Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 10:24, реферат
Тренинги в нашей стране начались с тренинга общения. Тренинг общения является базовой программой практически для любого другого тренинга. Когда были разработаны другие программы (тренинг уверенности в себе, тренинг переговоров, тренинг продаж, тренинг формирования команды, тренинг бесконфликтного поведения и другие), в основу этих программ лег социально-психологический тренинг. Поэтому название СПТ часто используется и для обозначения других тренинговых программ, построенных на принципах СПТ.
1. Понятие социально-психологического тренинга
2. Групповая динамика и этапы работы группы
Список литературы
Кроме этого, есть подход,
где обычно вторую стадию называют
стадией лабилизации. Между собой тренеры
называют эту стадию «мордой об стол».
Ее смысл заключается в том, что в самом
начале, иногда сразу после знакомства,
проводится массовая игра, во время которой
участники совершают много ошибок. На
разборе тренер еще больше подчеркивает
эти ошибки для того, чтобы всем стало
понятно, что им есть чему учиться. Считается,
что так формируется мотивация на обучение.
Но на практике часто происходит обратный
процесс: для некоторых участников, а,
может, и для большинства, ситуация становится
настолько неприятной, что они думают
только о том, как много ошибок они допустили.
В то же время кто-то из группы этого просто
не заметит или, что хуже, начнет защищаться
и спорить с тренером на протяжении всего
тренинга по любому поводу, чтобы как-то
реабилитироваться. А в итоге никто не
учится.
Подобный — «вредный»
— подход к стадиям тренинга представляет
собой перенос стадий терапевтической
группы на тренинг. Так, в терапевтических
группах психодинамического направления
существует стадия агрессии, ее еще называют
стадией агрессии против тренера. В терапевтических
группах тренер осознанно прово цирует
группу на агрессию для того, чтобы группа
быстро сплотилась и на основе высокой
сплоченности работала более эффективно.
Самый простой вариант вызвать такую агрессию
— это совершенно пассивная позиция тренера.
Тренер может в самом начале дня сесть
в круг и не говорить ни слова, не отвечать
на вопросы участников. Это начинает вызывать
очень сильное напряжение, а тренер может
молчать час, два или даже полдня. Потихоньку
группа начинает роптать, участники начинают
перешептываться, разговаривать и через
некоторое время объединяются против
тренера. Тренер может попасть в ситуацию
очень сильного группового давления и
агрессии. Затем группа начинает понимать,
что тренер это сделал специально, и его
тоже включат в группу, но ему придется
выдержать все недовольство группы.
В терапевтической
группе такое поведение вполне оправданно,
потому что группа будет работать
более эффективно, кроме того, в
ней появляется энергетика определенного
рода, которую можно использовать
для терапевтической работы. Важно
и то, что вся групповая агрессия
может быть материалом для работы
с участниками группы на протяжении
всей сессии.
Но в тренинговой
группе этот материал и эта энергия совершенно
не нужны. Стадия агрессии для тренинговой
группы тоже не нужна, даже, более того,
это вредно для участников. Для тренера,
не ведущего терапевтические группы, это
также испытание не из приятных, и может
быть даже вредным, поскольку после такой
группы терапевтическая помощь может
понадобиться самому тренеру.
Можно исключить
ненужные стадии, в частности, исключить
стадию агрессии. По мнению Кратохвила,
группа не всегда проходит все фазы развития.
Возможен путь, где ведущий сначала организует
и направляет активность группы, помогает
выработать нормы, а уж затем постепенно
переходит на позицию наблюдателя. Подобное
возможно даже в терапевтической группе,
где стадия агрессии часто включена как
определенная процедурная часть, но в
тренинговой группе исключить стадию
агрессии значительно легче.
Список литературы
1.
Абрамова Г.С. Введение в
2.
Большаков В.Ю. Психотренинг: Социодинамика.
Упражнения. Игры. СПб.: Социально-психологический
центр, 2007
3.
Бачков И.В. Основы технологии
группового тренинга. Психотехники:
Учебное пособие. M.: Издательство
«Ось 89», 2009.
4.
Деркач А.А., Ситников А.П. Формирование
и развитие профессионального мастерства
руководящих кадров: социально-психологический
тренинг и прикладные психотехнологии.
Вып. 1-2. М.: Луч, 2006
5.
Завьялова Ж.В. Путь тренера.
СПб.: Речь, 2002.
6.
Захаров В.П. Практические