Консультирование в рамках индивидуальной психологии А. Адлера

Автор: m********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 16:57, контрольная работа

Описание работы

Важность теории в психологическом консультировании, как и в других областях психологической практики, трудно переоценить. Можно сказать, что попытка квалифицированно помочь другому человеку в разрешении его проблем без опоры на систему теоретических воззрений, подобна полету без ориентиров. Такой "летчик" в консультировании не только не эффективен, но иногда и опасен. В психологическом консультировании роль карты выполняет теория личности, открывающая широкую перспективу понимания проблем клиента и указывающая эффективные методы их разрешения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В РАМКАХ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ А. АДЛЕРА………………………………………………4
1. Индивидуальная психология Альфреда Адлера……………………….4
2. Концепция психологического консультирования в индивидуальной психологии А. Адлера………………………………………………………5
3. Стадии психотерапии по А. Адлеру……………………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………

Работа содержит 1 файл

+КОНТРОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Максима  Танка 
 
 
 

Контрольная работа

Предмет: « Психологическое консультирование»

Тема: «Консультирование в рамках индивидуальной психологии А. Адлера» 
 
 
 
 

Выполнила:                                        студентка 4 курса 047 группы

                                                             заочной формы получения образования

                                                            факультета психологии

                                                             Матусевич Ольга Николаевна 
 
 
 

Минск 2011

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В РАМКАХ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ А. АДЛЕРА………………………………………………4

1. Индивидуальная  психология Альфреда Адлера……………………….4

2. Концепция психологического консультирования в индивидуальной психологии А. Адлера………………………………………………………5

3. Стадии психотерапии по А. Адлеру……………………………………15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Важность  теории в психологическом консультировании, как и в других областях психологической  практики, трудно переоценить. Можно  сказать, что попытка квалифицированно помочь другому человеку в разрешении его проблем без опоры на систему  теоретических воззрений, подобна полету без ориентиров. Такой "летчик" в консультировании не только не эффективен, но иногда и опасен. В психологическом консультировании роль карты выполняет теория личности, открывающая широкую перспективу понимания проблем клиента и указывающая эффективные методы их разрешения. Теория помогает консультанту формулировать динамичные гипотезы, разъясняющие клиенту проблемы, и позволяет чувствовать себя в безопасности при столкновении с хаотичным, дезорганизованным внутренним миром некоторых клиентов.

     Каждая  теория выполняет четыре основные функции: обобщает накопленную информацию; делает более понятными сложные явления; предсказывает последствия разных обстоятельств; способствует поиску новых  фактов.

     Каждый  консультант на основе практики "конструирует" свою теорию, которая чаще всего опирается на уже известные теоретические парадигмы, или ориентации (психоаналитическую, поведенческо - когнитивную, экзистенциально - гуманистическую). С накоплением опыта постоянно происходит корректировка, расширение, укрепление теоретической базы [2].

     В данной работе рассмотрим консультирование в рамках индивидуальной теории А.Адлера.  
 
 
 
 

     Консультирование  в рамках индивидуальной теории А.Адлера

     1. Индивидуальная психология Альфреда Адлера

     (1870-1937)

     А. Адлер был австрийским психологом. Полагал, что структура личности закладывается в раннем детстве (до 5 лет) в виде особого стиля жизни, который предопределяет все последующее психическое развитие. Ребенок из-за недоразвитости своих телесных органов испытывает чувство неполноценности, в попытках преодолеть которое и утвердить себя складываются его цели (стать агрессивным, могущественным, недосягаемым). Важно, чтобы стремление к превосходству, вытекающее из чувства неполноценности, сочеталось с социальным интересом, т. е. стремление к превосходству должно быть социально позитивно, включать стремление к благополучию всех людей. Если у человека социальный интерес выражен недостаточно, то такой человек эгоистичен, борется за личное превосходство и главенство над другими, поглощен своими интересами и самозащитой. Социальный интерес должен развиваться в семье матерью через чувство сотрудничества, установление взаимосвязей и товарищеских взаимоотношений. Мать должна поощрять направление социального интереса за пределы сферы ее внимания [1].

     Преувеличение здорового стремления постоянно  преодолевать чувство неполноценности может переоформиться в комплекс неполноценности -навязчивую тенденцию преувеличивать свои физические или интеллектуальные способности подчас через неадекватные действия, лишенные социального интереса (постоянная демонстрация своей компетентности, склонность к конкуренции, привычка постоянно «сажать в калошу» других).

     Индивидуальные  различия Адлер описывал с помощью  двух переменных: наличия или отсутствия социального интереса, высокого или низкого уровня жизненной активности.  

     Он  выделил следующие типы людей:

     1) управляющий (высокая активность, но низкий социальный интерес);

     2) берущий (не очень высокая активность, низкий социальный интерес);

     3) избегающий (низкая активность, низкий  социальный интерес);

     4) социально-полезный тип (высокая  активность сочетается с высоким социальным интересом).

     Цели  работы с клиентом:

     1. Снижение чувства неполноценности.

     2. Развитие социального интереса.

     3. Коррекция целей и мотивов с перспективой изменения стиля жизни, учитывая первые две цели. 

     2. Концепция психологического консультирования в индивидуальной психологии А. Адлера

     Помимо исследований в сфере психологии и психотерапии А. Адлер занимался педагогикой, обучеением учителей, организацией консультативных центров в школах, где родители могли получить совет по вопросам воспитания, взаимоотношений в семье.   

     Адлер разработал холистическую систему индивидуальной психологии, подчеркивающую подход к пониманию каждого человека как интегрированной целостности в социальном контексте.

     Основные  принципы учения А.Адлера, вошедшие в концепцию индивидуальной психологии, - холизм (целостность), единство индивидуального стиля жизни, потребность в кооперации, или общественное чувство (социальный интерес), и направленность поведения к цели. 
Адлер утверждал, что цели и ожидания больше влияют на поведение человека, чем прошлый опыт, а основным побудительным мотивом, кроме того, является стремление достичь превосходства и адаптации к среде.

       Он подчеркивал детерминирующее  влияние социума на каждого  человека и важность социальных интересов - чувства общности, кооперации и альтруизма.

       Адлер отвергал антагонизм сознательного и бессознательного в человеке. Одним из первых он привлек внимание к роли неправильного семейного воспитания - эмоционального отвержения и попустительства - в возникновении неврозов [4, с.10-11].

     Индивидуальная  психология включает в себя такие понятия, как: жизненные цели, стиль жизни, схема апперцепции, чувство общественного и связанная с ним потребность в социальной кооперации, самость. Адлер полагал, что жизненные цели, мотивирующие поведение человека в настоящем, ориентирующие его на развитие и достижение исполнения желаний в будущем, коренятся в его прошлом опыте, а в настоящем поддерживаются актуализацией чувства опасности, незащищенности. Жизненная цель каждого индивидуума складывается из его личного опыта, ценностей, отношений, особенностей самой личности. Многие жизненные цели сформировались еще в раннем детстве и остаются до поры до времени неосознанными. Сам Адлер считал, что на его выбор профессии врача повлияли частые болезни в детстве и связанный с ними страх смерти. 
Жизненные цели служат индивидууму для защиты против чувства беспомощности, средством соединения совершенного и могущественного будущего с тревожным и неопределенным настоящим. При выраженности чувства неполноценности, столь характерного для невротиков в понимании Адлера, жизненные цели могут приобретать преувеличенный, нереалистический характер (автором открыты механизмы компенсации и гиперкомпенсации). У невротика часто наблюдается весьма значительное расхождение между сознательными и неосознаваемыми целями, в результате чего он игнорирует возможность реальных достижений и предпочитает фантазии на тему личного превосходства.

     Стиль жизни - это тот уникальный способ, который выбирает человек для реализации своих жизненных целей. Это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней.

       Отклоняющееся поведение или  черта личности могут быть поняты лишь в контексте стиля жизни, как своеобразное его выражение. В рамках своего стиля жизни каждый человек создает субъективное представление о себе и мире, которое Адлер называл схемой апперцепции и которое детерминирует его поведение.

       Схема апперцепции, как правило,  обладает способностью самоподтверждения,  или самоусиления. Например, изначальное  переживание человеком страха  приведет его к тому, что окружающая  ситуация, с которой он вступит  в контакт, будет восприниматься  им как еще более угрожающая. 
Под чувством общественного Адлер понимал «чувство человеческой солидарности, связи человека с человеком... расширение ощущения товарищества в человеческом обществе». В определенном смысле все человеческое поведение социально, поскольку, говорил он, мы развиваемся в социальном окружении и наши личности формируются социально. Чувство общественного включает ощущение родства со всем человечеством и связанность с жизненным целым.

     Опираясь  на теорию эволюции Дарвина, Адлер полагал, что способность и потребность кооперироваться являются одной из важнейших форм приспособления людей к среде. Только кооперация людей, согласованность их поведения предоставляют им шанс преодоления действительной неполноценности или ощущения ее. Заблокированная потребность в социальной кооперации и сопутствующее ей чувство неадекватности лежат в основе неприспособленности к жизни и невротического поведения.

     Понятие самости, как и многие категории  психоанализа, автор не относит к  операциональным.

     Самость в его понимании тождественна творческой силе, с помощью которой человек направляет свои потребности, придает им форму и значимую цель. Самость активно формирует стиль жизни, отвергая одни переживания и избирательно принимая другие.

     В концепции психологического консультирования Адлер выделял 3 аспекта: понимание и принятие клиентом индивидуального стиля жизни; помощь клиенту в понимании себя; тренировка и усиление социального интереса, потребности в социальной кооперации.

     Как правило, сессия психологического консультирования начинается с анализа индивидуального стиля жизни клиента, т. е. поиска тех проблем, которые отражаются в поведении его на разных этапах онтогенеза. Этому помогает анализ самых ранних воспоминаний или наиболее значимых событий детства.

       Воспоминания, которые первыми придут на ум, по мнению Адлера, далеко не случайны, а соответствуют тем психологическим проблемам, которые клиент самостоятельно решить не мог как в прошлом, так и в настоящем. В рассказе клиента найдут отражение негативные обстоятельства, повлиявшие на его личностный рост, а именно - органическая неполноценность, эмоциональное отвержение или избыточное потворство со стороны родителей. Важно также обращать внимание на невербальные сообщения клиента - мимику, жесты, интонацию голоса, а также ключевые слова (глаголы), которыми он выражает прошлые действия (прообраз практики нейролингвистического программирования).

     Само  психологическое консультирование представляет собой процедуру, отличную от психоанализа Фрейда. В беседах  с клиентом психолог создает атмосферу безопасности, доброжелательности, сочувствия и поддержки. Он собирает материал, интегрирует те части прошлого и настоящего опыта клиента, которые ускользали от его осознания. 

Информация о работе Консультирование в рамках индивидуальной психологии А. Адлера