Автор: m********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 16:57, контрольная работа
Важность теории в психологическом консультировании, как и в других областях психологической практики, трудно переоценить. Можно сказать, что попытка квалифицированно помочь другому человеку в разрешении его проблем без опоры на систему теоретических воззрений, подобна полету без ориентиров. Такой "летчик" в консультировании не только не эффективен, но иногда и опасен. В психологическом консультировании роль карты выполняет теория личности, открывающая широкую перспективу понимания проблем клиента и указывающая эффективные методы их разрешения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В РАМКАХ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ А. АДЛЕРА………………………………………………4
1. Индивидуальная психология Альфреда Адлера……………………….4
2. Концепция психологического консультирования в индивидуальной психологии А. Адлера………………………………………………………5
3. Стадии психотерапии по А. Адлеру……………………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени Максима
Танка
Контрольная работа
Предмет:
« Психологическое
Тема:
«Консультирование
в рамках индивидуальной
психологии А. Адлера»
Выполнила:
факультета психологии
Матусевич Ольга Николаевна
Минск 2011
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Индивидуальная
психология Альфреда Адлера…………
2. Концепция психологического консультирования в индивидуальной психологии А. Адлера………………………………………………………5
3. Стадии психотерапии по А. Адлеру……………………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ……………………….19
Введение
Важность
теории в психологическом
Каждая
теория выполняет четыре основные функции:
обобщает накопленную информацию; делает
более понятными сложные
Каждый консультант на основе практики "конструирует" свою теорию, которая чаще всего опирается на уже известные теоретические парадигмы, или ориентации (психоаналитическую, поведенческо - когнитивную, экзистенциально - гуманистическую). С накоплением опыта постоянно происходит корректировка, расширение, укрепление теоретической базы [2].
В
данной работе рассмотрим консультирование
в рамках индивидуальной теории А.Адлера.
Консультирование в рамках индивидуальной теории А.Адлера
1. Индивидуальная психология Альфреда Адлера
(1870-1937)
А. Адлер был австрийским психологом. Полагал, что структура личности закладывается в раннем детстве (до 5 лет) в виде особого стиля жизни, который предопределяет все последующее психическое развитие. Ребенок из-за недоразвитости своих телесных органов испытывает чувство неполноценности, в попытках преодолеть которое и утвердить себя складываются его цели (стать агрессивным, могущественным, недосягаемым). Важно, чтобы стремление к превосходству, вытекающее из чувства неполноценности, сочеталось с социальным интересом, т. е. стремление к превосходству должно быть социально позитивно, включать стремление к благополучию всех людей. Если у человека социальный интерес выражен недостаточно, то такой человек эгоистичен, борется за личное превосходство и главенство над другими, поглощен своими интересами и самозащитой. Социальный интерес должен развиваться в семье матерью через чувство сотрудничества, установление взаимосвязей и товарищеских взаимоотношений. Мать должна поощрять направление социального интереса за пределы сферы ее внимания [1].
Преувеличение здорового стремления постоянно преодолевать чувство неполноценности может переоформиться в комплекс неполноценности -навязчивую тенденцию преувеличивать свои физические или интеллектуальные способности подчас через неадекватные действия, лишенные социального интереса (постоянная демонстрация своей компетентности, склонность к конкуренции, привычка постоянно «сажать в калошу» других).
Индивидуальные
различия Адлер описывал с помощью
двух переменных: наличия или отсутствия
социального интереса, высокого или низкого
уровня жизненной активности.
Он выделил следующие типы людей:
1)
управляющий (высокая
2)
берущий (не очень высокая
3) избегающий (низкая активность, низкий социальный интерес);
4)
социально-полезный тип (
Цели работы с клиентом:
1.
Снижение чувства
2. Развитие социального интереса.
3.
Коррекция целей и мотивов с перспективой
изменения стиля жизни, учитывая первые
две цели.
2. Концепция психологического консультирования в индивидуальной психологии А. Адлера
Помимо исследований в сфере психологии и психотерапии А. Адлер занимался педагогикой, обучеением учителей, организацией консультативных центров в школах, где родители могли получить совет по вопросам воспитания, взаимоотношений в семье.
Адлер разработал холистическую систему индивидуальной психологии, подчеркивающую подход к пониманию каждого человека как интегрированной целостности в социальном контексте.
Основные
принципы учения А.Адлера, вошедшие в концепцию
индивидуальной психологии, - холизм (целостность),
единство индивидуального стиля жизни,
потребность в кооперации, или общественное
чувство (социальный интерес), и направленность
поведения к цели.
Адлер утверждал, что цели и ожидания больше
влияют на поведение человека, чем прошлый
опыт, а основным побудительным мотивом,
кроме того, является стремление достичь
превосходства и адаптации к среде.
Он подчеркивал
Адлер отвергал антагонизм сознательного и бессознательного в человеке. Одним из первых он привлек внимание к роли неправильного семейного воспитания - эмоционального отвержения и попустительства - в возникновении неврозов [4, с.10-11].
Индивидуальная
психология включает в себя такие понятия,
как: жизненные цели, стиль жизни, схема
апперцепции, чувство общественного и
связанная с ним потребность в социальной
кооперации, самость. Адлер полагал, что
жизненные цели, мотивирующие поведение
человека в настоящем, ориентирующие его
на развитие и достижение исполнения желаний
в будущем, коренятся в его прошлом опыте,
а в настоящем поддерживаются актуализацией
чувства опасности, незащищенности. Жизненная
цель каждого индивидуума складывается
из его личного опыта, ценностей, отношений,
особенностей самой личности. Многие жизненные
цели сформировались еще в раннем детстве
и остаются до поры до времени неосознанными.
Сам Адлер считал, что на его выбор профессии
врача повлияли частые болезни в детстве
и связанный с ними страх смерти.
Жизненные цели служат индивидууму для
защиты против чувства беспомощности,
средством соединения совершенного и
могущественного будущего с тревожным
и неопределенным настоящим. При выраженности
чувства неполноценности, столь характерного
для невротиков в понимании Адлера, жизненные
цели могут приобретать преувеличенный,
нереалистический характер (автором открыты
механизмы компенсации и гиперкомпенсации).
У невротика часто наблюдается весьма
значительное расхождение между сознательными
и неосознаваемыми целями, в результате
чего он игнорирует возможность реальных
достижений и предпочитает фантазии на
тему личного превосходства.
Стиль жизни - это тот уникальный способ, который выбирает человек для реализации своих жизненных целей. Это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней.
Отклоняющееся поведение или черта личности могут быть поняты лишь в контексте стиля жизни, как своеобразное его выражение. В рамках своего стиля жизни каждый человек создает субъективное представление о себе и мире, которое Адлер называл схемой апперцепции и которое детерминирует его поведение.
Схема апперцепции, как
Под чувством общественного Адлер понимал
«чувство человеческой солидарности,
связи человека с человеком... расширение
ощущения товарищества в человеческом
обществе». В определенном смысле все
человеческое поведение социально, поскольку,
говорил он, мы развиваемся в социальном
окружении и наши личности формируются
социально. Чувство общественного включает
ощущение родства со всем человечеством
и связанность с жизненным целым.
Опираясь на теорию эволюции Дарвина, Адлер полагал, что способность и потребность кооперироваться являются одной из важнейших форм приспособления людей к среде. Только кооперация людей, согласованность их поведения предоставляют им шанс преодоления действительной неполноценности или ощущения ее. Заблокированная потребность в социальной кооперации и сопутствующее ей чувство неадекватности лежат в основе неприспособленности к жизни и невротического поведения.
Понятие самости, как и многие категории психоанализа, автор не относит к операциональным.
Самость в его понимании тождественна творческой силе, с помощью которой человек направляет свои потребности, придает им форму и значимую цель. Самость активно формирует стиль жизни, отвергая одни переживания и избирательно принимая другие.
В концепции психологического консультирования Адлер выделял 3 аспекта: понимание и принятие клиентом индивидуального стиля жизни; помощь клиенту в понимании себя; тренировка и усиление социального интереса, потребности в социальной кооперации.
Как правило, сессия психологического консультирования начинается с анализа индивидуального стиля жизни клиента, т. е. поиска тех проблем, которые отражаются в поведении его на разных этапах онтогенеза. Этому помогает анализ самых ранних воспоминаний или наиболее значимых событий детства.
Воспоминания, которые первыми придут на ум, по мнению Адлера, далеко не случайны, а соответствуют тем психологическим проблемам, которые клиент самостоятельно решить не мог как в прошлом, так и в настоящем. В рассказе клиента найдут отражение негативные обстоятельства, повлиявшие на его личностный рост, а именно - органическая неполноценность, эмоциональное отвержение или избыточное потворство со стороны родителей. Важно также обращать внимание на невербальные сообщения клиента - мимику, жесты, интонацию голоса, а также ключевые слова (глаголы), которыми он выражает прошлые действия (прообраз практики нейролингвистического программирования).
Само
психологическое
Информация о работе Консультирование в рамках индивидуальной психологии А. Адлера