Контрольная работа по "Деловое общение"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 17:54, контрольная работа

Описание работы

1 вопрос. Сущность делового общения.
2 вопрос. Психология социальной перцепции
3 вопрос Технология деловой коммуникации
4 вопрос Взаимодействие в процессе общения

Работа содержит 1 файл

Контрольная по ДО.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

ПЕРМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГУМАНИТАРНЫЙ  ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ДОМАШНЯЯ  РАБОТА 

по дисциплине «деловое общение» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

выполнил:

группа 

проверил: 
 
 
 
 
 
 

ПЕРМЬ 2010 г.

1 вопрос.                     Сущность делового общения.

Деловое общение - общение направленное на согласование и объединение  усилий  людей  с  целью  налаживания  отношений  и  достижения  общего  результата.[3]

В структуре общения можно выделить три взаимосвязанных стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.[1]

Информационно-коммуникативная  функция общения заключается  в любом  виде  обмена  информацией  между  взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику:  осуществляется  между двумя  индивидами,  каждый из которых является активным субъектом; он обязательно предполагает  взаимодействие  мыслей,  чувств  и  поведения  партнеров.

Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе  их  взаимодействия.  В этом  процессе  человек может воздействовать  на  мотивы, цели,  программы,  принятие  решений,  на  выполнение  и  контроль действий,  т.е.  на  все  составляющие  деятельности  своего  партнера, включая  взаимную  стимуляцию  и  коррекцию  поведения.

Аффективно-коммуникативная  (перцептивная)  функция,  в основе  которой лежит восприятие  и понимание другого человека, в том числе  партнера по общению,  направлена на регуляцию эмоциональной  сферы  психики  человека,  поскольку общение  является  важнейшей  детерминантой  эмоциональных  состояний  человека.  Весь  спектр  специфически  человеческих  эмоций  возникает  и развивается  в  условиях  общения  людей  —  происходит  либо  сближение  эмоциональных  состояний,  либо  их  поляризация,  взаимное  усиление  или  ослабление. [3]

Деловое общение реализуется в следующих  формах:

-деловая  беседа;

-деловые  переговоры;

-деловые  совещания;

-публичные  выступления. 
 

2 вопрос.              Психология социальной перцепции

Под восприятием  в психологии общения подразумевается не просто формирование целостного образа на основе оценки его внешнего  вида и  поведения,  но и понимание партнера по общению. При этом понимание рассматривается с двух сторон:  как отражение в сознании  партнеров  по общению целей,  мотивов, установок друг друга; и как принятие этих целей,  позволяющее установить  взаимоотношения.  Поэтому  в общении  целесообразно  говорить не вообще о социальной  перцепции,  а о межличностной перцепции,  или  межличностном  восприятии. [3]

Сложность  процесса  восприятия  заключается  в  том,  что  способность человека к обработке  информации  не беспредельна.  При формировании  образа  делового  партнера,  человек  зачастую  сталкивается с неким количеством фрагментарной информации о нем и  оценивает  ее  с  учетом  многих  психологических  и  эмоциональных факторов. Вполне вероятно, что он примет во внимание только те  сведения,  которые  соответствуют  его  представлениям  и  лучше всего  подходят  для  его  целей. Кроме  недостатка  информации  и  его  пристрастного  отбора, процесс восприятия искажают также ошибочные заключения. Когда информации  мало,  человек  строит  свои  выводы  о собеседнике  на основе  того  немногого,  что  успел  узнать,  а  когда  его  представление  сформировано,  он  пренебрегает  полученными  позже  дополнительными  сведениями. Важность  этих  верных  или  ложных заключений  о партнерах по общению в том,  что они ложатся  в основу будущих взаимоотношений  и  могут  накладывать  отпечаток  на  взаимодействия  людей.

Проблема  восприятия  достаточно  хорошо разработана в социальной  психологии.  Термин  социальная перцепция, т.е.  социальное восприятие,  впервые был введен американским психологом  Дж.  Брунером.  Назвав  восприятие  «социальным»,  он обратил  внимание  на  то,  что,  несмотря  на  все  индивидуальные различия,  существуют  какие-то  общие,  вырабатываемые  в  общении,  в совместной жизни  социально-психологические  механизмы восприятия. [3]

Психологические  исследования  показали,  что  в  основе  восприятия не  знакомых ранее людей  и людей,  с которыми уже  имеется  определенный  опыт  общения,  лежат  разные  психологические  механизмы.

Эмпатия — понимание на уровне  чувств,  стремление  эмоционально  откликнуться  на  проблемы другого  человека.  Ситуация  другого  человека  не  столько  продумывается,  сколько  прочувствуется.  Один  из  основоположников гуманистической  психологии  К.  Роджерс  определял  эмпатическое понимание как «умение войти внутрь личного мира значений другого  человека  и  увидеть,  правильно  ли  мое  понимание. [3]

Рефлексия в проблеме понимания друг друга — это осмысление  индивидом  того,  как  он воспринимается  и  понимается  партнером  по общению. В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной  обратной  связью,  которая  способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.[2]

Под  социальным  стереотипом  обычно  понимается  устойчивое  представление о каких-либо явлениях или людях,  свойственное  представителям  той  или  иной социальной  группы. [3]

Атрибуция каузальная [лат. causa — причина] — интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.

Исследования  каузальной атрибуции направлены на изучение попыток «рядового человека», «человека с улицы» понять причину и следствие тех событий, свидетелем или участником которых он является. Это включает также интерпретацию своего и чужого поведения, что и выступает составной частью межличностного восприятия. Если на первых порах исследования атрибуции речь шла лишь о приписывании причин поведения другого человека, то позже стали изучаться способы приписывания более широкого класса характеристик: намерений, чувств, качеств личности. Сам феномен приписывания возникает тогда, когда у человека есть дефицит информации о другом человеке: заменить ее и приходится процессом приписывания. [1]

При  неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия,  которая  приводит к ошибкам неравенства.  В  психологии  эти  ошибки  получили  название  фактора  превосходства. При встрече с человеком,  превосходящим нас  по какому-то важному для нас параметру,  мы оцениваем  его  несколько  более  положительно,  чем  было  бы,  если  бы  он был  нам равен.  Если же мы имеем дело с человеком,  которого мы в чем-то  превосходим,  то  мы  недооцениваем  его.  Причем  превосходство  фиксируется  по  какому-то одному параметру,  а  переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам.  Эта схема  восприятия  начинает  работать  не  при  всяком,  а  только  при действительно  важном,  значимом  для  нас  неравенстве. Для  того  чтобы  подействовал  фактор  превосходства,  нам  надо это  превосходство  сначала  оценить.  Как  это  сделать? Для  определения  этого  параметра  в  нашем  распоряжении  есть два  основных  источника  информации: 1)  одежда  человека,  его  внешнее  оформление,  включая  такие атрибуты,  как знаки отличия,  очки,  прическа,  награды, драгоценности,  а  в  определенных  случаях даже  такая  «одежда»,  как  машина,  оформление  кабинета  и  т.д.;

2)  манера  поведения  человека  (как  сидит,  ходит,  разговаривает,  куда  смотрит  и  т.д.).

Действие  фактора  привлекательности  при восприятии  человека  заключается в том,  что под его влиянием  какие-то  качества человека  переоцениваются  или  недооцениваются  другими  людьми.  Ошибка здесь в том,  что если человек нам нравится  (внешне), то одновременно мы  склонны считать его более умным,  хорошим, интересным и т.д.,  т.е.  опять-таки  переоценивать многие  его личностные  характеристики.

Фактор отношения к нам.  Он действует таким образом,  что люди,  хорошо  к  нам  относящиеся,  оцениваются  выше тех,  которые  к  нам  относятся  плохо.  Знаком  отношения  к  нам, запускающим  соответствующую  схему  восприятия,  является  все, что  свидетельствует  о  согласии  или  несогласии  партнера  с  нами.[3] 
 

3 вопрос                Технология деловой коммуникации

Деловое  общение  —  это, прежде всего, коммуникация, то есть обмен  информацией, значимой для участников общения. Коммуникация  должна быть  эффективной,  способствовать  достижению  целей участников   общения,   что предполагает  выяснение  следующих  вопросов: 1) каковы средства коммуникации и как правильно ими пользоваться в процессе  общения;

2) как  преодолеть коммуникативные барьеры непонимания, сделать коммуникацию успешной. [3]

Однако  общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой потому, что в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности.

      Поэтому в коммуникативном процессе и  происходит не простое движение информации, но как минимум активный обмен ею. Главная «прибавка» в специфически человеческом обмене информацией заключается в том, что здесь особую роль играет для каждого участника общения значимость информации потому, что люди не просто «обмениваются» значениями, но, стремятся при этом выработать общий смысл . Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Суть коммуникативного процесса — не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.

Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: «все должны говорить на одном языке».[1]

Все  средства  общения  делятся  на  две  большие  группы:  вербальные {словесные) и невербальные. На первый взгляд может показаться,  что невербальные средства не столь важны,  как словесные. Но это далеко не так. К таким  выводам пришел профессор  Бердвиссл,  который установил,  что словесное общение  в беседе занимает менее  35%, а более  65%  информации  передается  с  помощью  невербальных средств.  Между  вербальными  и  невербальными  средствами  общения  существует  своеобразное  разделение  функций:  по  словесному каналу передается чистая  информация,  а по  невербальному —  отношение  к  партнеру  по  общению. В  социально-психологических  исследованиях  разработаны  различные  классификации  невербальных  средств  общения,  к которым относят  все движения тела,  интонационные  характеристики  голоса, тактильное  воздействие,  пространственную  организацию  общения. [3]

Вербальная  коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

Информация о работе Контрольная работа по "Деловое общение"