Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:01, курсовая работа
Проблема, затронутая в данной работе актуальна во все времена, потому что конфликты возникают даже тогда, когда и ничто не предвещало их появления. Застраховаться от конфликтов невозможно. Эта тема меня очень заинтересовала. Стало интересно узнать, что же за явление - конфликт, какие конфликты бывают и, что предпринять, чтобы их избежать.
Введение 3
Основная часть
1. Понятие конфликта 4
2. Причины возникновения конфликтов 8
3. Психологическая профилактика конфликтов 13
4. Пути решения конфликтов 17
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Содержание:
Введение
Основная часть
Заключение
Список
использованной литературы
2
Введение
Данный реферат посвящен теме «Конфликты в коллективе, их источники». Работа состоит из четырех глав. Первая глава раскрывает понятие конфликта; каковы его структурные элементы; характеристика конфликта; фазы конфликтов. Далее описываются причины возникновения конфликтов. К наиболее частым причинам конфликтов в трудовых коллективах предприятий можно отнести: отсутствие четкого распределения функций, полномочий и ответственности; неразработанность четких критериев результативности деятельности работников, недостаточная информированность работников, нерациональное распределение работ в подразделениях, необоснованное нормирование, неритмичное снабжение производства комплектующими, несоответствие технической базы, нерациональность графиков рабочего времени, плохие условия труда и т.п. также порождают конфликты между рядовыми работниками и администрацией предприятия. Причины конфликтов раскрывают источники их возникновения и определяют динамику течения.
Следующая глава говорит о том, что многие конфликты в коллективе легче предупредить, чем разрешить, поэтому психологическая профилактика конфликтов должна занять видное место в деятельности организации. В заключительной главе говорится о методах разрешения конфликтов; в зависимости от вида конфликта, его фазы, а также от руководителя зависит выбор метода разрешения конфликта.
Проблема,
затронутая в данной работе актуальна
во все времена, потому что конфликты
возникают даже тогда, когда и ничто не
предвещало их появления. Застраховаться
от конфликтов невозможно. Эта тема меня
очень заинтересовала. Стало интересно
узнать, что же за явление - конфликт, какие
конфликты бывают и, что предпринять, чтобы
их избежать.
3
Понятие конфликта
Существуют
различные определения
Конфликт
- это отношения между субъектами
социального взаимодействия, которые
характеризуются
Для выяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки, сформулировать условия его возникновения. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов и суждений, которые можно считать необходимым условием для возникновения конфликта.
Для
конфликта всегда характерно противоборство
субъектов социального
Основными структурными элементами конфликта есть стороны конфликта, предмет конфликта, образ конфликтной ситуации, мотивы конфликта, позиции сторон-конфликтеров.
Сторонами конфликта считают субъекты социального взаимодействия, интересы которых нарушены непосредственно, или субъекты, которые явно (неявно) поддерживают конфликтеров.
Предмет конфликта - объективно имеющаяся или кажущуюся проблема, что служит причиной противоборства между сторонами (проблема власти, взаимоотношений, первенства сотрудников, их совместимости). Это именно та противоречивость, которая является причиной вникания конфликта.
4
Отражение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия определяет образ предмета конфликта. Мотивы конфликта, как внутренние побудительные силы, подталкивают субъектов социального взаимодействия к конфликту. Мотивы проявляются в форме потребностей, интересов, целей, убеждений.
Позиции сторон - конфликтеров - это то, о чем заявляют друг другу стороны в ходе конфликта или в переговорном процессе.
Характеристика конфликта может быть дана и в зависимости от:
А) вовлеченных в него субъектов:
— внутриличностные;
— межличностные;
— межгрупповые;
— между отдельным человеком и группой.
Б) исхода:
— деструктивные;
— конструктивные.
В) вовлеченных организационных уровней:
— горизонтальные (при вовлечении в конфликт представителей одного организационного уровня);
— вертикальные
(при вовлечении в конфликт представителей
различных организационных
Г) длительности протекания:
— кратковременные;
— затяжные.
Д) источника возникновения:
— субъективные (личные качества, индивидуальные особенности участников конфликта);
— объективные (экономические, технологические, организационные факторы).
Следует также различать реалистические и нереалистические конфликты.
Реалистические
конфликты вызваны
5
требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.
Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.
Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать, направить по конструктивному руслу. Надежный способ профилактики подобных конфликтов в организации – создание благоприятной психологической атмосферы, повышение психологической культуры руководителей и подчиненных, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.
Конфликт имеет следующие фазы:
1. Конфронтационная (военная) - стороны стремятся обеспечить свой интерес за счет ликвидации чужого интереса.
2. Компромиссная (политическая) - стороны стремятся по возможности достигнуть своего интереса через переговоры, в ходе которых производят замену отличающихся интересов каждого субъекта на общий компромиссный (как правило, каждая сторона пытается обеспечить в нем по максимуму свой собственный).
3. Коммуникативная (управленческая) - выстраивая коммуникацию, стороны достигают согласия, основанного на том, что суверенитетом обладают не только сами субъекты конфликта, но и их интересы, и стремятся к взаимодополнению интересов, ликвидируя лишь незаконные, с точки зрения сообщества, различия.
Конфликт
начинается с конфронтационной (военной)
фазы, а заканчивается
Кризис - период задержки процесса конфликтного взаимодействия субъектов. Это псевдофаза, возникающая внутри одной из фаз конфликта, т.е. такое взаимодействие субъектов, при котором не происходит поступательного перехода от
6
фазы к фазе, что приводит к возникновению напряженности. Снять ее помогает преодоление кризиса, продолжение развития конфликта.
Таким
образом, управление конфликтом - это деятельность
по обеспечению развития конфликтного
взаимодействия, то есть, управлять
конфликтом - значит обеспечивать ему
максимальную возможность для саморегулирования
и содействие выходу из кризисов в следующую
фазу.
7
Причины возникновения конфликтов
Выявление причин возникновения конфликтов определяет выбор методов, путей предотвращения им и конструктивного их решения. Без знания движущих сил развития конфликтов трудно эффективно влиять и регулировать ими. Причины конфликта - это явления, события, факты, ситуации, предшествующих конфликту и вызывающих его при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия.
Причины конфликтов раскрывают источники их возникновения и определяют динамику течения.
Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов: объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и личностных. Первые две группы факторов носят объективный характер, третья и четвертая - субъективный.
Объективными причинами конфликтного взаимодействия считаются те обстоятельства социального взаимодействия людей, приводящие к столкновению их мыслей, интересов, ценностей и т. п.
Ограниченность ресурсов, которые распределяются на предприятии, влечет недостатки в организации труда. На предприятиях ресурсы всегда ограничены, и руководство обязано грамотно распределять материалы, оборудование, людские ресурсы и финансы между различными группами работников. Необходимость распределения ресурсов и возможность необъективного подхода к решению этой производственной цели создают предпосылки для возникновения конфликтов. Людям свойственно стремление к роли собственного вклада и значимости своего труда, в связи, с чем распределение ресурсов на любом уровне (власти, премии, земли) может привести к конфликту.
Различия в целях обусловлено принципиальностью взглядов людей, стиль их поведения, противоречивым характером личностных систем убеждений. Различие целей исполнителей в системе управления часто порождает противоречия между ними. Это обусловлено сложностью структур управления, поскольку подразделения практически самостоятельно формулируют задачи своей деятельности, которые со
8
временем могут противоречить друг другу, а иногда и стратегии развития организации.
С
усилением специализации
В производственных условиях существует объективная взаимозависимость задач. Однако неправильное распределение обязанностей, несогласованность структур управления, неадекватность работы конкретного подразделения повышают вероятность конфликтов, которые нарушают ритмичную деятельность организации в целом.
В условиях совместного выполнения работ всегда существует возможность конфликта через взаимозависимость деятельности, недостаточную согласованность прав, функций, ответственности, неадекватное понимание качества труда и другие ошибки в управлении.