Контрольная работа по "Деловое общение"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 17:54, контрольная работа

Описание работы

1 вопрос. Сущность делового общения.
2 вопрос. Психология социальной перцепции
3 вопрос Технология деловой коммуникации
4 вопрос Взаимодействие в процессе общения

Работа содержит 1 файл

Контрольная по ДО.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

При помощи речи осуществляются кодирование и  декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

В социальной психологии существует большое количество экспериментальных исследований, выясняющих условия и способы повышения эффекта речевого воздействия, достаточно подробно исследованы как формы различных коммуникативных барьеров, так и способы их преодоления. Так, выражением сопротивления принятию информации (а значит, и оказанному влиянию) может быть отключение внимания слушающего, умышленное снижение в своем представлении авторитета коммуникатора, такое же — умышленное или неумышленное «непонимание» сообщения: то ли в силу специфики фонетики говорящего, то ли в силу особенностей его стилистики или логики построения текста.

Соответственно  всякий оратор должен обладать умением вновь включить внимание слушающего, чем-то привлечь его, точно так же подтвердить своей авторитет, совершенствовать манеру подачи материал

Совокупность  определенных мер, направленных на повышение  эффективности речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации», на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика — искусство убеждения посредством речи. [1]

Умению  говорить,  или  ораторскому искусству,  обучали  еще  в  античности.  Оно  предполагает  умение точно  сформулировать  свои  мысли,  излагать  их доступным для  собеседника языком,  ориентироваться в общении на реакцию собеседника. Речь  в деловом общении направлена  на  то,  чтобы убедить собеседника в своей точке зрения  и склонить  к сотрудничеству. Убедительность определяется:

1)  психологическими  факторами,  самой  атмосферой  беседы, которая  может  быть  благоприятной  или  неблагоприятной,  доброжелательной  или  недоброжелательной;

2)  культурой   речи.

Речевая культура в деловом общении выражается в оценке уровня мышления собеседника,  его жизненного опыта и в обращении к собеседнику на понятном для  него языке.  При деловом разговоре  нужно  употреблять  простые,  ясные  и  точные  слова,  грамотно формулировать  свою  мысль.

Наиболее  эффективная форма общения —  диалог, в основе которого лежит умение задавать вопросы. Высказывания  без  ориентации  на  собеседника  носят  форму монолога.  Сумма  потерь  информации  при  монологическом  общении  может достигать  50%,  а  в  некоторых  случаях  —  и  80%  объема исходной  информации.

Успешность  делового  общения  во  многом  зависит  не  только  от  умения  говорить,  но  и  от умения  слушать  собеседника. Неумение  слушать  —  основная  причина  неэффективного  общения, именно оно приводит к недоразумениям, ошибкам и проблемам.  Слушание  —  сложный  процесс,  требующий  значительных  психологических  энергозатрат, определенных  навыков  и  общей  коммуникативной  культуры. Выделяют  два  вида  слушания:  нерефлексивное  и  рефлексивное.

Нерефлексивное  слушание — это умение внимательно  молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Слушание этого вида особенно  полезно,  когда собеседник проявляет такие  глубокие чувства, как гнев или горе, горит желанием высказать  свою  точку  зрения,  хочет  обсудить наболевшие вопросы.  Ответы при нерефлексивном слушании должны быть сведены  к  минимуму типа:  «Да!»,  «Ну  и  ну!»,«Продолжайте.», «Интересно!»  и  т.д. В  деловом,  как  и  в любом другом  общении, важно сочетание нерефлексивного и  рефлексивного  слушания.

Рефлексивное слушание представляет  собой процесс расшифровки смысла  сообщений.  Выяснить реальное  значение  сообщения  помогают рефлексивные  ответы,  среди  которых  выделяют выяснение,  перефразирование,  отражение  чувств  и  резюмирование.

Выяснение представляет собой обращение к говорящему за уточнениями при помощи  ключевых фраз типа:  «Я  не понял»,  «Что вы имеете  в  виду?»,  «Пожалуйста,  уточним  это»  и  т.п.

Перефразирование  — собственная  формулировка  сообщения говорящего  для  проверки  его  точности.  Ключевые  фразы:  «Как  я понял  вас...»,  «Вы  думаете,  что...»,  «По  вашему  мнению...».

При  отражении  чувств  акцент  делается  на  отражении слушающим эмоционального  состояния  говорящего  при помощи  фраз: «Вероятно,  вы  чувствуете...»,  «Вы  несколько  расстроены...»  и  т.д.

При  резюмировании  подытоживаются  основные  идеи  и чувства говорящего,  для  чего  используются  фразы:  «Вашими  основными идеями,  как я  понял,  являются...»,  «Если теперь  подытожить  сказанное вами,  то...».  Резюмирование уместно в ситуациях при обсуждении  разногласий в конце беседы,  во  время длительного обсуждения  вопроса,  при завершении  разговора. [3] 
 

4 вопрос               Взаимодействие в процессе общения

      Если  коммуникативный процесс рождается  на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

Таким образом, понятие «взаимодействие», это не только обмен информацией, но и организация совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. [1]

      Подход  к структурному описанию взаимодействия представлен в транзактном анализе — направлении, предлагающем регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия (Берн, 1988). С точки зрения транзактного анализа каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Эти позиции ни в коей мере не связаны обязательно с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии (позиция Ребенка может быть определена как позиция «Хочу!», позиция Родителя как «Надо!», позиция Взрослого — объединение «Хочу» и «Надо»). Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции. Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться. В данном случае транзакции являются «пересекающимися».

Например, жена обращается к мужу с информацией: «Я порезала палец» (апелляция к Взрослому с позиции Взрослого). Если он отвечает: «Сейчас перевяжем», то это ответ также с позиции Взрослого . Если же следует сентенция: «Вечно у тебя что-то случается», то это ответ с позиции Родителя , а в случае: «Что же я теперь должен делать?», демонстрируется позиция Ребенка . В двух последних случаях эффективность взаимодействия невелика

Каждая  ситуация диктует свой стиль поведения  и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический.

Все возможные  виды взаимодействий можно поделить на два противоположных вида: кооперация и конкуренция.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил).

Что касается другого типа взаимодействий —  конкуренции, то здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте.

Называются  две разновидности конфликтов: деструктивные и продуктивные.

      Определение деструктивного конфликта в большей степени совпадает с обыденным представлением. Именно такого типа конфликт ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию. Деструктивный конфликт чаще становится не зависимым от причины, его породившей, и легче приводит к переходу «на личности», чем и порождает стрессы. Для него характерно специфическое развитие, а именно расширение количества вовлеченных участников, их конфликтных действий, умножение количества негативных установок в адрес друг друга и остроты высказываний («экспансия» конфликта). Другая черта — «эскалация» конфликта означает наращивание напряженности, включение все большего числа ложных восприятий как черт и качеств оппонента, так и самих ситуаций взаимодействия, рост предубежденности против партнера. Понятно, что разрешение такого типа конфликта особенно сложно, основной способ разрешения — компромисс — здесь реализуется с большими затруднениями.

Продуктивный  конфликт чаще возникает в том случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. В таком случае сам конфликт способствует формированию более всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения — она становится более «легитимной». Сам факт другой аргументации, признания ее законности способствует развитию элементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта и тем самым открывает возможности его регулирования и разрешения, а значит, и нахождения оптимального решения дискутируемой проблемы.[1]| 
 

5 вопрос                           Культура делового общения

В  развернутом  виде  в  общении  можно  выделить такие этапы:

1) установление  контакта;

2) ориентация  в  ситуации (люди,  обстоятельства  и т.д.);

3) обсуждение   вопроса, проблемы;

4) принятие  решения;

5) выход   из  контакта.

В деловом общении эта схема может быть как свернутой, краткой, так и полной,  подробной.

Именно  сознательным вычленением этих этапов  и  их регуляцией определяется во многом эффективность делового общения.

1.  Всякое  общение  начинается  с  контакта.  Довольно  часто неуспех  делового  общения  предопределен  с  самого  начала:  неудавшийся  контакт  (точнее  его  отсутствие)  ведет  к  дальнейшей цепочке  неправильных  действий.

Задача  контактной фазы  — побудить собеседника  к общению и создать максимальное поле возможностей для дальнейшего делового обсуждения  и  принятия  решений. По  мнению  психологов,  существуют защитные психологические механизмы, которые мешают нам сразу  принять  другого  человека,  пустить  его  в  зону  своего  личного «Я».  Контактная фаза должна размыть границы этой зоны.

2.  Этап  ориентации  помогает  определить  стратегию  и  тактику делового  общения,  развить  интерес  к  нему  и  вовлечь  партнера  в круг  совместных  интересов.  На  этом  этапе  надо  сразу  выяснить, каким  по длительности  будет разговор  (свернутый,  четкий,  конкретный  или подробный,  развернутый),  и в зависимости от  этого строить  свою  тактику.  Основные  задачи  этапа  ориентации:

•  вызвать  интерес  собеседника  к  предстоящей  беседе  и  вовлечь  его  в  обсуждение;

•  выявить  самооценку собеседника и сориентироваться в распределении  ролей;

•  начать решение  основной  задачи  общения.

Вовлечь собеседника в активное обсуждение вопроса,  когда у него  может  быть  нет  особого  желания,  создать  непринужденную атмосферу  общения  —  это  своего  рода  искусство.  Хороша  здесь уместная  шутка,  но,  к  сожалению,  она  не  всегда  приходит  на ум. На  этом  этапе  крайне  важно  определить психологическое  состояние  собеседника  и  корректировать  его.

3. Для  этапа обсуждения проблемы и  принятия решения с психологической   точки  зрения  характерны  эффект контраста  и  эффект ассимиляции. Действие  эффекта  контраста  заключается в том, что, указывая  на  отличие  нашей  точки  зрения  на  возможную  совместную деятельность  от  точки  зрения  партнера,  мы  психологически  удаляемся  от него;  подчеркивая  сходство  позиций,  мы  сближаемся  с партнером,  в  чем  проявляется  действие  эффекта  ассимиляции. Для достижения успеха  в деловом обсуждении  важно  подчеркнуть единство позиций. При  разногласиях  обязательное  правило  успешного  обсуждения  —  контрастные  фразы  должны  быть   безличностными,   в  противном  случае  они  становятся  необратимыми  и  общение  завершится  неудачей. 

Информация о работе Контрольная работа по "Деловое общение"