Контрольная работа по дисциплине: «Психология и педагогика»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 12:01, контрольная работа

Описание работы

Познавательные психические процессы, состояния и образования выполняют функцию познания и ориентировки человека в окружающем и самом себе. Они ответственны за то, что и как воспринимается и понимается им, какая субъективная картина мира и общества складывается и функционирует в его сознании.

Работа содержит 1 файл

Психология и педагогика КР.docx

— 37.70 Кб (Скачать)

Обучение - целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека. Основное средство подготовки человека к жизни и труду.

Воспитание- система целенаправленных воздействий на личность, развитие, формирование личности в заданом воспитанием направлении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Понятие эмоций, их роль в  жизнедеятельности  человека. Эмоции и  чувства. Виды эмоций. Эмоциональные состояния. 

       Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты практической деятельности человека. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете, служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

       Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают  значимость тех или иных условий  для удовлетворения актуальных для  них потребностей.

       Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в  его оптимальных границах и предупреждают  о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

        Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности. Эмоции могут иметь две модальности – положительную и отрицательную.

     Положительные: удовольствие, радость, блаженство, восторг, ликование, восхищение, гордость, самодовольство, удовлетворенность собой, уверенность, доверие, уважение, симпатия, нежность, любовь, умиление, благодарность, спокойная совесть, облегчение, состояние безопасности, предвкушение, злорадство, удовлетворенная месть.

     Отрицательные: неудовлетворение, горе(скорбь), тоска, печаль(грусть), уныние, скука, отчаяние, огорчение, тревога, боязнь, испуг, страх, ужас, жалость, сострадание, разочарование, досада, обида, гнев, ярость, презрение, возмущение(негодование), неприязнь, зависть, злоба, ненависть, злость, ревность, неуверенность(сомнение), недоверие, смущение, стыд, раскаяние, угрызение совести, нетерпение, горечь, отвращение, омерзение.

      Основные  эмоциональные состояния, которые  испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты, настроения и стрессовые ситуации. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, выражают смысл  ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, то есть передаются другим людям, сопереживаются.

       Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

       Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими  людьми мотивирующую роль. В отношении  окружающего его мира человек  стремится действовать так, чтобы  подкрепить и усилить свои положительные  чувства. Они всегда связаны с  работой сознания, могут произвольно  регулироваться. Собственно чувства – устойчивые эмоциональные  состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Выделяют моральные чувства (патриотизм, коллективизм, дружба, честь, долг, ответственность, совесть, порядочность, гуманное отношение к людям), интеллектуальные (любопытство, любознательность, пытливость, познание, новое, юмор и другое), эстетические (красота, прекрасное, совершенное, гармония). Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью.

         Устойчивые чувства умеренной  или слабой силы, действующие  в течение длительного времени,  именуются настроениями. Настроение определяет

       Аффекты – это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, тем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

       Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные  и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной  памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения  аффектогенных ситуаций, может накапливаться  и, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной  разрядке, которая, снимая возникшее  напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.

       Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

       Методы  диагностики эмоционального состояния личности. 

       Все психические свойства личности и  эмоциональные состояния исследуются  лишь определенными методами диагностики. Это либо психологические методы диагностики, такие как наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент и  т.д. Или методы исследований в медицине, биологии, физике и химии, когда исследуется  физическое тело человека и его проявления.

       Одной из самых распространенных методик  диагностики психологического состояния  в отечественной психологии является методика САН, направленный на диагностику самочувствия, активности и настроения, построенный по принципу шкалы Ликерта и содержащий 30 пар высказываний, касающихся психологического состояния (по 10 на каждую шкалу).

       Распространенными также является методика, разработанная  Ч.Д. Спилбергером и адаптированная Ю.Л.Ханиным, на диагностику личностной тревожности и реактивной. Последняя  выступает в качестве психологического состояния.

       Среди наиболее известных опросников на диагностику  психологического состояния можно  еще указать «Опросник нервно-психического напряжения» Т.А.Немчина, содержащий 30 высказываний и одну шкалу.

       Интерес представляют три опросника, предложенные В.И.Чирковым: ФПС-1Л (шкала Ликерта; 4 параметра: «мотивация», «настроение», «оценка успеха» и «уровень бодрствования»), ФСП-2Л и ФСП-2Т (соответственно – шкалы Ликерта и Тэрстоуна; 5 параметров: «настроение», «оценка вероятности успеха», «мотивация», «уровень бодрствования» и «отношение к работе».

       Существует  и ряд прикладных (по отношению  к разным профессиям) опросников психологического состояния. В качестве примера модно  указать сборник, в котором опубликован  ряд опросников, касающихся уровня стресса и тревожности спортсменов.

       К методам, не относящимся к опросникам можно отнести диагностику эмоциональной  напряженности по особенностям речи, автоматизированную диагностику эмоциональной  реактивности на основании предпочтения цвета или формы в структуре  психического образа, методику экспертного  визуального определения эмоционального состояния по мимике лица и др.

       К опросникам можно отнести еще  и методику Семикина В.В. «Рефлексия», позволяющую оценивать также  параметры как функциональный комфорт, операциональная напряженность, эмоциональная  напряженность, начальная стадия утомления, состояние выраженного утомления. 
 

       Управление  эмоциями и эмоциональная  саморегуляция в  педагогическом взаимодействии. 

       Проблема  эмоциональной саморегуляции –  одна из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного  и профессионального развития современного учителя. Психологические нагрузки, получаемые педагогом, приводят к развитию у него профессионального стресса. Эмоциональная напряженность особенно влияет на молодых педагогов.

       Результаты  исследований показывают, что синдром  «эмоционального выгорания» при  отсутствии систематической работы по его профилактике начинает проявляться  у будущих педагогов еще в  период обучения в ВУЗе. Профессиональный долг обязывает учителя принимать  взвешенные решения, преодолевать раздражительность, отчаяние, сдерживать вспышки гнева. Однако внешне сдерживание эмоций не приводит к успокоению и не способствует психологическому и физическому здоровью. 

         Воля и ее основные  функции. Волевой  акт и его стадии. Волевое усилие  и волевые качества.

      

     Понятием  «воля» оперируют психиатрия, психология, физиология и философия. В толковом словаре Ожегова воля трактуется как способность осуществлять поставленные перед собой цели.

     Воля  обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных  функций – побудительной и  тормозной и в  них себя проявляет.

     Волевой акт – сложный, многоступенчатый процесс, включающий потребность (желание), определяющую мотивацию поведения, осознание потребности, борьбу мотивов, выбор способа реализации, запуск реализации, запуск реализации, контроль реализации.

     В сложном волевом действии можно  выделить 4 основные стадии, или фазы: 1) возникновение побуждения и предварительная  постановка цели; 2) стация обсуждения и борьба мотивов;3) решение; 4) исполнение.

     Поскольку для живых людей, которым не чужды  внутренние противоречия, такие конфликтные  ситуации не только возможны, но иногда и неизбежны, очень важно, чтобы  человек способен был на усилие. Это тем более важно, что такое  усилие бывает по большей части необходимо в случаях волевых решений, которые должны обеспечить торжество более отвлеченных принципиальных мотивов над укоренившимися в нас влечениями.

     В зависимости от роли, которую играет при исполнении план, воля бывает более  или менее гибкой. У некоторых  людей раз принятый план так довлеет  над волей, что лишает ее всякой гибкости.

     Человек с сильной, но гибкой волей, никак  не отказываясь от своих конечных целей, не остановится, однако, перед  тем, чтобы ввести в предварительный  план действий все изменения, которые  в силу вновь обнаружившихся обстоятельств  окажутся необходимыми для достижения цели. 

     Изучение  и развитие волевых  качеств ребенка  в процессе обучения и воспитания. 

     В современном образовании, наряду с  традиционными ценностями, знаниями, умениями и навыками, важнейшее значение приобретает развитие способностей ребенка к творческому мышлению, саморазвитию и самосовершенствованию. Этому содействует взгляд на природу  ребенка как на личность, не только имеющую своеобразные качества и  склонности, но и способную эти  качества развивать в соответствии с расширяющимися запросами.

     Главная задача – создание максимально благоприятных  условий для самообразования  и саморазвития личности. В процессе социализации школьников среди теоретических  и практических проблем воспитания на одно из первых мест выдвигаются  проблемы совершенствования системы  методов формирования личности. Современному обществу нужны люди, активно развивающие  свои индивидуальные способности к  соответствующему виду деятельности, способные к самоактуализации и  творческому самосовершенствованию.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: «Психология и педагогика»