Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:41, курсовая работа
Проблема конфликтных ситуаций и конфликтного поведения в межличностных отношениях - объект многолетних исследований в психологии. Интерес к теоретическому и практическому изучению конфликтов в настоящее время объясняется усилением конфликтности и напряженности в различных сферах жизни. Возникло определенное противоречие между запросами практики по управлению конфликтами и теоретическими и практическими возможностями современной психологии по осмыслению происходящих явлений и разработке практических подходов и рекомендаций по работе с конфликтами, это свидетельствует об актуальности выбранной темы[11;8].
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………5
I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Основные подходы к проблеме конфликта……………………….7
Факторы, формирующие развитие конфликтных ситуаций и стратегии поведения в конфликтных ситуациях………………………………15
Методы и способы изучения конфликтного поведения…………30
Важно иметь в виду, что стратегия уступки оправданна в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. В этом случае она ведет к временному перемирию, является важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации.
4). Компромисс. Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки[12].
Стратегия компромисса не только не портит межличностные отношения, но и способствует их положительному развитию.
При анализе данной стратегии важно иметь в виду следующие существенные моменты:
Понятие «компромисс» по содержанию близко к понятию «консенсус». Сходство их заключается в том, что и компромисс, и консенсус отражают взаимные уступки субъектов социального взаимодействия. Поэтому при анализе и обосновании стратегии компромисса важно опираться на правила и механизмы достижения консенсуса в социальной практике.
5). Сотрудничество. Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений[12].
Особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. Если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одного или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве не может быть и речи. В этом случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Сотрудничество возможно лишь в том случае, когда сложный предмет конфликта допускает маневр интересов противоборствующих сторон, обеспечивая их сосуществование в рамках возникшей проблемы и развитие событий в благоприятном направлении.
Стратегия
сотрудничества включает в себя все
другие стратегии (уход, уступка, компромисс,
противоборство). При этом другие стратегии
в сложном процессе сотрудничества
играют подчиненную роль, они в
большей степени выступают
Являясь одной из самых сложных стратегий, стратегия сотрудничества отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.
Конфликт как социальное действие имеет негативное влияние на психику человека и повышает напряженность во взаимоотношении персонала предприятия. Но он также выполняет важную позитивную функцию - служит выражению неудовлетворенности или протеста субъектов, то есть информирует стороны об их интересах и потребностях, сигнализирует о необходимости выходить на новый, более высокий уровень взаимоотношений.
Выделяются следующие практические подходы к изучению конфликта:
1. Экспериментальное конструирование конфликта, преимущественно в лабораторных условиях.
За
основу берутся конфликтные игры
и их модификации, конфликтные ситуации,
моделирующие реальные жизненные столкновения.
Подобные исследования конфликтов связаны
с большими трудностями организационного
плана. Во-первых, некоторые из них
неприемлемы с нравственной точки
зрения. Во-вторых, на основе простых, в
значительной степени управляемых,
конфликтов нельзя делать выводы применительно
к жизненным реальным ситуациям
(так как нет никакой
2. Личностные опросники и тесты, а также варианты социометрии;
Конфликт изучается через напряженность во взаимоотношениях, предрасположенность к агрессивному поведению различных лиц, наличие микрогруппы с отрицательной направленностью. К недостаткам данного подхода можно отнести: за рамками такого исследования остается конфликт как социально-психологическое явление, возникающее в процессе взаимодействия людей; причины конфликта не раскрываются; информация, получаемая от респондента, "приглаживается" самим респондентом; личностные особенности (например, склонность к ригидному или агрессивному поведению в отношениях с другими людьми) подвергается ситуативному изменению.
3. Исторический (ретроспективный).
Описание конкретных конфликтных ситуаций, уже имевших место (проводится анализ действий участников, объекта, причин, способов и приемов взаимодействия, исход и т.д.). Хотя данный подход более социологичен, чем психологичен, при умелой формулировке вопросов он в значительной мере позволяет воссоздать социально-психологическую картину конфликта. Однако подобные методы не лишены недостатков. Во-первых, очень многое зависит от того, кто описывает конфликт, так как вольно или невольно он занимает определенную позицию в анализируемой ситуации, а это снижает достоверность информации. Во-вторых, многое зависит от охвата вопросами всех характеристик конфликта. Возможно упущение важных характеристик, причин, которые привели к конфликту, его динамики, последствий из-за использования различных методов (бесед, интервью, анализ документов, анкетирования), что создает трудности в систематизации информации. В-третьих, за всеобъемлющим и комплексным описанием конфликтов теряется объяснение и поиск существенных связей, что, в конце концов, самое важное в подобных исследованиях конфликта[6].
Рассмотрим
две распространенные методики исследования
конфликта – методику диагностики
уровня субъективного контроля Дж. Роттера
и ситуационный метод исследования конфликтов
А. Я. Анцупова[1;2]
Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера.
В основу определения УСК личности положены 2 предпосылки[18]:
Данная методика диагностирует Уровень Субъективного Контроля личности при социальном взаимодействии и может использоваться при отборе персонала для работы с людьми. Методика УСК - предназначена для оценки сформированного уровня субъективного контроля личности. Методика УСК описание может применяться в клинической психодиагностике, при профотборе, семейной консультации. Показатели методики УСК организованы в соответствии с иерархической структурой системы регуляции деятельности и включают в себя все шкалы индивидуального УСК личности[17;18].
Ситуационный метод исследования конфликтов А. Я. Анцупова
Для
того чтобы предупредить возникновение
деструктивных конфликтов между
работниками, необходимо хорошо знать
характер взаимоотношений в коллективе,
иметь информацию о тенденциях в
их развитии, видеть сотрудников, имеющих
трудности в общении с
Без знания общего характера взаимоотношений между сотрудниками трудно говорить об эффективной работе по предупреждению конфликтов в организациях.
Модульный социотест Анцупова (МСА) предназначен для комплексной диагностики взаимоотношений и межличностных конфликтов в группе. Он имеет модульную структуру и включает две базовые и несколько дополнительных измерительных шкал.
В зависимости от целей в опросный лист может включаться от одного до семи-девяти вопросов. Оценки выставляются на специальном бланке, разработанном таким образом, чтобы исключить всякое подозрение опрашиваемого относительно возможности его идентификации по почерку. При ответе на каждый вопрос от +5 до -5 и от 0 до 10.
Длительность процедуры опроса с помощью МСА зависит от количества используемых модулей и численности группы. Продолжительность опроса группы в 20 человек по четырем модулям составляет 20-35 минут. Практика показывает, что количество оценок , даваемых опрашиваемыми в ходе одного опроса, не должно превышать 100-120. При необходимости дать большее количество оценок, опрашиваемые начинают работать формально.
Основные достоинства модульного социотеста связаны со следующими его особенностями:
- оцениваются реальная
- учитываются абсолютно все
- повышается точность оценок
в результате использования
- повышается правдивость
- выявляются не только
- все взаимоотношения и
- собирается достаточно
Основные недостатки МСА связаны с его ориентацией на диагностику взаимоотношений и конфликтов и не позволяют выявить их причины. Объяснение полученных данных требует от конфликтолога определенного опыта работы с методикой.
Выводы. Таким образом, мы изучили различные подходы к пониманию конфликта и конфликтного поведения. На основе изученного материала можно сделать следующие выводы: