Конфликтология, ее предмед и задачи. Понятие « конфликт»

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:42, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является « Конфликтология, ее предмед и задачи. Понятие « конфликт». В соответствии с указанной целью решить нужно следующие задачи:
- раскрыть и охаректезовать особенности и проблемы понятия « конфликт».
- выявить и проследить роль конфликтологии, ее предмет и задачи.

Работа содержит 1 файл

конфликтология 1.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

     Эту стадию можно обозначить как инцидент, т.е. первую стычку конфликтантов. Инцидент выступает завязкой конфликта. Нередко инцидент выступает как будто по случайному поводу, но на самом деле - это последняя капля, которая переполняет чашу. Конфликт, начавшийся с инцидента, может им и закончиться (например, перебранка пассажиров в городском транспорте).

     3. Стадия конфликтных действий. На этой стадии конфликт как бы “шагает по ступенькам”, реализуясь в серии отдельных актов — действий и противодействий конфликтующих сторон. Эскалация может быть непрерывной: с постоянно возрастающей степенью напряженности отношений и силы ударов, которыми обмениваются конфликтанты; и волнообразной, когда напряженность отношений то усиливается, то спадает, а периоды активной конфронтации сменяются временным улучшением отношений.

     На  этой стадии возможно переживание кульминации  конфликта (верхней точки его эскалации). Кульминация подводит к осознанию необходимости прервать дальнейшее обострение отношений и искать выход из конфликта.

     4. Стадия снятия или разрешения конфликта. На этой стадии необходимо ввести два понятия: цена конфликта и цена выхода из конфликта. Сравнение этих двух составляющих позволяет рационально решать вопрос: стоит ли продолжать конфликт или же выгоднее его прекратить. Часто завершения конфликта удается достичь только посредством специальных усилий, направленных на его разрешение. Одной из форм завершения конфликта является приглашение посредника, призванного провести переговоры конфликтующих сторон. 

К. Томас  выделяет пять основных стилей поведения  в конфликтной ситуации: конкуренция, сотрудничество, компромисс, уклонение и приспособление. Он также подчеркивает, что в разных ситуациях в поведении могут сочетаться различные стили:

     1) стиль конкуренции (доминирование, соперничество, борьба, напористость) может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы, Этот стиль можно использовать, если:

  • исход конфликта очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на решение возникшей проблемы в свою пользу;
  • вы обладаете достаточной властью и авторитетом, и вам представляется очевидным, что предлагаемое вами решение — наилучшее;
  • вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;
  • вы должны принять непопулярное решение, и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага;
  • вы взаимодействуете с подчиненными, предпочитающими авторитарный стиль.

     Однако  следует иметь в виду, что это  не тот стиль, который можно использовать в близких личных отношениях, так  как, кроме отчуждения, он ничего больше не сможет вызвать. Его также нецелесообразно использовать в ситуации, когда вы не обладаете достаточной властью, а ваша точка зрения по какому-то вопросу расходится с точкой зрения более значимого лица;

     2) стиль сотрудничества (кооперация, интеграция) можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель его применения — разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать эмоции. Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в ситуациях, когда:

  • необходимо найти общее решение, если каждый из подходов важен и не допускает компромиссных решений;
  • у вас прочные, длительные, взаимозависимые отношения с другой стороной;
  • стороны способны выслушивать друг друга и излагать суть своих интересов, умеют интегрировать точки зрения;

     3) стиль компромисса, суть которого в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он напоминает стиль сотрудничества, однако, осуществляется на более поверхностном уровне. Этот стиль наиболее эффективен, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо (например, стремление занять одну и ту же должность или одно и то же помещение). Такой подход к разрешению конфликтов целесообразно использовать в следующих ситуациях:

  • обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью;
  • удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение;
  • вас может устроить временное решение, так как нет времени для выработки другого, или другие подходы оказались неэффективны;
  • компромисс позволит вам хоть что-то получить, чем все потерять;

     4) стиль уклонения (уход, избегание, игнорирование) реализуется обычно, когда проблема для вас не столь важна, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем и не хотите тратить время и силы на ее решение. Этот стиль реализуется также в тех ситуациях, когда одна из сторон обладает большей властью, либо понимает, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Стиль уклонения рекомендуется в ситуациях, когда:

  • источник разногласий несущественен для сторон по сравнению с другими более важными задачами, а потому они считают, что не стоит тратить на него силы;
  • стороны хотят выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение;
  • опасно пытаться решить проблему немедленно, так как открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию (например, конфликты взрослых детей и родителей);
  • подчиненные сами могут успешно урегулировать конфликт.
  • Не следует думать, что этот стиль всегда является бегством от проблемы или уклонением от ответственности, так как часто за какой-то промежуток времени она может разрешиться сама собой, или стороны смогут заняться ею позже, когда будут обладать достаточным объемом информации;
  1. стиль приспособления (уступчивость) означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать свои собственные интересы в целях сглаживания и восстановления нормальной атмосферы, Томас и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела важен для другой стороны и не очень существенен для вас, и тогда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны. Стиль приспособления может быть применен в следующих наиболее характерных ситуациях, когда:
  • важнейшая задача — восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;
  • предмет разногласия для вас не важен, важнее сохранить добрые отношения;
  • осознаете, что правда не на вашей стороне;
  • чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.

     Стили или стратегии поведения, избираемые участниками конфликта, имеют решающее значение для его последующего развития, а зачастую и для конечного  результата, исхода конфликта. Стратегии  избегания и приспособления, как  уже отмечалось, хотя и имеют разное психологическое содержание, направлены на уход от конфликтного взаимодействия. Стратегии соперничества и сотрудничества рассматриваются в основном раздельно, но в рамках реального взаимодействия они могут переходить друг в друга: так, первоначальные попытки договориться, не увенчавшиеся успехом, могут смениться борьбой сторон; напротив, неудачные попытки “силового” решения вынуждают участников ситуации к переговорным вариантам разрешения конфликта. Ни одна из рассмотренных стратегий не может быть эффективной во всех без исключения ситуациях и ни одна из них не может быть выделена как лучшая. Важно эффективно использовать каждую из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. 
 
 
 
 
 
 
 

        2.Конфликтология, ее предмед и задачи. 

     Ядром любого конфликта является противоречие. В нем отражается столкновение интересов  и целей сторон. Борьба, ведущаяся  в конфликте, отражает стремление сторон разрешить это противоречие, как  правило, в свою пользу. В ходе конфликта борьба может затухать и обостряться. В такой же мере затухает и обостряется противоречие. Однако проблема конфликта остается неизменной до тех пор, пока противоречие не разрешится.

     В большинстве случаев суть противоречия в конфликте не видна и не лежит  на поверхности. Участники конфликта оперируют таким понятием, как предмет конфликта. Предмет конфликта – это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта. Это противоречие, из-за которого и ради которого стороны вступают в противоборство.

     Образ конфликтной ситуации – это отображение  предмета конфликта в сознании субъектов  конфликтного взаимодействия. В психологии известна теорема Томаса: Если ситуация воспринимается людьми в качестве реальной, то реальными будут и ее последствия.

     Степень соответствия образа конфликтной ситуации реальности может быть разной:

    • конфликтная ситуация объективно существует, но не осознается участниками (конфликт не наступает до осознания),
    • конфликтная ситуация объективно существует, но осознается участниками с теми или иными отклонениями (частично понятый конфликт),
    • конфликтная ситуация объективно не существует, но осознается участниками как конфликтная (ложный конфликт),
    • конфликтная ситуация объективно существует, при этом адекватно осознается участниками.

     Мотивы  конфликтующих сторон – это внутренние побудительные силы, которые подталкивают субъектов к конфликту.

     Интересы  конфликтантов – эмоциональное  состояние, связанное с осуществлением познавательной деятельности и характеризующееся  побудительностью этой деятельности, преимущественной ее направленностью на какой либо объект.

     Объектом  конфликта называется конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Это  материальная (ресурс), духовная (идея, норма, принцип и т.д.) или социальная (власть) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.

     Объект  конфликта может быть делимым  и неделимым. Условием для конфликта  является притязание хотя бы одной  из сторон на неделимость объекта, желание  считать его неделимым, полностью  владеть им. Такое понимание открывает более широкий спектр вариантов решения конфликта, т.е. для конструктивного разрешения конфликта необходимо изменять не только его объективные составляющие, но и субъективные.

     Существует 3 типа объектов конфликта:

    • объекты, которые не могут быть разделены на части, владеть ими совместно с кем-нибудь невозможно;
    • объекты, которые могут быть разделены на части в различных пропорциях;
    • объекты, которыми участники конфликта могут владеть совместно (это ситуация мнимого конфликта).

     Выделяют следующие различия между объектом и предметом конфликта1:

    • В общем смысле объект конфликта это та сторона реальности, которая вовлечена в процесс взаимодействия с субъектами конфликта. В отличие от этого предмет конфликта это различия, разногласия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредством противоборства.
    • Объект конфликта может быть истинным или ложным, потенциальным или актуальным, ложным и иллюзорным, смещенным и т.д. Предмет конфликта всегда реален и актуален. Борьба между оппонентами может развернуться не на жизнь, а на смерть, не смотря на то, что в споре могут отстаиваться утопические по своему содержанию идеи.
    • Объект конфликта может быть как явным, так и латентным, тогда как предмет всегда проявляется отчетливо.

     Существуют  следующие характеристики объекта  конфликта2:

    • объект конфликта не существует сам по себе, он становится таковым при наличии интереса к нему со стороны взаимодействующих субъектов (когда появляется желание им обладать, его использовать, контролировать, присвоить и т.д.);
    • дефицитность объекта конфликта и наличие необходимости его использовать со стороны обеих сторон;
    • конкретно исторический характер объектов конфликта (вторая мировая война происходила за землю, следующая в качестве объекта может иметь, например, воду);
    • релятивистский характер объекта, связанный с разными субъективными оценками его значимости для разных субъектов;
    • реалистический объект конфликта и нереалистический: тот, который в самом себе содержит цель и содержание (девиантное поведение не ради достижения каких-то уступок, а ради самого акта).

Информация о работе Конфликтология, ее предмед и задачи. Понятие « конфликт»