг обязывает учителя принимать
взвешенные решения, преодолевать раздражительность,
отчаяние, сдерживать вспышки гнева. Однако
внешне сдерживание эмоций не приводит
к успокоению и не способствует психологическому
и физическому здоровью.
Воля и ее основные функции. Волевой акт и его стадии. Волевое усилие и волевые качества.
Понятием «воля» оперируют психиатрия, психология, физиология и философия. В толковом словаре Ожегова воля трактуется как способность осуществлять поставленные перед собой цели.
Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций – побудительной и тормозной и в них себя проявляет.
Волевой акт – сложный, многоступенчатый процесс, включающий потребность (желание), определяющую мотивацию поведения, осознание потребности, борьбу мотивов, выбор способа реализации, запуск реализации, запуск реализации, контроль реализации.
В сложном волевом действии можно выделить 4 основные стадии, или фазы: 1) возникновение побуждения и предварительная постановка цели; 2) стация обсуждения и борьба мотивов;3) решение; 4) исполнение.
Поскольку для живых людей, которым не чужды внутренние противоречия, такие конфликтные ситуации не только возможны, но иногда и неизбежны, очень важно, чтобы человек способен был на усилие. Это тем более важно, что такое усилие бывает по большей части необходимо в случаях волевых решений, которые должны обеспечить торжество более отвлеченных принципиальных мотивов над укоренившимися в нас влечениями.
В зависимости от роли, которую играет при исполнении план, воля бывает более или менее гибкой. У некоторых людей раз принятый план так довлеет над волей, что лишает ее всякой гибкости.
Человек
с сильной, но гибкой волей, никак
не отказываясь от своих конечных
целей, не остановится, однако, перед
тем, чтобы ввести в предварительный
план действий все изменения, которые
в силу вновь обнаружившихся обстоятельств
окажутся необходимыми для достижения
цели.
Изучение
и развитие волевых
качеств ребенка
в процессе обучения
и воспитания.
В
современном образовании, наряду с
традиционными ценностями, знаниями,
умениями и навыками, важнейшее значение
приобретает развитие способностей
ребенка к творческому
Главная
задача – создание максимально благоприятных
условий для самообразования
и саморазвития личности. В процессе
социализации школьников среди теоретических
и практических проблем воспитания
на одно из первых мест выдвигаются
проблемы совершенствования системы
методов формирования личности. Современному
обществу нужны люди, активно развивающие
свои индивидуальные способности к
соответствующему виду деятельности,
способные к самоактуализации и
творческому
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: «Психология и педагогика»