Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 15:18, реферат
Сложность социально-экономических, политических и духовных процессов в российском обществе, а также их динамичное развитие, к сожалению, привели к заметному увеличению количества конфликтов в воинских коллективах ,конфликты стали атрибутом взаимодействий, взаимоотношений военнослужащих. Они оказывают заметное влияние на социально-психологический климат воинского коллектива, сказываются на качестве боевой подготовки и, в конечном счете, влияют на боевую готовность подразделения.
-состояние психической
напряженности как реакции
-заметное изменение
привычных параметров
Анализ представленных трудностей позволяет выделить их основные виды:
-ситуация деятельности,
-ситуация социального взаимодействия
-ситуация внутри личностного плана.
В зависимости от того, как воспринимается угроза, трудные ситуации могут иметь три уровня:
1) трудность как потенциальная угроза (проблемные ситуации деятельности, взаимодействия и внутренние затруднения);
2) трудность как непосредственная угроза (критические, аварийные ситуации деятельности, предконфликтные ситуации взаимодействия, внутри личностные конфликты);
3) трудности как реализующаяся угроза (экстремальные, в том числе и боевые, ситуации, конфликтные ситуации и внутри личностные кризисы).
В трудной (проблемной) ситуации деятельности военнослужащего противостоит среда. В трудной ситуации взаимодействия человеку противостоит другой человек или группа. В трудной ситуации внутри личностного плана человек противодействует самому себе.
Проблемные ситуации
деятельности отличаются новой задачей,
которая решается в обычных обстоятельствах.
Такие ситуации требуют мобилизации
познавательных способностей военнослужащего
и его эмоциональной
Проблемная ситуация взаимодействия характеризуется наличием противоречия и положительным или нейтральным отношением субъектов взаимодействия друг к другу. В этом случае межличностная напряженность невелика. Рациональная составляющая является основой поведения и общения. Угроза со стороны другого оценивается как потенциальная.
Предконфликтная
ситуация взаимодействия отличается от
проблемной более высокой степенью
психической напряженности. Сторонами
или одной из сторон допущены действия,
которые рассматриваются
Для конфликтной ситуации взаимодействия свойственно противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативное отношение друг к другу. Преобладает мотивация "на себя". Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения. В результате стресса все ресурсы индивида мобилизуются для достижения победы над оппонентом.
Внутри личностные трудности (проблемы) - относительно несложные проблемы внутренней жизни человека. Они представляют собой психические состояния сомнения, нерешительности, ненайденного выхода, отсутствие решения проблемы. При этом внутри личностные конфликты - наиболее обширный тип внутри личностных трудных ситуаций. Острота протекания внутри личностного конфликта зависит от восприятия военнослужащим значимости трудной ситуации, ее психологической устойчивости.
Военная психология исходит из того, что внутри личностные (жизненные) конфликты выступают как особые относительно положительные периоды жизни личности, характеризующиеся заметными психологическими изменениями.
Выделяют возрастные, невротические и травматические кризисы, обусловливающие формирование внутри личностных конфликтов. Кроме того, внутри личностные кризисы подразделяются по деятельностному критерию (кризис операциональной стороны жизнедеятельности: «не знаю, как жить дальше»; кризис мотивационно-целевой стороны жизнедеятельности: «не знаю, для чего жить дальше»; кризис смысловой стороны: «не знаю, зачем вообще жить дальше»). Как правило, внутри личностные кризисы являются своеобразными поворотными пунктами жизненного пути личности, сопровождаются перестройкой смысловых структур сознания личности, возможной переориентацией на новые ценности и цели.
Выделенные типы трудных ситуаций редко возникают в изолированном виде. Обычно они как бы наслаиваются друг на друга. Трудность ситуации в значительной степени определяется субъективной составляющей:
* объективной
угрозы может и не быть, а
человек, ошибаясь, воспринимает
ситуацию как трудную.
* могут существовать реальные объективные факторы (угроза смерти, опасность здоровью), но человек не знает об их существовании и не осознает ситуацию как трудную;
* военнослужащий
может осознавать трудность
* ситуация может
быть очень значима для
* ситуация может
быть объективно сложной, но
наличие знаний и опыта
Специфической
реакцией личности на трудную ситуацию
можно считать психическую
В зависимости от влияния напряженности на психические функции выделяют следующие формы внутри личностных конфликтов:
* перцептивную (возникающую при затруднении в восприятии);
* интеллектуальную (человек затрудняется решить задачу);
* эмоциональную (возникают эмоции, дезорганизующие поведение и деятельность);
* волевую (человек не может управлять собой);
* мотивационную (связанную с борьбой мотивов).
Психологическая устойчивость - это характеристика личности военнослужащего, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирующего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций. Она не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит от:
типа нервной системы человека;
опыта военнослужащего, уровня его профессиональной подготовки;
навыков и умений
поведения и военно-
уровня развития основных познавательных структур личности.
Среди компонентов психологической устойчивости выделяют: эмоциональный, волевой, интеллектуальный (познавательный), мотивационный и психомоторный. Психологическая устойчивость - это не просто их сумма, а интегративное образование.
Эффективность
военно-профессиональной деятельности
в трудных ситуациях всецело
зависит от уровня психологической
устойчивости и профессионального
мастерства. Однако, с ростом трудности
ситуации эффективность деятельности
все больше и больше начинает зависеть
от психологической устойчивости, а
не только от профессионального мастерства
военнослужащего.
1.3.Причины возникновения конфликтов.
Конфликт, как считают психологи, - это столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в межличностных или межгрупповых отношениях.
Конфликты в воинских коллективах, как правило, могут быть порождены целым комплексом причин, среди которых выделяют объективные и субъективные. Рассмотрим объективные причины конфликтов. К их числу военные психологи относят:
• недостаточную обеспеченность подразделения всем необходимым для нормальной жизнедеятельности и выполнения боевых задач;
• нарушения социальной справедливости при распределении материальных и духовных благ;
• слабую разработанность правовых путей разрешения межличностных противоречий, возникающих во взаимоотношениях военнослужащих.
• сложность и динамичность воинской деятельности;
• несоответствие
нормативного (закрепленного уставом)
характера отношений
• сложность социальной и профессиональной адаптации командиров к своему должностному статусу.
Среди субъективных причин возникновения конфликтов в военной психологии выделяются управленческие и психологические.
Управленческие причины:
- принятие необоснованных или ошибочных решений;
- излишняя опека
старшими начальниками младших
в выполнении ими своих
- неумение некоторых
военных руководителей
- примерное равенство
начальников и подчиненных (
- недостаточная
профессиональная подготовка
Психологические причины:
- неуставные отношения;
- недостаточность культуры общения, проявление грубости, нетактичности, нетерпимости к чужому мнению;
- стремление
командира утвердить свой
- предвзятое
отношение начальника к
- сложные взаимоотношения между военнослужащими;
- завышенная
самооценка отдельных
- стремление стать лидером в коллективе любыми путями;
- негативизм в поведении;
- повышенная
агрессивность и
- эмоциональная неустойчивость, излишняя тревога, низкое самоуважение.
Анализируя причины
возникновения конфликтных
К сожалению, далеко не всегда конфликты можно предупредить. Поэтому очень важно знать, как их разрешать.
1.4.Виды конфликтов.
В зависимости от носителей противоречия, являющегося основой конфликта, обычно выделяют внутри личностные, межличностные и межгрупповые конфликты. Внутри личностный конфликт представляет собой столкновение примерно равных по силе, но противоположно направленных мотивов, интересов или потребностей военнослужащего. Каждый из нас не один раз попадал в состояние внутри личностного конфликта, для преодоления которого подчас требуется немало усилий. К примеру, матрос первого периода службы знает о случаях неуставных взаимоотношений в подразделении и понимает, что дня успешной борьбы с ними необходимо доложить о нарушениях командиру. Однако одновременно он опасается неправильной оценки такого доклада со стороны сослуживцев. Если он в этой ситуации колеблется, не знает, как ему поступить, то его состояние является внутри личностным конфликтом.
Конфликт, возникающий
между отдельными военнослужащими,
называют межличностным. Если он происходит
между подчиненным и
Молодому офицеру важно знать, с какими конфликтами ему придется сталкиваться чаще всего. Анализ 250 конфликтов в Сухопутных войсках и войсках ПВО показал, что 48% конфликтов между офицерами подразделений происходит в звене подчиненный — непосредственный начальник. Еще 30% конфликтов имеют место в звене подчиненный — прямой начальник. 19% от общего количества конфликтов происходит между офицерами, не находящимися в отношениях подчиненности, а 3% — между временно подчиненными. Из этого следует, что типичным конфликтом для офицеров подразделения является конфликт со своими подчиненными или начальниками.
В межгрупповых конфликтах в качестве противоборствующих сторон выступают не отдельные военнослужащие, а их группы. Типичным межгрупповым конфликтом в подразделении является конфликт между двумя группами воинов различных призывов или возникший на межнациональной почве.