Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:00, реферат
Объект конфликта – конкретная потребность (причина), мотивация, движущая сила. Все объекты конфликта подразделяются на три вида:
-Объекты, которые не могут быть разделены на части; владеть ими совместно с кем-либо невозможно.
- Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками конфликта.
- Объекты, которыми оба участника конфликта могут владеть совместно. Это ситуация «мнимого конфликта».
Понятие конфликтологии стр.1
Социальные конфликты стр.1
Межличностные конфликты стр.5
Внутриличностные конфликты стр.7
Мотивационные конфликты стр.8
Уровни конфликтов в медицине стр.8
Противоречия, из-за которых возникают конфликты в системе здравоохранения стр.9
Причины и условия возникновения конфликтов в медицине стр.10
ТЕХНОЛОГИИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ стр.12
Использованная литература стр.18
На уровне «ВРАЧ», «БОЛЬНОЙ»
возникают горизонтальные
Противоречия, из-за которых возникают конфликты в системе здравоохранения
На уровне «ОБЩЕСТВО – ЗДРАВООХРАНЕНИЕ». Отсутствие целостной и последовательной концепции развития здравоохранения. Недостаточность финансового и материально-технического обеспечения системы здравоохранения. Имеет объективные (экономика в упадке, недостаток ресурсов) и субъективные (недальновидная, безответственная политика государства) причины. Скудность выделяемых средств ведут к таким негативным последствиям как:
Социально-трудовые конфликты,
Закрытие участковых больниц;
Конфликты в системе врач – больной. Суть конфликтов в системе врач-больной заключается в столкновении мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и ожиданий участников взаимодействия.
Выделяются объективные, субъективные и нереалистические конфликты.
Объективные конфликты вызваны неудовлетворением обещанного, несправедливым распределением каких-либо обязанностей, преимуществ и направлены на достижение конкретных результатов.
Субъективные конфликты. Этот тип конфликта часто связан с несовпадением ожиданий пациента с реальностью.
Нереалистичные конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, — когда острое конфликтное взаимодействие становится не средством достижения конкретного результата, а самоцелью. Этот конфликт нередко обусловлен предвзятым отношением пациента к медицинской службе в целом или к отдельному врачу в частности.
Причины и условия возникновения конфликтов в медицине
Процесс оказания медицинской помощи
включает различные виды взаимоотношений
в триаде «врач–пациент-общество»
(информационные, экономические, правовые,
этические и др.), а также различные
типы социальных взаимодействий –
конкуренция, кооперация, конфликт с
учетом набора функций каждого из
них. Одной из форм реализации взаимоотношений
социальных субъектов в медицинской
сфере является конфликт, который
выступает как
Субъектами медицинской
Уровень конфликтогенности взаимоотношений врача и пациента зависит от:
материально-технической базы лечебного учреждения; квалификации медицинского персонала;качества и стоимости оказываемых услуг; оценки пациентом объективных и субъективных составляющих медицинской помощи.
Стороны и предмет конфликта в медицине
Сторонами конфликта в медицине являются:
в межличностных: врач – пациент; врач – врач; врач – администратор;
в межгрупповых: администрация ЛПУ – пациент, врач – родственники пациента, администрация ЛПУ (юридическое лицо) – пациент (истец в суде).
Предметом конфликта в медицине выступают:
объективные причины (не
субъективные причины (
Наиболее распространенные способы разрешения конфликтов в медицинской практике:
досудебный: разрешение конфликта
на первичном уровне врач –
пациент, заведующего
судебный: органами государственной юрисдикции; органами негосударственной юрисдикции — специализированными третейскими судами.
Способы разрешения конфликтов приводят к соответствующим типичным результатам разрешения конфликта:
а) разрешение конфликта на досудебном уровне;
б) исполнение решения суда.
Субъектами конфликтов в медицинской
практике чаще становятся граждане с
низким уровнем доходов, ограничивающим
их возможности в получении
Для разных отраслей медицинской деятельности ведущими являются разные виды конфликтов: сокращение продолжительности врачебного приема является главным фактором конфликтогенности в системе отношений «медицинский персонал — пациент» на амбулаторно–поликлиническом приеме; в судебно-медицинской практике ситуацию конфликтного взаимодействия субъектов медицинской практики формируют результаты экспертизы;в стоматологической практике главным конфликтогенным фактором является несоответствие цены и качества услуги; в фармации конфликт врача и фармацевта – это конфликт профессионалов, который может быть позитивным, а конфликт пациента и фармацевта – это конфликт профессионала и непрофессионала, который непродуктивен, но может быть разрешен путем более полного информирования пациента; из тех видов конфликтов, которые существуют в медицинской науке, наибольшее социальное значение имеют конфликты в клинических испытаниях, поскольку они провоцируют риски для испытуемых.
Избегание конфликтов методологически ошибочно и практически нереально. При переходе к пациент-ориентированной системе отношений в здравоохранении (С.А.Ефименко) существует необходимость активизировать позитивную функцию конфликта на основе коллегиальной модели взаимоотношений врача и пациента. Другие модели взаимоотношений (контрактная, техницистская и патерналистская) содержат риски негативного развития конфликта.
ТЕХНОЛОГИИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ.
Одним из первых шагов в разрешении межличностных конфликтов является факт признания существующих между оппонентами противоречий. Когда наличие противоречий признают обе стороны, необходимо: определить предмет спора; очертить границы взаимных претензий; выявить позиции сторон.
Все это открывает следующую стадию в развитии конфликта – стадию совместного поиска вариантов ее разрешения. Совместный поиск выхода из конфликтной ситуации предполагает соблюдение ряда условий:
Отделение реальных причин конфликта от инцидента (формального повода для начала столкновения); Концентрация внимания на существующих проблемах, а не на личных эмоциях; Действовать по принципу «здесь и сейчас» – т.е. решать проблемы, непосредственно ставшие причиной данного конфликта, не вспоминая другие спорные события и факты; Создавать обстановку равного участия в поисках возможных вариантов урегулирования конфликта; Говорить только за себя; уметь слышать и слушать другого;Соблюдать уважительное отношение к личности оппонента – говорить о фактах и событиях, а не о качествах той или иной личности; Создавать климат взаимного доверия и сотрудничества.
Психологическая профилактика конфликтов в коллективе
Многие организационные
1. Выверенная кадровая политика
В первую очередь следует назвать
выверенную кадровую политику. Правильный
подбор и расстановка кадров с
учетом не только квалификационных «анкетных»
показателей, но и психологических
качеств персонала существенно
уменьшают вероятность приема на
работу конфликтных личностей и
склонных вовлекаться в конфликты.
Основой психологического сопровождения
является психологическая диагностика
персонала при приеме на работу и
расстановке. В настоящее время
психологическая диагностика
2. Высокий авторитет руководителя
Важным фактором снижения конфликтности
личности является высокий авторитет
руководителя. В психологическом
плане авторитетная личность всегда
воспринимается как имеющая неоспоримые
преимущества, что способствует формированию
вертикально направленных отношений.
Это обусловливает
3. Наличие в коллективе высокой организационной культуры
Хорошим стабилизирующим фактором, препятствующим возникновению конфликтов в коллективе, является наличие в нем высокой организационной культуры как системы осознанных и неосознанных представлений, ценностей, правил, запретов, традиций, разделяемых всеми членами организации. В контексте обсуждаемой проблемы особое внимание следует обратить на один аспект — наличие положительных традиций как важных ограничительных рамок для конфликтной личности. Положительные традиции выступают как дополнительные нормы социальной регуляции поведения. Их следует всячески поощрять, но при этом помнить, что и в этом деле нужна мера, иначе они станут самоцелью и тогда уже — консервативным фактором. Коллективы с высокой организационной культурой отличаются сформированным общественным мнением, являющимся также мощным регулятором поведения людей. Конфликтные личности, как правило, все же зависимы от отношения окружающих, их оценки. Конфликтуя, они могут оказаться в изоляции, что переживают болезненно, вследствие чего иногда готовы перестать конфликтовать. В психологических исследованиях неоднократно отмечалось, что конфликтность персонала ниже в тех организациях, где высокая мотивация труда, профессиональных или статусных достижений. Высокая мотивация в ряде случаев элиминирует даже психологическую несовместимость. Мотивация достигается различными способами: материальным или моральным стимулированием, отчетливыми перспективами профессионального или кадрового роста, престижем, высоким социальным статусом должности или профессиональной деятельности.
4. Престиж деятельности и
Значимым психологическим
5. Благоприятный психологический климат
Наконец, благоприятный психологический климат в коллективе является фактором, существенно снижающим уровень конфликтности персонала. Качество и производительность трудовой деятельности во многом зависят не только от совершенства ее организации, оснащенности, условий, но и от сплоченности коллектива, от характера взаимоотношений в нем, царящей эмоциональной атмосферы. Часто именно дружелюбие, товарищеская взаимопомощь, взаимовыручка, преобладание положительных эмоций, простота отношений являются основой для формирования таких важных социально-психологических феноменов, как трудовой энтузиазм. Эмоциональный настрой, доминирующие настроения, эмоциональная окраска настроений самым серьезным образом влияют на организованность, эффективность труда, как индивидуального, так и коллективного. На климат в организации влияет множество факторов: стиль руководства, мотивы трудовой деятельности, характер взаимоотношений персонала, удовлетворенность, моральные нормы, сплоченность, организованность, численность коллектива, время совместной трудовой деятельности, половозрастной состав, наличие неформальной структуры и пр. Важным условием снижения конфликтности личности является ее ориентация на высокие, но объективно обоснованные эталоны деятельности или поведения. В данном случае эталонные модели должны иметь структурированный набор личностных качеств, которые обеспечивают высокую эффективность деятельности, высокий уровень профессионализма или достижение в деятельности значимого социально-позитивного эффекта. Таковы основные организационно-управленческие условия, препятствующие проявлению конфликтности личности.
Переговоры – основа разрешения разногласий и конфликтов
Информация о работе Конфликтология. Конфликты при оказании медицинских услуг