Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:42, контрольная работа
Целью работы является « Конфликтология, ее предмед и задачи. Понятие « конфликт». В соответствии с указанной целью решить нужно следующие задачи:
- раскрыть и охаректезовать особенности и проблемы понятия « конфликт».
- выявить и проследить роль конфликтологии, ее предмет и задачи.
Эту стадию можно обозначить как инцидент, т.е. первую стычку конфликтантов. Инцидент выступает завязкой конфликта. Нередко инцидент выступает как будто по случайному поводу, но на самом деле - это последняя капля, которая переполняет чашу. Конфликт, начавшийся с инцидента, может им и закончиться (например, перебранка пассажиров в городском транспорте).
3. Стадия конфликтных действий. На этой стадии конфликт как бы “шагает по ступенькам”, реализуясь в серии отдельных актов — действий и противодействий конфликтующих сторон. Эскалация может быть непрерывной: с постоянно возрастающей степенью напряженности отношений и силы ударов, которыми обмениваются конфликтанты; и волнообразной, когда напряженность отношений то усиливается, то спадает, а периоды активной конфронтации сменяются временным улучшением отношений.
На этой стадии возможно переживание кульминации конфликта (верхней точки его эскалации). Кульминация подводит к осознанию необходимости прервать дальнейшее обострение отношений и искать выход из конфликта.
4. Стадия
снятия или разрешения конфликта. На этой
стадии необходимо ввести два понятия:
цена конфликта и цена выхода из конфликта.
Сравнение этих двух составляющих позволяет
рационально решать вопрос: стоит ли продолжать
конфликт или же выгоднее его прекратить.
Часто завершения конфликта удается достичь
только посредством специальных усилий,
направленных на его разрешение. Одной
из форм завершения конфликта является
приглашение посредника, призванного
провести переговоры конфликтующих сторон.
К. Томас выделяет пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации: конкуренция, сотрудничество, компромисс, уклонение и приспособление. Он также подчеркивает, что в разных ситуациях в поведении могут сочетаться различные стили:
1) стиль конкуренции (доминирование, соперничество, борьба, напористость) может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы, Этот стиль можно использовать, если:
Однако следует иметь в виду, что это не тот стиль, который можно использовать в близких личных отношениях, так как, кроме отчуждения, он ничего больше не сможет вызвать. Его также нецелесообразно использовать в ситуации, когда вы не обладаете достаточной властью, а ваша точка зрения по какому-то вопросу расходится с точкой зрения более значимого лица;
2) стиль сотрудничества (кооперация, интеграция) можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель его применения — разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать эмоции. Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в ситуациях, когда:
3) стиль компромисса, суть которого в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он напоминает стиль сотрудничества, однако, осуществляется на более поверхностном уровне. Этот стиль наиболее эффективен, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо (например, стремление занять одну и ту же должность или одно и то же помещение). Такой подход к разрешению конфликтов целесообразно использовать в следующих ситуациях:
4) стиль уклонения (уход, избегание, игнорирование) реализуется обычно, когда проблема для вас не столь важна, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем и не хотите тратить время и силы на ее решение. Этот стиль реализуется также в тех ситуациях, когда одна из сторон обладает большей властью, либо понимает, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Стиль уклонения рекомендуется в ситуациях, когда:
Стили
или стратегии поведения, избираемые
участниками конфликта, имеют решающее
значение для его последующего развития,
а зачастую и для конечного
результата, исхода конфликта. Стратегии
избегания и приспособления, как
уже отмечалось, хотя и имеют разное
психологическое содержание, направлены
на уход от конфликтного взаимодействия.
Стратегии соперничества и сотрудничества
рассматриваются в основном раздельно,
но в рамках реального взаимодействия
они могут переходить друг в друга: так,
первоначальные попытки договориться,
не увенчавшиеся успехом, могут смениться
борьбой сторон; напротив, неудачные попытки
“силового” решения вынуждают участников
ситуации к переговорным вариантам разрешения
конфликта. Ни одна из рассмотренных стратегий
не может быть эффективной во всех без
исключения ситуациях и ни одна из них
не может быть выделена как лучшая. Важно
эффективно использовать каждую из них
и сознательно делать тот или иной выбор,
учитывая конкретные обстоятельства.
2.Конфликтология,
ее предмед и задачи.
Ядром любого конфликта является противоречие. В нем отражается столкновение интересов и целей сторон. Борьба, ведущаяся в конфликте, отражает стремление сторон разрешить это противоречие, как правило, в свою пользу. В ходе конфликта борьба может затухать и обостряться. В такой же мере затухает и обостряется противоречие. Однако проблема конфликта остается неизменной до тех пор, пока противоречие не разрешится.
В большинстве случаев суть противоречия в конфликте не видна и не лежит на поверхности. Участники конфликта оперируют таким понятием, как предмет конфликта. Предмет конфликта – это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта. Это противоречие, из-за которого и ради которого стороны вступают в противоборство.
Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия. В психологии известна теорема Томаса: Если ситуация воспринимается людьми в качестве реальной, то реальными будут и ее последствия.
Степень соответствия образа конфликтной ситуации реальности может быть разной:
Мотивы конфликтующих сторон – это внутренние побудительные силы, которые подталкивают субъектов к конфликту.
Интересы конфликтантов – эмоциональное состояние, связанное с осуществлением познавательной деятельности и характеризующееся побудительностью этой деятельности, преимущественной ее направленностью на какой либо объект.
Объектом конфликта называется конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Это материальная (ресурс), духовная (идея, норма, принцип и т.д.) или социальная (власть) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.
Объект конфликта может быть делимым и неделимым. Условием для конфликта является притязание хотя бы одной из сторон на неделимость объекта, желание считать его неделимым, полностью владеть им. Такое понимание открывает более широкий спектр вариантов решения конфликта, т.е. для конструктивного разрешения конфликта необходимо изменять не только его объективные составляющие, но и субъективные.
Существует 3 типа объектов конфликта:
Выделяют следующие различия между объектом и предметом конфликта1:
Существуют следующие характеристики объекта конфликта2:
Информация о работе Конфликтология, ее предмед и задачи. Понятие « конфликт»