Конфликтное поведение личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:41, курсовая работа

Описание работы

Проблема конфликтных ситуаций и конфликтного поведения в межличностных отношениях - объект многолетних исследований в психологии. Интерес к теоретическому и практическому изучению конфликтов в настоящее время объясняется усилением конфликтности и напряженности в различных сферах жизни. Возникло определенное противоречие между запросами практики по управлению конфликтами и теоретическими и практическими возможностями современной психологии по осмыслению происходящих явлений и разработке практических подходов и рекомендаций по работе с конфликтами, это свидетельствует об актуальности выбранной темы[11;8].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………5
I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Основные подходы к проблеме конфликта……………………….7
Факторы, формирующие развитие конфликтных ситуаций и стратегии поведения в конфликтных ситуациях………………………………15
Методы и способы изучения конфликтного поведения…………30

Работа содержит 1 файл

Конфликтное поведение личности.docx

— 65.91 Кб (Скачать)

   Важно иметь в виду, что стратегия  уступки оправданна в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. В этом случае она ведет к временному перемирию, является важным этапом на пути конструктивного  разрешения конфликтной ситуации.

   4). Компромисс. Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки[12].

   Стратегия компромисса не только не портит межличностные  отношения, но и способствует их положительному развитию.

   При анализе данной стратегии важно  иметь в виду следующие существенные моменты:

  • компромисс нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта. Взаимная уступка часто является этапом на пути поиска приемлемого решения проблемы;
  • иногда компромисс может исчерпать конфликтную ситуацию. Это возможно при изменении обстоятельств, вызвавших напряженность. Например, два сотрудника претендовали на одну и ту же должность, которая должна освободиться через полгода. Но через три месяца ее сократили, и предмет конфликта исчез;
  • компромисс может принимать как активную, так и пассивную форму. Активная форма компромисса может проявляться в заключении четких договоров, принятии каких-либо обязательств и т.п. Пассивный компромисс — это не что иное, как отказ от каких-либо активных действий по достижению определенных взаимных уступок в тех или иных условиях. Другими словами, в конкретных условиях перемирие может быть обеспеченно пассивностью субъектов конфликтного взаимодействия. Так, отсутствие ненужных «баталий» позволило сотрудникам в приведенном выше примере сохранить между собой нормальные отношения;
  • условия компромисса могут быть мнимыми, когда субъекты конфликтного взаимодействия достигли компромисса на основе неадекватных образов конфликтной ситуации[14].

   Понятие «компромисс» по содержанию близко к  понятию «консенсус». Сходство их заключается  в том, что и компромисс, и консенсус  отражают взаимные уступки субъектов  социального взаимодействия. Поэтому  при анализе и обосновании  стратегии компромисса важно  опираться на правила и механизмы  достижения консенсуса в социальной практике.

   5). Сотрудничество. Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений[12].

   Особое  место в выборе данной стратегии  занимает предмет конфликта. Если предмет  конфликта имеет жизненно важное значение для одного или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве не может быть и речи. В этом случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Сотрудничество возможно лишь в том случае, когда сложный предмет конфликта допускает маневр интересов противоборствующих сторон, обеспечивая их сосуществование в рамках возникшей проблемы и развитие событий в благоприятном направлении.

   Стратегия сотрудничества включает в себя все  другие стратегии (уход, уступка, компромисс, противоборство). При этом другие стратегии  в сложном процессе сотрудничества играют подчиненную роль, они в  большей степени выступают психологическими факторами развития взаимоотношений между субъектами конфликта. Например, противоборство может быть использовано одним из участников конфликта как демонстрация своей принципиальной позиции в адекватной ситуации[4;18;20].

   Являясь одной из самых сложных стратегий, стратегия сотрудничества отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить  возникшую проблему.

    Конфликт  как социальное действие имеет негативное влияние на психику человека и повышает напряженность во взаимоотношении персонала предприятия. Но он также выполняет важную позитивную функцию - служит выражению неудовлетворенности или протеста субъектов, то есть информирует стороны об их интересах и потребностях, сигнализирует о необходимости выходить на новый, более высокий уровень взаимоотношений.

     Выделяются  следующие практические подходы к изучению конфликта:

     1. Экспериментальное конструирование конфликта, преимущественно в лабораторных условиях.

     За  основу берутся конфликтные игры и их модификации, конфликтные ситуации, моделирующие реальные жизненные столкновения. Подобные исследования конфликтов связаны  с большими трудностями организационного плана. Во-первых, некоторые из них  неприемлемы с нравственной точки  зрения. Во-вторых, на основе простых, в  значительной степени управляемых, конфликтов нельзя делать выводы применительно  к жизненным реальным ситуациям (так как нет никакой уверенности, что взаимосвязи, выявленные в игровой  ситуации, проявится также в реальных конфликтах). В-третьих, в эксперименте чрезвычайно трудно смоделировать  мотивацию, которая характерна для  реального конфликта и является определяющей для многих параметров конфликта[6;19].

     2. Личностные опросники и тесты, а также варианты социометрии;

     Конфликт  изучается через напряженность  во взаимоотношениях, предрасположенность  к агрессивному поведению различных  лиц, наличие микрогруппы с отрицательной направленностью. К недостаткам данного подхода можно отнести: за рамками такого исследования остается конфликт как социально-психологическое явление, возникающее в процессе взаимодействия людей; причины конфликта не раскрываются; информация, получаемая от респондента, "приглаживается" самим респондентом; личностные особенности (например, склонность к ригидному или агрессивному поведению в отношениях с другими людьми) подвергается ситуативному изменению.

     3. Исторический (ретроспективный).

     Описание  конкретных конфликтных ситуаций, уже  имевших место (проводится анализ действий участников, объекта, причин, способов и приемов взаимодействия, исход  и т.д.). Хотя данный подход более  социологичен, чем психологичен, при умелой формулировке вопросов он в значительной мере позволяет воссоздать социально-психологическую картину конфликта. Однако подобные методы не лишены недостатков. Во-первых, очень многое зависит от того, кто описывает конфликт, так как вольно или невольно он занимает определенную позицию в анализируемой ситуации, а это снижает достоверность информации. Во-вторых, многое зависит от охвата вопросами всех характеристик конфликта. Возможно упущение важных характеристик, причин, которые привели к конфликту, его динамики, последствий из-за использования различных методов (бесед, интервью, анализ документов, анкетирования), что создает трудности в систематизации информации. В-третьих, за всеобъемлющим и комплексным описанием конфликтов теряется объяснение и поиск существенных связей, что, в конце концов, самое важное в подобных исследованиях конфликта[6].

     Рассмотрим  две распространенные методики исследования конфликта – методику диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера и ситуационный метод исследования конфликтов А. Я. Анцупова[1;2] 

   Методика  диагностики уровня субъективного  контроля Дж. Роттера.

   В основу определения УСК личности положены 2 предпосылки[18]:

  1. Люди различаются между собой по тому как и где они локализируют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два типа такой локализации: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил – случая, других людей и т.д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального до интернального типа.
  2. Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности в случае неудач и в сфере достижений, причем это в равной степени касается различных областей социальной жизни.

  Данная  методика диагностирует Уровень Субъективного Контроля личности при социальном взаимодействии и может использоваться при отборе персонала для работы с людьми. Методика УСК - предназначена для оценки сформированного уровня субъективного контроля личности. Методика УСК описание может применяться в клинической психодиагностике, при профотборе, семейной консультации. Показатели методики УСК организованы в соответствии с иерархической структурой системы регуляции деятельности и включают в себя все шкалы индивидуального УСК личности[17;18].

   Ситуационный метод исследования конфликтов А. Я. Анцупова

   Для того чтобы предупредить возникновение  деструктивных конфликтов между  работниками, необходимо хорошо знать  характер взаимоотношений в коллективе, иметь информацию о тенденциях в  их развитии, видеть сотрудников, имеющих  трудности в общении с окружающими, помогать им в налаживании отношений  и т.д[1].

   Без знания общего характера взаимоотношений  между сотрудниками трудно говорить об эффективной работе по предупреждению конфликтов в организациях. 

   Модульный социотест Анцупова (МСА) предназначен для комплексной диагностики взаимоотношений и межличностных конфликтов в группе. Он имеет модульную структуру и включает две базовые и несколько дополнительных измерительных шкал.

   В зависимости от целей в опросный лист может включаться от одного до семи-девяти вопросов. Оценки выставляются на специальном бланке, разработанном  таким образом, чтобы исключить  всякое подозрение опрашиваемого относительно возможности его идентификации  по почерку. При ответе на каждый вопрос от +5 до -5 и от 0 до 10.

   Длительность  процедуры опроса с помощью МСА  зависит от количества используемых модулей и численности группы. Продолжительность опроса группы в 20 человек по четырем модулям  составляет 20-35 минут. Практика показывает, что количество оценок , даваемых опрашиваемыми в ходе одного опроса, не должно превышать 100-120. При необходимости  дать большее количество оценок, опрашиваемые начинают работать формально.

   Основные  достоинства модульного социотеста связаны со следующими его особенностями:

    - оцениваются реальная деятельность  и реальные взаимоотношения каждого  члена группы за достаточно  длительные период, что повышает  объективность оценки;

    - учитываются абсолютно все взаимоотношения  в группе;

    - повышается точность оценок  в результате использования достаточно  «тонкой» 10-бальной шкалы;

    - повышается правдивость ответов  путем определения самим опрашиваемым  степени анонимности их;

    - выявляются не только конфликты,  но и общий характер взаимоотношений  в группе, оцениваются возможности  коллектива, определяются лидеры  и аутсайдеры в разных сферах  деятельности группы и др.;

    - все взаимоотношения и конфликты  оцениваются количественно, что  позволяет стандартизировать данные;

    - собирается достаточно разносторонняя  информация, позволяющая не только  диагностировать конфликты, но  и определить их некоторые  причины, оценить группу в целом  и каждого из ее членов[1;2].

   Основные  недостатки МСА связаны с его  ориентацией на диагностику взаимоотношений  и конфликтов и не позволяют выявить  их причины. Объяснение полученных данных требует от конфликтолога определенного опыта работы с методикой.

   Выводы. Таким образом, мы изучили различные подходы к пониманию конфликта и конфликтного поведения. На основе изученного материала можно сделать следующие выводы:

  1. Можно выделить 2 этапа в истории изучения конфликта: начала XX века- 50-е гг.; конец 50-х гг. - настоящее время. На рубеже 50-х - 60-х годов появляются исследования, где научный интерес психологов обращен непосредственно к этому феномену.
  2. Выделяются основные подходы к изучению конфликта – это психоаналитический; социотропный; этологический; теория групповой динамики; фрустрационно – агрессивный; поведенческий; социометрический; интеракционистский.
  3. Основными признаками конфликтов являются 1). Наличие противоречия в целях, интересах, мотивах и т.п.; 2). Репрезентация данного противоречия в сознании или осознание наличия противоречия, несовместимость целей, интересов; 3. Активность, направленная на преодоление этого противоречия.

Информация о работе Конфликтное поведение личности