Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 10:25, реферат
Целью данной работы является изучение сущности, цели и задач психологического консультирования. А также методов, видов, принципов и теоретических подходов консультирования. Изучение качеств и умений, необходимых для психолога-консультанта.
Введение……………………………………………………………………….…..3
Сущность, цели и задачи психологического консультирования. Методы психологического консультирования…………………………………….5
Формы, виды и модели психологического консультирования………. ..9
Теоретические подходы психологического консультирования….…11
Принципы психологического консультирования. Качества и умениям необходимые для психолога-консультанта. Супервизия..……………13
Сферы консультирования в зависимости от типа проблем, на решение которых они направлены ……………………………………………....16
Заключение…………………………………………………………………….17
Литература……………………………………………………………………..19
Активное слушание имеет целью точное отражение информации говорящего. Данный метод способствует более точному пониманию партнерами друг друга, позволяет создать атмосферу доверительных отношений и эмоциональной поддержки, а также служит расширению осознания проблемной ситуации клиентом.
Эмпатическое слушание – вид слушания, содержанием которого является точное отражение чувств собеседника. Применяется в ситуациях, когда собеседнику необходимо поделиться своими переживаниями, и он сам выступает инициатором разговора.
Метод как совокупность психотехник, разработанных в рамках отдельных психотерапевтических и личностных теорий:
- метод личностно-центрированного консультирования,
2.
Формы, виды и модели
психологического консультирования
Формы психологического консультирования. Выделяют индивидуальную и групповую формы психологического консультирования. Семейное консультирование является частной формой группового психологического консультирования. Очень часто методы, используемые в групповой психотерапии и в групповом консультировании, одинаковы. Основное различие между групповой терапией и групповым консультированием, которое заключается в их целях. Консультативные группы сконцентрированы на росте, развитии, расширении, предупреждении, самосознании с опорой на те позитивные стороны и личностные ресурсы, которые имеются у личности. Групповая психотерапия обычно сконцентрирована вокруг восстановления, лечения и реконструкции личности [1] .
Виды психологического консультирования выделяют, опираясь на различные критерии.
- По количеству встреч выделяют однократное и многократное консультирование. Количество встреч психолога-консультанта с клиентом чаще всего не ограничивается одной - двумя.
- По характеру мотивации выделяют консультирование по личному обращению (по желанию самого обратившегося) и консультирование в результате вызова или направления.
- По критерию использования психодиагностического инструментария – консультирование без дополнительного тестирования и с дополнительным тестированием.
- По критерию совмещения с другими методами психологической помощи выделяют изолированное и комбинированное психологическое консультирование (например, совмещенное с социально-психологическим тренингом в промежутках между консультациями).
- По характеру используемых средств общения в процессе консультирования можно выделить очное и телефонное консультирование [4].
-
По характеру решаемых задач
различают возрастно-
Модели психологического консультирования. Конкретная модель консультирования выбирается часто в зависимости от общей теоретической ориентации:
- психоаналитической,
- личностно-центрированной,
- бихевиоральной,
- когнитивной и т.д.
Среди моделей консультирования существуют 1) тренинг жизненных навыков, 2) тренинг человеческих взаимоотношений и коммуникативных навыков, 3) тренинг в решении проблем и принятии решений, 4) тренинг в поддержке здорового образа жизни, 5) ориентация и развитие способностей, 6) помощь в становлении самоидентичности и личностном развитии.
На современном этапе развития теории и практики психологического консультирования можно выделить появление ряда новых моделей консультирования: краткосрочное позитивное консультирование [3], консультирование с использованием психотехнологии нейро-лингвистического программирования, консультирование по переоценке личности [6] и др.
Модели
консультирования могут специфицироваться
в соответствии с жизненными ситуациями,
вызывающими психическую
3.
Теоретические подходы
психологического
консультирования
Личностно-центрированное консультирование. Основателем «личностно-центрированного» консультирования является Карл Роджерс. Суть центральной гипотезы личностно-центрированного подхода заключается в следующем: каждый человек имеет внутри себя большие резервы самопонимания, и изменения Я-концепции и поведения, которое регулируется его "Я"; эти резервы активизируются только тогда, когда создается соответствующий климат, для которого характерны оказывающие помощь психологические установки: эмпатия, конгруэнтность и безусловное положительное отношение [7].
Теория и модель психоаналитического консультирования. Психоаналитическая теория является наиболее фундаментальной ранней психологической теорией, оказавшей чрезвычайно сильное влияние на развитие других психологических направлений. Многие понятия, используемые в практике психоаналитического.В начале 1880-х годов Фрейд сблизился с известным венским врачом Йозефом Брейером, который рассказал Фрейду о применяемом им методе лечения истерии с помощью погружения пациента в глубокий гипноз и побуждения выражать словами свои воспоминания об имевших место в прошлом эмоционально нагруженных и угнетавших ситуациях. В конце 1880-х годов Фрейд начал использовать технику Брейера при работе с собственными пациентами. В 1893 году Фрейд и Брейер опубликовали собранные ими материалы, касающиеся использования метода катарсиса. В 1890-х годах Фрейд постепенно перешел от катарсиса к собственно психоанализу [1].
Теория поведенческого консультирования. Поведенческое консультировнаие основано на бихевиористической модели человека. В бихевиоральной теории особый акцент делается на сильном влиянии окружающей среды на формирование и сохранение поведения. В поведенческом консультировании выделяют подходы, основанные исключительно на связях типа стимул - реакция, и подходы, в которых принимаются во внимание когнитивные опосредующие переменные. Бихевиористская модель представляет собой набор разработанных в ходе эксперимента принципов научения [7]. Фундаментальное влияние на поведенческий подход к консультированию в течение длительного времени оказывает экспериментаторская деятельность выдающегося русского физиолога И.П. Павлова.
Теория и практика логотерапии. Основоположником логотерапии является Виктор Франкл. Логос - это греческое слово, которое означает и «смысл», и «дух», причем второе значение не имеет какого-либо религиозного смыслового оттенка. Люди являются ищущими смысл существами, и поиск смысла сам по себе еще не патология. Экзистенция (существование) сталкивает людей с необходимостью найти смысл в жизни. Главная цель логотерапии - помочь клиентам в их поиске смысла [8].
Когнитивное консультирование. Основы когнитивного консультирования, или когнитивной терапии, разработал доктор Аарон Бек в начале 1960-х годов. В когнитивном консультировании наибольшее значение придается процессу обработки информации. Когнитивные консультанты исходят из предпосылки, что способ, которым люди интерпретируют опыт, определяет то, как они чувствуют себя и как они действуют. В ходе когнитивного развития клиенты приобретают неправильные навыки обработки и интерпретации информации. Когнитивные консультанты стремятся исправить вредные укоренившиеся стереотипы мышления и пытаются выявить искажения у клиентов и помогают им овладеть навыками более реалистической обработки информации [1].
Позитивное консультирование,
ориентированное на
решение. Позитивное консультирование
– это и обучение пациентов методам самопомощи.
Термин «позитивная психотерапия» ввел
в 1972 г. известный немецкий психотерапевт,
доктор медицины Носсрат Пезешкян (N. Peseshkin)
для названия собственной психотерапевтической
концепции и стратегии, ориентированной
на гармонизацию жизни человека, повышение
реалистичности его мировоззрения, проработку
как негативных, так и позитивных аспектов
его проблем. Большинство межличностных
конфликтов представляют собой столкновение
самых различных культурных и поведенческих
ориентаций. Подход позитивного консультирования
особенно актуален в условиях нетерпимости,
по сути дела, непозитивности [1].
4.
Принципы психологического
консультирования. Качества
и умениям необходимые
для психолога-консультанта.
Супервизия
Во
многих профессиях существуют свои принципы
и требования, реализация которых
является обязательной для специалистов.
Так, в ряде стран мира существуют
этические кодексы психолога, определяющие
деятельность профессионала. Существуют
определенные принципы поведения психолога-
Помочь вернуть утраченный контроль и актуализировать внутренние ресурсы помогают следующие принципы:
Требования, предъявляемые к личностным качествам и профессиональным знаниям и навыкам консультанта. Психолог-консультант должен обладать рядом личностных качеств, профессиональных умений и способностей. Психологическое консультирование во многих отношениях — особый тип профессиональной деятельности психолога, требующий специального образования и подготовки.
Однозначного ответа о свойствах личности, способствующих эффективной работе консультанта, к сожалению, нет. Различными исследователями подчеркиваются такие качества, необходимые профессионалу-консультанту, как проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними (М. Buber (1961) охарактеризовал этот фактор как интерес к людям в силу их бытия, а не потому, что некоторые из них шизофреники или психопаты) эмоциональная стабильность и объективность; способность вызывать доверие других людей; уважение ценностей другой личности; хорошее самопонимание; внимательность, умение выслушать и др.
Р. Кочюнас рассматривает несколько основополагающих личностных факторов успешности консультанта: аутентичность, открытость собственному опыту, развитие самопознания, сила личности и идентичность, толерантность к неопределенности, принятие личной ответственности, глубина отношений с другими людьми, постановка реалистичных целей, способность к эмпатии.
Профессиональная подготовка консультанта. Одно из важнейших требований профессиональной этики - это компетентность консультанта. Консультант обязан пройти обязательную академическую программу общеобразовательной научной подготовки (в нее входит минимум научных знаний, необходимых профессиональному психологу любого профиля), а также освоить ряд разделов психологии, предполагающих специализацию в соответствующей профессиональной области, в данном случае - в области психологического консультирования. Психолог-консультант должен хорошо знать общую психологию, психологию личности, возрастную психологию, социальную психологию, психологию семейных отношений, основы психопатологии, теории психологического консультирования и психотерапии.