Конфликтология, ее предмед и задачи. Понятие « конфликт»

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:42, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является « Конфликтология, ее предмед и задачи. Понятие « конфликт». В соответствии с указанной целью решить нужно следующие задачи:
- раскрыть и охаректезовать особенности и проблемы понятия « конфликт».
- выявить и проследить роль конфликтологии, ее предмет и задачи.

Работа содержит 1 файл

конфликтология 1.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

        Введение

Конфликт-это нормальное состояние общества; в любом обществе всегда,

во все времена  существовали, существуют и будут  сущесвовать конфликтные ситуации.

В.А. Ядов

Нет, пожалуй, ни одного человека, который не сталкивался  бы с конфликтными ситуациями. Конфликт в широко распространенном определении рассматривается как столкновение противоположного направленных целей ,интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия, проявляющиеся в острой форме. 

Существует множество точек зрения на конфликт, но доминирующие остаются только две. Одни исследователи считают, что социальные конфликты несут угрозу, опасность распада общества. Другие, как, например Льюис Козер, считают, что «конфликт препядствует окостенению социальных систем, вызывая стремление к обновлению и творчеству» или поддерживают утверждение Ральфа Дарендофа о том, что и конфликты незаменимы как фак

тор всеобщего  процесса социального мнения.

Знание природы  конфликта, механизма и фаз его  развития важно не только в 

плане управления конфликтом, т.е в практическом смысле, но и в теоретико-познавательном ракурсе. Конфликтологические знания помагают разобраться в разных типах конфликтов, возникающих в межличностных, трудовых, семейных, управленческих, организационных, межэтнических,международных отношениях. Другими словами, эти знания будут способствовать повышению эффективности в любой области социальной жизни деятельности.

Не всегда вычленяется  в « чистом виде» тот или  иной тип конфликта. Часто конфликт вознекает как результат целого комплекса противоречий: этнических, религиозных, политических, психологических, экономических и т.д. Несмотря на разнообразие конфликтов, в их природе есть общие черты.

Поэтому конфликтология как все еще молодая наука  движется по пути к общему научному подходу в понимании,анализе и урегулировании конфликтных ситуаций.

Актуальность  темы настоящей работы, обусловлена  тем, что нам нужно найти правильное решение что такое « конфликт», и как он разворачивается.

Целью работы является « Конфликтология, ее предмед и задачи. Понятие « конфликт». В соответствии с указанной целью решить нужно следующие задачи:

- раскрыть и  охаректезовать особенности и  проблемы понятия « конфликт».

- выявить и  проследить роль конфликтологии, ее предмет и задачи.

  Настоящая работа с опорой на различные научные труды и учебные пособия

По исследуемой  проблеме и в отведенных ей рамках признана устранить данный пробел.

      1. ПОНЯТИЕ « КОНФЛИКТ»
 

       Конфликты неизбежны, даже если взаимоотношения с другими людьми строятся на мире и гармонии. Для того чтобы ткань общественной жизни не рвалась из-за конфликтов, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы, каждый здравомыслящий человек должен обладать умением определять момент зарождения конфликта, эффективно улаживать споры и разногласия.

     Для разрешения конфликта важно уметь  гибко пользоваться различными подходами, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможность  поступать и мыслить по-новому.

     Конфликт  можно использовать как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения. Конфликты могут быть использованы в качестве учебного материала, если в последующем найдется время на анализ конфликтной ситуации, что позволит узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или обстоятельствах, вызвавших конфликт. Такие знания помогут принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.

     Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.№

     Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.І

Конфликты являются частью повседневной жизни. Конфликт в социальной сфере как спор сторон, как противоречие в их интересах  и целях естественен и поэтому  неизбежен. Более того, по словам известного специалиста в области переговоров  Р.Фишера, чем более разнообразным становится мир, с тем большим числом противоречий в интересах приходится сталкиваться. Психологи также отмечают, что конфликт позволяет предотвратить стагнацию общества, ведет его к развитию, стимулирует поиск решения проблем. Кроме того, конфликт малой интенсивности, разрешенный мирно, может предотвратить более серьезный конфликт. Замечено, что в тех социальных группах, где довольно часты небольшие конфликты, редко дело доходит до крупных противоречий. Вопрос заключается не в том, чтобы предотвратить или не заметить конфликт, а в том, чтобы предотвратить конфликтное поведение, связанное с деструктивными, насильственными способами разрешения противоречий и направить участников на поиск взаимоприемлемого решения. 

        1. Причины возникновения конфликта.

     Причины возникновения конфликтов могут  быть самыми разными, как объективными, так и субъективным. Для разрешения объективных конфликтов необходимо, прежде всего, устранить вызывающие их причины. Однако возникновение и  развитие объективных и, особенно, субъективных конфликтов в значительной степени зависят от стиля поведения конфликтующих сторон.

     Склонность  к агрессии, степень конфликтности  людей различна - все это знают. «Провокаторами» конфликтности  являются самые разнообразные свойства личности, такие, как вспыльчивость, демонстративность (постоянное желание «покрасоваться»), негибкость, прямолинейность, бесцеремонность, подозрительность, честолюбие, эгоизм, грубость.

     Конфликтность характеризуется направленностью  реакций в «острой» ситуации. Для  человека может быть характерно действовать по принципу: «Виноваты все, кроме меня» - это типичный агрессор. Некоторые склонны в большинстве случаев взваливать всю вину на себя - получается типичная «жертва». Третьи считают, что такова жизнь», примиряясь с ситуацией и не обвиняя никого. Такие люди сами довольно бесконфликтны, но иногда конфликтные ситуации порождает сама их пассивность. Многое в нашем поведении определяется и временными ситуативными факторами. Несомненно, если человек не выспался, или его «накачали» с утра, или он третий день пытается оформить какую-то справку, то его потенциальная конфликтность будет гораздо выше, чем обычно.

     Конфликты между людьми - явление обычное, а  иногда они даже имеют положительное  значение. Порой гораздо полезнее вскрыть подспудно назревший конфликт и разрешить его, чем, боясь обострения, постоянно «жить на вулкане» эмоциональной напряженности. Беда в том, что мы часто не решаем конфликтные ситуации, а только ухудшаем положение своим поведением.

     Рассмотрим  механизмы возникновения и развития конфликтов. Один из «героев» конфликта делает выпад в отношении другого. Это воздействие вызывает противодействие с передозировкой средств: ведь, чтобы победить, ответ должен быть сильнее. Теперь уже зачинщику приходится «брать реванш» и опять с передозировкой... и так далее... Порочный круг замкнулся...

     И что же в результате? Нерешение  вопроса, потоки раздражения, даже озлобления, взаимные оскорбления, испорченное  на весь день (а то и дольше) настроение, неудовлетворенность, иногда выпивка «для снятия напряжения», сердечные приступы, обострение всяческих других «болячек», ощущение неловкости и возмущения у свидетелей... Этот перечень можно продолжить и дальше.

     Эмоциональная стратегия, направляемая сиюминутными побуждениями, неконтролируемыми вспышками гнева и раздражения лишь углубляет разногласия. Конфликт становится самоцелью.

     Очень типично, что в конфликтной ситуации объективный повод конфликта  сразу же теряется, происходит переход  «на личности», в соперника «выстреливают» самыми обидными, самыми ранящими словами. Соперники даже иногда, не нарушая приличий, идут на самое настоящее «психологическое убийство»; несколькими ядовитыми словами или фразами они уничтожают соперника, разрушают сложившийся у него образ самого себя как достойного человека.

     Последствия унижений переживаются и ощущаются  участниками (особенно побежденными, жертвами) всю жизнь. Они отравляют людям  существование, снятся в кошмарных  снах. Вызванные подобными унижениями тревога, беспокойство, чувство неполноценности, ощущение невозможности достигнуть поставленных целей и жить по усвоенным с детства моральным нормам нередко являются причиной или дополнительным стимулом для развития тяжелейших болезней, существенно сокращающих человеческую жизнь.

     Часто агрессор защищает и оправдывает себя тем, что приписывает свои агрессивные устремления окружающим и, особенно, людям, которые находятся в зависимости от него. Он искренне считает, что другие относятся к нему враждебно, только и ждут удобного момента, чтобы устроить ему какую-нибудь каверзу. Это делает человека еще более агрессивным и подозрительным, он все чаще втягивается в конфликтные ситуации и еще больше убеждается в своей печальной «правоте». С таким развитием событий особенно трудно справиться потому, что его причины остаются неосознанными. Защитные механизмы личности с легкостью приукрашивают «я», сваливая вину на других.

     В эмоциональной, конфликтной ситуации сознание сужается и действительность воспринимается искаженно. Человек  склонен в конфликте впадать  в иллюзию собственного благородства, то есть совершенно искренне считать себя правым, высокоморальным, поступающим «по чести», тогда как поведение «соперника» видится не выдерживающим никакой критики. Такое упрощение, примитивизация действительности встречаются часто. Если подобное поведение становится привычным, то постепенно человек оказывается не способен объективно, критично оценивать его. Он учится на собственных ошибках лишь тому, что «с волками жить — по-волчьи выть», и использует соответствующие формы общения с другими.

     Что же, в первую очередь, вызывает и  поддерживает конфликт? К сожалению, прежде всего, то, что его участники, как правило, озабочены ложно  понятым самоутверждением, стремлением  поставить соперника «на место», сказать «последнее слово», оказаться  правым, более сильным. Каждый старается не уронить своего достоинства, а то и самоутвердиться, унизив другого, и оказаться, таким образом, выше него.

     Ядром конфликтного поведения, таким образом, оказывается неудовлетворенная  потребность в самоутверждении, отсутствие уверенности в том, что наше «я» достойно любви и уважения. Именно люди, неуверенные в себе в глубине души (а внешне они часто демонстрируют нарочитую самоуверенность и превосходство), больше других нуждаются в бесконечном подкреплении своей «высокой» самооценки.

     Таким людям трудно уступить в конфликте, признать свою ошибку, так как это  выбивает последние кирпичики из их шатающегося постамента. Всеми  силами, любыми средствами они готовы поддерживать свое мнимое благополучие и, прежде всего, за счет других.

     Таким людям бывает жизненно важно доказать, что «все кругом - подлецы», «каждый  думает только о себе». Ведь «если  все - плохие, то я не так уж и плох на их фоне!»

     Неудивительно, что человек наиболее болезненно воспринимает и менее всего склонен  прощать другим именно унижение своего достоинства, хотя интуитивно понимает, что умение признать свою вину - чаще всего признак силы, а упорствование в своей якобы правоте - признак слабости, неуверенности.

     Вспомним  латинскую пословицу: «Юпитер, ты сердишься, значит, ты неправ». В самом деле, мы особенно раздраженно реагируем именно в той ситуации, когда ощущаем себя не вполне правыми.

     Известно, что с наибольшей готовностью  люди клеймят в других именно собственные  ошибки и недостатки, тем самым  как бы говоря: «Ко мне-то это не относится, уж я-то совсем не такой». Очень агрессивно человек реагирует на те поступки других, которые ему и самому хотелось бы совершить, но он не решается это сделать по многим причинам. Чувствуя себя несправедливо обиженным, такой человек искренне возмущается: «Как он смеет! Что он себе позволяет!». А за этим стоит: «Я-то ведь себе этого не позволяю, хоть мне и хочется!».

     Ощутив  подкатывающий к горлу комок  гнева, спросим себя: «Почему я  с такой горячностью на это  ополчаюсь, нет ли здесь досады на себя из-за собственной вины?» Чтобы осознать истинное положение, необходимо немалое мужество. Прав был Лев Толстой, говоря, что мы не любим тех, кому сделали зло. Они искренне кажутся нам плохими, неприятными людьми. В самом деле, как бы мы иначе оправдали свой поступок по отношению к ним?

     Выделяют  следующие стадии протекания конфликта:

  1. Стадия потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей и норм — положение дел накануне конфликта. На этой стадии уже существуют какие-то предпосылки для конфликта, возможно, имеется сильная напряженность в отношениях, но она пока не выливается в открытые конфликтные столкновения. Такое положение дел может сохраняться довольно долго. Эта стадия может быть также обозначена как латентный, или скрытый, конфликт.
  2. Стадия перехода потенциального конфликта в реальный, или стадия осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов.

Информация о работе Конфликтология, ее предмед и задачи. Понятие « конфликт»