Консультативная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 10:25, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение сущности, цели и задач психологического консультирования. А также методов, видов, принципов и теоретических подходов консультирования. Изучение качеств и умений, необходимых для психолога-консультанта.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3

Сущность, цели и задачи психологического консультирования. Методы психологического консультирования…………………………………….5
Формы, виды и модели психологического консультирования………. ..9
Теоретические подходы психологического консультирования….…11
Принципы психологического консультирования. Качества и умениям необходимые для психолога-консультанта. Супервизия..……………13
Сферы консультирования в зависимости от типа проблем, на решение которых они направлены ……………………………………………....16
Заключение…………………………………………………………………….17

Литература……………………………………………………………………..19

Работа содержит 1 файл

реферат по отрасли психологии консультат психология.docx

— 46.79 Кб (Скачать)

     Помимо  научной теоретической подготовки консультант обязан пройти курс практической подготовки, проработать определенное количество часов под наблюдением квалифицированного специалиста. При обучении психологическому консультированию наряду с необходимостью приобретения соответствующей теоретической базы под квалифицированным руководством часто подчеркивается важность углубления самопознания консультанта.

     Помимо  теоретических и практических профессиональных знаний консультант должен хорошо знать  свою личность. Развитию самопознания способствует обширный и интенсивный курс индивидуальной и групповой терапии, особенно в группах, ориентированных на совершенствование личности.

     Консультирование  у коллеги-профессионала ценно  и в начале профессиональной деятельности, поскольку постоянные столкновения с разнообразными проблемами клиентов нередко вскрывают наши старые конфликты, вытесненные чувства. Начинающего  консультанта нередко мучит чувство  профессионального бессилия. Это  тоже требует определенной помощи коллег. В данном случае может быть очень  полезна работа психолога-консультанта под руководством более опытного психолога-консультанта-супервизора.

      Супервизорство – процесс отражения профессиональных трудностей с целью снижения риска нанесения вреда клиенту. Его условиями являются наличие профессионального супервизора или супервизорской группы. Критерий супервизии – профессиональные вопросы и проблемы. При выходе на личностные проблемы в процессе супервизии консультант может обратиться к консультанту по личным вопросам или к психотерапевту. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    5. Сферы консультирования в зависимости от типа проблем, на решение которых они направлены 

          В зависимости от типа проблем, на решение которых направлены консультации, различают несколько сфер консультирования:

  1. Интимно-личностное консультирование.
  2. Психологическое консультирование по вопросам брака, семьи и построения личных взаимоотношений.
  3. Психолого-педагогическое консультирование.
  4. Профессиональное консультирование.
  5. Организационное консультирование.
  6. Посредническое консультирование.
 

          Круг проблем, с которыми обращаются клиенты к консультанту, могут быть довольно разнообразными:

  • трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения),
  • неустроенность личной жизни и неурядицы в семье,
  • плохая успеваемость в школе,
  • недостаток уверенности в себе и самоуважения,
  • мучительные колебания в принятии решений,
  • трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений,
  • общение с людьми у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков,
  • психологическая помощь людям, страдающим зависимостями (наркотическими и психологическими) и членам их семей,
  • психологическая помощь людям в посткризисных, посттравматических и реабилитационных ситуациях.
 
 

Заключение

     Основными методами психологического консультирования является беседа, интервью, наблюдение, активное и эмпатическое слушание, также используются  специальные методы, разработанные в рамках отдельных психологических школ, опирающихся на конкретную методологию и отдельные теории личности.

         Выделяют индивидуальную и групповую формы психологического консультирования.

      Виды  психологического консультирования выделяют по различным критериям. По количеству встреч, по характеру мотивации, по критерию использования психодиагностического, по критерию совмещения с другими методами психологической помощи, по характеру используемых средств общения в процессе консультирования, по характеру решаемых задач различают.

      Конкретная  модель консультирования выбирается часто  в зависимости от общей теоретической  ориентации: психоаналитической, личностно-центрированной, бихевиоральной,  когнитивной и  т.д.

      Помочь  вернуть утраченный контроль и актуализировать  внутренние ресурсы помогают следующие  принципы: доброжелательное отношение, безоценочность, равенство позиций, принцип недопустимости советов, обещаний и навязывания решений, уважение ценностей и права на самоопределение  обратившегося за помощью, экологичность  распределения ответственности  в процессе консультирования, сохранение конфиденциальности, наличие мотивации  клиента на получение психологической  помощи, эмоциональное принятие и  создание эмоциональной поддержки,  фиксация на позитивных, ресурсных  сторонах личности, включенность клиента в процесс консультирования, разграничение личных и профессиональных отношений.

        Однозначного ответа о свойствах  личности, способствующих эффективной  работе консультанта, к сожалению,  нет. Различными исследователями  подчеркиваются такие качества, необходимые профессионалу-консультанту, как проявление глубокого интереса  к людям и терпение в общении  с ними, эмоциональная стабильность  и объективность; способность  вызывать доверие других людей;  уважение ценностей другой личности; хорошее самопонимание; внимательность, умение выслушать и др.

    Сферы консультирования зависят от типа проблем, на  решение которых они направлены. 
 

Список  литературы 

1. Фролова С. В.     Консультативная психология: теория и практика. Учеб.-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности Психология». – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2010.

2. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учеб. Для вузов. Екатеринбург: Деловая кн., 1999. – 512 с.

3. Бурменская  Г.В., Карабанова О.А, Лидерс А.Г.  Возрастно-психологическое консультирование. – М., 1990.

4. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. – Екатеринбург; М.: Деловая кн., 1995. – 123 с.

5. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт: Уч. пособ. для студ. ВУЗов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. – 240 с.

6. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Издат дом «Крас. Площадь», 1996. – 397 с.

7. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб.: Питер, 2001. - 464 с.

8. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1991.

Информация о работе Консультативная психология