Консультативная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 10:25, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение сущности, цели и задач психологического консультирования. А также методов, видов, принципов и теоретических подходов консультирования. Изучение качеств и умений, необходимых для психолога-консультанта.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3

Сущность, цели и задачи психологического консультирования. Методы психологического консультирования…………………………………….5
Формы, виды и модели психологического консультирования………. ..9
Теоретические подходы психологического консультирования….…11
Принципы психологического консультирования. Качества и умениям необходимые для психолога-консультанта. Супервизия..……………13
Сферы консультирования в зависимости от типа проблем, на решение которых они направлены ……………………………………………....16
Заключение…………………………………………………………………….17

Литература……………………………………………………………………..19

Работа содержит 1 файл

реферат по отрасли психологии консультат психология.docx

— 46.79 Кб (Скачать)

Содержание 
 

Введение……………………………………………………………………….…..3

  1. Сущность, цели и задачи психологического консультирования. Методы психологического консультирования…………………………………….5
  2. Формы, виды и модели психологического консультирования………. ..9   
  3. Теоретические подходы психологического консультирования….…11
  4. Принципы психологического консультирования. Качества и умениям необходимые для психолога-консультанта. Супервизия..……………13
  5. Сферы консультирования в зависимости от типа проблем, на решение которых они направлены ……………………………………………....16

Заключение…………………………………………………………………….17

Литература……………………………………………………………………..19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

        Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь.

         Некоторая неопределенность предмета психологического консультирования отражается в разнообразии определений.

Определения психологического консультирования охватывают стержневые установки консультанта в отношении человека вообще и  клиента в частности. Консультант  принимает клиента как уникального, автономного индивида, за которым  признается и уважается право  свободного выбора, самоопределения, право  жить собственной жизнью. Тем более  важно признать, что любое внушение или давление мешает клиенту принять  ответственность на себя и правильно  решать свои проблемы.

         Цель психологического консультирования  в таком случае не решить  отдельную проблему, а помочь  индивиду «вырасти» таким образом,  чтобы он сам смог справляться  с существующей, а также с последующими  проблемами, будучи уже более  интегрированной личностью. Если  он сможет обрести достаточную  целостность, чтобы решить какую-то  одну проблему, являясь в большей  степени личностью независимой,  ответственной, ясно мыслящей  и хорошо организованной, то на  этом же уровне он сможет  решать и все свои новые  проблемы.

      Трудно  однозначно очертить границы применения психологического консультирования, поскольку  слово “консультирование” уже давно  представляет родовое понятие для  различных видов консультативной  практики. Фактически в любой сфере, в которой используются психологические  знания, применяется консультирование как одна из форм профессиональной деятельности. Среди видов психологического консультирования можно выделить профконсультирование, психолого-педагогическое консультирование, возрастно-психологическое консультирование, консультирование руководителей и  многое другое. Наиболее широкой сферой применения психологического консультирования является помощь тем, кто обращается по поводу своих личных и семейных  проблем. Эта область включает в  себя множество отдельных направлений: консультирование в кризисной ситуации, консультирование супружеских пар, совместное консультирование детей  и родителей, добрачное консультирование, психологическая помощь разводящимся и т.д.

      Процесс психологического консультирования имеет  ряд схожих особенностей с психотерапией, с одной стороны, и с обучением, с другой стороны. От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни. Психотерапевтическое воздействие ориентировано в основном на реконструкцию личности, изменение или устранение ее определенных  глубинных особенностей, лежащих в основе большинства жизненных трудностей и конфликтов. В психологическом консультировании происходит фиксация внимания в первую очередь на ситуации и личностных ресурсах, наиболее сильных сторонах личности человека, обратившегося за помощью.

      Различна  и длительность психологического консультирования и психотерапии. Психологическое  консультирование чаще бывает краткосрочным, редко превышая 5—6 встреч с клиентом. Процесс психотерапии может длиться  в течение ряда лет и быть ориентированным  на десятки, а то и сотни встреч.

      От  обучения, в котором наибольшее значение придается знаниям, передаваемым человеку, консультирование отличается тем, что  наибольшее значение в нем придается  особым взаимоотношениям между консультантом  и клиентом. Именно особые взаимоотношения  рассматриваются как фактор, способствующий актуализации дополнительных возможностей самостоятельного преодоления трудностей человеком, обратившимся за помощью.

      Тем не менее, между психологическим  консультированием, психотерапией  и обучением не существует жестких  границ.

        Основной метод консультирования — беседа, построенная определенным образом. Во время консультации психолог применяет специальные приемы и методы работы, направленные на лучшее понимание проблем клиента, его личностных особенностей. В процессе консультации оказываются воздействия на мысли, чувства и поведение; беседа рассчитана на то, чтобы за сравнительно короткий срок найти и сформулировать способ решения проблемы клиента.

         Целью данной работы является изучение сущности, цели и задач психологического консультирования. А также методов, видов, принципов и теоретических подходов консультирования. Изучение качеств и умений, необходимых для психолога-консультанта. 
 
 
 
 
 

1. Сущность, цели и задачи психологического консультирования. Методы психологического консультирования 

      Консультативная психология – раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи (консультирования). Консультативная психология содержательно и организационно обособилась в начале 50-х гг. XX в. в США по мере осознания специфики процесса консультирования. В отечественной психологической литературе термин «консультативная психология» появился в начале 1990 гг.

      Психологическое консультирование – специально организованный процесс общения, благодаря которому у обратившегося за помощью могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, обеспечивающие отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации.

К консультанту обращаются за психологической помощью  и советом для преодоления  трудностей в самых разных ситуациях. Психологическое консультирование проводится обычно в амбулаторных условиях, при равноправных и демократичных  отношениях между консультантом  и клиентом. В процессе консультирования специалист-психолог оказывает психологическую  помощь путем предоставления информации, точек зрения, советов и рекомендаций. Психологическая информация, советы и рекомендации, которые предлагаются психологом-консультантом клиенту, обычно рассчитаны на то, что тот  сможет самостоятельно воспользоваться  ими для того, чтобы самостоятельно справиться со своей проблемой. В  психологическом консультировании делается акцент на необходимости личной активности самого клиента и личной ответственности на основе сознательной заинтересованности в достижении позитивного  результата.

      Задачи  консультативной  психологии:

  1. исследование сути процесса, возникающего между человеком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и обратившимся за помощью и человеком, ее оказывающим;
  2. изучение личностных черт, установок, знаний и умений, которыми должен обладать консультант;
  3. выявление и определение внутренних сил и резервов клиента, которые могут быть актуализированы в процессе консультирования;
  4. анализ особенностей ситуации, сложившейся в жизни клиента и предъявляющей особые требования к процессу консультирования;
  5. разработка и экспертиза приемов и техник, которые могут быть сознательно используемы в процессе оказания психологической помощи.

      Цель  психологического консультирования – создание в ходе специального общения психологически благоприятных условий для актуализации внутренних (скрытых) ресурсов обратившегося. Создание таких условий во многом зависит от того, как консультант решает такие важнейшие задачи, как выслушивание клиента и расширение его представлений о себе и собственной ситуации. Кроме того, важным условием для актуализации ресурсов обратившегося за помощью являются доверительные отношения между клиентом и консультантом и умение консультанта оказывать эмоциональную поддержку [1] .

      Разговор  с психологом должен помочь человеку в решении проблем и налаживании  межличностных отношений с окружающими. Проблемой многих людей, обращающихся за помощью к психологу, является то, что им практически не с кем  поговорить откровенно о том, что  их тревожит и беспокоит. Быть внимательно  выслушанным и понятым консультантом  — необычайно важно, и это само по себе приводит к определенным положительным  изменениям.

      Спокойный и вдумчивый разговор со специалистом позволяет узнать и понять о себе и об окружающих людях много нового, способствует расширению представлений  об окружающей человека действительности.

      Не  менее важным оказывается еще  один результат консультативной  беседы - понимание собственной роли и участия в происходящей жизненной  ситуации и принятие клиентом на себя ответственности за это.

     В процессе психологического консультирования консультант может поочередно сталкиваться с решением следующих задач.

  1. Прояснение проблемы, с которой  столкнулся клиент.

  2. Информирование клиента о сути  возникшей у него проблемы.

  3. Изучение личности клиента с  целью выяснения его возможностей  самостоятельно справиться с  возникшей проблемой.

  4. Четкое формулирование рекомендаций  клиенту по поводу возможностей  клиента в разрешении проблемы.

  5. Оказание текущей помощи клиенту  в виде дополнительных практических  рекомендаций, психологических техник, упражнений для развития необходимых  способностей или выработки новых  моделей поведения в процессе  решения жизненной проблемы клиентом.

  6. Информирование клиента об элементарных, жизненно необходимых психологических  знаниях и умениях, освоение  и правильное употребление которых  возможно самим клиентом без  специальной психологической подготовки.

     К основным методам  психологического консультирования относятся: беседа, интервью, наблюдение, активное и эмпатическое слушание. Помимо базовых методов в психологическом консультировании используются  специальные методы, разработанные в рамках отдельных психологических школ, опирающихся на конкретную методологию и отдельные теории личности [2] .

     Консультативная беседа отличается от того, что обычно встречается в жизни, владение ей на профессиональном уровне — настоящее искусство. Профессиональная беседа строится из разного рода приемов и техник, используемых с целью достижения соответствующего эффекта. Важную роль играют техники ведения диалога [3], одобрения мнений клиента, стимулирования высказываний, краткость и ясность речи психолога и др.

     Беседа  может иметь структурированный  характер, вестись по заранее составленному  плану, программе. Такая структурированная  беседа называется методом интервью.

      Наблюдение  – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который не дан непосредственно. Консультант должен владеть навыками наблюдения за вербальным и невербальным поведением клиента.  Первоначальной основой для понимания невербального поведения служит хорошее знание различных видов невербальных языков.

Информация о работе Консультативная психология