Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 10:25, реферат
Целью данной работы является изучение сущности, цели и задач психологического консультирования. А также методов, видов, принципов и теоретических подходов консультирования. Изучение качеств и умений, необходимых для психолога-консультанта.
Введение……………………………………………………………………….…..3
Сущность, цели и задачи психологического консультирования. Методы психологического консультирования…………………………………….5
Формы, виды и модели психологического консультирования………. ..9
Теоретические подходы психологического консультирования….…11
Принципы психологического консультирования. Качества и умениям необходимые для психолога-консультанта. Супервизия..……………13
Сферы консультирования в зависимости от типа проблем, на решение которых они направлены ……………………………………………....16
Заключение…………………………………………………………………….17
Литература……………………………………………………………………..19
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь.
Некоторая неопределенность предмета психологического консультирования отражается в разнообразии определений.
Определения
психологического консультирования охватывают
стержневые установки консультанта
в отношении человека вообще и
клиента в частности. Консультант
принимает клиента как
Цель психологического
Трудно
однозначно очертить границы применения
психологического консультирования, поскольку
слово “консультирование” уже давно
представляет родовое понятие для
различных видов
Процесс психологического консультирования имеет ряд схожих особенностей с психотерапией, с одной стороны, и с обучением, с другой стороны. От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни. Психотерапевтическое воздействие ориентировано в основном на реконструкцию личности, изменение или устранение ее определенных глубинных особенностей, лежащих в основе большинства жизненных трудностей и конфликтов. В психологическом консультировании происходит фиксация внимания в первую очередь на ситуации и личностных ресурсах, наиболее сильных сторонах личности человека, обратившегося за помощью.
Различна и длительность психологического консультирования и психотерапии. Психологическое консультирование чаще бывает краткосрочным, редко превышая 5—6 встреч с клиентом. Процесс психотерапии может длиться в течение ряда лет и быть ориентированным на десятки, а то и сотни встреч.
От обучения, в котором наибольшее значение придается знаниям, передаваемым человеку, консультирование отличается тем, что наибольшее значение в нем придается особым взаимоотношениям между консультантом и клиентом. Именно особые взаимоотношения рассматриваются как фактор, способствующий актуализации дополнительных возможностей самостоятельного преодоления трудностей человеком, обратившимся за помощью.
Тем не менее, между психологическим консультированием, психотерапией и обучением не существует жестких границ.
Основной метод консультирования — беседа, построенная определенным образом. Во время консультации психолог применяет специальные приемы и методы работы, направленные на лучшее понимание проблем клиента, его личностных особенностей. В процессе консультации оказываются воздействия на мысли, чувства и поведение; беседа рассчитана на то, чтобы за сравнительно короткий срок найти и сформулировать способ решения проблемы клиента.
Целью данной работы является изучение
сущности,
цели и задач психологического консультирования.
А также методов, видов, принципов и теоретических
подходов консультирования. Изучение
качеств и умений, необходимых для психолога-консультанта.
1.
Сущность, цели и задачи
психологического консультирования.
Методы психологического
консультирования
Консультативная психология – раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи (консультирования). Консультативная психология содержательно и организационно обособилась в начале 50-х гг. XX в. в США по мере осознания специфики процесса консультирования. В отечественной психологической литературе термин «консультативная психология» появился в начале 1990 гг.
Психологическое консультирование – специально организованный процесс общения, благодаря которому у обратившегося за помощью могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, обеспечивающие отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации.
К консультанту
обращаются за психологической помощью
и советом для преодоления
трудностей в самых разных ситуациях.
Психологическое
Задачи консультативной психологии:
Цель психологического консультирования – создание в ходе специального общения психологически благоприятных условий для актуализации внутренних (скрытых) ресурсов обратившегося. Создание таких условий во многом зависит от того, как консультант решает такие важнейшие задачи, как выслушивание клиента и расширение его представлений о себе и собственной ситуации. Кроме того, важным условием для актуализации ресурсов обратившегося за помощью являются доверительные отношения между клиентом и консультантом и умение консультанта оказывать эмоциональную поддержку [1] .
Разговор
с психологом должен помочь человеку
в решении проблем и
Спокойный и вдумчивый разговор со специалистом позволяет узнать и понять о себе и об окружающих людях много нового, способствует расширению представлений об окружающей человека действительности.
Не менее важным оказывается еще один результат консультативной беседы - понимание собственной роли и участия в происходящей жизненной ситуации и принятие клиентом на себя ответственности за это.
В процессе психологического консультирования консультант может поочередно сталкиваться с решением следующих задач.
1. Прояснение проблемы, с которой столкнулся клиент.
2. Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы.
3.
Изучение личности клиента с
целью выяснения его
4.
Четкое формулирование
5.
Оказание текущей помощи
6.
Информирование клиента об
К основным методам психологического консультирования относятся: беседа, интервью, наблюдение, активное и эмпатическое слушание. Помимо базовых методов в психологическом консультировании используются специальные методы, разработанные в рамках отдельных психологических школ, опирающихся на конкретную методологию и отдельные теории личности [2] .
Консультативная беседа отличается от того, что обычно встречается в жизни, владение ей на профессиональном уровне — настоящее искусство. Профессиональная беседа строится из разного рода приемов и техник, используемых с целью достижения соответствующего эффекта. Важную роль играют техники ведения диалога [3], одобрения мнений клиента, стимулирования высказываний, краткость и ясность речи психолога и др.
Беседа может иметь структурированный характер, вестись по заранее составленному плану, программе. Такая структурированная беседа называется методом интервью.
Наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который не дан непосредственно. Консультант должен владеть навыками наблюдения за вербальным и невербальным поведением клиента. Первоначальной основой для понимания невербального поведения служит хорошее знание различных видов невербальных языков.