Консультативная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 10:25, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение сущности, цели и задач психологического консультирования. А также методов, видов, принципов и теоретических подходов консультирования. Изучение качеств и умений, необходимых для психолога-консультанта.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3

Сущность, цели и задачи психологического консультирования. Методы психологического консультирования…………………………………….5
Формы, виды и модели психологического консультирования………. ..9
Теоретические подходы психологического консультирования….…11
Принципы психологического консультирования. Качества и умениям необходимые для психолога-консультанта. Супервизия..……………13
Сферы консультирования в зависимости от типа проблем, на решение которых они направлены ……………………………………………....16
Заключение…………………………………………………………………….17

Литература……………………………………………………………………..19

Работа содержит 1 файл

реферат по отрасли психологии консультат психология.docx

— 46.79 Кб (Скачать)

      Активное  слушание имеет целью точное отражение информации говорящего. Данный метод способствует более точному пониманию партнерами друг друга, позволяет создать атмосферу доверительных отношений и эмоциональной поддержки, а также служит расширению осознания проблемной ситуации клиентом.

      Эмпатическое  слушание – вид слушания, содержанием которого является точное отражение чувств собеседника. Применяется в ситуациях, когда собеседнику необходимо поделиться своими переживаниями,  и он сам выступает инициатором разговора.

      Метод как совокупность психотехник, разработанных  в рамках отдельных  психотерапевтических и личностных теорий:

     -       метод  личностно-центрированного консультирования,

  • метод экзистенциального консультирования,
  • метод психоаналитического консультирования,
  • метод поведенческого консультирования,
  • метод когнитивного консультирования,
  • метод консультирования, фокусированного на решении,
  • мультимодальное консультирование и т.д.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Формы, виды и модели психологического консультирования 

Формы психологического консультирования. Выделяют индивидуальную и групповую формы психологического консультирования. Семейное консультирование является частной формой группового психологического консультирования. Очень часто методы, используемые в групповой психотерапии и в групповом консультировании, одинаковы. Основное различие между групповой терапией и групповым консультированием, которое заключается в их целях. Консультативные группы сконцентрированы на росте, развитии, расширении, предупреждении, самосознании с опорой на те позитивные стороны и личностные ресурсы, которые имеются у личности. Групповая психотерапия обычно сконцентрирована вокруг восстановления, лечения и реконструкции личности [1] .

      Виды  психологического консультирования выделяют, опираясь на различные критерии.

      - По количеству встреч выделяют однократное и многократное консультирование. Количество встреч психолога-консультанта с клиентом чаще всего не ограничивается одной - двумя.

      - По характеру мотивации выделяют консультирование по личному обращению (по желанию самого обратившегося) и консультирование в результате вызова или направления.

      - По критерию использования психодиагностического инструментария – консультирование без дополнительного тестирования и с дополнительным тестированием.

      - По критерию совмещения с другими методами психологической помощи выделяют изолированное и комбинированное психологическое консультирование (например, совмещенное с социально-психологическим тренингом в промежутках между консультациями).

      - По характеру используемых средств общения в процессе консультирования можно выделить очное и телефонное консультирование [4].

      - По характеру решаемых задач  различают возрастно-психологическое консультирование, психолого-педагогическое консультирование, межличностное психологическое консультирование, семейное консультирование, профессиональное консультирование, деловое психологическое консультирование, кризисное консультирование, психологическое консультирование по проблемам самочувствия и состояния здоровья[1] .

      Модели  психологического консультирования. Конкретная модель консультирования выбирается часто в зависимости от общей теоретической ориентации:

      - психоаналитической,

      - личностно-центрированной,

      - бихевиоральной,

      - когнитивной и т.д. 

      Среди моделей консультирования существуют 1) тренинг жизненных навыков, 2) тренинг  человеческих взаимоотношений и  коммуникативных навыков, 3) тренинг  в решении проблем и принятии решений, 4) тренинг в поддержке  здорового образа жизни, 5) ориентация и развитие способностей, 6) помощь в  становлении самоидентичности и  личностном развитии.

      На  современном этапе развития теории и практики психологического консультирования можно выделить появление ряда новых  моделей консультирования: краткосрочное  позитивное консультирование [3],  консультирование с использованием психотехнологии нейро-лингвистического программирования, консультирование по переоценке личности [6] и др.

      Модели  консультирования могут специфицироваться  в соответствии с жизненными ситуациями, вызывающими психическую дезадаптацию. Так в последнее время складываются особые модели консультирования по проблемам  алкоголизма, наркомании, насилия в  семье, трудностей в обучении и т.д.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Теоретические подходы  психологического  консультирования 
     

       Личностно-центрированное консультирование. Основателем «личностно-центрированного» консультирования является Карл Роджерс. Суть центральной гипотезы личностно-центрированного подхода заключается в следующем:  каждый человек имеет внутри себя большие резервы самопонимания, и изменения Я-концепции и поведения, которое регулируется его "Я"; эти резервы активизируются только тогда, когда создается соответствующий климат, для которого характерны оказывающие помощь психологические установки: эмпатия, конгруэнтность и безусловное положительное отношение [7].

        Теория и модель психоаналитического консультирования. Психоаналитическая теория является наиболее фундаментальной ранней психологической теорией, оказавшей чрезвычайно сильное влияние на развитие других психологических направлений. Многие понятия, используемые в практике психоаналитического.В начале 1880-х годов Фрейд сблизился с известным венским врачом Йозефом Брейером, который рассказал Фрейду о применяемом им методе лечения истерии с помощью погружения пациента в глубокий гипноз и побуждения выражать словами свои воспоминания об имевших место в прошлом эмоционально нагруженных и угнетавших ситуациях. В конце 1880-х годов Фрейд начал использовать технику Брейера при работе с собственными пациентами. В 1893 году Фрейд и Брейер опубликовали собранные ими материалы, касающиеся использования метода катарсиса. В 1890-х годах Фрейд постепенно перешел от катарсиса к собственно психоанализу [1].

     Теория  поведенческого консультирования. Поведенческое консультировнаие основано на бихевиористической модели человека. В бихевиоральной теории особый акцент делается на сильном влиянии окружающей среды на формирование и сохранение поведения. В поведенческом консультировании выделяют подходы, основанные исключительно на связях типа стимул - реакция, и подходы, в которых принимаются во внимание когнитивные опосредующие переменные. Бихевиористская модель представляет собой набор разработанных в ходе эксперимента принципов научения [7]. Фундаментальное влияние на поведенческий подход к консультированию в течение длительного времени оказывает экспериментаторская деятельность выдающегося русского физиолога И.П. Павлова.

          Теория и практика логотерапии. Основоположником логотерапии является Виктор Франкл. Логос - это греческое слово, которое означает и «смысл», и «дух», причем второе значение не имеет какого-либо религиозного смыслового оттенка. Люди являются ищущими смысл существами, и поиск смысла сам по себе еще не патология. Экзистенция (существование) сталкивает людей с необходимостью найти смысл в жизни. Главная цель логотерапии - помочь клиентам в их поиске смысла [8].

        Когнитивное консультирование. Основы когнитивного консультирования, или когнитивной терапии, разработал доктор Аарон Бек в начале 1960-х годов. В когнитивном консультировании наибольшее значение придается процессу обработки информации. Когнитивные консультанты исходят из предпосылки, что способ, которым люди интерпретируют опыт, определяет то, как они чувствуют себя и как они действуют. В ходе когнитивного развития клиенты приобретают неправильные навыки обработки и интерпретации информации. Когнитивные консультанты стремятся исправить вредные укоренившиеся стереотипы мышления и пытаются выявить искажения у клиентов и помогают им овладеть навыками более реалистической обработки информации [1].

       Позитивное консультирование, ориентированное на решение. Позитивное консультирование – это и обучение пациентов методам самопомощи. Термин «позитивная психотерапия» ввел в 1972 г. известный немецкий психотерапевт, доктор медицины Носсрат Пезешкян (N. Peseshkin) для названия собственной психотерапевтической концепции и стратегии, ориентированной на гармонизацию жизни человека, повышение реалистичности его мировоззрения, проработку как негативных, так и позитивных аспектов его проблем. Большинство межличностных конфликтов представляют собой столкновение самых различных культурных и поведенческих ориентаций. Подход позитивного консультирования особенно актуален в условиях нетерпимости, по сути дела, непозитивности [1].  
 
 
 

4. Принципы психологического консультирования. Качества и умениям необходимые для психолога-консультанта. Супервизия 

      Во  многих профессиях существуют свои принципы и требования, реализация которых  является обязательной для специалистов. Так, в ряде стран мира существуют этические кодексы психолога, определяющие деятельность профессионала. Существуют определенные принципы поведения психолога-консультанта, следование которым обеспечивает этичность  профессиональной деятельности и является залогом успешности психологического воздействия.

      Помочь  вернуть утраченный контроль и актуализировать  внутренние ресурсы помогают следующие принципы:

  • доброжелательное отношение,
  • безоценочность,
  • равенство позиций,
  • принцип недопустимости советов, обещаний и навязывания решений,
  • уважение ценностей и права на самоопределение обратившегося за помощью,
  • экологичность распределения ответственности в процессе консультирования,
  • сохранение конфиденциальности,
  • наличие мотивации клиента на получение психологической помощи,
  • эмоциональное принятие и создание эмоциональной поддержки,
  • фиксация на позитивных, ресурсных сторонах личности,
  • включенность клиента в процесс консультирования,
  • разграничение личных и профессиональных отношений.

                 Требования, предъявляемые к личностным качествам и профессиональным знаниям и навыкам консультанта. Психолог-консультант должен обладать рядом личностных качеств, профессиональных умений и способностей. Психологическое консультирование во многих отношениях — особый тип профессиональной деятельности психолога, требующий специального образования и подготовки.

     Однозначного  ответа о свойствах личности, способствующих эффективной работе консультанта, к  сожалению, нет. Различными исследователями  подчеркиваются такие качества, необходимые профессионалу-консультанту, как проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними (М. Buber (1961) охарактеризовал этот фактор как интерес к людям в силу их бытия, а не потому, что некоторые из них шизофреники или психопаты) эмоциональная стабильность и объективность; способность вызывать доверие других людей; уважение ценностей другой личности; хорошее самопонимание; внимательность, умение выслушать и др.

     Р. Кочюнас рассматривает несколько основополагающих личностных факторов успешности консультанта: аутентичность, открытость собственному опыту, развитие самопознания, сила личности и идентичность, толерантность к неопределенности, принятие личной ответственности, глубина отношений с другими людьми, постановка реалистичных целей, способность к эмпатии.

       Профессиональная  подготовка консультанта. Одно из важнейших требований профессиональной этики - это компетентность консультанта. Консультант обязан пройти обязательную академическую программу общеобразовательной научной подготовки (в нее входит минимум научных знаний, необходимых профессиональному психологу любого профиля), а также освоить ряд разделов психологии, предполагающих специализацию в соответствующей профессиональной области, в данном случае - в области психологического консультирования. Психолог-консультант должен хорошо знать общую психологию, психологию личности, возрастную психологию, социальную психологию, психологию семейных отношений, основы психопатологии, теории психологического консультирования и психотерапии.

Информация о работе Консультативная психология