Конфликты и пути их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 04:02, курсовая работа

Описание работы

Конфликты в ХХ веке стали основной причиной гибели огромной массы людей. Две мировые войны, более 200 крупномасштабных войн, локальные войны, репрессии тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, самоубийства унесли в ХХ столетии около 300 млн. человеческих жизней. Россия является бесспорным лидером не только по людским потерям в конфликтах, но и по другим их последствиям: материальным и моральным. Этот факт поставил Россию перед выбором: либо власть и народ смогут хотя бы удерживать социальные конфликты регулируемых рамках, либо конфликты будут управлять народом и властью.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие конфликта 5


Глава 2. Управление конфликтами 8

Глава 3. Методы управления конфликтами 11

3.1. Внутриличностные методы 11

3.2. Структурные методы 12

3.3. Стили управления (межличностные методы) 14

3.4. Персональные методы 18

3.5. Переговоры 18

3.6. Методы управления поведением личности 20

Заключение 22

Список используемой литературы 24

Работа содержит 1 файл

конфликты и пути их разрешения.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

      Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что неправа, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.

      Стиль уклонения можно рекомендовать  к применению в следующих ситуациях:

    • источник разногласий тривиален и несущественен для вас по сравнению с другими более важными задачами, а потому вы считаете, что не стоит тратить на него силы;
    • вы знаете, что не можете или даже не хотите решить вопрос в свою пользу;
    • у вас мало власти для решения проблемы желательным для вас способом;
    • вы хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение;
    • пытаться решить проблему немедленно опасно, так как вскрытие и открытое обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию;
    • подчиненные сами могут успешно урегулировать конфликт;
    • у вас был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности.

      Не  следует думать, что этот стиль  является бегством от проблемы или  уклонением от ответственности. В действительности уход или отсрочка может быть вполне подходящий реакцией на конфликтную ситуацию, так как за это время она может разрешиться сама собой, или вы сможете заняться ею позже, когда будете обладать достаточной информацией и желанием разрешить ее.

      Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с  другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Томас и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.

      Стиль приспособления может быть применен в следующих наиболее характерных  ситуациях:

    • важнейшая задача – восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;
    • предмет разногласия не важен для вас или вас не особенно волнует случившееся;
    • считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную точку зрения;
    • осознаете, что правда не на вашей стороне;
    • чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.

      Точно так же, как ни один стиль руководства  не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях, так и  ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший.  Надо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. 

4.4. Персональные методы 

      Данная  группа акцентирует внимание на возможностях руководителя активно противостоять конфликтам, подразумевая под этим следующее:

  • использование власти, поощрения и наказания непосредственно в отношении участников конфликта;
  • изменение конфликтной мотивации сотрудников с помощью влияния на их потребности и интересы административными методами;
  • убеждение участников конфликта;
  • изменение состава участников конфликта и системы их взаимодействия путем перемещения людей внутри организации, увольнения или побуждения к добровольному уходу;
  • вхождение руководителя в конфликт в качестве эксперта или арбитра и поиск согласия путем совместных переговоров;
 

4.5. Переговоры 

     Из  всех способов преодоления противоборства сторон переговоры между ними являются наиболее эффективным. Для них характерно то, что стороны пытаются добиться хотя бы части желаемого, пойти на определенные компромиссы. Для того чтобы переговоры стали возможными, необходимо выполнение определенных условий:

    • существование взаимозависимости сторон, участвующих в конфликте;
    • отсутствие значительного различия в силе у субъектов конфликта;
    • соответствие стадии развития конфликта возможностям переговоров;
    • участие в переговорах сторон, которые реально могут принимать решения в сложившейся ситуации.

     Правильно организованные переговоры проходят несколько этапов:

     1) Подготовка к началу переговоров. Перед началом переговоров надо провести диагностику состояния дел, определить сильные и слабые стороны участников конфликта, спрогнозировать расстановку сил, четко сформулировать свою цель и возможные результаты участия в переговорах, проработать процедурные вопросы: где лучше проводить переговоры, какая атмосфера ожидается, важны ли в будущем хорошие отношения с оппонентом. По мнению многих исследователей, от правильно организованной данной стадии на 50 % зависит успех всей деятельности, а недостаток информации ведет к подозрительности и недоверию участников, то есть к углублению конфликта;

     2) Первоначальный выбор позиции (официальные заявления участников переговоров). Этот этап позволяет показать оппонентам, что их интересы вам известны и вы их учитываете, определить поле для маневра и попытаться оставить в нем как можно больше для себя места. Здесь возможны различные тактики начала переговоров:

    • вы можете проявить агрессивность для того, чтобы оказать давление на оппонента, подавить его;
    • успешному ходу переговоров способствует установление непринужденных личных отношений, создание дружеской атмосферы, показание взаимозависимости;
    • для достижения взаимовыгодного компромисса можно использовать мелкие уступки;
    • получению небольшого преимущества способствует предоставление новых фактов, использование манипуляций;
    • процедурная легкость достигается при совместном поиске информации;

     3) Поиск взаимоприемлемого решения, психологическая борьба. На этом этапе стороны проверяют возможности друг друга, стараются захватить инициативу всеми возможными способами. Оппоненты представляют факты, выгодные только им, заявляют о наличии у них всевозможных вариантов. Цель каждого из участников – соблюдение равновесия или небольшое преимущество. Задача посредника на данном этапе заключается в направлении переговоров в русло поиска конкретных предложений. В случае, если переговоры начинают резко задевать одну из сторон, посредник новой должен найти выход из создавшегося положения;

     4) Завершение переговоров или выход из тупика. К этому этапу уже существует значительное количество различных предложений и вариантов, но соглашение по ним еще не достигнуто. Время начинает поджимать, увеличивается напряженность, требуется принятие какого-то решения. Несколько последних уступок, сделанных обеими сторонами, могут спасти все дело. Но здесь важно для конфликтующих сторон четко помнить, какие уступки не влияют на достижение их основной цели, а какие сводят на нет всю предыдущую работу. Посредник, используя данную ему власть, урегулирует последние разногласия и приводит стороны к компромиссу.

     Человечество  накопило огромный опыт ведения переговоров. В последние десятилетия определились несколько правил и процедур их ведения. Определены стороны переговоров, непосредственные участники, предмет, каналы взаимной коммуникации, информация. Замечено, что существуют трудности с выработкой критериев оценки как хода, так и результатов переговоров. В целом же, поведение участников во многом зависит от сложившейся ситуации, а также их образовательного и культурного уровня, волевых и иных личностных характеристик. 

4.6. Методы управления поведением личности 

     Управление  поведением представляет систему мер по формированию принципов, норм поведения людей в организации, которая позволяет достичь поставленных целей в заданные сроки с разумными затратами. Организация в соответствии со своими целями, стратегией, организационной структурой, спецификой деятельности подбирает себе специалистов на определенные роли, для выполнения конкретных функций и получения требуемых результатов, за которые полагается определенное вознаграждение. Личность, имея представление о себе и своих возможностях, с учетом своих целей вступает во взаимоотношения с организацией, стремясь занять в ней определенное место, выполнить определенную работу и получить вознаграждение. Личность ожидает от организации: место в социальной структуре, конкретную интересную работу, желаемое вознаграждение. Организация ожидает от индивида: квалификационные и личностные характеристики для выполнения работы, требуемые результаты работы, признания принятых норм поведения. При правильном управлении ожидания личности и организации приближаются друг к другу. Задача управления поведением состоит в достижении соответствия взаимных ожиданий индивида и организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     В заключении хотелось бы сказать о  том, что существует множество различных  методик, рекомендаций по преодолению и разрешению конфликтов, по самоконтролю и самообучению поведения в конфликтных ситуациях, по бесконфликтному построению межличностного общения. Это и очень популярная методика Дэйла Карнеги, рекомендующего избегать конфликтов и рекомендации Эверетта Шострома, одного из оппонентов Карнеги, который в свою очередь рекомендует конфликт для того, чтобы с его помощью сравнить самого себя со своим соперником и, тем самым, придя к выводу, что другой - такой же как я, отказаться от сугубо эгоистической мотивации в общении с людьми.

     Для разрешения конфликта важно иметь  в своем распоряжении различные  подходы, уметь гибко пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможности и поступать и мыслить по-новому. В то же время можно использовать конфликт как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения.

     Теория  конфликтов охватывает довольно широкий  круг вопросов. Это определение самого понятия конфликта, раскрытие его природы как особого общественного явления, изучение причин и условий возникновения конфликтных ситуаций, их профилактики, контроля и разрешения. Анализируется структура или, как принято называть “анатомия” конфликта как определенной системы, а также движущие силы (участники) развития социальных коллизий. Важную проблему составляют и вопросы типологии, классификации конфликтов, выявление их функциональной роли в жизни общества.

     Конфликт - это всегда взаимодействие людей. В зависимости от масштабности этого взаимодействия выделяют психологический, социологический, политологический и геополитический уровни рассмотрения конфликтов.

     Все лица, участвующие в конфликте, различаются  своими целями, ролью и значением. Среди участников конфликта различают: противоборствующие стороны, подстрекателей, пособников, организаторов, посредников и судей. Особое, незаменимое значение в конфликте принадлежит противоборствующим сторонам.

     Поведение участника конфликта зависит не только от его социальной роли, но и от ряда субъективных факторов: аналитической деятельности, опыта, эмоций и чувств, мотивации и т.п. Эти факторы определяют восприятие конфликта и степень искажения восприятия.

     Несмотря  на сложность, существует реальная возможность прогнозирования поведения участников конфликта, поскольку поведение человека характеризуется некоторыми закономерностями.

     Для развязывания конфликта необходимо наличие конфликтной ситуации - такого совмещения обстоятельств и интересов, которые создают почву для реального противоборства между субъектами.

     Конфликты могут быть превращены в прекрасный учебный материал, если в последующем  найдете время на то, чтобы вспомнить, что привело к конфликту и  что происходило в конфликтной  ситуации. Тогда можно будет узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или об окружающих обстоятельствах, способствовавших возникновению конфликта. Это знание поможет принять правильное решение в будущем и избежать конфликта. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

  1. А.Н.Кошелев, Н.Н.Иванникова, Конфликты в организации: виды, назначение, способы правления. – М.: Альфа-Пресс, 2007. – 212с.
  2. К.Клон, Дж.Гогдсмит, Конфликты на работе. – М.: ООО «Претекс», 2007. – 244с.
  3. Мананникова Е.Н. Деловое общение: учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 208с.
  4. Иду на конфликт. "Разнимательная" конфликтология, Е. Н. Иванова , Серия: Секреты психологии, - СПб.: ДНК, 2003. - 238с.
  5. Э.Регнет, Конфликты в организациях. Формы, функции и способы преодоления. – Харьков: Гуманитарный центр, 2005. – 394с.
  6. Ресурсы Интернета: www.x-carp.narod.ru – конфликты.

Информация о работе Конфликты и пути их разрешения