Контрольная работа по дисциплине: «Психология и педагогика»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 12:01, контрольная работа

Описание работы

Познавательные психические процессы, состояния и образования выполняют функцию познания и ориентировки человека в окружающем и самом себе. Они ответственны за то, что и как воспринимается и понимается им, какая субъективная картина мира и общества складывается и функционирует в его сознании.

Работа содержит 1 файл

Психология и педагогика КР.docx

— 37.70 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и  науки Российской Федерации

«СИБИРСКАЯ  АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ

И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

(ИНСТИТУТ)» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине: «Психология и педагогика»

3 вариант 
 
 
 
 
 
 
 

Работу выполнила

студентка заочного отделения

1 курса специальности  «Реклама»

     группы  Р – 86

Борисовская А. В. 

Работу проверила:

Т.А. Бирюкова. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск

2009

3.1. Учет особенностей  познавательной сферы  личности в процессе  обучения.

Основные  понятия: 

Познавательные  процессы- это психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а так же образы самого организма и его внутренней среды.

Восприятие- целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Внимание- организация психической деятельности человека в данный отрезок времени, направленная  на наилучшее восприятие и познание объектов, явлений, информации, представляющих для него интерес и значение.

Память- процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации.

Мышление- процесс опосредованного знаниями и опытом, обобщенного отражения в сознании человека наиболее существенных свойств и отношений действительности.

Обучение- целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека. Основное средство подготовки человека к жизни и труду.

Возрастное  развитие-процесс становления личности человека под влиянием внешних и внутренних управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. 

Формирование-  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Познавательные  психические процессы как составная  часть любой человеческой деятельности. Основные познавательные процессы. 

     Познавательные  психические процессы, состояния  и образования выполняют функцию  познания и ориентировки человека в  окружающем и самом себе. Они ответственны за то, что и как воспринимается и понимается им, какая субъективная картина мира и общества складывается и функционирует в его сознании.

     Основными познавательными процессами являются: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и воображение.

     Ощущение- это построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними. Ощущения являются наиболее простой формой психологической деятельности. Ощущения возникают в результате воздействий объективной реальности на органы чувств человека.

     Восприятие представляет собой более сложный психический познавательный процесс по сравнению с ощущением. Восприятие - это целостный образ предметов и явлений, возникающий в результате синтеза ощущений. В процессе восприятия происходит выделение наиболее существенных и основных признаков предмета с одновременным отвлечением от несущественного для данной ситуации и сопоставление воспринятого с прежним опытом.

     Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания человека на одних объектах при одновременном отвлечении от других. Сущность внимания составляет избирательный, направленный характер психической деятельности человека. На него воздействует одновременно огромное число раздражителей. Однако доходят до сознания лишь те из них, которые являются самыми значимыми для него. Таким образом можно сделать вывод, что внимание действует подобно фильтру, отсортировывая из окружающего мира только часть информации, представляющую для нас несомненный интерес.

      Образы  внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может  сохраняться в течение длительного  времени. Их библиотекой в нашей  психике выступает память - запечатление, сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений и навыков.

      Мышление, теснейшим образом связанное со всеми другими познавательными процессами, представляет собой высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

      В силу обобщенного характера мышления на его основе возможно более глубокое познание действительности по сравнению с познанием на уровне представлений и восприятий, поскольку в процессе мышления устанавливается связи между процессами и предметами. В онтогенезе развитие мышления идет по пути все большего обобщения признаков и объединения их в более крупные классы. Снижение или искажение процесса обобщения свидетельствует о патологическом изменении мышления.

      Воображение – особая форма психической деятельности, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. В результате воображения создаются новые образы (представления) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Воображение как своеобразная форма познания действительности осуществляет мысленный  отход за пределы непосредственно  воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего.

       Воображение является основой наглядно-образного  мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства. 

     Неравномерность возрастного развития познавательной сферы  личности. 

     В отличие от широко варьирующих индивидуальных особенностей, возрастные психологические  изменения отражают логику онтогенетических преобразований и происходят в одном  и том же направлении у большинства  представителей данной культуры или субкультуры (при сравнительно одинаковых социально-экономических условиях). Возрастные особенности не выступают в «чистом виде»6 они неразрывно переплетены с индивидуально-психологическими особенностями человека, что нередко обуславливает значительную сложность их исследования и необходимость дополнения классического метода возрастных срезов трудоемкими лонгитюдными прослеживанием изучаемых свойств.

     Индивидуально-психологические  свойства (включая общий темп психического развития) также могут накладывать  весьма существенный отпечаток на возрастные особенности человека. Заметные отклонения в формировании возрастных особенностей познавательной или личностной сфер от нормативных хронологических  сроков их появления квалифицируются  как явления акселерации (ускорения) или ретардации (задержки) психического развития.

     Изучение  возрастных особенностей психики человека на разных стадиях онтогенеза поднимает  теоретически сложную и недостаточно изученную проблему взаимосвязи  процессов качественного изменения, развития психологических качеств и свойств, с одной стороны, и их сохранения, преемственности, с другой. Определение степени стабильности и изменчивости психологических качеств, приобретаемых ребенком в процессе последовательного прохождения этапов онтогенеза, имеет также важное практическое значение, связанное с установлением возможностей и содержания методов направленной психологической коррекции. Особое значение приобретает учет возрастно-психологических особенностей в обучении и воспитании. Развивающий эффект обучения прямо зависит от степени его соответствия психологическим особенностям учащихся.

     Это, однако, не означает однозначной фиксированности  возрастных особенностей и признания  в качестве единственно обоснованной стратегии «подстраивания» учебного процесса под уже сформированные познавательные структуры. 

     Учет  возрастных особенностей познавательной сферы  ребенка в процессе обучения. 

     Развитие  ребенка в пределах возрастной нормы  не исключает наличие тех или  иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой  и т.п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей  работы психолога.

     Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направлять на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, лечащего врача и других специалистов.

     Это было, в частности, продемонстрировано на примере формирования полноценных  понятий (математических, лингвистических  и др.) у детей младшего школьного  и даже старшего дошкольного возраста, т.е. значительно раньше тех сроков, которые при традиционных методах  обучения считались началом перехода к понятийному мышлению. 

     Диагностика познавательных процессов. Формирование познавательных процессов в различных видах деятельности. 

     Для исследования профессионально значимых познавательных процессов – восприятия, внимания и его свойств, различных  видов памяти – используются специальные  психометрические методы. Многие из методик  имеют модификации, разработанные  для ряда конкретных областей профессиональной деятельности. Они, как правило, довольно просты в применении и не требуют  сложного оборудования.

     Профессиональная  эффективность деятельности работников многих специальностей зависит от индивидуальных особенностей развития их познавательных процессов. Так, успешное выполнение должностных  обязанностей диспетчерами авиалиний  определяется качествами их внимания: устойчивостью (способностью удерживать внимание на каком-то объекте длительное время), концентрацией (умением не отвлекаться на посторонние раздражители), переключением (способностью быстро переводить внимание с одного объекта на другой о обратно). Бухгалтеру необходима хорошая оперативная память. Недостаточное развитие этих качеств может стать помехой в обучении и последующей карьере специалистов в данных областях.

     Существуют  методики, предназначенные для изучения процессов восприятия. Эти методики направлены на исследование качеств  восприятия (таких, как изобретательность, константность, точность, способность  выделять фигуру из фона, наблюдательность), которые могут оказывать влияние  на продуктивность производительной деятельности. Есть способы диагностики особенностей восприятия различных явлений действительности, например такие, как «Компас» или  «Часы». Они предназначены для  изучения особенностей восприятия пространственных отношений. Имеются также методики исследования особенностей восприятия времени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2. Учет особенностей эмоционально-волевой сферы личности в процессе обучения и воспитания. 

Основные  понятия: 

Эмоции(от франц. еmotion, лат. emovere – возбуждать, волновать)- физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека.

Чувства - дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека.

Воля- способность человека сознательно регулировать свое поведение и деятельность, выраженная в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Волевой акт- способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: «Психология и педагогика»