Консультирование в рамках индивидуальной психологии А. Адлера

Автор: m********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 16:57, контрольная работа

Описание работы

Важность теории в психологическом консультировании, как и в других областях психологической практики, трудно переоценить. Можно сказать, что попытка квалифицированно помочь другому человеку в разрешении его проблем без опоры на систему теоретических воззрений, подобна полету без ориентиров. Такой "летчик" в консультировании не только не эффективен, но иногда и опасен. В психологическом консультировании роль карты выполняет теория личности, открывающая широкую перспективу понимания проблем клиента и указывающая эффективные методы их разрешения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В РАМКАХ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ А. АДЛЕРА………………………………………………4
1. Индивидуальная психология Альфреда Адлера……………………….4
2. Концепция психологического консультирования в индивидуальной психологии А. Адлера………………………………………………………5
3. Стадии психотерапии по А. Адлеру……………………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………

Работа содержит 1 файл

+КОНТРОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ.doc

— 89.00 Кб (Скачать)
">       А затем возникшая вновь целостность  «с улыбкой возвращается психологом клиенту». Непременными условиями психологического консультирования является установление визуального контакта и эмпатического раппорта.

     Следующий шаг в психологическом консультировании Адлера - оказание помощи клиенту в понимании себя.

     Что в прошлом опыте переживалось и переживается как слабость, недостаточность, некомпетентность? Какие цели ставит перед собой клиент, чтобы достигнуть невротических атрибутов превосходства? Если когнитивное осознание этих реалий клиентом достигнуто, то он оказывается готовым воспринять этот опыт и эмоционально, а в дальнейшем через выполнение конкретных заданий психолога реализовать его в поведении.

     Наконец, сотрудничество психолога и клиента  становится предметом их совместного  обсуждения. Что испытывает клиент по отношению к психологу? Какие переживания из его раннего опыта он проецирует на психолога-консультанта? Клиент, удовлетворив свою потребность быть услышанным, понятым, принятым, становится способным открыться альтруистическому опыту и осознать собственную противоречивость. Своим новым поведением, интересом к проблемам ближних он инициирует изменения в социальном контексте, от которого, в свою очередь, сам зависит.

     Таким образом, схема развития психологического процесса консультирования в индивидуальной психологии выглядит следующим образом:

    1. вхождение психолога-консультанта в контакт с клиентом с помощью эмпатии, доброты, поддержки;
    2. формирование ответственности клиента за успех психологического консультирования (сигналом о готовности его к сотрудничеству с психологом служит, в частности, желание вспомнить собственное прошлое);
    3. когнитивное осознание клиентом жизненного стиля и проблем самости;
    4. эмоциональное отреагирование и соприкосновение с ранее неосознаваемым чувственным опытом;
    5. проверка в реальности нового опыта [4, с 168-170].
 

     Понятия: жизненные цели, стиль жизни, схема апперцепции, чувство общественного и связанная с ним потребность в социальной кооперации, самость.

     К основным идеям и принципам Альфреда Адлера в первую очередь следует  отнести:

     - принцип целостности, или холизм (от англ. whole, которое переводится как целый, цельный, целостный);

     - единство индивидуального стиля  жизни;

     - социальный интерес, потребность  в кооперации или общественное  чувство;

     - направленность поведения на  достижение цели.

     В отличие от Фрейда Адлер считал, что на поведение, образ мышления и эмоциональные состояния людей влияет не столько прошлое (предыдущий жизненный опыт и тем более постоянно упоминаемый Фрейдом самый ранний период детства), сколько будущее (цели и ожидания). При этом основным мотивом, прямо или косвенно детерминирующим (причинно обусловливающим) поведение, мысли, чувства и ожидания человека, является явное или скрытое (даже от сознания самого этого человека) стремление к первенству, превосходству над другими, к расширению сферы влияния, так сказать, к завоеванию жизненного пространства, расширению (увеличению) собственности, приобретению чего-то нового. 
 

     То, что это не каждому удается, не отрицает изначальное существование  этого мотива. Напротив, именно его  «нереализация» и порождает неврозы  и многие психологические проблемы, на первый взгляд и даже по мнению самого клиента, никак не связанные с такими стремлениями. 
Именно Адлер ввел в психологию и психотерапию такой популярный в настоящее время (и употребляемый к месту и не к месту) термин комплекс неполноценности, считая, что этот комплекс и желание компенсировать его являются мощным генератором энергии в достижении целей, в том числе самыми выдающимися людьми.

     Основанием  такого комплекса, формирующегося обычно с детства, могут быть маленький  рост, отставание от сверстников в  физическом или умственном развитии, реальные или надуманные недостатки во внешности, чувство социальной, национальной и другой неполноценности. Именно чувство неполноценности, которое в дальнейшем может быть частично и даже полностью вытеснено в сферу бессознательного, является по Адлеру источником агрессивной энергии борьбы за власть в прямом и косвенном смыслах. 
Адлер первым стал рассматривать агрессию не только как стремление уничтожить, разрушить фрустрирующий объект или (при невозможности сделать это) сорвать злость, нанести ущерб тому, кто и что попадется под руку. Адлер, а вслед за ним и многие психологи считают агрессию важнейшим врожденным качеством выживания и достижения жизненных целей, она может выражаться в социально приемлемых и даже престижных формах, таких, как повышенная целеустремленность, инициативность, активность и жизнестойкость.

       При этом агрессию и волю  к власти Адлер считал необходимыми  компонентами стремления не только  к превосходству над другими,  но мощным генератором энергии  самосовершенствования, стремления  побеждать самого себя, свои слабости  и недостатки, максимально реализовать свои способности.

     Как уже отмечалось, стремление к превосходству  может иметь как положительную, так и отрицательную реализацию с социальной точки зрения. Положительная реализация происходит во взаимопонимании с другими, на благо если не общества в целом, то хотя бы отдельного социума (семьи, окружающих), включая здоровое стремление к саморазвитию и раскрытию способностей, формированию наиболее совершенного образа жизни, то есть напоминает стремление спортсмена честно победить соперников или хотя бы показать наилучший результат (при уважении к соперникам и честно соблюдая правила соревнований).

     Если  же люди борются за власть и первенство над другими для эгоистического самоутверждения, в ущерб другим, под девизом «цель оправдывает средства» или «победа любой ценой», то это, согласно Адлеру, сочетание невротического извращения, когда энергия достижения, вызванная сильным комплексом неполноценности, сочетается с социальной незрелостью, отсутствием социальных интересов или их искаженностью. 
В зависимости от масштабов личности и социальных условий такая социально извращенная жажда первенства может распространяться от желания унижать тех, кто слабее тебя (среди сверстников, членов семьи, в группе и т.п.), до стремления к общегосударственному или мировому господству, но именно с позиции сугубо эгоистичного самоутверждения за счет унижения, подчинения, страха других.

     Положительная или отрицательная реализация комплекса  неполноценности во многом определяется системой личностных ценностей индивида, которые формируются уже на первых этапах воспитания. 
Таким образом, первая естественная реакция ребенка, ощутившего комплекс (реальной или надуманной) неполноценности и порожденное им чувство неуверенности, незащищенности и стремления избавиться от них, может получить различное развитие в зависимости от условий воспитания.
 

     Например, как считает Адлер, многие из таких  детей впоследствии стали врачами, считая, часто неосознанно, что эта  профессия лучше защищает их от страха болезней и смерти.

     Как и Фрейд, Адлер считал, что дети и взрослые, страдающие теми или иными неврозами, как правило, обманывают в первую очередь себя, а затем уже и других, в истинных причинах их отдельных поступков и моделей поведения в целом. При этом Адлер настаивал, что все эти самообманы вызваны явным, а чаще всего вытесненным из сознания сочетанием комплекса неполноценности и стремления к его компенсации в виде превосходства над другими и повышения самоуважения.

     Вышеупомянутый  принцип холизма (целостности), ставший одним из основных в системе Адлера, предписывает психотерапевту постоянно помнить, что отдельные поступки, мысли и чувства индивидуума, какими бы случайными и независимыми друг от друга они ни казались, обязательно объединены в уникальный для каждого человека жизненный стиль, который в различной степени осознанно и неосознанно, под влиянием сочетания внутренних (врожденно-биологических задатков) и внешних (социальных: от семейных до общественных) факторов, выбирает каждый человек. 
Признавая роль бессознательного, Адлер в то же время признавал решающую роль осознанного активного и творческого начала в каждой личности и в формировании собственного жизненного стиля, а также заложенные в каждой здоровой личности социальные потребности к подавляющему или зависимому, кооперативному (дружескому или хотя бы партнерскому) положению, к взаимоподдержке и взаимопомощи. 
При этом он не разделял резко биологическое и социальное в человеке. Так, социальные потребности человека он считал во многом врожденным (хотя и не всегда осознаваемым) чувством «общности со всем человечеством».
 
 

     Вообще, социальному чувству, стремлению ко взаимодействию с другими, учету  и развитию этих потребностей Адлер  отводил очень большую роль в  психотерапии неврозов, предотвращении и преодолении отклоняющегося поведения. Он считал, что именно это (социальное) чувство при его правильной реализации помогает преодолеть комплекс неполноценности и использовать его компенсаторную энергию на пользу (а не во вред) себе и другим.

     Он  так и определял ориентиры  развития здорового индивидуума, в котором должно равно и одновременно сочетаться стремление к совершенствованию (включая честную борьбу за первенство) и сильное общественное чувство - стремление ко взаимодействию с другими.

     Важно отметить, что признаком социального здоровья является именно одновременное чувство стремления ко взаимодействию и к самоутверждению, а не невротическая зависимость (стадность) от других в силу индивидуальной слабости, с одной стороны, или взаимодействие с другими с целью их подавления и самоутверждения за их счет - с другой стороны. Иногда у невротических личностей встречается одновременное присутствие этих двух негативных проявлений: стремление к другим - не от здоровой социальной потребности, а от слабости (в том числе при затаенной ненависти к ним), и одновременно попытка самоутверждаться за счет того, кто оказался еще слабее или вынужден терпеть, как, например, члены семьи невротика, его капризы, а нередко и унижения от него.

     Такие извращенные реакции легко тестируются  бытовым наблюдением. Типичная реакция социально зрелой личности - адекватность общения: чем с ним лучше обращение, тем и он лучше к вам относится. Невротическая реакция социально незрелой личности, психология раба - чем с ним лучше, тем он хуже (садится на шею); чем с ним хуже (строже), тем он - лучше.

     К сожалению, такая социальная незрелость встречается довольно часто.

     Это определенный психологический тип социально незрелой личности, ориентирующейся не на внутренние критерии ответственности и долга, а лишь на страх наказания.

     Это отсутствие внутренней социальной зрелости и ответственности делает таких  людей и их поведение чрезвычайно зависимыми от внешних обстоятельств и окружения. Они чаще других становятся девиантами (от англ. deviation - отклонение), то есть под влиянием обстоятельств легко сбиваются с пути самореализации на отклоняющиеся, причем не только в психоневрозы, развивающиеся иногда до тяжелых форм неврастении и истерии (включая суицидные исходы), легче попадают под алкогольную и наркотическую зависимости, становятся под влиянием дурных компаний правонарушителями и даже преступниками.

     3. Стадии психотерапии  по А. Адлеру

     Основные  стадии психотерапии по А.Адлеру (а  соответственно и задачи психотерапевта) можно сформулировать следующим образом. Психотерапевт должен:

     - составить четкое представление  об индивидуальном стиле жизни  клиента;

     - помочь клиенту правильно (без  самообмана) понять самого себя;

     - развить и закрепить его социальное  чувство.

     Для выявления и уточнения индивидуального  жизненного стиля клиента Адлер  рекомендовал создавать благоприятную (максимально доверительную и благожелательную) атмосферу собеседования, в которой, при ненавязчивых «подправлениях» хода беседы со стороны психотерапевта, клиент рассказывает о своей жизни, начиная с воспоминаний самого раннего детства.

     Здесь Адлер в значительной мере согласен с Фрейдом в том, что неврозы, а точнее - невротический стиль  жизни в решающей мере формируется  из негативных условий раннего детства.  

     Поэтому психотерапевту очень важно тактично, но весьма детально уточнить такие негативные условия, как избалованность, с одной стороны, или отверженность - с другой. Адлер считает, что именно эти две крайности и порождают главным образом зачатки невротического жизненного стиля, который потом может существенно внешне модифицироваться, но по типу основных отношений к себе и другим останется все тем же. 
Только после уточнения всех этих моментов психотерапевт должен переходить к следующей стадии, главной задачей которой является объяснение самому клиенту истинных причин тех проблем, с которыми он не смог справиться самостоятельно и потому обратился к психотерапевту.

Информация о работе Консультирование в рамках индивидуальной психологии А. Адлера