Конфликты в коллективе, их источники

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Проблема, затронутая в данной работе актуальна во все времена, потому что конфликты возникают даже тогда, когда и ничто не предвещало их появления. Застраховаться от конфликтов невозможно. Эта тема меня очень заинтересовала. Стало интересно узнать, что же за явление - конфликт, какие конфликты бывают и, что предпринять, чтобы их избежать.

Содержание

Введение 3
Основная часть
1. Понятие конфликта 4
2. Причины возникновения конфликтов 8
3. Психологическая профилактика конфликтов 13
4. Пути решения конфликтов 17
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Работа содержит 1 файл

реферат по психологии и педагогике.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

4. Престиж  деятельности и организации

     Значимым  психологическим фактором, снижающим уровень конфликтных проявлений, является престиж деятельности и организации. Он также является как ограничителем, так и регулятором поведения: люди дорожат престижной должностью или работой, вследствие чего у них повышается чувство ответственности, рефлективной регуляции деятельности, что, безусловно, отражается на поведении и общении, повышая в целом их нормативность. При осуществлении деятельности, направленной на повышение престижа, необходимо

     15

учитывать его психологические характеристики: престижно то, что доступно далеко не всем, что обусловливает качественно иной уровень отношений и стимулирования, что связано с высоким уровнем профессионализма, что имеет очень высокую общественную ценность и формирует некую социальную дистанцию.

5. Благоприятный  психологический климат

     Благоприятный психологический климат в коллективе является фактором, существенно снижающим уровень конфликтности персонала. Качество и производительность трудовой деятельности во многом зависят не только от совершенства ее организации, оснащенности, условий, но и от сплоченности коллектива, от характера взаимоотношений в нем, царящей эмоциональной атмосферы. Часто именно дружелюбие, товарищеская взаимопомощь, взаимовыручка, преобладание положительных эмоций, простота отношений являются основой для формирования таких важных социально-психологических феноменов, как трудовой энтузиазм. Эмоциональный настрой, доминирующие настроения, эмоциональная окраска настроений самым серьезным образом влияют на организованность, эффективность труда, как индивидуального, так и коллективного.

     На  климат в организации влияет множество  факторов: стиль руководства, мотивы трудовой деятельности, характер взаимоотношений  персонала, удовлетворенность, моральные  нормы, сплоченность, организованность, численность коллектива, время совместной трудовой деятельности, половозрастной состав, наличие неформальной структуры и прочие. 
 
 
 
 
 
 

     16

Пути  решения конфликтов

     Существует  несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные.

     Не  следует считать причиной конфликтов простое различие характеров, хотя, конечно, и оно может стать  единственной причиной конфликтной  ситуации, но в общем случае это  всего лишь один из факторов. Нужно начать с анализа фактических причин, а затем применить соответствующую методику.

     Структурные методы: 

  1. Разъяснение требований к работе.

     Это один из лучших методов управления, предотвращающий дисфункциональный  конфликт. Нужно разъяснить, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры, как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также чётко определена политика, процедуры и правила. Причем, руководитель уясняет эти вопросы не для себя, а доносит их до подчинённых с тем, чтобы они поняли, чего от них ожидают в той или иной ситуации.

  1. Координационные и интеграционные механизмы.

     Это ещё один метод управления конфликтной ситуацией. Один из самых распространённых механизмов - цепь команд. Установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два или более подчинённых имеют разногласия по какому-либо вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчинённый знает, чьи решения он должен исполнять.

     Не  менее полезны средства интеграции, такие как межфункциональные  группы, целевые группы, межотделовские совещания. Например, когда в одной  из

     17

компаний  назрел конфликт между взаимозависимыми подразделениями - отделом сбыта и производственным отделом- то была организована промежуточная служба, координирующая объемы заказов и продаж.

  1. Общеорганизационные комплексные цели.

     Эффективное осуществление этих целей требует  совместных усилий двух или более  сотрудников, отделов или групп. Идея, лежащая в основе этой методики - направить усилия всех участников на достижение общей цели. Компьютерная компания «Apple» всегда раскрывает содержание комплексных общеорганизационных целей, чтобы добиться большей слаженности в деятельности всего персонала.

  1. Структура системы вознаграждений.

     Вознаграждения  можно использовать как метод  управления конфликтом, оказывая влияние  на людей для избежания дисфункциональных  последствий. Люди, вносящие свой вклад  в достижение общеорганизационных  комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп.

     Систематическое скоординированное использование  системы вознаграждений для поощрения  тех, кто способствует осуществлению  общеорганизационных целей, помогает людям понять, как им следует поступать  в конфликтной ситуации, чтобы это соответствовало желаниям руководства.

     Межличностные стили разрешения конфликтов:

  1. Уклонение.

     Этот  стиль подразумевает, что человек  старается уйти от конфликта. Его  позиция - не попадать в ситуации, которые  провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придётся приходить в возбуждённое состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы.

  1. Сглаживание.

    18

     При таком стиле человек убежден, что не стоит сердиться, потому что  «мы все - одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку». Такой «сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта, апеллируя к потребности в солидарности. Но при этом можно забыть о проблеме, лежащей в основе конфликта. В результате может наступить мир и покой, но проблема останется, что в конечном итоге рано или поздно приведет к «взрыву».

  1. Принуждение.

     В рамках этого стиля превалируют  попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто  пытается это сделать не интересуется мнением других, обычно ведет себя агрессивно, для влияния на других пользуется властью путем принуждения. Такой стиль может быть эффективен там, где руководитель имеет большую власть над подчинёнными, но он может подавить инициативу подчинённых, создаёт большую вероятность того, что будет принято неверное решение, так как представлена только одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у более молодого и более образованного персонала.

  1. Компромисс.

     Этот  стиль характеризуется принятием  точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность, что часто даёт возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшего по важной проблеме может сократить время поиска альтернатив.

  1. Решение проблемы.

     Данный  стиль - признание различия во мнениях  и готовность ознакомиться с иными  точками зрения, чтобы понять причины  конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто использует такой стиль, не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения. Данный стиль является наиболее эффективным в решении проблем организации. 
 

     19

Заключение:

     В ходе написания работы выяснила, что  такое конфликт и что необходимо предпринять, как будущему управленцу, чтобы избежать конфликт. Даже если конфликт не удается избежать – существует несколько методов разрешения конфликтов. Но каждый руководитель должен обеспечить  благоприятные условия труда, в том числе и в психологическом плане; для этого необходимо проводить мероприятия по профилактике возникновения конфликтов.

     Конфликты могут быть вредны, так как ведут к беспорядку, нестабильности, но в некоторых случаях имеют позитивное значение. Так конфликты в организации стимулируют к изменениям. Также к позитивным последствиям конфликта относятся разрядка напряженности между конфликтующими сторонами, диагностика возможностей оппонентов, появление новых правил поведения, сплочение коллектива. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

20

Список использованной литературы

  1.  Базарова Т.Ю., Б.Л. Еремина. Управление персоналом: Учебник для вузов - М:  ЮНИТИ, 2002.
  2. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб: Питер, 2000.
  3. Рябцев В.Н. Конфликтология: Учебная программа. Ростов н/Д., 2000.
  4. Чумиков А.Н. Управление конфликтом. – М., 2002.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Конфликты в коллективе, их источники