Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:00, реферат
Объект конфликта – конкретная потребность (причина), мотивация, движущая сила. Все объекты конфликта подразделяются на три вида:
-Объекты, которые не могут быть разделены на части; владеть ими совместно с кем-либо невозможно.
- Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками конфликта.
- Объекты, которыми оба участника конфликта могут владеть совместно. Это ситуация «мнимого конфликта».
Понятие конфликтологии стр.1
Социальные конфликты стр.1
Межличностные конфликты стр.5
Внутриличностные конфликты стр.7
Мотивационные конфликты стр.8
Уровни конфликтов в медицине стр.8
Противоречия, из-за которых возникают конфликты в системе здравоохранения стр.9
Причины и условия возникновения конфликтов в медицине стр.10
ТЕХНОЛОГИИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ стр.12
Использованная литература стр.18
Министерство здравоохранения РФ
Волгоградский
государственный медицинский
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом общественного здоровья и здравоохранения ФУВ
Реферат на тему:
«Конфликтология.
Конфликты
при оказании медицинских
Волгоград ,2013
Содержание:
Конфликт (от латинского conflictus – столкновение) – одновременное столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме.
Социальные конфликты
Социальный конфликт – это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые интересы, потребности и ценности.
Субъекты и участники
Субъект конфликта – это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов.
Участник конфликта может
Объект конфликта – конкретная потребность (причина), мотивация, движущая сила. Все объекты конфликта подразделяются на три вида:
-Объекты, которые не могут быть разделены на части; владеть ими совместно с кем-либо невозможно.
- Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками конфликта.
- Объекты, которыми оба участника конфликта могут владеть совместно. Это ситуация «мнимого конфликта».
Основные виды социальных конфликтов В зависимости от мотивации конфликта, выделяют три блока социальных конфликтов:
Возникающие в связи с распределением властных полномочий и позиций;
По поводу материальных
По поводу ценностей
Классификация конфликтов
В зависимости от форм,
методов и интенсивности
Насильственные и
Открытые и закрытые
В зависимости от времени:
Затяжные и быстротечные
В зависимости от масштабов:
Локальные и широкомасштабные
С учетом мотивации конфликта и субъективных восприятий ситуации выделяют конфликты:
1. Ложный конфликт – субъект
воспринимает ситуацию как
2. Потенциальный конфликт – существуют реальные основания для возникновения конфликта, но пока одна из сторон или обе (в силу различных причин, к примеру – из-за недостатка информации) еще не осознали ситуацию как конфликтную.
3. Истинный конфликт – реальное столкновение между сторонами.
Выделяют следующие подвиды истинного конфликта:
Конструктивный – возникший на основе реально существующих между субъектами противоречий;
Случайный – возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств;
Смещенный – возникший на ложном основании, когда истинная причина скрыта. (Например: студент, недовольный низкой оценкой своих знаний, ищет любой повод, чтобы вступить в конфронтацию с экзаменующим преподавателем).
Неверно приписанный – это
конфликт, в котором истинный
виновник, субъект конфликта находится
«за кулисами» противоборства, а
в конфликте задействованы
Основные стадии развития конфликт
1. Предконфликтная стадия – рост напряженности в отношениях между потенциальными субъектами конфликта, вызванные определенными противоречиями.Фазы предконфликтной стадии (характеризующие особенности взаимоотношения сторон):
Возникновение противоречий, рост
недоверия и социальной
Стремление доказать
Разрушение структур
Инцидент – формальный повод, случай
для непосредственного
2. Стадия развития конфликта. Начало открытого противоборства сторон, - являющегося результатом конфликтного поведения, под которым понимаются действия, направленные на противоположную сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей (или к их изменению).
Выделяют следующие виды конфликтного поведения:
Активно-конфликтное
Пассивно-конфликтное
Конфликтно-компромиссное
Фазы развития второй стадии конфликта:
Открытое противоборство. Переход
конфликта из латентного
Эскалация противоборства. Для
достижения своих целей и
Апогей конфликта. Конфликт
приобретает форму тотальной
войны с применение всех
3. Стадия разрешения конфликта. Разрешение конфликта зависит от целей и установок сторон, средств и методов ведения войны, символов победы и поражения, механизмов нахождения консенсуса и др.
4. Послеконфликтная стадия. Знаменует новую объективную реальность: новую расстановку сил, новые отношения оппонентов друг к другу и к окружающей социальной среде, новое видение существующих проблем, новую оценку своих сил и возможностей.
Межличностные конфликты
Межличностный конфликт – столкновение
двух и более личностей с
Объективные факторы – это реально существующие в социальном микроокружении объекты, которые субъекты не могут разделить или обладать ими одновременно. Например: вакантная должность руководителя подразделения – причина конфликта между двумя сотрудниками, претендующими на эту должность.
Субъективные факторы — складываются на основе индивидуальных (социально-психологических, физиологических, мировоззренческих и др.) особенностей личности. Эти факторы в наибольшей степени определяют динамику развития и разрешения конфликта, а также его последствия.
Межличностная совместимость – предполагает взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности.
Межличностная несовместимость – взаимное неприятие (антипатия) партнеров, основанное на несовпадении (противостоянии) социальных установок, ценностных ориентаций, интересов, мотивов, характеров, темпераментов и др.
Конфликтующие – это постоянные оппоненты существующему положению дел, методам управления, способам решения проблем и т.п. Их не столько интересует поиск истины, сколько личная позиция, отличная от других. С ними трудно работать в одном коллективе, но эти «вечные негативисты» стимулируют активность других в поиске истины.
Конфликтогенные личности – это люди с беспредельным эгоцентризмом, высокой самооценкой, склонностью к самолюбованию («нарциссизм»), умением «втираться в доверие». Они не способны поддерживать длительно дружеские контакты и добросовестно трудиться. Взаимодействуя с окружающими, эти люди чаще всего становятся источником эмоциональных конфликтов.
Стили поведения субъектов
Стиль конкуренции или соперничества – этот стиль наиболее типичен для поведения в конфликтной ситуации. Его можно использовать, если вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы, поскольку исход конфликта очень важен для вас:
1 – обладаете достаточной
2 – чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;
3 – должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага;
Сотрудничество – наиболее трудный из всех стилей, но вместе с тем наиболее эффективный при разрешении конфликтных ситуаций. Преимущество его в том, что вы находите наиболее приемлемое для обеих сторон решение и делаете из оппонентов партнеров. Такой подход ведет к успеху как в делах, так и в личной жизни.
Стиль компромисса – суть его заключается в том, что стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки. Этот стиль наиболее эффективен, когда обе стороны желают одного и того же. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, с которым каждый мог бы согласиться.
Стиль уклонения – реализуется обычно, если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон или возникшая проблема не столь важна для сторон и у них нет нужды отстаивать свои интересы.
Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей обстановки.
Внутриличностные конфликты
Выделяют две категории внутриличностных конфликтов: осознанные и неосознаваемые.
Осознанные внутренние конфликты — это проблема выбора из двух различных стремлений: Конфликт потребностей (самому хочется съесть и угостить надо);Конфликт между социальной нормой и потребностью (любовь и норма); Конфликт социальных норм (дуэль и церковь); Конфликт ценностей;Конфликт между ценностью и нормой;Конфликт между ценностью и потребностью.
Неосознанные внутренние конфликты. В основе их лежат любые не полностью разрешенные в прошлом конфликтные ситуации, о которых человек забыл. На бессознательном уровне мы несем груз неразрешенных в прошлом проблем и непроизвольно воспроизводим старые конфликтные ситуации, как бы пытаясь их решить вновь.
Мотивационный конфликт
Данный подход является применением
к описанию обычных конфликтов в
типологии невротических
Истерический конфликт — это бессознательное неразрешимое противоречие между уровнем притязаний, «хочу» и возможностями, «могу»;
Неврастенический конфликт – противоречие между «должен» и «могу» — отражает завышенные требования к себе, превышающие возможности личности;
Обсессивно-психастенический конфликт вызывается невозможностью сделать выбор между влечениями и нормативными представлениями, между «должен» и «хочу».
Уровни конфликтов в медицине
Конфликты в медицине, так же как и в других отраслях, происходят на трех уровнях противоречий (высшем, среднем и низком):
Система здравоохранения – общество;
Учреждения здравоохранения (администрация) – медицинский персонал;
Медицинский персонал –
Существуют так называемые вертикальные конфликты, субъекты которых занимают разное социальное положение, ранги и обладают разной силой.
В системе здравоохранения
На уровне «ОБЩЕСТВО» могут
возникать противоречия и
На уровне «АДМИНИСТРАЦИЯ»
возможны как вертикальные
Информация о работе Конфликтология. Конфликты при оказании медицинских услуг