Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 10:24, реферат
Тренинги в нашей стране начались с тренинга общения. Тренинг общения является базовой программой практически для любого другого тренинга. Когда были разработаны другие программы (тренинг уверенности в себе, тренинг переговоров, тренинг продаж, тренинг формирования команды, тренинг бесконфликтного поведения и другие), в основу этих программ лег социально-психологический тренинг. Поэтому название СПТ часто используется и для обозначения других тренинговых программ, построенных на принципах СПТ.
1. Понятие социально-психологического тренинга
2. Групповая динамика и этапы работы группы
Список литературы
План
работы :
1.
Понятие социально-
2.
Групповая динамика
и этапы работы
группы
Список
литературы
1. Понятие социально-
В 1970-е гг. в ГДР
под руководством М. Форверга был разработан
метод, названный им социально-психологическим
тренингом. С таким названием тренинг
появился и у нас в стране.
Тренинги в нашей
стране начались с тренинга общения.
Тренинг общения является базовой
программой практически для любого
другого тренинга. Когда были разработаны
другие программы (тренинг уверенности
в себе, тренинг переговоров, тренинг
продаж, тренинг формирования команды,
тренинг бесконфликтного
Если обратиться
к «Большому толковому
Другое определение
тренинга дал Ю.Н. Емельянов: «Тренинг
— это группа методов развития
способностей к обучению и овладению
любым сложным видом
И.В. Бачков предлагает
такое рабочее определение
В «Психологическом
словаре» (1990) социально-психологический
тренинг (далее СПТ) определяется как
«область практической психологии, ориентированная
на использование активных методов
групповой психологической
Это определение
еще больше сужает область понятия
тренинга, сводя его к тренингу
общения. Очень часто название «социально-психологический
тренинг» используется как синоним
тренинга общения, тренинга делового общения,
тренинга партнерского общения и
т. д.
Использование слова
«психологический» традиционно
трактуется психологами таким образом,
что тренером может быть только психолог,
хотя в последнее время значительная
часть тренеров не имеют психологического
образования и не стремятся получить
его. Я как психолог придерживаюсь
мнения, что тренеру необходимо иметь
психологическое образование, поскольку
большинство механизмов тренинга взяты
из психологии. Непонимание основ
психологии часто приводит к ошибкам.
Ошибки тренера
являются основной причиной неэффективности
тренинга, хотя сам по себе тренинг
— самая эффективная технология
по обучению конкретным навыкам и
умениям. Ошибки тренера могут превратить
тренинг в совершенно бесполезную
трату времени и денег.
Самая главная ошибка
тренера — это непонимание
механизмов групповой работы: в любой
группе, и особенно в тренинговой,
протекает несколько взаимосвязанных
процессов. Наиболее важный процесс —
это тренировка, процесс овладения новыми
навыками, обучение новым умениям. Этот
процесс базируется на групповой динамике.
За счет групповой динамики, сплоченности
участников, обстановки безопасности
и поддержки обучение проходит более эффективно.
Поэтому первоочередная задача тренера
заключается в постоянном стимулировании
динамики группы, иными словами, тренеру
следует уделять много внимания созданию
благоприятной обстановки в группе.
К сожалению, некоторые
тренеры не уделяют групповой
динамике достаточного внимания, не понимая
ее механизмов, поэтому часто группы
достигают меньших результатов,
а иногда тренинги заканчиваются
общей неудовлетворенностью.
Часто, когда группа,
по мнению тренера, не справляется, тренер
раздражается. Своим коллегам он жалуется
на то, что группа какая-то «тормозная»,
участники ни во что «не врубаются»,
задают глупые вопросы и т. д. Если,
по его мнению, они плохо обучаемы,
то он начинает их подгонять, считая, что
они все должны делать быстрей. А
они почему-то делают медленно, и
не только в смысле времени, но и
в смысле понимания. Вроде уже
проиграли не одну игру, обсудили не
одну ситуацию, а они опять делают
ошибки. Тренера это начинает раздражать
и, конечно, это еще больше тормозит
групповые процессы и процесс
обучения.
В такой ситуации
тренер пытается «дураков неразумных»
научить и носом потыкать в их ошибки:
сказать, мол, что ж вы такие бестолковые.
Опыт показывает,
что двух одинаковых групп не бывает.
У каждой группы своя скорость и
свой результат. И скажем, по учебному
материалу в одной группе можно
продвинуться быстрее, в другой —
медленнее, но по результату для группы
это может быть одинаково эффективно.
Тренер должен ориентироваться
на саму группу: как группа сама идет,
так она и идет. Понятно, что
он пытается всячески стимулировать
ее и увеличивать эту скорость.
В некоторых местах подсказывает,
подталкивает. Но здесь самое главное
— тот результат, на который выйдет
сама группа.
При этом тренер не является
«паровозом» и не бежит впереди
группы, а только направляет группу
и подталкивает тогда, когда это
требуется.
Основное внимание
уделяется сплоченности членов группы,
тому, насколько комфортно и свободно
они чувствуют себя в группе. За
счет этого группа начинает работать
эффективнее. Часто скорость работы
возрастает с каждым часом работы,
и группа приходит к хорошим результатам.
Главное, чтобы участникам нравилось
работать в группе. За счет этого
эффект тренинга длится дольше, так
как о нем приятно вспоминать.
После окончания занятий
Бывает, что участники
тренинга напуганы тем, что их здесь
оценят, напишут им какие-нибудь «характеристики»,
боятся, что тренинг проводится для
выявления их способностей. Тогда
они боятся и тренинга, и тренера.
Ожидать от них хорошей работы
с самого начала не приходится. И
конечно, подгонять такую группу
вначале не следует, иначе они
решат, что все их страхи оправданы,
и просидят в «окопе» весь тренинг.
Если же тренер первые полдня потратит
на обеспечение раскрепощенности группы,
даст понять, что учиться можно весело
и с удовольствием, то участники группы
почувствуют себя свободнее, раскованнее.
Потом они сами начинают удивляться своей
смелости и в конце первого дня нередко
говорят, что обычно в такой обстановке
и еще с незнакомыми людьми они вообще
молчат два-три дня, а тут сами вызвались
участвовать в игре, даже невзирая на то,
что их снимали на «видео». Повторю еще
раз: чем больше положительное впечатление
от тренинга, тем длительнее эффект от
него.
Другая серьезная
ошибка тренера — это включение
в тренинг неадекватного
Многие тренеры
боятся ситуации, когда часть участников
уже была на тренинге и, возможно, на подобной
программе. Боятся того, что участники
начнут говорить, что они, мол, все это
знают. Таких ситуаций все больше и больше,
поскольку многие сотрудники фирм прошли
уже по четыре—пять тренингов. Чтобы как-то
компенсировать свой страх, некоторые
тренеры включают в тренинговые программы
какие-то новые элементы. Но для тренинга,
для его участников они часто не только
бесполезны, но и вредны, так как нередко
обучают участников неправильному поведению,
неправильным установкам и принципам.
Так, например, в тренинговых
программах по технологии продаж появились
различные классификации, типологии покупателей.
Частично они взяты из строгих научных
теорий, частично являются доморощенными
и выглядят, как, например, деление покупателей
на «голубей», «орлов» и т. д. Но даже строгая
научная классификация вредна, так как
продавец не сможет сходу правильно определить
тип личности покупателя. Тем более что
большинство авторов таких классификаций
говорят о том, что их типология — это
как карта, которая помогает ориентироваться
в городе. Но как любая реальная карта
отличается от реального города, так и
описание типа личности отличается от
реальной личности. В итоге продавец пытается
что-то делать, говорить по каким-то собственным
представлениям, и, конечно, покупатель
чувствует, что происходит что-то не то.
В действительности,
продавцам необходимо запрещать
любую оценку, как самих покупателей,
так и их покупательской способности:
продавец обязан хорошо работать с
любым покупателем, в этом и заключается
основной смысл хорошего сервиса, хорошей
работы продавца.
Другим примером
нововведений в тренинговые программы
является включение многих элементов
из НЛП. Нейролингвистическое программирование
— очень хороший психотерапевтический
подход, но для тренинга, в частности тренинга
продаж, часто вреден. Даже многие опытные
психологи, давно занимающиеся НЛП, не
смогут с первого взгляда определить тип
человека — «визуал» это, «аудиал» или
«кинес-тетик». На это даже им потребуется
от 5 до 15 минут. У продавца же нет этого
времени, нет опыта и понимания всей системы
НЛП. А если продавца хорошо обучить НЛП
(на это уйдет несколько лет), зачем тогда
ему работать продавцом?
Еще пример: обучение
продавцов навыкам гипноза для
воздействия на покупателей и
для собственной защиты от возможного
гипнотического влияния покупателя.
Чтобы научить продавца методам
гипноза, надо потратить много времени
и денег. И если представить, что
это все же произошло, то зачем
опять же продавцу оставаться продавцом?!
А вот если научить плохо, что
в рамках одного тренинга вероятнее,
то представьте себя в роли покупателя,
которого продавец неумело пытается
ввести в состояние транса.
Тренинг — это
тренировка, и участникам группы надо
предоставить возможность тренироваться.
Представьте себе бегуна, который
заявляет своему тренеру на каждой
тренировке, что он уже умеет так
бегать и хочет чего-нибудь нового,
какого-то нового способа бега. Настоящее
мастерство формируется в многократных
тренировках, для этого тренинг
и существует.
Другая ошибка —
это непонимание разницы между
тренингом и терапевтической
группой. Задача тренинга, как уже
говорилось, это тренировка, отработка
определенных навыков и умений. А
задача психотерапевтических групп
— это решение личных проблем
участников группы.
Тренинг внешне может
выглядеть, как набор каких-то несерьезных
игр, где участники часто смеются,
веселятся, и это не похоже на работу.
А вот в терапевтических
Есть, конечно, упражнения,
которые используют и в тренинговых,
и в терапевтических группах. К примеру,
все тренинговые разминки используются
и в терапевтических группах, но это не
значит, что другие процедуры и игры из
терапевтических групп можно перенести
в тренинговые группы. Это еще один повод
говорить о необходимости психологического
образования для тренера. Ведь незнание
основ психологии и приводит к подобным
ошибкам.
Тренер также может
сам придумать неадекватную игру
или взять ее из литературы. Многие
игры, описанные в литературе, тоже
не всегда подходят для тренинга. Например,
описанная в литературе игра «Катастрофа
на воздушном шаре». Смысл этой игры
заключается в том, что всем участникам
необходимо решить, что для спасения
людей на воздушном шаре выбросить
в море, а что оставить. Но среди
предложенных предметов есть живая
собака. В пылу игры кто-то из участников
решает выбросить ружье, а кто-то
собаку (так как, по их мнению, ружье
пригодится им для выживания). А иногда
в группе могут решить выбросить
и кого-то из сторонников той или
иной точки зрения. Чтобы избежать
конфликта, в такую игру нельзя, наряду
с предметами, включать животное (собаку).
Это разный уровень эмоциональной
привязанности, и сделав такой выбор,
человек может получить глубокую
эмоциональную травму, и это будет
результат неквалифицированной
работы тренера, а не тренинга.